Гарантии членам избирательной комиссии с правом решающего голоса
Подборка наиболее важных документов по запросу Гарантии членам избирательной комиссии с правом решающего голоса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О распространении на членов избирательных комиссий обязанности уведомлять о конфликте интересов
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Однако изменение рассмотренных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" не повлекло за собой корректировку п. 15.3 и 15.4 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." относительно обязанностей лиц, замещающих должности члена избирательной комиссии с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе. Они остаются неизменными до настоящего времени.
(Акунченко Е.А., Дамм И.А., Роньжина О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)Однако изменение рассмотренных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" не повлекло за собой корректировку п. 15.3 и 15.4 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." относительно обязанностей лиц, замещающих должности члена избирательной комиссии с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе. Они остаются неизменными до настоящего времени.
Вопрос: Какой правовой статус у члена избирательной комиссии с правом решающего голоса?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По смыслу п. 1 ст. 29 ФЗ "Об основных гарантиях" член избирательной комиссии (далее также - ИК) с правом решающего голоса назначается из числа дееспособных граждан РФ, достигших 18 лет, не имеющих иностранного гражданства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства (требование об отсутствии вида на жительство в отношении членов территориальной ИК признано не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 N 14-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М. Малицкого"). Для членов ЦИК РФ устанавливается дополнительное требование - наличие высшего образования (п. 5 ст. 21 ФЗ "Об основных гарантиях"). В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 29 ФЗ "Об основных гарантиях" не могут быть членами ИК с правом решающего голоса:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По смыслу п. 1 ст. 29 ФЗ "Об основных гарантиях" член избирательной комиссии (далее также - ИК) с правом решающего голоса назначается из числа дееспособных граждан РФ, достигших 18 лет, не имеющих иностранного гражданства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства (требование об отсутствии вида на жительство в отношении членов территориальной ИК признано не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 N 14-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М. Малицкого"). Для членов ЦИК РФ устанавливается дополнительное требование - наличие высшего образования (п. 5 ст. 21 ФЗ "Об основных гарантиях"). В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 29 ФЗ "Об основных гарантиях" не могут быть членами ИК с правом решающего голоса:
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"80. Закон об основных гарантиях избирательных прав устанавливает запрет на участие членов избирательных комиссий с правом решающего голоса (наряду с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления организаций независимо от формы собственности, учреждений) в сборе подписей. Подписи, собранные с нарушением данных требований, признаются недействительными (пункт 6 статьи 37 названного закона).
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"80. Закон об основных гарантиях избирательных прав устанавливает запрет на участие членов избирательных комиссий с правом решающего голоса (наряду с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления организаций независимо от формы собственности, учреждений) в сборе подписей. Подписи, собранные с нарушением данных требований, признаются недействительными (пункт 6 статьи 37 названного закона).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)В области административной ответственности гарантии, предоставляемые членам избирательных комиссий, не являются их личной привилегией, имеют публично-правовой характер, поскольку призваны служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом таких лиц именно в силу осуществляемых ими публично значимых полномочий, ограждая их в период исполнения указанных полномочий от необоснованных преследований и способствуя беспрепятственной деятельности избирательных комиссий, их самостоятельности и независимости. Такие гарантии полностью исключают возможность привлечения к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, лица, являющегося членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)В области административной ответственности гарантии, предоставляемые членам избирательных комиссий, не являются их личной привилегией, имеют публично-правовой характер, поскольку призваны служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом таких лиц именно в силу осуществляемых ими публично значимых полномочий, ограждая их в период исполнения указанных полномочий от необоснованных преследований и способствуя беспрепятственной деятельности избирательных комиссий, их самостоятельности и независимости. Такие гарантии полностью исключают возможность привлечения к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, лица, являющегося членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.
Статья: Избирательная комиссия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отличие от УИК, непосредственно участвующей в проведении голосования избирателей и подсчета голосов, для ТИК установлен более конкретный порядок формирования. ТИК формируется избирательной комиссией субъекта РФ на 5 лет в составе от 5 до 14 членов с правом решающего голоса (п. п. 3, 5, 6 ст. 26 Закона об основных гарантиях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отличие от УИК, непосредственно участвующей в проведении голосования избирателей и подсчета голосов, для ТИК установлен более конкретный порядок формирования. ТИК формируется избирательной комиссией субъекта РФ на 5 лет в составе от 5 до 14 членов с правом решающего голоса (п. п. 3, 5, 6 ст. 26 Закона об основных гарантиях).
Статья: Обзор практики по делам о банкротстве за ноябрь 2020 года
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Арбитражный управляющий, являющийся членом избирательной комиссии, привлечен к административной ответственности за нарушения возложенных на него обязанностей при проведении процедур банкротства в отношении должника в рамках дела о банкротстве. Арбитражный управляющий является членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. ВС РФ отметил, что согласно п. 18 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ. Таким образом, без получения согласия прокурора субъекта РФ арбитражный управляющий не может быть привлечен к ответственности.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Арбитражный управляющий, являющийся членом избирательной комиссии, привлечен к административной ответственности за нарушения возложенных на него обязанностей при проведении процедур банкротства в отношении должника в рамках дела о банкротстве. Арбитражный управляющий является членом территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. ВС РФ отметил, что согласно п. 18 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта РФ. Таким образом, без получения согласия прокурора субъекта РФ арбитражный управляющий не может быть привлечен к ответственности.
Статья: Отказ работодателя от реализации полномочий по управлению трудом в актах социального партнерства: конституционно-правовой анализ
(Ситников А.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Однако при обращении к решениям Конституционного Суда РФ может сложиться впечатление, что определение в актах социального партнерства категорий работников, не подлежащих сокращению, является правомерным. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 1 июня 2010 г. N 840-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Городское поселение "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 19 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" было указано, что установленный оспариваемым положением запрет на увольнение работника, на которого в установленном порядке возложены полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, посредством сокращения численности и штата работников в период избирательной кампании не нарушает право работодателя на принятие кадровых решений. А в Определении Конституционного Суда РФ от 4 ноября 2004 г. N 343-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Красноярска о проверке конституционности части первой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации" был сделан такой же вывод в отношении установленного ч. 1 ст. 261 ТК РФ запрета на увольнение беременных женщин по инициативе работодателя, в том числе в связи с сокращением численности или штата.
(Ситников А.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)Однако при обращении к решениям Конституционного Суда РФ может сложиться впечатление, что определение в актах социального партнерства категорий работников, не подлежащих сокращению, является правомерным. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 1 июня 2010 г. N 840-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Городское поселение "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 19 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" было указано, что установленный оспариваемым положением запрет на увольнение работника, на которого в установленном порядке возложены полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, посредством сокращения численности и штата работников в период избирательной кампании не нарушает право работодателя на принятие кадровых решений. А в Определении Конституционного Суда РФ от 4 ноября 2004 г. N 343-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Красноярска о проверке конституционности части первой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации" был сделан такой же вывод в отношении установленного ч. 1 ст. 261 ТК РФ запрета на увольнение беременных женщин по инициативе работодателя, в том числе в связи с сокращением численности или штата.
Статья: Правоприменительная практика возврата уголовных дел прокурору по транспортным преступлениям: обзор и анализ
(Закидальский Д.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 3)К числу наиболее серьезных относятся случаи возбуждения уголовных дел лицами, не обладающими соответствующими полномочиями. Так, в Постановлении Первого кассационного суда от 13 сентября 2023 г. по делу N 77-4151/2023 указано, что уголовное дело возбуждено в отношении Р., которая на момент возбуждения являлась членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Это противоречит положениям ст. 448 УПК РФ. В Постановлении Девятого кассационного суда от 13 октября 2022 г. по делу N 77-1850/2022 суд также признал возбуждение дела незаконным, поскольку нарушены процессуальные гарантии при привлечении к уголовной ответственности члена избирательной комиссии. Постановлением Московского городского суда от 13 июля 2022 г. по делу N 10-11832/2022 установлено, что уголовное дело возбуждено ненадлежащим должностным лицом и обвинение предъявлено не тем должностным лицом.
(Закидальский Д.Е.)
("Транспортное право", 2025, N 3)К числу наиболее серьезных относятся случаи возбуждения уголовных дел лицами, не обладающими соответствующими полномочиями. Так, в Постановлении Первого кассационного суда от 13 сентября 2023 г. по делу N 77-4151/2023 указано, что уголовное дело возбуждено в отношении Р., которая на момент возбуждения являлась членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Это противоречит положениям ст. 448 УПК РФ. В Постановлении Девятого кассационного суда от 13 октября 2022 г. по делу N 77-1850/2022 суд также признал возбуждение дела незаконным, поскольку нарушены процессуальные гарантии при привлечении к уголовной ответственности члена избирательной комиссии. Постановлением Московского городского суда от 13 июля 2022 г. по делу N 10-11832/2022 установлено, что уголовное дело возбуждено ненадлежащим должностным лицом и обвинение предъявлено не тем должностным лицом.