Функции муниципального земельного контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Функции муниципального земельного контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Течение срока исковой давности по искам о защите права публичной собственности начинается со дня, когда публично-правовое образование в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении своего права как собственника имущества и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права
Определение Верховного Суда РФ от 24.07.2018 N 5-КГ18-95 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 200, ст. 301 ГК РФВ соответствии со ст. 72 ЗК РФ и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ на органы местного самоуправления возложена функция проведения муниципального земельного контроля (в том числе контроля за недопущением самовольного занятия земель). Следовательно, о нарушении права собственности орган местного самоуправления может либо должен узнать со дня проведения проверки, и именно с этого момента подлежит исчислению срок исковой давности.
Определение Верховного Суда РФ от 24.07.2018 N 5-КГ18-95 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 200, ст. 301 ГК РФВ соответствии со ст. 72 ЗК РФ и ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ на органы местного самоуправления возложена функция проведения муниципального земельного контроля (в том числе контроля за недопущением самовольного занятия земель). Следовательно, о нарушении права собственности орган местного самоуправления может либо должен узнать со дня проведения проверки, и именно с этого момента подлежит исчислению срок исковой давности.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 08.08.2023 по делу N 88-25134/2023 (УИД 23RS0050-01-2022-004172-71)
Категория: Земельные споры.
Требования заявителя: О запрете эксплуатации объектов капитального строительства гостиничного типа до изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Обстоятельства: В результате обследования органом местного самоуправления установлено, что земельный участок используется собственником не по целевому назначению под гостиничное обслуживание.
Решение: Удовлетворено.Согласно пункту 1.5 Регламента предметом исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля является контроль за: использованием земельных участков, предоставленных гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с условиями, установленными правовыми актами о предоставлении земельных участков, правовым режимом использования земель, а также договорами аренды земельных участков, договорами безвозмездного пользования земельными участками; соблюдением установленных требований о недопущении и исключении самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков или использования их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Категория: Земельные споры.
Требования заявителя: О запрете эксплуатации объектов капитального строительства гостиничного типа до изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Обстоятельства: В результате обследования органом местного самоуправления установлено, что земельный участок используется собственником не по целевому назначению под гостиничное обслуживание.
Решение: Удовлетворено.Согласно пункту 1.5 Регламента предметом исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля является контроль за: использованием земельных участков, предоставленных гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с условиями, установленными правовыми актами о предоставлении земельных участков, правовым режимом использования земель, а также договорами аренды земельных участков, договорами безвозмездного пользования земельными участками; соблюдением установленных требований о недопущении и исключении самовольного строительства и самовольного занятия земельных участков или использования их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)На важность отграничения этих статусов Минэкономразвития России обращало внимание еще в 2010 г. Так, в Письме от 13 декабря 2010 г. N Д23-5061 <3> говорится, что реализация функции муниципального земельного контроля не должна пониматься как реализация прав муниципального образования как собственника земельных участков, поскольку осуществление функции по муниципальному земельному контролю является функцией публично-правового образования. Одновременно муниципальное образование, являясь собственником или распорядителем соответствующих земельных участков, может выступать на рынке как хозяйствующий субъект и, соответственно, вступать в гражданско-правовые отношения (например, при заключении договоров купли-продажи или аренды земельных участков).
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)На важность отграничения этих статусов Минэкономразвития России обращало внимание еще в 2010 г. Так, в Письме от 13 декабря 2010 г. N Д23-5061 <3> говорится, что реализация функции муниципального земельного контроля не должна пониматься как реализация прав муниципального образования как собственника земельных участков, поскольку осуществление функции по муниципальному земельному контролю является функцией публично-правового образования. Одновременно муниципальное образование, являясь собственником или распорядителем соответствующих земельных участков, может выступать на рынке как хозяйствующий субъект и, соответственно, вступать в гражданско-правовые отношения (например, при заключении договоров купли-продажи или аренды земельных участков).
Статья: Некоторые аспекты взаимодействия органов государственной власти и специализированных муниципалитетов в сфере землепользования: особенности и пути решения проблемных вопросов
(Петряев П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Представительный орган закрытого муниципального образования утверждает положение о муниципальном земельном контроле, а функции по его исполнению возложены муниципалитетом на Комитет по управлению имуществом ЗАТО. Под его контролем находятся все земли ЗАТО, кроме земель градообразующих объектов. Свою деятельность указанный комитет осуществляет в тесном сотрудничестве с органами государственного земельного контроля, территориальными подразделениями санитарно-эпидемиологической и архитектурно-градостроительной служб, прокуратурой и другими правоохранительными органами. Отраслевое взаимодействие осуществляется с федеральными министерствами (ведомствами), к ведению которых относятся ЗАТО.
(Петряев П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Представительный орган закрытого муниципального образования утверждает положение о муниципальном земельном контроле, а функции по его исполнению возложены муниципалитетом на Комитет по управлению имуществом ЗАТО. Под его контролем находятся все земли ЗАТО, кроме земель градообразующих объектов. Свою деятельность указанный комитет осуществляет в тесном сотрудничестве с органами государственного земельного контроля, территориальными подразделениями санитарно-эпидемиологической и архитектурно-градостроительной служб, прокуратурой и другими правоохранительными органами. Отраслевое взаимодействие осуществляется с федеральными министерствами (ведомствами), к ведению которых относятся ЗАТО.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 03.07.2019 N 26-П
"По делу о проверке конституционности статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и части 10 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации городского округа Верхняя Пышма"Неразграниченные земли по-прежнему составляют значительную часть земельного фонда страны. Земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, предоставляются гражданам и юридическим лицам органами местного самоуправления, если находятся на соответствующей муниципальной территории. Такое полномочие возложено на органы местного самоуправления статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", при этом предоставление указанных участков не было отнесено к вопросам местного значения. Вместе с тем такие вопросы местного значения, как утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства и реконструкции, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, резервирование земель и изъятие земельных участков для муниципальных нужд, муниципальный земельный контроль, хотя и тесно связаны с земельными правоотношениями, но не включают в себя собственно предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
"По делу о проверке конституционности статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и части 10 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации городского округа Верхняя Пышма"Неразграниченные земли по-прежнему составляют значительную часть земельного фонда страны. Земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, предоставляются гражданам и юридическим лицам органами местного самоуправления, если находятся на соответствующей муниципальной территории. Такое полномочие возложено на органы местного самоуправления статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", при этом предоставление указанных участков не было отнесено к вопросам местного значения. Вместе с тем такие вопросы местного значения, как утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства и реконструкции, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, резервирование земель и изъятие земельных участков для муниципальных нужд, муниципальный земельный контроль, хотя и тесно связаны с земельными правоотношениями, но не включают в себя собственно предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
<Письмо> Роснедвижимости от 20.07.2005 N ММ/0644
"О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля"В связи с этим Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости подготовлены и направляются для использования в работе Методические рекомендации по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации.
"О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля"В связи с этим Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости подготовлены и направляются для использования в работе Методические рекомендации по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Земельный комитет создан в целях осуществления муниципального земельного контроля, организации землеустройства и учета муниципальных земель, реализации полномочий Администрации города Екатеринбурга по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)Земельный комитет создан в целях осуществления муниципального земельного контроля, организации землеустройства и учета муниципальных земель, реализации полномочий Администрации города Екатеринбурга по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> См., например: Решение Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 24 октября 2017 г. N 329 "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории Верхнеуфалейского городского округа" // Уфалейский рабочий. 2017. 27 окт. N 43; Постановление администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области от 22 марта 2017 г. N 105 "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле". Доступ из СПС "КонсультантПлюс: Сводное региональное законодательство".
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> См., например: Решение Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 24 октября 2017 г. N 329 "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории Верхнеуфалейского городского округа" // Уфалейский рабочий. 2017. 27 окт. N 43; Постановление администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области от 22 марта 2017 г. N 105 "Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле". Доступ из СПС "КонсультантПлюс: Сводное региональное законодательство".
Статья: Взаимодействие как функция административно-организационной деятельности
(Калинина Л.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)б) разных уровнях власти. Например, взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти <9>. При осуществлении земельного контроля регламентируется взаимодействие органов государственного и муниципального земельного контроля <10>. В теоретических исследованиях отраслевого характера также затрагиваются вопросы и проблемы взаимодействия органов публичной администрации, например, Г.И. Калинин рассматривал данную функцию, анализируя государственное управление в сфере ветеринарии <11>;
(Калинина Л.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)б) разных уровнях власти. Например, взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти <9>. При осуществлении земельного контроля регламентируется взаимодействие органов государственного и муниципального земельного контроля <10>. В теоретических исследованиях отраслевого характера также затрагиваются вопросы и проблемы взаимодействия органов публичной администрации, например, Г.И. Калинин рассматривал данную функцию, анализируя государственное управление в сфере ветеринарии <11>;
Статья: Правовые проблемы модернизации института государственного управления в сфере использования и охраны земель
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Если обратиться к специальным функциям государственного и муниципального управления земельными ресурсами, то в ЗК РФ выделены такие, которые относятся именно к управлению земельными ресурсами. Им посвящены особые главы ЗК РФ - X, XI, XII и статьи в иных главах Кодекса. К ним относятся: плата за землю, мониторинг земель, кадастровый учет земельных участков, государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль. Ряд управленческих полномочий закреплен за органами государственной власти и в области землеустройства.
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Если обратиться к специальным функциям государственного и муниципального управления земельными ресурсами, то в ЗК РФ выделены такие, которые относятся именно к управлению земельными ресурсами. Им посвящены особые главы ЗК РФ - X, XI, XII и статьи в иных главах Кодекса. К ним относятся: плата за землю, мониторинг земель, кадастровый учет земельных участков, государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль. Ряд управленческих полномочий закреплен за органами государственной власти и в области землеустройства.
Статья: Об использовании инструментов превенции в контрольной деятельности муниципальных органов
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)<3> Липски С.А. Муниципальный земельный контроль в системе публичных контрольно-надзорных функций // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 4. С. 25.
(Переседов А.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 4)<3> Липски С.А. Муниципальный земельный контроль в системе публичных контрольно-надзорных функций // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 4. С. 25.
Статья: Развитие института государственного земельного контроля (надзора)
(Зиннатуллин А.З.)
("Экологическое право", 2023, N 3)<8> См.: Липски С.А. Муниципальный земельный контроль в системе публичных контрольно-надзорных функций // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 4. С. 21 - 25.
(Зиннатуллин А.З.)
("Экологическое право", 2023, N 3)<8> См.: Липски С.А. Муниципальный земельный контроль в системе публичных контрольно-надзорных функций // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 4. С. 21 - 25.