Форс-мажор решения госорганов
Подборка наиболее важных документов по запросу Форс-мажор решения госорганов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13 "Заключение, изменение и прекращение концессионного соглашения" Федерального закона "О концессионных соглашениях""Частью 3, 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ предусмотрена обязанность концедента рассматривать требования концессионера по изменению существенных условий концессионного соглашения в случае, если реализация концессионного соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в случаях существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении концессионного соглашения, а также в случае, если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие субъектов Российской Федерации в решении задач местного самоуправления
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Первый из перечисленных выше случаев является объективным форс-мажором, когда участие органов государственной власти субъекта РФ необходимо в целях обеспечения решения экстренных вопросов жизнеобеспечения муниципального образования. В такой ситуации решение о введении временного прямого государственного управления на территории муниципалитета принимается главой субъекта РФ на основании решения местного представительного органа или законодательного органа субъекта РФ.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Первый из перечисленных выше случаев является объективным форс-мажором, когда участие органов государственной власти субъекта РФ необходимо в целях обеспечения решения экстренных вопросов жизнеобеспечения муниципального образования. В такой ситуации решение о введении временного прямого государственного управления на территории муниципалитета принимается главой субъекта РФ на основании решения местного представительного органа или законодательного органа субъекта РФ.
Статья: Федеральный закон от 08.12.2020 N 407-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях"
(Володина И.)
("Трудовое право", 2021, N 4)Появился и отдельный вид временного перевода на дистанционную работу в исключительных случаях, например, эпидемия, катастрофа, несчастный случай на производстве, решение государственного или муниципального органа и иные (перечень является открытым). При этом в обстоятельствах форс-мажора достаточно будет локального акта (приказа), с которым нужно ознакомить работника под роспись. Согласие работника на такой перевод не требуется.
(Володина И.)
("Трудовое право", 2021, N 4)Появился и отдельный вид временного перевода на дистанционную работу в исключительных случаях, например, эпидемия, катастрофа, несчастный случай на производстве, решение государственного или муниципального органа и иные (перечень является открытым). При этом в обстоятельствах форс-мажора достаточно будет локального акта (приказа), с которым нужно ознакомить работника под роспись. Согласие работника на такой перевод не требуется.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 26.11.2021 N 2050
(ред. от 10.08.2023)
"Об утверждении Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, Правил внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", Правил рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024)г) невозможности завершения выездной оценки на месте (местах) осуществления деятельности заявителя (аккредитованного лица) вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при таких условиях обстоятельств (форс-мажорные обстоятельства);
(ред. от 10.08.2023)
"Об утверждении Правил осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, Правил проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, Правил внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", Правил рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024)г) невозможности завершения выездной оценки на месте (местах) осуществления деятельности заявителя (аккредитованного лица) вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при таких условиях обстоятельств (форс-мажорные обстоятельства);
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. Публичный партнер обязан рассматривать предложения частного партнера по изменению существенных условий соглашения в случае, если реализация соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении соглашения, а также в случае, если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена невозможность исполнения установленных соглашением обязательств вследствие принятия решений, осуществления действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. Публичный партнер обязан рассматривать предложения частного партнера по изменению существенных условий соглашения в случае, если реализация соглашения стала невозможной в установленные в нем сроки в результате возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении соглашения, а также в случае, если вступившими в законную силу решениями суда или федерального антимонопольного органа установлена невозможность исполнения установленных соглашением обязательств вследствие принятия решений, осуществления действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц.
Готовое решение: Что такое концессионное соглашение
(КонсультантПлюс, 2025)по требованию концессионера - на основании вашего решения, связанного с невозможностью реализовать концессионное соглашение в установленные в нем сроки из-за обстоятельств непреодолимой силы или в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении концессионного соглашения. Такое изменение возможно и в случае, если решением суда или федерального антимонопольного органа установлено, что одна из сторон не может исполнить обязательства из-за решений, действий (бездействия) госорганов, ОМСУ и (или) их должностных лиц;
(КонсультантПлюс, 2025)по требованию концессионера - на основании вашего решения, связанного с невозможностью реализовать концессионное соглашение в установленные в нем сроки из-за обстоятельств непреодолимой силы или в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении концессионного соглашения. Такое изменение возможно и в случае, если решением суда или федерального антимонопольного органа установлено, что одна из сторон не может исполнить обязательства из-за решений, действий (бездействия) госорганов, ОМСУ и (или) их должностных лиц;
Статья: Аренда - срочное расторжение при форс-мажоре
(Редько Д., Ерохин К.)
("Жилищное право", 2022, N 3)Так, согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ предусмотрено, что арендатор вправе потребовать уменьшить арендную плату за 2020 г. в связи с невозможностью использовать арендованное имущество из-за принятия органом госвласти субъекта РФ решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории этого субъекта РФ.
(Редько Д., Ерохин К.)
("Жилищное право", 2022, N 3)Так, согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ предусмотрено, что арендатор вправе потребовать уменьшить арендную плату за 2020 г. в связи с невозможностью использовать арендованное имущество из-за принятия органом госвласти субъекта РФ решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории этого субъекта РФ.
Статья: Мораторий на возбуждение дел о банкротстве и практика взыскания исполнительского сбора
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2023, N 7)Анализ перипетий судебной практики и позиций органов государственной власти приводит к выводу о том, что мораторий на возбуждение дел о банкротстве 2022 года в контексте взыскания исполнительского сбора воспринимался обстоятельством непреодолимой силы, хотя и не всегда признавался таковым судебными инстанциями. Его возникновение и течение находится вне рамок контроля должника. Такая интерпретация представляет сам факт введения моратория на возбуждение дел о банкротстве в качестве нового и самостоятельного основания, при возникновении которого исполнительский сбор не начисляется и не взыскивается.
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2023, N 7)Анализ перипетий судебной практики и позиций органов государственной власти приводит к выводу о том, что мораторий на возбуждение дел о банкротстве 2022 года в контексте взыскания исполнительского сбора воспринимался обстоятельством непреодолимой силы, хотя и не всегда признавался таковым судебными инстанциями. Его возникновение и течение находится вне рамок контроля должника. Такая интерпретация представляет сам факт введения моратория на возбуждение дел о банкротстве в качестве нового и самостоятельного основания, при возникновении которого исполнительский сбор не начисляется и не взыскивается.
Последние изменения: Изменение цены контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2023 г., можно изменить по соглашению сторон, если возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (например, из-за обстоятельств непреодолимой силы). Это является специальным основанием, изменения по которому не имеют ограничений. Например, увеличение цены контракта может превышать размер, предусмотренный Законом N 44-ФЗ. Принятые для осуществления таких изменений решения высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ могут содержать условия его применения. Например, изменение может допускаться, только если стороны выполнят определенные действия (п. 1 Информационного письма).
(КонсультантПлюс, 2025)Существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2023 г., можно изменить по соглашению сторон, если возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (например, из-за обстоятельств непреодолимой силы). Это является специальным основанием, изменения по которому не имеют ограничений. Например, увеличение цены контракта может превышать размер, предусмотренный Законом N 44-ФЗ. Принятые для осуществления таких изменений решения высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ могут содержать условия его применения. Например, изменение может допускаться, только если стороны выполнят определенные действия (п. 1 Информационного письма).
Статья: Конституционная реформа 2020 года как новый этап в развитии Российского государства и ее значение для Приднестровья
(Брусалинская Г.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)Для того чтобы упредить наиболее острые и негативные последствия политических решений, принимаемых в форс-мажорных условиях, в Российской Федерации, несмотря на достаточно сложную ситуацию, проведена масштабная конституционная реформа. Именно она была призвана по-новому выстроить и укрепить вертикаль власти, а также еще детальнее проработать и усилить действующую в стране систему сдержек и противовесов, с тем чтобы в результате всех "переплетений" погасить все потенциальные конфликты и противоречия между ветвями власти и повысить ответственность высших органов государственной власти перед народом.
(Брусалинская Г.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)Для того чтобы упредить наиболее острые и негативные последствия политических решений, принимаемых в форс-мажорных условиях, в Российской Федерации, несмотря на достаточно сложную ситуацию, проведена масштабная конституционная реформа. Именно она была призвана по-новому выстроить и укрепить вертикаль власти, а также еще детальнее проработать и усилить действующую в стране систему сдержек и противовесов, с тем чтобы в результате всех "переплетений" погасить все потенциальные конфликты и противоречия между ветвями власти и повысить ответственность высших органов государственной власти перед народом.
"Трудовое право в условиях больших вызовов: монография"
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Важно отметить, что согласия работника на такой перевод не требуется. В этой связи нормы статьи 312.9 ТК РФ уместно сравнивать с нормами статьи 72.2 ТК РФ о временном переводе на другую работу, за тем исключением, что в статье 72.2 ТК РФ не упоминаются решения органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления в качестве юридических фактов, влекущих за собой соответствующие действия работодателя. А.Б. Гусев и М.А. Юревич называют указанные нормы "принципиальным новшеством" и отмечают, что время нахождения в режиме удаленной работы детерминируется продолжительностью сохранения форс-мажорных обстоятельств либо может вовсе не иметь ограничений <1>.
(Лютов Н.Л., Черных Н.В.)
("Проспект", 2023)Важно отметить, что согласия работника на такой перевод не требуется. В этой связи нормы статьи 312.9 ТК РФ уместно сравнивать с нормами статьи 72.2 ТК РФ о временном переводе на другую работу, за тем исключением, что в статье 72.2 ТК РФ не упоминаются решения органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления в качестве юридических фактов, влекущих за собой соответствующие действия работодателя. А.Б. Гусев и М.А. Юревич называют указанные нормы "принципиальным новшеством" и отмечают, что время нахождения в режиме удаленной работы детерминируется продолжительностью сохранения форс-мажорных обстоятельств либо может вовсе не иметь ограничений <1>.
"Трудовые отношения в условиях развития нестандартных форм занятости: монография"
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Важно отметить, что согласия работника на такой перевод не требуется. В этой связи нормы статьи 312.9 ТК РФ уместно сравнивать с нормами статьи 72.2 ТК РФ о временном переводе на другую работу, за тем исключением, что в статье 72.2 ТК РФ не упоминаются решения органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления в качестве юридических фактов, влекущих за собой соответствующие действия работодателя. А.Б. Гусев и М.А. Юревич называют указанные нормы "принципиальным новшеством" и отмечают, что время нахождения в режиме удаленной работы детерминируется продолжительностью сохранения форс-мажорных обстоятельств либо может вовсе не иметь ограничений <1>.
(под ред. Н.Л. Лютова, Н.В. Черных)
("Проспект", 2022)Важно отметить, что согласия работника на такой перевод не требуется. В этой связи нормы статьи 312.9 ТК РФ уместно сравнивать с нормами статьи 72.2 ТК РФ о временном переводе на другую работу, за тем исключением, что в статье 72.2 ТК РФ не упоминаются решения органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления в качестве юридических фактов, влекущих за собой соответствующие действия работодателя. А.Б. Гусев и М.А. Юревич называют указанные нормы "принципиальным новшеством" и отмечают, что время нахождения в режиме удаленной работы детерминируется продолжительностью сохранения форс-мажорных обстоятельств либо может вовсе не иметь ограничений <1>.
Статья: О некоторых аспектах работы парламента в период пандемии
(Малышенко В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Пандемия, вызванная коронавирусной инфекцией, изменила привычное мышление и бытие, производство, человеческие коммуникации, социальную сферу, бизнес. Не осталась в стороне и законотворческая деятельность, сфера политики. Тенденцию многих сфер жизни сегодня можно коротко охарактеризовать как уход человечества в интернет-пространство. Нам повезло: именно сейчас у человечества есть необходимые технологические возможности для решения многих задач через глобальную сеть. Будь это лет двадцать назад, многое было бы просто невозможно. Одновременно с этим многие аспекты жизни и деятельности человека показали свою неготовность к работе в форс-мажорных ситуациях. При этом техническая возможность для решения этих задач у человечества уже имеется. Готовность к работе в период пандемии многих органов государственной власти в передовых демократических странах различна, точно так же, как и пути решения задач по организации деятельности этих органов. Вместе с тем проблемы, с которыми сталкиваются органы государственной власти, во многом схожи.
(Малышенко В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Пандемия, вызванная коронавирусной инфекцией, изменила привычное мышление и бытие, производство, человеческие коммуникации, социальную сферу, бизнес. Не осталась в стороне и законотворческая деятельность, сфера политики. Тенденцию многих сфер жизни сегодня можно коротко охарактеризовать как уход человечества в интернет-пространство. Нам повезло: именно сейчас у человечества есть необходимые технологические возможности для решения многих задач через глобальную сеть. Будь это лет двадцать назад, многое было бы просто невозможно. Одновременно с этим многие аспекты жизни и деятельности человека показали свою неготовность к работе в форс-мажорных ситуациях. При этом техническая возможность для решения этих задач у человечества уже имеется. Готовность к работе в период пандемии многих органов государственной власти в передовых демократических странах различна, точно так же, как и пути решения задач по организации деятельности этих органов. Вместе с тем проблемы, с которыми сталкиваются органы государственной власти, во многом схожи.
Готовое решение: Какую ответственность сторон предусмотреть в договоре при закупке по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)вследствие обстоятельств непреодолимой силы, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить и которые возникли после заключения Договора в результате чрезвычайных ситуаций, таких как: наводнение, пожар, землетрясение и другие природные явления, а также война, военные действия, блокада, запретительные действия властей и акты государственных органов;
(КонсультантПлюс, 2025)вследствие обстоятельств непреодолимой силы, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить и которые возникли после заключения Договора в результате чрезвычайных ситуаций, таких как: наводнение, пожар, землетрясение и другие природные явления, а также война, военные действия, блокада, запретительные действия властей и акты государственных органов;
Статья: Освобождение от ответственности при нарушении договора международной купли-продажи товаров
(Комаров А.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Распространенным в арбитражной практике является вопрос о так называемом юридическом форс-мажоре. Нередко исполнение обязательств невозможно или существенно затруднено в связи с запретительными или ограничительными актами государственной власти. Всякий раз решение во многом предопределяется конкретными обстоятельствами, в которых происходило заключение сделки и дальнейшее исполнение сторонами сделки своих обязательств. Акты органов государственной власти, имеющие общий характер, обычно признавались форс-мажором, но, в свою очередь, такие обстоятельства, как неполучение одной из сторон необходимой экспортной или импортной лицензии, чаще всего не рассматривались как основание для освобождения от ответственности.
(Комаров А.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Распространенным в арбитражной практике является вопрос о так называемом юридическом форс-мажоре. Нередко исполнение обязательств невозможно или существенно затруднено в связи с запретительными или ограничительными актами государственной власти. Всякий раз решение во многом предопределяется конкретными обстоятельствами, в которых происходило заключение сделки и дальнейшее исполнение сторонами сделки своих обязательств. Акты органов государственной власти, имеющие общий характер, обычно признавались форс-мажором, но, в свою очередь, такие обстоятельства, как неполучение одной из сторон необходимой экспортной или импортной лицензии, чаще всего не рассматривались как основание для освобождения от ответственности.