Финансово-экономическое обоснование законопроекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансово-экономическое обоснование законопроекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)При работе над законопроектом, принятом в качестве комментируемого Закона, не обозначены примерные размеры компенсации. В финансово-экономическом обосновании законопроекта отмечено лишь то, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с принятием и исполнением комментируемого Закона, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели. А вот в пояснительной записке к проекту Федерального конституционного закона "О возмещении государством вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство в разумные сроки и права на исполнение в разумные сроки вступивших в законную силу судебных актов" (см. введение) ВС России указывал, что для определения предполагаемого размера возмещения вреда по делам данной категории проанализирована практика рассмотрения ЕСПЧ жалоб против России; по постановлениям суда взыскивается: за нарушение разумных сроков судопроизводства - от 900 до 6 200 евро, а за неисполнение судебных решений - от 1 200 до 4 900 евро. Кстати говоря, по Постановлению ЕСПЧ от 15 января 2009 г. по делу "Бурдов (Burdov) против Российской Федерации" (N 2) власти государства-ответчика обязаны в течение трех месяцев со дня вступления Постановления в силу выплатить заявителю 6 000 евро в качестве компенсации морального вреда, подлежащие переводу в рубли по курсу, который будет установлен на день выплаты, а также любые налоги, подлежащие начислению на указанную сумму. При этом предусмотрено, что с даты истечения указанного трехмесячного срока и до момента выплаты на эти суммы должны начисляться простые проценты, размер которых определяется предельной кредитной ставкой Европейского центрального банка, действующей в период неуплаты, плюс три процента.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)При работе над законопроектом, принятом в качестве комментируемого Закона, не обозначены примерные размеры компенсации. В финансово-экономическом обосновании законопроекта отмечено лишь то, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с принятием и исполнением комментируемого Закона, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели. А вот в пояснительной записке к проекту Федерального конституционного закона "О возмещении государством вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство в разумные сроки и права на исполнение в разумные сроки вступивших в законную силу судебных актов" (см. введение) ВС России указывал, что для определения предполагаемого размера возмещения вреда по делам данной категории проанализирована практика рассмотрения ЕСПЧ жалоб против России; по постановлениям суда взыскивается: за нарушение разумных сроков судопроизводства - от 900 до 6 200 евро, а за неисполнение судебных решений - от 1 200 до 4 900 евро. Кстати говоря, по Постановлению ЕСПЧ от 15 января 2009 г. по делу "Бурдов (Burdov) против Российской Федерации" (N 2) власти государства-ответчика обязаны в течение трех месяцев со дня вступления Постановления в силу выплатить заявителю 6 000 евро в качестве компенсации морального вреда, подлежащие переводу в рубли по курсу, который будет установлен на день выплаты, а также любые налоги, подлежащие начислению на указанную сумму. При этом предусмотрено, что с даты истечения указанного трехмесячного срока и до момента выплаты на эти суммы должны начисляться простые проценты, размер которых определяется предельной кредитной ставкой Европейского центрального банка, действующей в период неуплаты, плюс три процента.
Статья: Возрастной критерий уголовно-правовой деликтоспособности лица
(Карабанова Е.Н.)
("Закон", 2024, N 1)Почему же изготовление и незаконный оборот оружия и боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ уголовно наказуемы лишь с 16 лет? Ведь есть и осознание общественной опасности в 14-летнем возрасте, и к гуманизму при такой выборке тоже нельзя апеллировать, потому что этот принцип применяется, когда есть необходимость смягчить слишком жесткую ответственность или простить общественно опасное деяние, сопряженное с особым психоэмоциональным напряжением для несовершеннолетнего. Ни того ни другого мы здесь не наблюдаем. Очевидно, дело в стремлении законодателя сэкономить меры уголовной репрессии - нетрудно предположить, насколько возрастет количество регистрируемых тех же наркопреступлений, если установить за них ответственность с 14 лет. Порой поражает легковесность доводов финансово-экономического обоснования проектов федеральных законов, направленных на снижение возраста уголовной ответственности, в которых утверждается, что подобные изменения уголовного закона не требуют внесения изменений в федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не требуют дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти. При таком подходе к законотворчеству неудивительно, что многие законодательные инициативы обречены на провал.
(Карабанова Е.Н.)
("Закон", 2024, N 1)Почему же изготовление и незаконный оборот оружия и боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ уголовно наказуемы лишь с 16 лет? Ведь есть и осознание общественной опасности в 14-летнем возрасте, и к гуманизму при такой выборке тоже нельзя апеллировать, потому что этот принцип применяется, когда есть необходимость смягчить слишком жесткую ответственность или простить общественно опасное деяние, сопряженное с особым психоэмоциональным напряжением для несовершеннолетнего. Ни того ни другого мы здесь не наблюдаем. Очевидно, дело в стремлении законодателя сэкономить меры уголовной репрессии - нетрудно предположить, насколько возрастет количество регистрируемых тех же наркопреступлений, если установить за них ответственность с 14 лет. Порой поражает легковесность доводов финансово-экономического обоснования проектов федеральных законов, направленных на снижение возраста уголовной ответственности, в которых утверждается, что подобные изменения уголовного закона не требуют внесения изменений в федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не требуют дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти. При таком подходе к законотворчеству неудивительно, что многие законодательные инициативы обречены на провал.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260
(ред. от 05.09.2025)
"О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации"53(2). Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона, во исполнение которого предполагается принятие ряда актов Правительства, должно содержать в том числе расчеты расходов по осуществлению решений, предусмотренных этими проектами актов Правительства, за исключением случаев, когда проектом федерального закона предусмотрено право (не обязанность) Правительства принять акты Правительства, оказывающие влияние на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц, и (или) когда проект федерального закона не определяет конкретные решения, оказывающие влияние на указанные доходы и расходы и распространяющиеся на определенный круг юридических и физических лиц.
(ред. от 05.09.2025)
"О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации"53(2). Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона, во исполнение которого предполагается принятие ряда актов Правительства, должно содержать в том числе расчеты расходов по осуществлению решений, предусмотренных этими проектами актов Правительства, за исключением случаев, когда проектом федерального закона предусмотрено право (не обязанность) Правительства принять акты Правительства, оказывающие влияние на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц, и (или) когда проект федерального закона не определяет конкретные решения, оказывающие влияние на указанные доходы и расходы и распространяющиеся на определенный круг юридических и физических лиц.
Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 N 185
(ред. от 14.02.2025)
"Вопросы Министерства финансов Российской Федерации"экспертизу проектов финансово-экономических обоснований к законопроектам и проектов заключений Правительства Российской Федерации по законопроектам о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;
(ред. от 14.02.2025)
"Вопросы Министерства финансов Российской Федерации"экспертизу проектов финансово-экономических обоснований к законопроектам и проектов заключений Правительства Российской Федерации по законопроектам о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;
Статья: Дробление предмета налогообложения как форма уклонения от прогрессивного налогообложения
(Красюков А.В.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Не является исключением и Российская Федерация, поскольку в финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> указано, что только в 2025 г. ожидаются дополнительные доходы в размере около 533 млрд руб., а за 2025 - 2027 гг. общая сумма, с учетом изменения параметров стандартных налоговых вычетов, составит примерно 1,4 трлн руб.
(Красюков А.В.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Не является исключением и Российская Федерация, поскольку в финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона N 639663-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> указано, что только в 2025 г. ожидаются дополнительные доходы в размере около 533 млрд руб., а за 2025 - 2027 гг. общая сумма, с учетом изменения параметров стандартных налоговых вычетов, составит примерно 1,4 трлн руб.
Статья: Прогноз развития института принудительных работ в среднесрочной перспективе
(Лебешев И.С., Шульц Е.В., Кашкина Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 6)в промежутке до 3 лет численность осужденных к принудительным работам имеет потенциал достигнуть 100 тыс. человек. Примечателен тот факт, что в 2011 г. законодатель в финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона <12> прогнозировал среднегодовую численность осужденных к данному виду наказаний как приближенную к 30 тыс. человек.
(Лебешев И.С., Шульц Е.В., Кашкина Е.В.)
("Российский судья", 2025, N 6)в промежутке до 3 лет численность осужденных к принудительным работам имеет потенциал достигнуть 100 тыс. человек. Примечателен тот факт, что в 2011 г. законодатель в финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона <12> прогнозировал среднегодовую численность осужденных к данному виду наказаний как приближенную к 30 тыс. человек.
Статья: Нормативное содержание и практика применения принципа общего (совокупного) покрытия расходов в бюджетной системе Российской Федерации
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)<50> Пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона N 201629-8 "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части отдельных вопросов налогообложения)" // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/201629-8 (дата обращения: 08.09.2023).
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 6)<50> Пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона N 201629-8 "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части отдельных вопросов налогообложения)" // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/201629-8 (дата обращения: 08.09.2023).
Статья: Налоговая система с 2025 года. Самое важное
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Изменение порогов для упрощенной системы также положительно скажется на поступлениях. В частности, Минфин отмечает, что федеральный бюджет сможет получать НДС в объеме 473 миллиардов рублей в год, а в консолидированные бюджеты регионов по УСН на сумму порядка 258 миллиардов рублей в год. "При этом потери региональных бюджетов по налогу на прибыль организаций составят в размере 324 миллиардов рублей и по налогу на имущество организаций в объеме 58 миллиардов рублей в год. Превышение потерь над дополнительными поступлениями будет компенсировано из федерального бюджета", - отмечает Минфин. Всего же в течение шести лет дополнительные поступления в бюджет страны благодаря предложенным изменениям фискальной системы составят порядка 2,5 триллиона рублей, отмечается в финансово-экономическом обосновании, приложенном к проекту закона.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Изменение порогов для упрощенной системы также положительно скажется на поступлениях. В частности, Минфин отмечает, что федеральный бюджет сможет получать НДС в объеме 473 миллиардов рублей в год, а в консолидированные бюджеты регионов по УСН на сумму порядка 258 миллиардов рублей в год. "При этом потери региональных бюджетов по налогу на прибыль организаций составят в размере 324 миллиардов рублей и по налогу на имущество организаций в объеме 58 миллиардов рублей в год. Превышение потерь над дополнительными поступлениями будет компенсировано из федерального бюджета", - отмечает Минфин. Всего же в течение шести лет дополнительные поступления в бюджет страны благодаря предложенным изменениям фискальной системы составят порядка 2,5 триллиона рублей, отмечается в финансово-экономическом обосновании, приложенном к проекту закона.
Статья: Прописка и регистрация (цивилистический аспект)
(Гонгало Б.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)В финансово-экономическом обосновании к проекту закона указано, что принятие закона не потребует дополнительных расходов. Если уж вводить правила, предлагающиеся в законопроекте или подобные им, то надо бы озаботиться и изысканием средств, необходимых для обеспечения прав граждан (на образование, медицинское обслуживание и т.д.).
(Гонгало Б.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 4)В финансово-экономическом обосновании к проекту закона указано, что принятие закона не потребует дополнительных расходов. Если уж вводить правила, предлагающиеся в законопроекте или подобные им, то надо бы озаботиться и изысканием средств, необходимых для обеспечения прав граждан (на образование, медицинское обслуживание и т.д.).
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона, во исполнение которого предполагается принятие ряда актов Правительства, должно содержать в том числе расчеты расходов по осуществлению решений, предусмотренных этими проектами актов Правительства, за исключением случаев, когда проектом федерального закона предусмотрено право (не обязанность) Правительства принять акты Правительства, оказывающие влияние на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц, и (или) когда проект федерального закона не определяет конкретных решений, оказывающих влияние на указанные доходы и расходы и распространяющихся на определенный круг юридических и физических лиц.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона, во исполнение которого предполагается принятие ряда актов Правительства, должно содержать в том числе расчеты расходов по осуществлению решений, предусмотренных этими проектами актов Правительства, за исключением случаев, когда проектом федерального закона предусмотрено право (не обязанность) Правительства принять акты Правительства, оказывающие влияние на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц, и (или) когда проект федерального закона не определяет конкретных решений, оказывающих влияние на указанные доходы и расходы и распространяющихся на определенный круг юридических и физических лиц.
Статья: Разрешительный метод регулирования предпринимательской деятельности
(Зырянов С.М., Варгова Д.)
("Журнал российского права", 2022, N 11)Сложность проблемы отсутствия информации наглядно проявляется в пояснительных записках и финансово-экономических обоснованиях к проектам федеральных законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих осуществление разрешительной деятельности в конкретных отраслях. В сопровождающих законопроекты материалах подобные вопросы, как правило, не ставятся, а в финансово-экономическом обосновании указывается на то, что "реализация федерального закона... не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета".
(Зырянов С.М., Варгова Д.)
("Журнал российского права", 2022, N 11)Сложность проблемы отсутствия информации наглядно проявляется в пояснительных записках и финансово-экономических обоснованиях к проектам федеральных законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих осуществление разрешительной деятельности в конкретных отраслях. В сопровождающих законопроекты материалах подобные вопросы, как правило, не ставятся, а в финансово-экономическом обосновании указывается на то, что "реализация федерального закона... не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета".
Статья: Особенности реализации права законодательной инициативы в случаях возврата законопроекта инициатору
(Липин Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Ключевые слова: парламентская деятельность, законодательный процесс, право законодательной инициативы, Конституция Российской Федерации, проекты федеральных законов, Регламент Государственной Думы, субъекты права законодательной инициативы, финансово-экономическое обоснование законопроекта.
(Липин Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 1)Ключевые слова: парламентская деятельность, законодательный процесс, право законодательной инициативы, Конституция Российской Федерации, проекты федеральных законов, Регламент Государственной Думы, субъекты права законодательной инициативы, финансово-экономическое обоснование законопроекта.
Статья: Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации: причины создания и особенности финансово-правового статуса
(Малышева А.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Важной причиной объединения фондов также является оптимизация их структуры, финансирования и материально-технического обеспечения текущей деятельности. Так, например, в 2022 г. расходы на обеспечение выполнения функций аппаратом Пенсионного фонда Российской Федерации составляют 121 207 783,6 тыс. руб., на выплаты персоналу - 94 617 812,7 тыс. руб. <8>, а расходы на комплекс процессных мероприятий "Обеспечение деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" - 29 559 376,0 тыс. руб. и расходы на выплаты персоналу - 22 067 687,5 тыс. руб. <9>. Объединение фондов позволяет оптимизировать расходы на обеспечение выполнения функций за счет: автоматизации некоторых процессов с использованием цифровых технологий, оптимизации процессов административно-хозяйственной деятельности, централизации бухгалтерского учета, сокращения материально-технических издержек - и не требует дополнительных затрат. В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к проекту Федерального закона "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" реализация данного федерального закона не повлечет расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации <10>.
(Малышева А.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Важной причиной объединения фондов также является оптимизация их структуры, финансирования и материально-технического обеспечения текущей деятельности. Так, например, в 2022 г. расходы на обеспечение выполнения функций аппаратом Пенсионного фонда Российской Федерации составляют 121 207 783,6 тыс. руб., на выплаты персоналу - 94 617 812,7 тыс. руб. <8>, а расходы на комплекс процессных мероприятий "Обеспечение деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" - 29 559 376,0 тыс. руб. и расходы на выплаты персоналу - 22 067 687,5 тыс. руб. <9>. Объединение фондов позволяет оптимизировать расходы на обеспечение выполнения функций за счет: автоматизации некоторых процессов с использованием цифровых технологий, оптимизации процессов административно-хозяйственной деятельности, централизации бухгалтерского учета, сокращения материально-технических издержек - и не требует дополнительных затрат. В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к проекту Федерального закона "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" реализация данного федерального закона не повлечет расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации <10>.
Статья: Причины отсутствия рынка секретных изобретений. Анализ становления законодательства Российской Федерации в сфере правовой охраны секретных изобретений
(Панков Д.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 5)Одновременно с этим Комитетом по безопасности обращалось внимание на отсутствие финансово-экономического обоснования данного законопроекта и необходимость куда больших затрат на финансирование ст. 16, а также других статей: затраты на восстановление патентных служб в федеральных органах исполнительной власти, на содержание экспертных комиссий для экспертизы заявок на секретные изобретения (ст. 10), на осуществление патентного поиска, на поддержание информационного банка патентов, затраты на рассекречивание, регистрационные сборы, вознаграждения авторам, уплата патентных пошлин, покупка лицензий на использование секретных изобретений <7>.
(Панков Д.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 5)Одновременно с этим Комитетом по безопасности обращалось внимание на отсутствие финансово-экономического обоснования данного законопроекта и необходимость куда больших затрат на финансирование ст. 16, а также других статей: затраты на восстановление патентных служб в федеральных органах исполнительной власти, на содержание экспертных комиссий для экспертизы заявок на секретные изобретения (ст. 10), на осуществление патентного поиска, на поддержание информационного банка патентов, затраты на рассекречивание, регистрационные сборы, вознаграждения авторам, уплата патентных пошлин, покупка лицензий на использование секретных изобретений <7>.