Федеральная государственная система территориального планирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Федеральная государственная система территориального планирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 57.1. Федеральная государственная информационная система территориального планирования
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 57.1. Федеральная государственная информационная система территориального планирования
Статья: Правовая проблема изменения видов разрешенного использования на землях лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в целях развития внутреннего туризма
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)На практике возникают ситуации, когда желаемое использование земельного участка невозможно, что препятствует развитию бизнеса, или создает юридические проблемы для владельцев. Ключевым аспектом данной статьи является проблема реестровых ошибок. Авторы обращают внимание на случаи, когда наличие противоречивой информации между Государственным лесным реестром и Единым государственным реестром недвижимости приводит к неспособности граждан осуществлять пользование земельным участком. Обращено внимание, что законодательные изменения, включая "лесную амнистию", направлены на пересмотр границ лесных участков с целью "юридического освобождения" населенных пунктов от леса, что обусловливает необходимость взаимодействия между различными органами государственной власти и местного самоуправления. Авторы вносят предложения по объединению данных электронных реестров, а именно: национальной системы пространственных данных (ФГИС НСПД); Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП); иных реестров (ФГИС Лесной кадастр, ФГИС Водный кадастр, ФГИС Земли сельскохозяйственного назначения). Скорейшее объединение и цифровизация бумажных носителей информации может способствовать упорядочиванию земельных отношений и устранению правовых коллизий. Подчеркивается важность экологического и земельного контроля и надзора за соблюдением правового режима обустройства территорий любой категории земель, включая соблюдение технологических регламентов на землях сельскохозяйственного назначения.
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)На практике возникают ситуации, когда желаемое использование земельного участка невозможно, что препятствует развитию бизнеса, или создает юридические проблемы для владельцев. Ключевым аспектом данной статьи является проблема реестровых ошибок. Авторы обращают внимание на случаи, когда наличие противоречивой информации между Государственным лесным реестром и Единым государственным реестром недвижимости приводит к неспособности граждан осуществлять пользование земельным участком. Обращено внимание, что законодательные изменения, включая "лесную амнистию", направлены на пересмотр границ лесных участков с целью "юридического освобождения" населенных пунктов от леса, что обусловливает необходимость взаимодействия между различными органами государственной власти и местного самоуправления. Авторы вносят предложения по объединению данных электронных реестров, а именно: национальной системы пространственных данных (ФГИС НСПД); Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП); иных реестров (ФГИС Лесной кадастр, ФГИС Водный кадастр, ФГИС Земли сельскохозяйственного назначения). Скорейшее объединение и цифровизация бумажных носителей информации может способствовать упорядочиванию земельных отношений и устранению правовых коллизий. Подчеркивается важность экологического и земельного контроля и надзора за соблюдением правового режима обустройства территорий любой категории земель, включая соблюдение технологических регламентов на землях сельскохозяйственного назначения.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 57.1. Федеральная государственная информационная система территориального планирования
(ред. от 31.07.2025)Статья 57.1. Федеральная государственная информационная система территориального планирования
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6. Внесение сведений о наличии зон охраны объекта культурного наследия в Единый государственный реестр ОКН (памятников истории и культуры) народов РФ, размещение сведений в федеральной государственной информационной системе территориального планирования и представление сведений в установленном порядке в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости (применительно к зонам охраны ОКН, устанавливаемым после 04.08.2018, важно помнить о том, что такие зоны будут считаться установленными только со дня внесения сведений о зоне в ЕГРН в соответствии с п. 24 ст. 106 ЗК РФ - с учетом переходного периода до 2025 года). Утвержденные границы зон охраны ОКН (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, ПЗЗ, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6. Внесение сведений о наличии зон охраны объекта культурного наследия в Единый государственный реестр ОКН (памятников истории и культуры) народов РФ, размещение сведений в федеральной государственной информационной системе территориального планирования и представление сведений в установленном порядке в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости (применительно к зонам охраны ОКН, устанавливаемым после 04.08.2018, важно помнить о том, что такие зоны будут считаться установленными только со дня внесения сведений о зоне в ЕГРН в соответствии с п. 24 ст. 106 ЗК РФ - с учетом переходного периода до 2025 года). Утвержденные границы зон охраны ОКН (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, ПЗЗ, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).
Статья: Размышления о роли смысловой ошибки в толковании законодательства о контроле (надзоре) и о состоянии ведомственного контроля
(Зубарев С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Формами контроля выступают документарные и выездные проверки деятельности подконтрольных органов. Кроме того, должностные лица уполномоченные на осуществление контроля, на постоянной основе осуществляют: мониторинг официальных сайтов подконтрольных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на предмет размещения на них нормативных правовых актов по вопросам осуществления переданных полномочий и регулирования градостроительной деятельности; мониторинг данных федеральной государственной информационной системы территориального планирования на предмет соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности; анализ данных отчета об осуществлении переданных полномочий и оценки эффективности и качества осуществления подконтрольными органами переданных полномочий в отчетном периоде.
(Зубарев С.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Формами контроля выступают документарные и выездные проверки деятельности подконтрольных органов. Кроме того, должностные лица уполномоченные на осуществление контроля, на постоянной основе осуществляют: мониторинг официальных сайтов подконтрольных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на предмет размещения на них нормативных правовых актов по вопросам осуществления переданных полномочий и регулирования градостроительной деятельности; мониторинг данных федеральной государственной информационной системы территориального планирования на предмет соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности; анализ данных отчета об осуществлении переданных полномочий и оценки эффективности и качества осуществления подконтрольными органами переданных полномочий в отчетном периоде.
Статья: Правовое обеспечение разработки и использования муниципальных информационных систем
(Чаннов С.Е., Амелин Р.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)В настоящее время несколько десятков федеральных законов так или иначе упоминают об использовании МИС для осуществления различных функций публичного управления. Чаще всего в них речь идет просто о возможности создания МИС для осуществления тех или иных целей в информационной сфере. В некоторых других случаях федеральные законодательные акты, предусматривая обязательность использования федеральной государственной информационной системы в конкретной сфере управления (например, федеральная государственная информационная система территориального планирования; единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней), вместе с тем указывают на ее взаимодействие с другими информационными системами, в том числе и муниципальными.
(Чаннов С.Е., Амелин Р.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)В настоящее время несколько десятков федеральных законов так или иначе упоминают об использовании МИС для осуществления различных функций публичного управления. Чаще всего в них речь идет просто о возможности создания МИС для осуществления тех или иных целей в информационной сфере. В некоторых других случаях федеральные законодательные акты, предусматривая обязательность использования федеральной государственной информационной системы в конкретной сфере управления (например, федеральная государственная информационная система территориального планирования; единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней), вместе с тем указывают на ее взаимодействие с другими информационными системами, в том числе и муниципальными.
Статья: Автоматизированные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности: новые возможности и правовые проблемы
(Лисина Н.Л., Ушакова А.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)обязанность разработчиков и операторов системы обеспечить предоставление системой точной и доступной для понимания пользователем информации о причинах принятого решения. Специфика этой гарантии по сравнению с обычным (неавтоматизированным) решением состоит в том, что объяснения, предоставляемые системой, могут иметь технический характер или быть непонятными. Например, при размещении документов территориального планирования в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) проводится автоматическая проверка документов на наличие топологических ошибок, по итогам которой система нередко отказывает в передаче документов на размещение. При этом алгоритм информирования пользователя об ошибке во многих случаях не позволяет ему определить, в каком конкретно месте карты имеются такие ошибки. В итоге даже при наличии сообщения об ошибке пользователь не понимает причину отказа и пути устранения ошибки <38>;
(Лисина Н.Л., Ушакова А.П.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)обязанность разработчиков и операторов системы обеспечить предоставление системой точной и доступной для понимания пользователем информации о причинах принятого решения. Специфика этой гарантии по сравнению с обычным (неавтоматизированным) решением состоит в том, что объяснения, предоставляемые системой, могут иметь технический характер или быть непонятными. Например, при размещении документов территориального планирования в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) проводится автоматическая проверка документов на наличие топологических ошибок, по итогам которой система нередко отказывает в передаче документов на размещение. При этом алгоритм информирования пользователя об ошибке во многих случаях не позволяет ему определить, в каком конкретно месте карты имеются такие ошибки. В итоге даже при наличии сообщения об ошибке пользователь не понимает причину отказа и пути устранения ошибки <38>;
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Взаимное "наложение" двух законодательных актов хорошо иллюстрируется также ч. 3 ст. 57.1 "Федеральная государственная информационная система территориального планирования" ГсК РФ. Эта система должна включать стратегии (программы) развития отдельных отраслей экономики, приоритетные национальные проекты, межгосударственные программы, программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планы и программы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований и проч. Однако с принятием Федерального закона "О стратегическом планировании" данный круг вопросов попадает в сферу действия именно этого Закона и закрепленной в нем (ст. 14) информационной системы стратегического планирования, и в частности государственного реестра документов стратегического планирования. Отсюда неизбежно впечатление, что по данному вопросу два законодательных акта, по сути, дублируют друг друга, регулируя примерно одну и ту же сферу управленческой деятельности" <1>.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Взаимное "наложение" двух законодательных актов хорошо иллюстрируется также ч. 3 ст. 57.1 "Федеральная государственная информационная система территориального планирования" ГсК РФ. Эта система должна включать стратегии (программы) развития отдельных отраслей экономики, приоритетные национальные проекты, межгосударственные программы, программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планы и программы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований и проч. Однако с принятием Федерального закона "О стратегическом планировании" данный круг вопросов попадает в сферу действия именно этого Закона и закрепленной в нем (ст. 14) информационной системы стратегического планирования, и в частности государственного реестра документов стратегического планирования. Отсюда неизбежно впечатление, что по данному вопросу два законодательных акта, по сути, дублируют друг друга, регулируя примерно одну и ту же сферу управленческой деятельности" <1>.
Статья: Актуальные вопросы правового регулирования использования территорий, подлежащих археологическим разведкам
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 5)Нельзя, на наш взгляд, признать успешной и попытку отыскать правовую природу археологических территорий посредством обращения к законодательству о градостроительной деятельности. В частности, в Градостроительном кодексе (ГрК) РФ археологические территории упоминаются лишь единожды - фиксируется, что информация о них включается в федеральную государственную информационную систему территориального планирования (подп. "л" п. 6 ч. 2 ст. 57.1). Подобное игнорирование археологических территорий законодательством о градостроительной деятельности представляется весьма парадоксальным, при том что законодательство о градостроительной деятельности и законодательство об охране объектов культурного наследия не разделены глухой стеной, а представляют собой сообщающиеся сосуды.
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 5)Нельзя, на наш взгляд, признать успешной и попытку отыскать правовую природу археологических территорий посредством обращения к законодательству о градостроительной деятельности. В частности, в Градостроительном кодексе (ГрК) РФ археологические территории упоминаются лишь единожды - фиксируется, что информация о них включается в федеральную государственную информационную систему территориального планирования (подп. "л" п. 6 ч. 2 ст. 57.1). Подобное игнорирование археологических территорий законодательством о градостроительной деятельности представляется весьма парадоксальным, при том что законодательство о градостроительной деятельности и законодательство об охране объектов культурного наследия не разделены глухой стеной, а представляют собой сообщающиеся сосуды.
Статья: Цифровое согласование градостроительной деятельности в федеральной территории "Сириус"
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2021, N 12)Однако возможным решением преодоления компетентностного деления в рассматриваемых правоотношениях представляется реализация имеющихся возможностей цифрового регулирования градостроительных отношений. Собственно порядок территориального планирования, в том числе в части размещения объектов федерального, регионального и местного значения, имеет отлаженный, работающий институт именно цифрового достижения согласия между уровнями властной компетенции - Федеральную государственную информационную систему территориального планирования (далее - ФГИС ТП), статус которой закреплен в ст. 57.1 Градостроительного кодекса РФ, согласно ч. 1 которой данная информационная система призвана к обеспечению доступа к сведениям, содержащимся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, необходимых для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования. Частью 2 названной статьи определено, что ФГИС ТП через официальный сайт обеспечивает доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к перечисленной в статье информации, необходимой для территориального планирования. При этом согласно ч. 5 данной статьи Правительство РФ наделено самостоятельной компетенцией по установлению правил ведения информационной системы территориального планирования.
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2021, N 12)Однако возможным решением преодоления компетентностного деления в рассматриваемых правоотношениях представляется реализация имеющихся возможностей цифрового регулирования градостроительных отношений. Собственно порядок территориального планирования, в том числе в части размещения объектов федерального, регионального и местного значения, имеет отлаженный, работающий институт именно цифрового достижения согласия между уровнями властной компетенции - Федеральную государственную информационную систему территориального планирования (далее - ФГИС ТП), статус которой закреплен в ст. 57.1 Градостроительного кодекса РФ, согласно ч. 1 которой данная информационная система призвана к обеспечению доступа к сведениям, содержащимся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, необходимых для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования. Частью 2 названной статьи определено, что ФГИС ТП через официальный сайт обеспечивает доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц к перечисленной в статье информации, необходимой для территориального планирования. При этом согласно ч. 5 данной статьи Правительство РФ наделено самостоятельной компетенцией по установлению правил ведения информационной системы территориального планирования.
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- федеральная государственная информационная система территориального планирования - ФГИС ТП (справочный Интернет-ресурс, содержащий генеральные планы, правила землепользования и застройки муниципальных образований и другую информацию).
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- федеральная государственная информационная система территориального планирования - ФГИС ТП (справочный Интернет-ресурс, содержащий генеральные планы, правила землепользования и застройки муниципальных образований и другую информацию).
Статья: Градостроительное законодательство в обеспечении обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)В-четвертых, государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов РФ должны включать в себя сведения о границах ЗОУИТ и об их характеристиках, в том числе об ограничениях использования земельных участков в границах таких зон, а Федеральная государственная информационная система территориального планирования (ФГИС ТП) должна обеспечивать доступ к информации о ЗОУИТ (ст. 56, 57.1 ГрК РФ). ФГИС ТП выступает системой-агрегатором, что исключает некорректное дублирование информации в ней и иных информационных системах.
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)В-четвертых, государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов РФ должны включать в себя сведения о границах ЗОУИТ и об их характеристиках, в том числе об ограничениях использования земельных участков в границах таких зон, а Федеральная государственная информационная система территориального планирования (ФГИС ТП) должна обеспечивать доступ к информации о ЗОУИТ (ст. 56, 57.1 ГрК РФ). ФГИС ТП выступает системой-агрегатором, что исключает некорректное дублирование информации в ней и иных информационных системах.