Фас предложила существенные поправки к закону 223-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Фас предложила существенные поправки к закону 223-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ
(Чагин К.Г.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2020, N 1)Если же вышеуказанные ограничения отсутствуют (иными словами, если заказчик не обязан применять "спущенное свыше" типовое положение о закупке), то заказчик самостоятельно устанавливает случаи закупки у единственного поставщика в своем положении о закупке (ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, Письмо ФАС России от 27.02.2019 N 17/15158/19).
(Чагин К.Г.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2020, N 1)Если же вышеуказанные ограничения отсутствуют (иными словами, если заказчик не обязан применять "спущенное свыше" типовое положение о закупке), то заказчик самостоятельно устанавливает случаи закупки у единственного поставщика в своем положении о закупке (ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, Письмо ФАС России от 27.02.2019 N 17/15158/19).
Статья: Об арбитрабельности споров, вытекающих из отношений, регулируемых Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(Шиткина И.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 9)Как было верно отмечено в одном из решений регионального Управления ФАС России, то, что Закон N 223-ФЗ не предусматривает возможности рассмотрения спора третейскими судами, не свидетельствует о незаконности третейской оговорки, поскольку определение условий договора и порядка его исполнения отнесено законом к исключительной компетенции заказчика <9>.
(Шиткина И.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 9)Как было верно отмечено в одном из решений регионального Управления ФАС России, то, что Закон N 223-ФЗ не предусматривает возможности рассмотрения спора третейскими судами, не свидетельствует о незаконности третейской оговорки, поскольку определение условий договора и порядка его исполнения отнесено законом к исключительной компетенции заказчика <9>.
Готовое решение: Что делать для включения участника в реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Участник признается уклонившимся, если он не представил в установленный срок подписанный проект договора либо если подписал договор, но не предоставил обеспечение его исполнения, которое по условиям закупки должно быть предоставлено до заключения договора (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ, п. 1 Правил направления сведений в ФАС России).
(КонсультантПлюс, 2025)Участник признается уклонившимся, если он не представил в установленный срок подписанный проект договора либо если подписал договор, но не предоставил обеспечение его исполнения, которое по условиям закупки должно быть предоставлено до заключения договора (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ, п. 1 Правил направления сведений в ФАС России).
Готовое решение: Каким требованиям должен соответствовать участник закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что в этом Обзоре также указано: рассматриваемый запрет может быть расценен как нарушение законодательства РФ, если доказано, что он включен с целью обеспечить победу конкретному лицу. ФАС России признает такой запрет нарушением Закона N 223-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что в этом Обзоре также указано: рассматриваемый запрет может быть расценен как нарушение законодательства РФ, если доказано, что он включен с целью обеспечить победу конкретному лицу. ФАС России признает такой запрет нарушением Закона N 223-ФЗ.
Статья: Применение электронных документов и их образов при осуществлении публичных закупок
(Добрецов Г.Б., Вдовина А.Н.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3)Действия заказчика, разместившего техническое задание в формате, не позволяющем осуществлять копирование текста, - указано в решении ФАС, - нарушают ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП.
(Добрецов Г.Б., Вдовина А.Н.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 3)Действия заказчика, разместившего техническое задание в формате, не позволяющем осуществлять копирование текста, - указано в решении ФАС, - нарушают ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП.
Статья: Нарушения заказчиков при закупках по Закону N 223-ФЗ
(Чагин К.Г.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2019, N 4)Здесь важно понимать, что имеется в виду под электронной формой. До II полугодия 2018 года это понятие не было конкретизировано в самом Законе N 223-ФЗ, а ФАС считала такой формой как те закупки, где просто обеспечивалась возможность подачи участником заявки в виде электронного документа и размещения заказчиком в ЕИС информации о проводимой закупке, так и те закупки, где победитель определялся с использованием программно-аппаратного комплекса оператора электронной площадки и обеспечивалась дальнейшая возможность заключения договора путем обмена документами через такого оператора (причем последний подход рекомендовался ФАС как "целесообразно-преимущественный" <2>).
(Чагин К.Г.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2019, N 4)Здесь важно понимать, что имеется в виду под электронной формой. До II полугодия 2018 года это понятие не было конкретизировано в самом Законе N 223-ФЗ, а ФАС считала такой формой как те закупки, где просто обеспечивалась возможность подачи участником заявки в виде электронного документа и размещения заказчиком в ЕИС информации о проводимой закупке, так и те закупки, где победитель определялся с использованием программно-аппаратного комплекса оператора электронной площадки и обеспечивалась дальнейшая возможность заключения договора путем обмена документами через такого оператора (причем последний подход рекомендовался ФАС как "целесообразно-преимущественный" <2>).
Статья: Об обжаловании решений и предписаний ФАС России в контексте новой правовой позиции Верховного Суда РФ
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Обжалование решений ФАС России стало традиционным инструментом защиты заказчиками по Закону N 223-ФЗ своих прав и законных интересов в случаях, когда выдаваемые предписания антимонопольного органа негативно влияют на их закупочную деятельность.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Обжалование решений ФАС России стало традиционным инструментом защиты заказчиками по Закону N 223-ФЗ своих прав и законных интересов в случаях, когда выдаваемые предписания антимонопольного органа негативно влияют на их закупочную деятельность.
Готовое решение: Как проводить открытый аукцион для закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании лота руководствуйтесь правилами, установленными вашим положением о закупке. Полагаем, что такое объединение возможно, но при этом важно не допустить необоснованного ограничения конкуренции (ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Поэтому не рекомендуем объединять в одну закупку продукцию и услуги, которые относятся к разным товарным рынкам или технологически и функционально не связаны. Несмотря на то что требование о функциональной и технологической связи Законом N 223-ФЗ не установлено, контрольный орган может посчитать, что подобное объединение ограничивает конкуренцию и нарушает требования Закона N 223-ФЗ (см. Решение ФАС России от 23.05.2023 N 223ФЗ-200/23).
(КонсультантПлюс, 2025)При формировании лота руководствуйтесь правилами, установленными вашим положением о закупке. Полагаем, что такое объединение возможно, но при этом важно не допустить необоснованного ограничения конкуренции (ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Поэтому не рекомендуем объединять в одну закупку продукцию и услуги, которые относятся к разным товарным рынкам или технологически и функционально не связаны. Несмотря на то что требование о функциональной и технологической связи Законом N 223-ФЗ не установлено, контрольный орган может посчитать, что подобное объединение ограничивает конкуренцию и нарушает требования Закона N 223-ФЗ (см. Решение ФАС России от 23.05.2023 N 223ФЗ-200/23).
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке работ по текущему ремонту в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При НМЦК более 1 млн руб. в извещении (документации) установите доптребования к участникам закупки о наличии у них за пять лет, предшествующих дню окончания подачи заявок, опыта работ по текущему ремонту зданий, сооружений или по капремонту объекта капстроительства (в том числе в составе линейного объекта). Подтверждающие документы: исполненный контракт или договор, заключенный соответственно по Закону 44-ФЗ или по Закону 223-ФЗ, и акт, подтверждающий цену выполненных работ в объеме не менее 20% НМЦК вашей закупки. Если перечисленные документы доступны на сайте ЕИС, участнику достаточно указать номер реестровой записи из соответствующего реестра (ч. 2 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42, пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ, пп. "а" п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571). Не принимайте в качестве подтверждающих документов договоры по Постановлению N 615, так как они не являются контрактами или договорами, которые заключили и исполнили по Закону N 44-ФЗ или Закону N 223-ФЗ (Письмо ФАС России от 16.05.2025 N ГР/45776/25).
(КонсультантПлюс, 2025)При НМЦК более 1 млн руб. в извещении (документации) установите доптребования к участникам закупки о наличии у них за пять лет, предшествующих дню окончания подачи заявок, опыта работ по текущему ремонту зданий, сооружений или по капремонту объекта капстроительства (в том числе в составе линейного объекта). Подтверждающие документы: исполненный контракт или договор, заключенный соответственно по Закону 44-ФЗ или по Закону 223-ФЗ, и акт, подтверждающий цену выполненных работ в объеме не менее 20% НМЦК вашей закупки. Если перечисленные документы доступны на сайте ЕИС, участнику достаточно указать номер реестровой записи из соответствующего реестра (ч. 2 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42, пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ, пп. "а" п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571). Не принимайте в качестве подтверждающих документов договоры по Постановлению N 615, так как они не являются контрактами или договорами, которые заключили и исполнили по Закону N 44-ФЗ или Закону N 223-ФЗ (Письмо ФАС России от 16.05.2025 N ГР/45776/25).
Готовое решение: В каком порядке обжаловать результаты закупки (в том числе электронного конкурса) по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)1. Когда результаты закупки по Закону N 223-ФЗ можно обжаловать в ФАС России
(КонсультантПлюс, 2025)1. Когда результаты закупки по Закону N 223-ФЗ можно обжаловать в ФАС России