ФАС банковская тайна
Подборка наиболее важных документов по запросу ФАС банковская тайна (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Обязаны ли банки представлять в антимонопольный орган документы, составляющие банковскую тайну
(КонсультантПлюс, 2025)Статья 26 Закона N 395-1 устанавливает положения о банковской тайне клиентов кредитной организации, гарантирующие защиту интересов клиентов и корреспондентов кредитной организации, Банка России, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, а также определяет перечень лиц, которым могут быть представлены сведения, содержащие банковскую тайну. Органы Федеральной антимонопольной службы в данный перечень не включены.
Обязаны ли банки представлять в антимонопольный орган документы, составляющие банковскую тайну
(КонсультантПлюс, 2025)Статья 26 Закона N 395-1 устанавливает положения о банковской тайне клиентов кредитной организации, гарантирующие защиту интересов клиентов и корреспондентов кредитной организации, Банка России, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, а также определяет перечень лиц, которым могут быть представлены сведения, содержащие банковскую тайну. Органы Федеральной антимонопольной службы в данный перечень не включены.
Статья: Передача кредитными организациями информации компаниям в сфере IT-аутсорсинга: правовые проблемы
(Лаутс Е.Б.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 2)<8> В частности, Федеральная антимонопольная служба не признается органом, имеющим право на получение сведений, составляющих банковскую тайну, поскольку статья 26 Закона о банках не перечисляет ФАС в перечне органов и лиц, имеющих право на ее получение. Статья 25 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с положениями ч. 6 ст. 44 данного Закона и ст. 26 Закона о банках не содержит положений, обязывающих банк представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы и сведения, составляющие банковскую тайну. См., например: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.03.2020 N Ф07-1619/2020 по делу N А56-74329/2019 и Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 01.02.2019 N 305-АД18-18535 по делу N А40-199212/2017 // СПС "КонсультантПлюс". Документы опубликованы не были.
(Лаутс Е.Б.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 2)<8> В частности, Федеральная антимонопольная служба не признается органом, имеющим право на получение сведений, составляющих банковскую тайну, поскольку статья 26 Закона о банках не перечисляет ФАС в перечне органов и лиц, имеющих право на ее получение. Статья 25 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с положениями ч. 6 ст. 44 данного Закона и ст. 26 Закона о банках не содержит положений, обязывающих банк представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы и сведения, составляющие банковскую тайну. См., например: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.03.2020 N Ф07-1619/2020 по делу N А56-74329/2019 и Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 01.02.2019 N 305-АД18-18535 по делу N А40-199212/2017 // СПС "КонсультантПлюс". Документы опубликованы не были.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Статья 26 названного закона содержит положения о банковской тайне клиентов кредитной организации, гарантирующие защиту интересов клиентов и корреспондентов кредитной организации, Центрального банка Российской Федерации, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, а также определяет перечень лиц, которым могут быть предоставлены сведения, содержащие банковскую тайну. Органы Федеральной антимонопольной службы в данный перечень не включены.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Статья 26 названного закона содержит положения о банковской тайне клиентов кредитной организации, гарантирующие защиту интересов клиентов и корреспондентов кредитной организации, Центрального банка Российской Федерации, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, а также определяет перечень лиц, которым могут быть предоставлены сведения, содержащие банковскую тайну. Органы Федеральной антимонопольной службы в данный перечень не включены.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Статья 26 Закона N 395-1 устанавливает положения о банковской тайне клиентов кредитной организации, гарантирующие защиту интересов клиентов и корреспондентов кредитной организации, Банка России, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, а также определяет перечень лиц, которым могут быть представлены сведения, содержащие банковскую тайну. Органы Федеральной антимонопольной службы в данный перечень не включены.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)Статья 26 Закона N 395-1 устанавливает положения о банковской тайне клиентов кредитной организации, гарантирующие защиту интересов клиентов и корреспондентов кредитной организации, Банка России, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, а также определяет перечень лиц, которым могут быть представлены сведения, содержащие банковскую тайну. Органы Федеральной антимонопольной службы в данный перечень не включены.
Статья: Договор банковского вклада в условиях применения правил каунтеракционного законодательства
(Лысова Ю.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Вместе с тем, как верно указывается исследователями, "для банка отношения между вкладчиком (промиссаром) и третьим лицом (дестинатарием) могут оставаться тайной. Все эти отношения вкладчика и третьего лица лежат вне сферы правоотношений по вкладу, хотя они и связаны с ними" <48>. Однако даже в эту десятилетиями существующую конструкцию вносит существенные изменения каунтеракционное законодательство.
(Лысова Ю.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Вместе с тем, как верно указывается исследователями, "для банка отношения между вкладчиком (промиссаром) и третьим лицом (дестинатарием) могут оставаться тайной. Все эти отношения вкладчика и третьего лица лежат вне сферы правоотношений по вкладу, хотя они и связаны с ними" <48>. Однако даже в эту десятилетиями существующую конструкцию вносит существенные изменения каунтеракционное законодательство.
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)- унификацию правил подачи исковых заявлений, жалоб, ходатайств в электронной форме как в федеральные арбитражные суды, так и в федеральные суды общей юрисдикции, мировые суды, а также допустимость электронных доказательств;
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)- унификацию правил подачи исковых заявлений, жалоб, ходатайств в электронной форме как в федеральные арбитражные суды, так и в федеральные суды общей юрисдикции, мировые суды, а также допустимость электронных доказательств;
Вопрос: Какая уголовная ответственность предусмотрена за рейдерство?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В качестве способов незаконного сбора информации, применяемой в ходе рейдерского захвата, могут выступать: нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ); незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ); неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В качестве способов незаконного сбора информации, применяемой в ходе рейдерского захвата, могут выступать: нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ); незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ); неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. К такой информации относятся все виды тайн - налоговая тайна, банковская тайна, сведения об актах гражданского состояния, тайна судопроизводства, инсайдерская информация и т.д.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. К такой информации относятся все виды тайн - налоговая тайна, банковская тайна, сведения об актах гражданского состояния, тайна судопроизводства, инсайдерская информация и т.д.
Статья: Как избежать обвинений в нарушении банковской тайны: нюансы передачи сведений в частноправовом порядке
(Мезанов П.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)<17> Определение КС РФ от 20.07.2021 N 1519-О, п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров", постановления ФАС МО от 03.02.2014 по делу N А40-48708/2013, ФАС ВВО от 02.10.2013 по делу N А11-8511/2012, ФАС ПО от 02.07.2013 по делу N А65-23934/2012.
(Мезанов П.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 1)<17> Определение КС РФ от 20.07.2021 N 1519-О, п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров", постановления ФАС МО от 03.02.2014 по делу N А40-48708/2013, ФАС ВВО от 02.10.2013 по делу N А11-8511/2012, ФАС ПО от 02.07.2013 по делу N А65-23934/2012.
Статья: Закон США NDAA 2021 и правовые проблемы обеспечения банками конфиденциальности информации
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 5)<8> В частности, Федеральная антимонопольная служба не признается органом, имеющим право на получение сведений, составляющих банковскую тайну, поскольку ст. 26 Закона о банках не перечисляет ФАС в перечне органов и лиц, имеющих право на ее получение. Статья 25 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с положениями ч. 6 ст. 44 данного Закона и ст. 26 Закона о банках не содержит положений, обязывающих банк представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы и сведения, составляющие банковскую тайну. См., например: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 марта 2020 г. N Ф07-1619/2020 по делу N А56-74329/2019 и Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2019 г. N 305-АД18-18535 по делу N А40-199212/2017 // Документы опубликованы не были. СПС "КонсультантПлюс".
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 5)<8> В частности, Федеральная антимонопольная служба не признается органом, имеющим право на получение сведений, составляющих банковскую тайну, поскольку ст. 26 Закона о банках не перечисляет ФАС в перечне органов и лиц, имеющих право на ее получение. Статья 25 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с положениями ч. 6 ст. 44 данного Закона и ст. 26 Закона о банках не содержит положений, обязывающих банк представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы и сведения, составляющие банковскую тайну. См., например: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 марта 2020 г. N Ф07-1619/2020 по делу N А56-74329/2019 и Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2019 г. N 305-АД18-18535 по делу N А40-199212/2017 // Документы опубликованы не были. СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Ноу-хау как предмет преступления, предусмотренного ст. 183 УК РФ
(Коростиев А.А.)
("Уголовное право", 2023, N 2)<103> См.: Постановление ФАС Поволжского округа от 10 июля 2012 г. по делу N А57-11021/2011 // СПС "КонсультантПлюс".
(Коростиев А.А.)
("Уголовное право", 2023, N 2)<103> См.: Постановление ФАС Поволжского округа от 10 июля 2012 г. по делу N А57-11021/2011 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: К вопросу о корректировке понятия договора транспортной экспедиции (статья 801 ГК РФ)
(Анциферов А.В.)
("Транспортное право", 2024, N 4)<14> Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2023 г. по делу N А33-34932/2018к13 // Сайт Федеральные арбитражные суды. Банк решений арбитражных судов. URL: https://ras.arbitr.ru/Document/Pdf/a1dd726a-fed1-4ce0-b085-056388f6f13b/133409fe-7798-4f68-b395-38bb4e-7ce71f/A33-34932-2018__20230403.pdf?isAddStamp=True.
(Анциферов А.В.)
("Транспортное право", 2024, N 4)<14> Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2023 г. по делу N А33-34932/2018к13 // Сайт Федеральные арбитражные суды. Банк решений арбитражных судов. URL: https://ras.arbitr.ru/Document/Pdf/a1dd726a-fed1-4ce0-b085-056388f6f13b/133409fe-7798-4f68-b395-38bb4e-7ce71f/A33-34932-2018__20230403.pdf?isAddStamp=True.
Статья: Обеспечение равенства прав заемщиков-потребителей в правоотношениях с кредиторами и заимодавцами: правовое регулирование и судебная практика
(Лысова-Бахарева Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 12; 2022, N 1)<40> См. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 ноября 2011 года N Ф03-5751/2011 по делу N А37-1329/2010.
(Лысова-Бахарева Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 12; 2022, N 1)<40> См. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 ноября 2011 года N Ф03-5751/2011 по делу N А37-1329/2010.
Вопрос: Существует ли обязанность у банка предоставлять информацию о движении по счетам по запросу антимонопольного органа?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно положениям ст. 26 Закона о банковской деятельности справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, налоговым органам, Фонду пенсионного и социального страхования РФ и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Таким образом, ст. 26 Закона о банковской деятельности содержит закрытый перечень лиц, которым могут быть предоставлены сведения, содержащие банковскую тайну. Органы Федеральной антимонопольной службы в данный перечень не включены.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Согласно положениям ст. 26 Закона о банковской деятельности справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, налоговым органам, Фонду пенсионного и социального страхования РФ и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Таким образом, ст. 26 Закона о банковской деятельности содержит закрытый перечень лиц, которым могут быть предоставлены сведения, содержащие банковскую тайну. Органы Федеральной антимонопольной службы в данный перечень не включены.