Единые требования к качеству бесплатной юридической помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу Единые требования к качеству бесплатной юридической помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Устав коллегии адвокатов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3.2.6. Организация работы по оказанию юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно в предусмотренных законом случаях.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3.2.6. Организация работы по оказанию юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно в предусмотренных законом случаях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Представительство в суде как квалифицированная юридическая помощь
(Бардин Л.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)Не раз высказывались предложения о необходимости разработки и принятия федерального закона о квалифицированной юридической помощи. В этот закон можно было бы включить отсылочную норму к Закону об адвокатской деятельности и адвокатуре. По образцу и подобию с Законом РК в российском законе должны быть нормы о единых требованиях ко всем лицам, оказывающим квалифицированную юридическую помощь, а не только к адвокатам. В качестве составной части в закон о квалифицированной юридической помощи следовало бы включить специальный раздел о бесплатной юридической помощи. В этом законе должны быть нормы о юридической помощи, оказываемой PRO BONO. Пока же ни в одном нормативном акте понятия PRO BONO нет. Не вызывает сомнений включение в закон о квалифицированной юридической помощи специального раздела о субсидируемой юридической помощи. Наконец, требуют законодательного регулирования инициативно разрабатываемые некоторыми адвокатскими образованиями предложения о страховании юридической помощи или так называемом юридическом полисе. Отсутствие федерального закона о квалифицированной юридической помощи привело к ситуации, когда оказывающие юридическую помощь адвокаты обязаны неукоснительно соблюдать требования Закона об адвокатской деятельности, Кодекса профессиональной этики адвоката и большого количества регулярно принимаемых решений органов адвокатского самоуправления, в том числе постоянно совершенствовать свои знания самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень, а в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей нести ответственность. При этом одно из полномочий Министерства юстиции России - контроль и надзор за адвокатурой.
(Бардин Л.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)Не раз высказывались предложения о необходимости разработки и принятия федерального закона о квалифицированной юридической помощи. В этот закон можно было бы включить отсылочную норму к Закону об адвокатской деятельности и адвокатуре. По образцу и подобию с Законом РК в российском законе должны быть нормы о единых требованиях ко всем лицам, оказывающим квалифицированную юридическую помощь, а не только к адвокатам. В качестве составной части в закон о квалифицированной юридической помощи следовало бы включить специальный раздел о бесплатной юридической помощи. В этом законе должны быть нормы о юридической помощи, оказываемой PRO BONO. Пока же ни в одном нормативном акте понятия PRO BONO нет. Не вызывает сомнений включение в закон о квалифицированной юридической помощи специального раздела о субсидируемой юридической помощи. Наконец, требуют законодательного регулирования инициативно разрабатываемые некоторыми адвокатскими образованиями предложения о страховании юридической помощи или так называемом юридическом полисе. Отсутствие федерального закона о квалифицированной юридической помощи привело к ситуации, когда оказывающие юридическую помощь адвокаты обязаны неукоснительно соблюдать требования Закона об адвокатской деятельности, Кодекса профессиональной этики адвоката и большого количества регулярно принимаемых решений органов адвокатского самоуправления, в том числе постоянно совершенствовать свои знания самостоятельно и повышать свой профессиональный уровень, а в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей нести ответственность. При этом одно из полномочий Министерства юстиции России - контроль и надзор за адвокатурой.
Статья: Элементы модели формирования Национальной системы профессионального оказания юридической помощи (услуг) в России
(Гаврилов С.Н.)
("Адвокатская практика", 2021, N 4)При этом вполне обоснованным представляется предложение авторов проекта Концепции, состоящее в том, что регулирование не должно распространяться "на юристов, осуществляющих профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений (иных структурных подразделений) организаций"; должны быть сохранены "права судебного представительства для лиц, являющихся близкими родственниками представляемого"; "судебное представительство также продолжат осуществлять лица, являющиеся законными представителями граждан, руководителями организаций"; "право оказания юридической помощи (в том числе право на ведение дел в судах) сохранят участники государственной системы бесплатной юридической помощи в рамках Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", а также некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и оказывающие юридическую помощь на безвозмездной основе в соответствии с целями их создания".
(Гаврилов С.Н.)
("Адвокатская практика", 2021, N 4)При этом вполне обоснованным представляется предложение авторов проекта Концепции, состоящее в том, что регулирование не должно распространяться "на юристов, осуществляющих профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений (иных структурных подразделений) организаций"; должны быть сохранены "права судебного представительства для лиц, являющихся близкими родственниками представляемого"; "судебное представительство также продолжат осуществлять лица, являющиеся законными представителями граждан, руководителями организаций"; "право оказания юридической помощи (в том числе право на ведение дел в судах) сохранят участники государственной системы бесплатной юридической помощи в рамках Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", а также некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и оказывающие юридическую помощь на безвозмездной основе в соответствии с целями их создания".
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313
(ред. от 22.12.2022)
"Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"разрабатывает и устанавливает единые требования к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечивает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи;
(ред. от 22.12.2022)
"Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"разрабатывает и устанавливает единые требования к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечивает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи;
Указ Президента РФ от 25.05.2012 N 742
"О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313"разрабатывает и устанавливает единые требования к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечивает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи;
"О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313"разрабатывает и устанавливает единые требования к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечивает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи;
Статья: Бесплатная юридическая помощь: перспективы правового регулирования
(Шереметова Г.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2010, N 4)Подводя итог, можно отметить, что сегодня законодателем предпринимаются меры, направленные на построение системы оказания бесплатной юридической помощи, однако не все проблемы решены. Для эффективного действия всей системы необходимо дополнительно проработать ряд вопросов (таких, как гарантии качества услуг по оказанию юридической помощи, обеспечение доступности юридической помощи всем категориям лиц, имеющим на нее право, и проч.). В связи с этим указанный законопроект можно рассматривать лишь как еще один шаг, хотя и, безусловно, положительный, на пути обеспечения права отдельных категорий граждан на бесплатную юридическую помощь, гарантированную Конституцией Российской Федерации.
(Шереметова Г.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2010, N 4)Подводя итог, можно отметить, что сегодня законодателем предпринимаются меры, направленные на построение системы оказания бесплатной юридической помощи, однако не все проблемы решены. Для эффективного действия всей системы необходимо дополнительно проработать ряд вопросов (таких, как гарантии качества услуг по оказанию юридической помощи, обеспечение доступности юридической помощи всем категориям лиц, имеющим на нее право, и проч.). В связи с этим указанный законопроект можно рассматривать лишь как еще один шаг, хотя и, безусловно, положительный, на пути обеспечения права отдельных категорий граждан на бесплатную юридическую помощь, гарантированную Конституцией Российской Федерации.
Статья: Юридические клиники и деятельность pro bono. Их отношение к системам бесплатной юридической помощи
(Доброхотова Е.Н.)
("Закон", 2012, N 11)Клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи отнесены к негосударственной системе. Они объединены едиными целями, условиями оказания помощи, координационным центром в лице органов Министерства юстиции, а также требованиями к качеству услуг, оказываемых всеми участниками, как из государственного, так и из негосударственного сектора.
(Доброхотова Е.Н.)
("Закон", 2012, N 11)Клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи отнесены к негосударственной системе. Они объединены едиными целями, условиями оказания помощи, координационным центром в лице органов Министерства юстиции, а также требованиями к качеству услуг, оказываемых всеми участниками, как из государственного, так и из негосударственного сектора.
"Правоохранительные органы: Учебник для вузов"
(4-е издание)
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)- разрабатывает и устанавливает единые требования к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечивает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи;
(4-е издание)
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)- разрабатывает и устанавливает единые требования к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечивает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи;
Статья: Квалифицированная юридическая помощь как гарантия защиты государством прав человека
(Виноградова П.А.)
("Адвокатская практика", 2014, N 3)Согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 г. N 15-П и от 28 января 1997 г. N 2-П критерии квалифицированной юридической помощи и обусловленных ими особенностей и условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников или представителей в конкретных видах судопроизводства устанавливает законодатель. Указанный принцип получил отражение в ст. 5 Закона о юридической помощи. Статьей 11 данного Закона предусмотрено, что разработка и установление единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечение контроля за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи относится к компетенции Минюста России. Согласно докладу Министерства о реализации государственной политики в области обеспечения граждан России бесплатной юридической помощью [4] в 2013 г. разрабатываются единые требования к качеству оказываемой гражданам помощи, а также определяются формы контроля за соблюдением лицами, оказывающими такую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству работы, которые будут отражены в Кодексе профессиональной этики участников государственной и негосударственной систем оказания бесплатной юридической помощи. В целях установления стандартов качества юридической помощи планируется создать реестр негосударственных центров юридической помощи, установить порядок их сертификации и рейтингования.
(Виноградова П.А.)
("Адвокатская практика", 2014, N 3)Согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 г. N 15-П и от 28 января 1997 г. N 2-П критерии квалифицированной юридической помощи и обусловленных ими особенностей и условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников или представителей в конкретных видах судопроизводства устанавливает законодатель. Указанный принцип получил отражение в ст. 5 Закона о юридической помощи. Статьей 11 данного Закона предусмотрено, что разработка и установление единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечение контроля за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи относится к компетенции Минюста России. Согласно докладу Министерства о реализации государственной политики в области обеспечения граждан России бесплатной юридической помощью [4] в 2013 г. разрабатываются единые требования к качеству оказываемой гражданам помощи, а также определяются формы контроля за соблюдением лицами, оказывающими такую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству работы, которые будут отражены в Кодексе профессиональной этики участников государственной и негосударственной систем оказания бесплатной юридической помощи. В целях установления стандартов качества юридической помощи планируется создать реестр негосударственных центров юридической помощи, установить порядок их сертификации и рейтингования.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. Ю.А. Дмитриева)
("ЮРКОМПАНИ", 2012)7. Очень важная норма, несоблюдение которой делает бессмысленной всю работу рассматриваемого уполномоченного органа. Выше уже многократно упоминался конституционный принцип равноправия граждан (ст. 19 Основного Закона) и отмечалась необходимость его соблюдения. Это условие находится в органической связи с установлением единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи. Конечно, критерий качества этой помощи находится в прямой зависимости от финансовых и организационных возможностей государства и субъектов оказания этой помощи. Поэтому очень важно соблюдать при ее оказании единство требований к качеству этой помощи. Дело в том, что, если при оказании юридической помощи на возмездных условиях критерием качества этой помощи выступает размер оплаты за ее оказание, то в случае оказания бесплатной помощи критерием ее качества выступает соблюдение принципа единообразия.
(постатейный)
(под ред. Ю.А. Дмитриева)
("ЮРКОМПАНИ", 2012)7. Очень важная норма, несоблюдение которой делает бессмысленной всю работу рассматриваемого уполномоченного органа. Выше уже многократно упоминался конституционный принцип равноправия граждан (ст. 19 Основного Закона) и отмечалась необходимость его соблюдения. Это условие находится в органической связи с установлением единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи. Конечно, критерий качества этой помощи находится в прямой зависимости от финансовых и организационных возможностей государства и субъектов оказания этой помощи. Поэтому очень важно соблюдать при ее оказании единство требований к качеству этой помощи. Дело в том, что, если при оказании юридической помощи на возмездных условиях критерием качества этой помощи выступает размер оплаты за ее оказание, то в случае оказания бесплатной помощи критерием ее качества выступает соблюдение принципа единообразия.
Статья: Бесплатная юридическая помощь в гражданском судопроизводстве
(Бортникова Н.А.)
("Российский судья", 2012, N 5)Статьей 11 Закона к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти отнесены разработка и установление единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечение контроля за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи. Этот важный вопрос еще предстоит решить, причем, по всей видимости, в подзаконном нормативном акте, что не может не вызывать нареканий. По мнению Р.Г. Мельниченко, "при любой форме распределения социальных благ безвозмездно (посредством государственных юридических бюро или оплаты государством услуг адвокатов) качество услуг будет в лучшем случае минимально низким", что, в свою очередь, приведет к падению качества юридической помощи (услуг) в целом <12>. Требования к лицам, оказывающим юридическую помощь (образование, стаж, сдача специальных экзаменов), обусловливают, но не определяют критерий качества юридической помощи. На наш взгляд, проблема поиска стандарта качества юридической помощи - это проблема еще более сложная, чем вопрос о бесплатной юридической помощи. Она соотносима с поисками критериев качества правосудия, качества законодательных актов. В настоящий момент существует плюрализм правопонимания <13>, отсутствует официальное определение приоритетных методов толкования нормативно-правовых предписаний, при этом имеется огромный массив законодательных актов, часто противоречивых, излишне детализированных или, напротив, пробельных. Судебная практика также изменчива и противоречива. В такой ситуации даже судьи Конституционного Суда РФ имеют право на особое мнение. Выбор правовой позиции, отличной от мнения большинства, который привел к неудовлетворительному для стороны решению, - ситуация не равнозначная недобросовестному оказанию юридической помощи. Но для большинства граждан это не очевидно.
(Бортникова Н.А.)
("Российский судья", 2012, N 5)Статьей 11 Закона к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти отнесены разработка и установление единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечение контроля за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи. Этот важный вопрос еще предстоит решить, причем, по всей видимости, в подзаконном нормативном акте, что не может не вызывать нареканий. По мнению Р.Г. Мельниченко, "при любой форме распределения социальных благ безвозмездно (посредством государственных юридических бюро или оплаты государством услуг адвокатов) качество услуг будет в лучшем случае минимально низким", что, в свою очередь, приведет к падению качества юридической помощи (услуг) в целом <12>. Требования к лицам, оказывающим юридическую помощь (образование, стаж, сдача специальных экзаменов), обусловливают, но не определяют критерий качества юридической помощи. На наш взгляд, проблема поиска стандарта качества юридической помощи - это проблема еще более сложная, чем вопрос о бесплатной юридической помощи. Она соотносима с поисками критериев качества правосудия, качества законодательных актов. В настоящий момент существует плюрализм правопонимания <13>, отсутствует официальное определение приоритетных методов толкования нормативно-правовых предписаний, при этом имеется огромный массив законодательных актов, часто противоречивых, излишне детализированных или, напротив, пробельных. Судебная практика также изменчива и противоречива. В такой ситуации даже судьи Конституционного Суда РФ имеют право на особое мнение. Выбор правовой позиции, отличной от мнения большинства, который привел к неудовлетворительному для стороны решению, - ситуация не равнозначная недобросовестному оказанию юридической помощи. Но для большинства граждан это не очевидно.
Статья: Минюст России стал уполномоченным органом, оказывающим бесплатную юридическую помощь и контролирующим ее оказание
(Телия Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)- разработка и установление единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи;
(Телия Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)- разработка и установление единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи;
"Право на бесплатную юридическую помощь в гражданском процессе"
(Шереметова Г.С.)
("Статут", 2015)Выстраивание подобной системы контроля качества требует значительных аналитических ресурсов, организационных и временных затрат. В то же время в сфере платной юридической помощи действуют рыночные механизмы конкуренции, что способствует повышению качества оказываемой помощи. В сфере бесплатной юридической помощи подобные механизмы не работают, поэтому вопросу качества оказываемой помощи должно уделяться особое внимание. Полагаем, что, в частности, это побудило законодателя установить в Законе о бесплатной юридической помощи требование о наличии высшего юридического образования. Однако в настоящее время это единственная мера, которая может способствовать оказанию бесплатной юридической помощи квалифицированно. В то же время одним из принципов оказания бесплатной юридической помощи является контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи (ст. 5 Закона о бесплатной юридической помощи), разработка и установление которых возложены на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ст. 11 указанного Закона). Как отмечается в Докладе Министерства юстиции Российской Федерации о реализации государственной политики в области обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью, опубликованном по итогам 2012 г., указанные единые требования к качеству находятся еще в стадии разработки, определяются формы контроля за их соблюдением, что найдет отражение в Кодексе профессиональной этики участников государственной и негосударственной систем оказания бесплатной юридической помощи <1> (к 2015 г. такой документ не принят, положения по-прежнему находятся в стадии разработки).
(Шереметова Г.С.)
("Статут", 2015)Выстраивание подобной системы контроля качества требует значительных аналитических ресурсов, организационных и временных затрат. В то же время в сфере платной юридической помощи действуют рыночные механизмы конкуренции, что способствует повышению качества оказываемой помощи. В сфере бесплатной юридической помощи подобные механизмы не работают, поэтому вопросу качества оказываемой помощи должно уделяться особое внимание. Полагаем, что, в частности, это побудило законодателя установить в Законе о бесплатной юридической помощи требование о наличии высшего юридического образования. Однако в настоящее время это единственная мера, которая может способствовать оказанию бесплатной юридической помощи квалифицированно. В то же время одним из принципов оказания бесплатной юридической помощи является контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи (ст. 5 Закона о бесплатной юридической помощи), разработка и установление которых возложены на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ст. 11 указанного Закона). Как отмечается в Докладе Министерства юстиции Российской Федерации о реализации государственной политики в области обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью, опубликованном по итогам 2012 г., указанные единые требования к качеству находятся еще в стадии разработки, определяются формы контроля за их соблюдением, что найдет отражение в Кодексе профессиональной этики участников государственной и негосударственной систем оказания бесплатной юридической помощи <1> (к 2015 г. такой документ не принят, положения по-прежнему находятся в стадии разработки).
"Комментарий к Федеральному закону от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
(постатейный)
(Остапенко А.С., Артемьев Е.В., Бевзюк Е.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)<80> Здесь можно отметить, что в соответствии с п. 7 ст. 11 комментируемого Закона к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся разработка и установление единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечение контроля за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи. Таким образом, вероятно, что такие требования должны быть приняты в ближайшее время.
(постатейный)
(Остапенко А.С., Артемьев Е.В., Бевзюк Е.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)<80> Здесь можно отметить, что в соответствии с п. 7 ст. 11 комментируемого Закона к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся разработка и установление единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, а также обеспечение контроля за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи. Таким образом, вероятно, что такие требования должны быть приняты в ближайшее время.