Доминирующее положение субъект естественной монополии
Подборка наиболее важных документов по запросу Доминирующее положение субъект естественной монополии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 421 "Свобода договора" ГК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Истец является сетевой организацией, относится к субъектам естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на воздушных линиях электропередачи в пределах расположения своей инфраструктуры для размещения сетей электросвязи на территории Свердловской области.
(Арбитражный суд Уральского округа)Истец является сетевой организацией, относится к субъектам естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению опор для размещения линий связи на воздушных линиях электропередачи в пределах расположения своей инфраструктуры для размещения сетей электросвязи на территории Свердловской области.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.31 "Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке" КоАП РФ"Анализируя правомерность квалификации правонарушения, вменяемого ООО "ВМКТ", арбитражный суд апелляционной инстанции верно указал на то, что совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Эффективность антимонопольного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарном рынке
(Кадымов Ф.Ф.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)Здесь необходимо обозначить, что за злоупотребление доминирующим положением субъектом естественной монополии вне зависимости от последствий такого злоупотребления предусмотрена административная ответственность в виде оборотного штрафа - штрафа, рассчитанного от выручки организации от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.
(Кадымов Ф.Ф.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 2)Здесь необходимо обозначить, что за злоупотребление доминирующим положением субъектом естественной монополии вне зависимости от последствий такого злоупотребления предусмотрена административная ответственность в виде оборотного штрафа - штрафа, рассчитанного от выручки организации от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.
Статья: Доминирующее положение как признак стратегического значения хозяйственного общества
(Мазуренко В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)С учетом указанных характеристик естественной монополии, по смыслу ч. 5 ст. 5 Закона N 135 <13> доказывание наличия доминирующего положения у субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии, не требуется.
(Мазуренко В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)С учетом указанных характеристик естественной монополии, по смыслу ч. 5 ст. 5 Закона N 135 <13> доказывание наличия доминирующего положения у субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии, не требуется.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -
(ред. от 04.11.2025)1. Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -
Статья: К вопросу о содержании и проявлении принципа недискриминации как отраслевого принципа конкурентного права
(Шмелева Д.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Таким образом, принцип недискриминации заключается в предоставлении возможности доступа всех к услугам всех на основе экономической и технологической пропорциональности условий, в т.ч. и ценовых, для различных категорий контрагентов, а также допустимости отказа в таком доступе исключительно при наличии экономических и технологических мотивов. Указанный принцип пронизывает все институты конкурентного права и отношения, возникающие как между частными участниками рынка, так и публичными; актов недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением (включая злоупотребления субъектами естественных монополий), антиконкурентных соглашений и односторонних действий с участием частных и публичных участников товарных рынков. Указанное, как представляется автору, позволяет говорить о принципе недискриминации как отраслевом принципе конкурентного права.
(Шмелева Д.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Таким образом, принцип недискриминации заключается в предоставлении возможности доступа всех к услугам всех на основе экономической и технологической пропорциональности условий, в т.ч. и ценовых, для различных категорий контрагентов, а также допустимости отказа в таком доступе исключительно при наличии экономических и технологических мотивов. Указанный принцип пронизывает все институты конкурентного права и отношения, возникающие как между частными участниками рынка, так и публичными; актов недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением (включая злоупотребления субъектами естественных монополий), антиконкурентных соглашений и односторонних действий с участием частных и публичных участников товарных рынков. Указанное, как представляется автору, позволяет говорить о принципе недискриминации как отраслевом принципе конкурентного права.
Статья: О правовых последствиях анонимных обращений в ФАС России
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Получив от антимонопольного органа требование от 17.04.2017 N ИП-05/6162 о представлении информации, мы первым делом его проанализировали и, обнаружив, что требование основано на обращении гражданина, мы стали выяснять, что это за гражданин. Для более полного понимания ситуации объем запрошенной документации был очень велик (более 300 000 листов). Причем информация не имела никакого отношения к деятельности, где мы занимали бы доминирующее положение и/или относились к субъектам естественной монополии. Запрошенная информация не имела никакого отношения к компетенции ФАС РФ.
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Получив от антимонопольного органа требование от 17.04.2017 N ИП-05/6162 о представлении информации, мы первым делом его проанализировали и, обнаружив, что требование основано на обращении гражданина, мы стали выяснять, что это за гражданин. Для более полного понимания ситуации объем запрошенной документации был очень велик (более 300 000 листов). Причем информация не имела никакого отношения к деятельности, где мы занимали бы доминирующее положение и/или относились к субъектам естественной монополии. Запрошенная информация не имела никакого отношения к компетенции ФАС РФ.
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)В этой связи обращение в суд с иском о восстановлении нарушенных антиконкурентными действиями (бездействием) прав и законных интересов истца является, на наш взгляд, более предпочтительной моделью поведения, за исключением случаев злоупотребления доминирующим положением субъектов естественных монополий, доминирующее положение которых определяется на основании требований Закона о защите конкуренции антимонопольным органом в упрощенном порядке.
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)В этой связи обращение в суд с иском о восстановлении нарушенных антиконкурентными действиями (бездействием) прав и законных интересов истца является, на наш взгляд, более предпочтительной моделью поведения, за исключением случаев злоупотребления доминирующим положением субъектов естественных монополий, доминирующее положение которых определяется на основании требований Закона о защите конкуренции антимонопольным органом в упрощенном порядке.