Должностные обязанности педагога дополнительного обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Должностные обязанности педагога дополнительного обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 20.11.2023 по делу N 33-9545/2023 (УИД 16RS0051-01-2022-016297-96)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О признании гражданско-правового договора трудовым; 2) О взыскании отпускных; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Между сторонами были заключены гражданско-правовые договоры на проведение платных дополнительных образовательных услуг. Истец ссылается на то, что он является штатным сотрудником школы и фактически выполнял трудовую функцию, поэтому вознаграждение, полученное истцом по спорным договорам, является заработной платой, на которую должны были быть начислены отпускные, однако ответчиком этого не было сделано.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Поскольку в период действия гражданско-правовых договоров на проведение платных дополнительных образовательных услуг N 28 от 7 сентября 2020 года, договора N 82 от 1 октября 2020 года на проведение платных дополнительных образовательных услуг В. являлся штатным сотрудником ответчика, подчинялся Правилам внутреннего распорядка, утвержденным ответчиком как работодателем, выполнял работу по графику (расписанию) проведения платных занятий, что свидетельствует о фиксации рабочего времени истца, исполнял обязанности по договору согласно "Должностной инструкции педагога дополнительного образования", проводя дополнительные, платные занятия по плаванию для детей, он фактически выполнял трудовую функцию.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О признании гражданско-правового договора трудовым; 2) О взыскании отпускных; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Между сторонами были заключены гражданско-правовые договоры на проведение платных дополнительных образовательных услуг. Истец ссылается на то, что он является штатным сотрудником школы и фактически выполнял трудовую функцию, поэтому вознаграждение, полученное истцом по спорным договорам, является заработной платой, на которую должны были быть начислены отпускные, однако ответчиком этого не было сделано.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Поскольку в период действия гражданско-правовых договоров на проведение платных дополнительных образовательных услуг N 28 от 7 сентября 2020 года, договора N 82 от 1 октября 2020 года на проведение платных дополнительных образовательных услуг В. являлся штатным сотрудником ответчика, подчинялся Правилам внутреннего распорядка, утвержденным ответчиком как работодателем, выполнял работу по графику (расписанию) проведения платных занятий, что свидетельствует о фиксации рабочего времени истца, исполнял обязанности по договору согласно "Должностной инструкции педагога дополнительного образования", проводя дополнительные, платные занятия по плаванию для детей, он фактически выполнял трудовую функцию.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16.03.2023 по делу N 88-6958/2023 (УИД 68RS0002-01-2022-000863-68)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что в назначении досрочной страховой пенсии ответчиком было отказано по причине отсутствия специального стажа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.Поскольку в спорные периоды работа истца в МБОУ СОШ N (пункт 1 раздела "Наименование учреждений") выполнялась не в должности, предусмотренной пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований К.И. в данной части. Суд, принимая во внимание должностные обязанности учителя и педагога дополнительного образования, указал на отсутствие оснований для установления тождества данных профессий. При этом суд также обратил внимание на то, что деятельность истца по осуществлению эстетического воспитания детей сама по себе не влечет за собой право на льготное пенсионное обеспечение.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периодов работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что в назначении досрочной страховой пенсии ответчиком было отказано по причине отсутствия специального стажа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено в части.Поскольку в спорные периоды работа истца в МБОУ СОШ N (пункт 1 раздела "Наименование учреждений") выполнялась не в должности, предусмотренной пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований К.И. в данной части. Суд, принимая во внимание должностные обязанности учителя и педагога дополнительного образования, указал на отсутствие оснований для установления тождества данных профессий. При этом суд также обратил внимание на то, что деятельность истца по осуществлению эстетического воспитания детей сама по себе не влечет за собой право на льготное пенсионное обеспечение.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Описание трудовых обязанностей работников в документах
(Кожевникова С.Н.)
("Кадровик-практик", 2025, N 7)Пример 2. "Суд первой инстанции пришел также к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Е. о признании незаконными действий ГБУ *** по изменению в одностороннем порядке существенных условий труда и возложению дополнительных обязанностей, указав, что трудовая функция истца по работе педагогом дополнительного образования не изменяется, а вносимыми изменениями в должностную инструкцию работодатель приводит в соответствие должностные инструкции работников с задачами и целями отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями (региональный ресурсный центр), которые работники должны выполнять и достигать в соответствии с п. 1.6 должностной инструкции в редакции, действующей до изменений.
(Кожевникова С.Н.)
("Кадровик-практик", 2025, N 7)Пример 2. "Суд первой инстанции пришел также к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Е. о признании незаконными действий ГБУ *** по изменению в одностороннем порядке существенных условий труда и возложению дополнительных обязанностей, указав, что трудовая функция истца по работе педагогом дополнительного образования не изменяется, а вносимыми изменениями в должностную инструкцию работодатель приводит в соответствие должностные инструкции работников с задачами и целями отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями (региональный ресурсный центр), которые работники должны выполнять и достигать в соответствии с п. 1.6 должностной инструкции в редакции, действующей до изменений.
Статья: Понятие "педагогическая деятельность" в законодательстве и правоприменительной практике: комплексный анализ содержания
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)<13> Педагог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования детей и взрослых, специалист в области воспитания.
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)<13> Педагог, педагог-психолог, педагог дополнительного образования детей и взрослых, специалист в области воспитания.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 31.07.2024 N 332
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"25. При определении должностных обязанностей педагога дополнительного образования применяются как Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), так и профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования", утвержденный приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 г., регистрационный N 52016). Согласно пункту 3.1 профессионального стандарта к возможным наименованиям должностей и профессий отнесена должность преподаватель, которая используется в организациях дополнительного образования при реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ в области искусств (детские школы искусств по видам искусств).
(ред. от 17.11.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки и инноваций"25. При определении должностных обязанностей педагога дополнительного образования применяются как Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638), так и профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования", утвержденный приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 г., регистрационный N 52016). Согласно пункту 3.1 профессионального стандарта к возможным наименованиям должностей и профессий отнесена должность преподаватель, которая используется в организациях дополнительного образования при реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ в области искусств (детские школы искусств по видам искусств).
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2024 N 40-П
"По делу о проверке конституционности статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.Н. Харюшевой"Эта часть педагогической работы, кроме выполнения предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности видов работ, может включать и дополнительные виды работ, непосредственно связанные с образовательной деятельностью, но не предусмотренные квалификационными характеристиками по конкретной должности: классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками, руководство методическими объединениями и др. Возложение на педагогического работника дополнительных по отношению к его должностным обязанностям видов работ возможно только на основании его добровольного письменного согласия, за их выполнение должна быть предусмотрена дополнительная оплата, а условие об их выполнении включается в трудовой договор или дополнительное соглашение к нему, при этом конкретизируется содержание дополнительных видов работ, сроки их выполнения и размер оплаты (пункт 2.3 названных Особенностей).
"По делу о проверке конституционности статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.Н. Харюшевой"Эта часть педагогической работы, кроме выполнения предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности видов работ, может включать и дополнительные виды работ, непосредственно связанные с образовательной деятельностью, но не предусмотренные квалификационными характеристиками по конкретной должности: классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками, руководство методическими объединениями и др. Возложение на педагогического работника дополнительных по отношению к его должностным обязанностям видов работ возможно только на основании его добровольного письменного согласия, за их выполнение должна быть предусмотрена дополнительная оплата, а условие об их выполнении включается в трудовой договор или дополнительное соглашение к нему, при этом конкретизируется содержание дополнительных видов работ, сроки их выполнения и размер оплаты (пункт 2.3 названных Особенностей).
Статья: За пределами рабочего времени
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2025, N 5)<9> Указанные в данных пунктах дополнительные обязанности являются общими для педагогических работников и связаны с образовательной деятельностью, они согласуются с положениями Приказа Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 N 536, не противоречат трудовому законодательству и должностной инструкции истицы.
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2025, N 5)<9> Указанные в данных пунктах дополнительные обязанности являются общими для педагогических работников и связаны с образовательной деятельностью, они согласуются с положениями Приказа Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 N 536, не противоречат трудовому законодательству и должностной инструкции истицы.
Статья: Дистанционный режим труда работников из числа профессорско-преподавательского состава
(Машукова Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Согласно п. 7.1 Правил режим рабочего времени педагогических работников организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы, определяется в зависимости от занимаемой должности с учетом работы, закрепленной несколькими документами: трудовым договором, должностными инструкциями (регламентами) и индивидуальным планом. Первые два вида документов, как правило, содержат лишь перечень должностных обязанностей без конкретизации требуемых результатов, а вот индивидуальный план работы преподавателя позволяет установить факт и объем выполненных работ. Подведение итогов из-за специфики учебного процесса осуществляется обычно в конце семестра или по завершении учебного года. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что фактически в табеле учета рабочего времени, который заполняется дважды в месяц, отражаются только учебные занятия, другие обязанности, связанные с научной, творческой и исследовательской работой, а также другой педагогической работой: методической, подготовительной, организационной, диагностической, работой по ведению мониторинга, работой, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися, остаются неучтенными.
(Машукова Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Согласно п. 7.1 Правил режим рабочего времени педагогических работников организаций, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы, определяется в зависимости от занимаемой должности с учетом работы, закрепленной несколькими документами: трудовым договором, должностными инструкциями (регламентами) и индивидуальным планом. Первые два вида документов, как правило, содержат лишь перечень должностных обязанностей без конкретизации требуемых результатов, а вот индивидуальный план работы преподавателя позволяет установить факт и объем выполненных работ. Подведение итогов из-за специфики учебного процесса осуществляется обычно в конце семестра или по завершении учебного года. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что фактически в табеле учета рабочего времени, который заполняется дважды в месяц, отражаются только учебные занятия, другие обязанности, связанные с научной, творческой и исследовательской работой, а также другой педагогической работой: методической, подготовительной, организационной, диагностической, работой по ведению мониторинга, работой, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися, остаются неучтенными.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для установления обязанности работника по приведению своей квалификации в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для установления обязанности работника по приведению своей квалификации в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
"Квалификация, подготовка, аттестация и проверка знаний работников в области промышленной безопасности"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)8. Должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим, в частности, трудовую функцию работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)8. Должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим, в частности, трудовую функцию работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности.
Статья: Система субъектов, участвующих в оказании психологической помощи населению
(Исмагилова Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Национальным стандартом также выделяется среди сотрудников учреждения социального обслуживания должность педагога-психолога (также именуемого сурдопедагогом, педагогом-логопедом, педагогом дополнительного образования). В сферу профессиональной компетенции педагога-психолога отнесены, помимо знания нормативно-правовой базы, знания вопросов сферы охраны труда и профориентации, занятости воспитанников учреждения, вопросов социальной защиты и пр.
(Исмагилова Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Национальным стандартом также выделяется среди сотрудников учреждения социального обслуживания должность педагога-психолога (также именуемого сурдопедагогом, педагогом-логопедом, педагогом дополнительного образования). В сферу профессиональной компетенции педагога-психолога отнесены, помимо знания нормативно-правовой базы, знания вопросов сферы охраны труда и профориентации, занятости воспитанников учреждения, вопросов социальной защиты и пр.
"Годовой отчет для учреждений образования - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)К выплатам компенсационного характера при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, относятся выплаты за дополнительную работу, не входящую в прямые должностные обязанности педагогических работников согласно квалификационным характеристикам, но непосредственно связанную с деятельностью по реализации образовательных программ. К такой дополнительной работе относятся классное руководство, проверка письменных работ, заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другая дополнительно оплачиваемая работа, выполняемая с письменного согласия педагогических работников.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)К выплатам компенсационного характера при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, относятся выплаты за дополнительную работу, не входящую в прямые должностные обязанности педагогических работников согласно квалификационным характеристикам, но непосредственно связанную с деятельностью по реализации образовательных программ. К такой дополнительной работе относятся классное руководство, проверка письменных работ, заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другая дополнительно оплачиваемая работа, выполняемая с письменного согласия педагогических работников.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров (если иное не установлено комментируемым Законом), распределение должностных обязанностей;
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров (если иное не установлено комментируемым Законом), распределение должностных обязанностей;
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для установления обязанности работника по приведению своей квалификации в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для установления обязанности работника по приведению своей квалификации в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.