Должностная инструкция участкового уполномоченного полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Должностная инструкция участкового уполномоченного полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Должностная инструкция начальника охраны (объекта, участка) (профессиональный стандарт "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6) поддерживает постоянные рабочие контакты с подразделениями по делам несовершеннолетних и участковыми уполномоченными для организации взаимодействия при проведении массовых мероприятий;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)6) поддерживает постоянные рабочие контакты с подразделениями по делам несовершеннолетних и участковыми уполномоченными для организации взаимодействия при проведении массовых мероприятий;
Судебная практика
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04.03.2024 N 16-877/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ за побои.
Решение: Удовлетворено.При этом в материалах дела имеется должностной регламент (должностная инструкция) стажера по должности участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и ПДН отдела полиции N 2 УМВД России по г. Перми ФИО20 А.Ф., в соответствии с которой ФИО21 А.Ф. должен принимать меры, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, вправе осуществлять действия, предусмотренные законом (л.д. 196-199).
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 6.1.1 КоАП РФ за побои.
Решение: Удовлетворено.При этом в материалах дела имеется должностной регламент (должностная инструкция) стажера по должности участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и ПДН отдела полиции N 2 УМВД России по г. Перми ФИО20 А.Ф., в соответствии с которой ФИО21 А.Ф. должен принимать меры, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, вправе осуществлять действия, предусмотренные законом (л.д. 196-199).
Апелляционное определение Мурманского областного суда от 28.03.2024 N 22-430/2024 (УИД 51RS0003-01-2022-005731-95)
Приговор: По ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 159, ч. 1 ст. 166, ч. 1 ст. 286 УК РФ (покушение; пособничество; мошенничество; неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения; превышение должностных полномочий).
Определение: Приговор изменен, во вводной и резолютивной частях приговора указано правильное отчество осужденного.Служебное положение, объем и содержание должностных обязанностей и полномочий М. и М.М.ГА. правильно установлены судом первой инстанции на основании приказов о назначении их на соответствующие должности и должностных инструкций. Незначительный срок (6 месяцев по состоянию на 29.11.2016) пребывания М.М.ГА. в должности участкового уполномоченного, вопреки доводам адвоката Джулая Д.И., не исключает его ответственности за совершенные преступления, поскольку он был обязан знать требования законов и нормативных актов, касающихся его деятельности, как сотрудника полиции, требования должностной инструкции.
Приговор: По ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 159, ч. 1 ст. 166, ч. 1 ст. 286 УК РФ (покушение; пособничество; мошенничество; неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения; превышение должностных полномочий).
Определение: Приговор изменен, во вводной и резолютивной частях приговора указано правильное отчество осужденного.Служебное положение, объем и содержание должностных обязанностей и полномочий М. и М.М.ГА. правильно установлены судом первой инстанции на основании приказов о назначении их на соответствующие должности и должностных инструкций. Незначительный срок (6 месяцев по состоянию на 29.11.2016) пребывания М.М.ГА. в должности участкового уполномоченного, вопреки доводам адвоката Джулая Д.И., не исключает его ответственности за совершенные преступления, поскольку он был обязан знать требования законов и нормативных актов, касающихся его деятельности, как сотрудника полиции, требования должностной инструкции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы совершенствования деятельности участковых инспекторов милиции в Республике Беларусь
(Федчук И.Л., Янчин В.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Второй проблемой стало отсутствие в течение длительного времени основного этапа эксперимента единой должностной инструкции по должности участковых уполномоченных милиции и унифицированного подхода к оценке их служебной деятельности. Только в ноябре 2019 г. Приказом МВД Республики Беларусь утверждена Инструкция о порядке организации деятельности сотрудников, одновременно наделенных полномочиями УИМ, участкового инспектора ИДН и оперуполномоченного уголовного розыска (далее - Инструкция). Инструкция разработана и утверждена лишь в конце основного этапа эксперимента, при этом в ней не предусмотрены положения по оценке эффективности деятельности участковых уполномоченных милиции, что в свою очередь не способствовало стабильной определенности и мотивированности сотрудников.
(Федчук И.Л., Янчин В.О.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Второй проблемой стало отсутствие в течение длительного времени основного этапа эксперимента единой должностной инструкции по должности участковых уполномоченных милиции и унифицированного подхода к оценке их служебной деятельности. Только в ноябре 2019 г. Приказом МВД Республики Беларусь утверждена Инструкция о порядке организации деятельности сотрудников, одновременно наделенных полномочиями УИМ, участкового инспектора ИДН и оперуполномоченного уголовного розыска (далее - Инструкция). Инструкция разработана и утверждена лишь в конце основного этапа эксперимента, при этом в ней не предусмотрены положения по оценке эффективности деятельности участковых уполномоченных милиции, что в свою очередь не способствовало стабильной определенности и мотивированности сотрудников.
Статья: Проект Федерального закона N 151943-4 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы": достоинства и недостатки
(Холманский В.И., Бородин С.С.)
("Российский следователь", 2010, N 5)В результате в последующих за принятием Закона РФ "О милиции" ведомственных актах МВД России, регламентирующих деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений <9>, категория ранее судимых лиц в перечне подлежащих профилактическому учету не указывается. Общие формулировки типа "выявляют и ставят на профилактические учеты лиц, склонных к совершению преступлений, осуществляя за ними контроль" <10> и "осуществляют контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных в соответствии с законом ограничений свободы" <11> носят неконкретный, расплывчатый характер. О списочном учете, не предполагающем проведение какой-либо профилактической работы с лицами, ранее судимыми, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрено в должностной инструкции участкового уполномоченного милиции только в разделе N 13 паспорта административного участка <12> и ведомственном приказе ГУВД СПб. и ЛО <13>.
(Холманский В.И., Бородин С.С.)
("Российский следователь", 2010, N 5)В результате в последующих за принятием Закона РФ "О милиции" ведомственных актах МВД России, регламентирующих деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений <9>, категория ранее судимых лиц в перечне подлежащих профилактическому учету не указывается. Общие формулировки типа "выявляют и ставят на профилактические учеты лиц, склонных к совершению преступлений, осуществляя за ними контроль" <10> и "осуществляют контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных в соответствии с законом ограничений свободы" <11> носят неконкретный, расплывчатый характер. О списочном учете, не предполагающем проведение какой-либо профилактической работы с лицами, ранее судимыми, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрено в должностной инструкции участкового уполномоченного милиции только в разделе N 13 паспорта административного участка <12> и ведомственном приказе ГУВД СПб. и ЛО <13>.
Нормативные акты
Приказ МВД России от 29.03.2019 N 205
(ред. от 06.02.2024)
"О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности"
(вместе с "Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке", "Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции")
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2019 N 55115)11. Служебные обязанности и права участкового уполномоченного полиции (помощника участкового уполномоченного полиции) конкретизируются в должностном регламенте (должностной инструкции) <4>.
(ред. от 06.02.2024)
"О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности"
(вместе с "Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке", "Наставлением по организации службы участковых уполномоченных полиции")
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2019 N 55115)11. Служебные обязанности и права участкового уполномоченного полиции (помощника участкового уполномоченного полиции) конкретизируются в должностном регламенте (должностной инструкции) <4>.
Приказ Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2003 N 1044
"Об утверждении Положения об Управлении организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области"Во исполнение требований приказов МВД РФ N 569 от 26.05.2000 "Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел", N 900 от 16.09.2002 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции", приказов ГУВД N 265 от 10.04.2000 "Об утверждении должностных инструкций начальника ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области и его заместителей", N 529 от 26.06.2000 "О внесении изменений в приказ ГУВД N 265 от 10.04.2000 "Об утверждении должностных инструкций начальника ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области и его заместителей", N 67 л/с от 03.07.2003 "Об объявлении штатных расстановок подразделений аппарата ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области" и в целях совершенствования организации работы, повышения эффективности управленческой деятельности отделов УОДУУМ и ПДН МОБ ГУВД, их влияния на конечные результаты по линии курируемых служб в горрайорганах внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области приказываю:
"Об утверждении Положения об Управлении организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области"Во исполнение требований приказов МВД РФ N 569 от 26.05.2000 "Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел", N 900 от 16.09.2002 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции", приказов ГУВД N 265 от 10.04.2000 "Об утверждении должностных инструкций начальника ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области и его заместителей", N 529 от 26.06.2000 "О внесении изменений в приказ ГУВД N 265 от 10.04.2000 "Об утверждении должностных инструкций начальника ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области и его заместителей", N 67 л/с от 03.07.2003 "Об объявлении штатных расстановок подразделений аппарата ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области" и в целях совершенствования организации работы, повышения эффективности управленческой деятельности отделов УОДУУМ и ПДН МОБ ГУВД, их влияния на конечные результаты по линии курируемых служб в горрайорганах внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области приказываю:
Интервью: Реформа МВД: тенденции и перспективы нормативно-правовых изменений в работе ГУВД по г. Москве (интервью с Л.В. Пантелеевой, начальником Правового управления ГУВД по г. Москве)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)Приказом МВД России от 11 апреля 2011 года N 186 утвержден план-график переработки всех основных нормативных правовых актов Министерства, включающий 261 наименование. В их числе акты, касающиеся учетно-регистрационной дисциплины, приема сообщений о происшествиях; экспертно-криминалистической деятельности; порядка регистрации транспортных средств; деятельности дежурных частей; организации деятельности участковых уполномоченных; статистической работы и т.д. Большинство актов подлежит разработке во 2 - 4 кварталах текущего года. ГУ МВД России по г. Москве разработаны положения об управлениях внутренних дел по административным округам ГУ МВД России по г. Москве, положения об отделах МВД России по районам г. Москвы. В настоящее время идет активная разработка положений о структурных подразделениях ГУ МВД России по г. Москве, организационных приказов и должностных инструкций руководителей. С учетом издания новых нормативных правовых актов Министерства предстоит широкомасштабная переработка и правовой базы ГУ МВД России по г. Москве, самое непосредственное участие в которой возлагается на правовые подразделения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)Приказом МВД России от 11 апреля 2011 года N 186 утвержден план-график переработки всех основных нормативных правовых актов Министерства, включающий 261 наименование. В их числе акты, касающиеся учетно-регистрационной дисциплины, приема сообщений о происшествиях; экспертно-криминалистической деятельности; порядка регистрации транспортных средств; деятельности дежурных частей; организации деятельности участковых уполномоченных; статистической работы и т.д. Большинство актов подлежит разработке во 2 - 4 кварталах текущего года. ГУ МВД России по г. Москве разработаны положения об управлениях внутренних дел по административным округам ГУ МВД России по г. Москве, положения об отделах МВД России по районам г. Москвы. В настоящее время идет активная разработка положений о структурных подразделениях ГУ МВД России по г. Москве, организационных приказов и должностных инструкций руководителей. С учетом издания новых нормативных правовых актов Министерства предстоит широкомасштабная переработка и правовой базы ГУ МВД России по г. Москве, самое непосредственное участие в которой возлагается на правовые подразделения.
Статья: О некоторых аспектах доследственной проверки по факту вымогательства взятки в Вооруженных Силах Российской Федерации
(Шумигай И.Н., Янин С.А., Харченко А.В.)
("Военно-юридический журнал", 2011, N 3)Проверка личности обратившегося с заявлением о вымогательстве взятки будет зависеть от того, является ли он военнослужащим или гражданским лицом. Чтобы исключить моменты оговора должностного лица из каких-либо побуждений (месть, неприязненные отношения, зависть и др.), психическую ненормальность либо заболевание наркоманией или алкоголизмом заявителя, необходимо направить запрос в психоневрологический диспансер по месту его жительства для выяснения факта состояния на учете с каким-либо душевным заболеванием, в наркологический диспансер для выяснения факта состояния на учете с заболеванием алкоголизмом или наркоманией, собрать иной характеризующий материал (изучить личное дело, опросить соседей о поведении заявителя в быту, сослуживцев, запросить информацию от участкового уполномоченного милиции по фактам нарушений закона, направить запрос в информационный центр на предмет судимости и т.п.).
(Шумигай И.Н., Янин С.А., Харченко А.В.)
("Военно-юридический журнал", 2011, N 3)Проверка личности обратившегося с заявлением о вымогательстве взятки будет зависеть от того, является ли он военнослужащим или гражданским лицом. Чтобы исключить моменты оговора должностного лица из каких-либо побуждений (месть, неприязненные отношения, зависть и др.), психическую ненормальность либо заболевание наркоманией или алкоголизмом заявителя, необходимо направить запрос в психоневрологический диспансер по месту его жительства для выяснения факта состояния на учете с каким-либо душевным заболеванием, в наркологический диспансер для выяснения факта состояния на учете с заболеванием алкоголизмом или наркоманией, собрать иной характеризующий материал (изучить личное дело, опросить соседей о поведении заявителя в быту, сослуживцев, запросить информацию от участкового уполномоченного милиции по фактам нарушений закона, направить запрос в информационный центр на предмет судимости и т.п.).
"Административное право. Общая часть: Учебник"
(Братановский С.Н.)
("Директ-Медиа", 2013)Первые две группы составляют права, способствующие непосредственной реализации правового статуса служащего. Среди них исходя из специфики правоохранительного органа в первую очередь можно назвать права, предоставляемые различным категориям служащих. Например, Закон "О полиции" наделяет полицейских правами применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения и т.п. Вторая группа прав предоставляется отдельным служащим правоохранительной службы. Ярким примером могут служить ведомственные акты, наделяющие служащих правоохранительных органов правами по составлению протоколов об административных правонарушениях, осуществлению административного задержания и иных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Правами по осуществлению оперативно-розыскной деятельности также наделяются конкретные служащие правоохранительных органов. Отдельными правами наделяются участковые уполномоченные полиции, судебные приставы и служащие других правоохранительных органов. К этой же группе прав относятся права, содержащиеся в должностных инструкциях.
(Братановский С.Н.)
("Директ-Медиа", 2013)Первые две группы составляют права, способствующие непосредственной реализации правового статуса служащего. Среди них исходя из специфики правоохранительного органа в первую очередь можно назвать права, предоставляемые различным категориям служащих. Например, Закон "О полиции" наделяет полицейских правами применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения и т.п. Вторая группа прав предоставляется отдельным служащим правоохранительной службы. Ярким примером могут служить ведомственные акты, наделяющие служащих правоохранительных органов правами по составлению протоколов об административных правонарушениях, осуществлению административного задержания и иных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Правами по осуществлению оперативно-розыскной деятельности также наделяются конкретные служащие правоохранительных органов. Отдельными правами наделяются участковые уполномоченные полиции, судебные приставы и служащие других правоохранительных органов. К этой же группе прав относятся права, содержащиеся в должностных инструкциях.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(под науч. ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2016)5. Существенной является необходимость дополнительно установить противоправность действий (бездействия), которые повлекли причинение вреда. Речь в данном случае идет о необходимости дополнительного установления противоправности действий (бездействия), которые специально определены гражданским законодательством (ст. ст. 1069, 1070, 1073, 1074, 1079, 1095, 1100 ГК РФ). В этих ситуациях в качестве гражданского ответчика выступают другие лица, а не сами подозреваемые или обвиняемые. Так, СК по УД ВС РФ установила, что потерпевшему причинен вред в результате незаконных действий должностного лица - старшего участкового уполномоченного полиции по делам несовершеннолетних, который при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с осуществлением функции представителя власти по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, превысил свои должностные полномочия, т.е. совершил действия, явно выходящие за пределы полномочий, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и должностной инструкцией. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации. Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган <1>.
(постатейный)
(под науч. ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2016)5. Существенной является необходимость дополнительно установить противоправность действий (бездействия), которые повлекли причинение вреда. Речь в данном случае идет о необходимости дополнительного установления противоправности действий (бездействия), которые специально определены гражданским законодательством (ст. ст. 1069, 1070, 1073, 1074, 1079, 1095, 1100 ГК РФ). В этих ситуациях в качестве гражданского ответчика выступают другие лица, а не сами подозреваемые или обвиняемые. Так, СК по УД ВС РФ установила, что потерпевшему причинен вред в результате незаконных действий должностного лица - старшего участкового уполномоченного полиции по делам несовершеннолетних, который при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с осуществлением функции представителя власти по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, превысил свои должностные полномочия, т.е. совершил действия, явно выходящие за пределы полномочий, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и должностной инструкцией. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации. Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган <1>.
"Уголовно-правовое противодействие незаконному обороту оружия"
(Муркштис М.И.)
("Статут", 2019)В описательно-мотивировочной части приговора приведены выдержки из конкретных нормативных актов, определяющих правила охраны оружия и обязанности лица по ее обеспечению. В частности, суд сослался на п. 3, 15 Должностного регламента (должностной инструкции) дежурного дежурной части ОП N 4 УМВД России по г. Челябинску, п. 49, 57.1 Наставления по организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД, п. 1, 112, 113 Инструкции "По организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации".
(Муркштис М.И.)
("Статут", 2019)В описательно-мотивировочной части приговора приведены выдержки из конкретных нормативных актов, определяющих правила охраны оружия и обязанности лица по ее обеспечению. В частности, суд сослался на п. 3, 15 Должностного регламента (должностной инструкции) дежурного дежурной части ОП N 4 УМВД России по г. Челябинску, п. 49, 57.1 Наставления по организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД, п. 1, 112, 113 Инструкции "По организации снабжения, хранения, учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации".