Договор с единственным поставщиком основания по 223 ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор с единственным поставщиком основания по 223 ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Заключение договора с единственным поставщиком по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)3. Договор по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)3. Договор по Закону N 223-ФЗ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Автономное учреждение: выбор надлежащего режима закупок при выполнении государственного задания
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)На основании государственного задания на 2020 г. - плановые 2021 - 2022 гг. государственным автономным учреждением Хабаровского края "Дальневосточная авиационная база охраны лесов" был заключен договор на оказание авиационных услуг для мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также на тушение лесных пожаров на территории Хабаровского края в 2020 г. Закупка для заключения указанного договора была проведена автономным учреждением у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании Закона N 223-ФЗ и положения о закупке.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 3)На основании государственного задания на 2020 г. - плановые 2021 - 2022 гг. государственным автономным учреждением Хабаровского края "Дальневосточная авиационная база охраны лесов" был заключен договор на оказание авиационных услуг для мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также на тушение лесных пожаров на территории Хабаровского края в 2020 г. Закупка для заключения указанного договора была проведена автономным учреждением у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании Закона N 223-ФЗ и положения о закупке.
Готовое решение: Как размещать в ЕИС информацию о закупках финансовых услуг по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вашим положением о закупке не предусмотрено иное, то вы вправе не размещать информацию о заключении договора с единственным поставщиком финансовых услуг, перечисленных в п. 2 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Информацию о договоре с единственным поставщиком на оказание остальных финансовых услуг вы вправе не размещать в ЕИС при наличии общих оснований, которые применяются ко всем закупкам.
(КонсультантПлюс, 2025)Если вашим положением о закупке не предусмотрено иное, то вы вправе не размещать информацию о заключении договора с единственным поставщиком финансовых услуг, перечисленных в п. 2 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Информацию о договоре с единственным поставщиком на оказание остальных финансовых услуг вы вправе не размещать в ЕИС при наличии общих оснований, которые применяются ко всем закупкам.
Нормативные акты
<Письмо> ФАС России от 05.07.2018 N СП/51294-ПР/18
"В дополнение к материалам, направленным письмом от 09.06.2018 N ИА/42894/18"Внедрение региональных стандартов закупочной деятельности для заказчиков, работающих по нормам Закона 223-ФЗ, позволит сформировать единые правила корпоративных закупок, в том числе унифицировать способы закупки, установить требования к участником закупки, исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком, порядок обоснования начальных (максимальных) цен контрактов.
"В дополнение к материалам, направленным письмом от 09.06.2018 N ИА/42894/18"Внедрение региональных стандартов закупочной деятельности для заказчиков, работающих по нормам Закона 223-ФЗ, позволит сформировать единые правила корпоративных закупок, в том числе унифицировать способы закупки, установить требования к участником закупки, исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком, порядок обоснования начальных (максимальных) цен контрактов.
<Письмо> Россельхознадзора от 08.02.2023 N ФС-АК-6/2856
<О нарушениях требований ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц">8) Нарушение ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в нарушении сроков размещения, а также неразмещении сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ, количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а также о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.
<О нарушениях требований ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц">8) Нарушение ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в нарушении сроков размещения, а также неразмещении сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ, количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а также о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.
Статья: Надзор за исполнением законодательства при осуществлении закупок юридических услуг у единственного поставщика отдельными видами юридических лиц
(Махмудов З.Ш., Бурчак К.А.)
("Законность", 2022, N 1)- отдельно изучить закупки юридических услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в Единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. (ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
(Махмудов З.Ш., Бурчак К.А.)
("Законность", 2022, N 1)- отдельно изучить закупки юридических услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в Единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб. (ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
Готовое решение: Какую отчетность составлять при закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)перечисленных в п. п. 1 - 3 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ и не размещаемых в ЕИС на основании решения заказчика (за исключением закупок, предусмотренных следующим пунктом);
(КонсультантПлюс, 2025)перечисленных в п. п. 1 - 3 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ и не размещаемых в ЕИС на основании решения заказчика (за исключением закупок, предусмотренных следующим пунктом);
Статья: Антиконкурентные действия заказчиков при закупках
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)В суде заказчик пытался доказать, что в силу ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ вправе самостоятельно определять условия и порядок заключения договора с единственным поставщиком. Но арбитры установили, что перечень оснований для таких закупок охватывает практически всю сферу деятельности заказчика (Постановление АС ЗСО от 29.09.2022 N Ф04-5023/2022 по делу N А75-13727/2021). Не восприняли судьи и довод о том, что требования ст. 17 Закона N 135-ФЗ не распространяются на неконкурентные закупки, проводимые в рамках Закона N 223-ФЗ. Ведь заказчик допустил нарушение не при проведении конкретной закупки у единственного поставщика, а при определении в положении о закупке условий применения данного способа. Здесь возможно ограничение конкуренции, а это уже напрямую относится к ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ.
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 3)В суде заказчик пытался доказать, что в силу ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ вправе самостоятельно определять условия и порядок заключения договора с единственным поставщиком. Но арбитры установили, что перечень оснований для таких закупок охватывает практически всю сферу деятельности заказчика (Постановление АС ЗСО от 29.09.2022 N Ф04-5023/2022 по делу N А75-13727/2021). Не восприняли судьи и довод о том, что требования ст. 17 Закона N 135-ФЗ не распространяются на неконкурентные закупки, проводимые в рамках Закона N 223-ФЗ. Ведь заказчик допустил нарушение не при проведении конкретной закупки у единственного поставщика, а при определении в положении о закупке условий применения данного способа. Здесь возможно ограничение конкуренции, а это уже напрямую относится к ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ.
Готовое решение: Предусмотрено ли нормирование в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Нарушение правил, установленных указанными документами, является основанием для отмены конкурентной закупки до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке или до заключения договора в случае закупки у единственного поставщика".
(КонсультантПлюс, 2025)Нарушение правил, установленных указанными документами, является основанием для отмены конкурентной закупки до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке или до заключения договора в случае закупки у единственного поставщика".
Готовое решение: Как провести предварительный квалификационный отбор по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если ПКО является одним из этапов конкурентной закупки, действуйте в порядке, предусмотренном вашим положением о закупке для проведения закупки соответствующим способом. При этом учитывайте общие правила, действующие при признании закупки несостоявшейся. Например, положением может быть предусмотрено обязательное заключение договора с единственным участником конкурентной закупки при условии его соответствия условиям закупки. Или же положением о закупке может быть предусмотрено, что договор по результатам такой закупки с ее единственным участником не заключается, и заказчик вправе провести новую закупку. При этом заключить договор с единственным поставщиком можно только при наличии в положении соответствующего основания для закупки у единственного поставщика (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ, Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.2022 N 57-П).
(КонсультантПлюс, 2025)Если ПКО является одним из этапов конкурентной закупки, действуйте в порядке, предусмотренном вашим положением о закупке для проведения закупки соответствующим способом. При этом учитывайте общие правила, действующие при признании закупки несостоявшейся. Например, положением может быть предусмотрено обязательное заключение договора с единственным участником конкурентной закупки при условии его соответствия условиям закупки. Или же положением о закупке может быть предусмотрено, что договор по результатам такой закупки с ее единственным участником не заключается, и заказчик вправе провести новую закупку. При этом заключить договор с единственным поставщиком можно только при наличии в положении соответствующего основания для закупки у единственного поставщика (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ, Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.2022 N 57-П).
Готовое решение: Как заказчику по Закону N 223-ФЗ заключить договор аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в отношении заказчика по Закону N 223-ФЗ действует преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, предусмотренное п. 1 ст. 621 ГК РФ. Исключений для закупок по Закону N 223-ФЗ нормативными правовыми актами не предусмотрено. Однако представляется, что воспользоваться данным правом можно только в случае закупки у единственного поставщика (при наличии соответствующего основания для такой неконкурентной закупки в положении о закупке), поскольку при проведении конкурентных процедур заказчик не может гарантировать заключение нового договора с прежним арендодателем. Кроме того, в последнем случае направление заказчиком как арендатором уведомления арендодателю о желании заключить договор на новый срок до размещения извещения о закупке в ЕИС может быть расценено как нарушение антимонопольных требований к торгам (п. п. 1, 2 ч. 1, ч. 5 ст. 17 Закона N 135-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что в отношении заказчика по Закону N 223-ФЗ действует преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, предусмотренное п. 1 ст. 621 ГК РФ. Исключений для закупок по Закону N 223-ФЗ нормативными правовыми актами не предусмотрено. Однако представляется, что воспользоваться данным правом можно только в случае закупки у единственного поставщика (при наличии соответствующего основания для такой неконкурентной закупки в положении о закупке), поскольку при проведении конкурентных процедур заказчик не может гарантировать заключение нового договора с прежним арендодателем. Кроме того, в последнем случае направление заказчиком как арендатором уведомления арендодателю о желании заключить договор на новый срок до размещения извещения о закупке в ЕИС может быть расценено как нарушение антимонопольных требований к торгам (п. п. 1, 2 ч. 1, ч. 5 ст. 17 Закона N 135-ФЗ).
Готовое решение: Какие особенности учесть заказчику при закупке малого объема (до 100 тыс. руб. или 500 тыс. руб.) по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Чаще всего их осуществляют путем закупки у единственного поставщика. Чтобы закупить таким способом, закрепите в своем положении условие о том, что малый объем закупки является основанием для закупки у единственного поставщика. Самостоятельно решите, включать ли малую закупку в план, размещать ли извещение в ЕИС и направлять ли сведения в реестр договоров. Закон N 223-ФЗ не содержит специальных требований и разрешает заказчикам в этих вопросах руководствоваться положением о закупке (п. 1 ч. 15 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ п. 4 Правил формирования плана закупки, п. 3 Правил ведения реестра договоров).
(КонсультантПлюс, 2025)Чаще всего их осуществляют путем закупки у единственного поставщика. Чтобы закупить таким способом, закрепите в своем положении условие о том, что малый объем закупки является основанием для закупки у единственного поставщика. Самостоятельно решите, включать ли малую закупку в план, размещать ли извещение в ЕИС и направлять ли сведения в реестр договоров. Закон N 223-ФЗ не содержит специальных требований и разрешает заказчикам в этих вопросах руководствоваться положением о закупке (п. 1 ч. 15 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ п. 4 Правил формирования плана закупки, п. 3 Правил ведения реестра договоров).
Готовое решение: Когда признать конкурс, аукцион (в том числе электронные) несостоявшимися по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если закупка признана несостоявшейся по причине того, что поданных или допущенных заявок нет, и в соответствии с положением о закупке это является основанием для заключения договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), полагаем, следует руководствоваться сроками заключения договора, предусмотренными для закупки у единственного поставщика.
(КонсультантПлюс, 2025)Если закупка признана несостоявшейся по причине того, что поданных или допущенных заявок нет, и в соответствии с положением о закупке это является основанием для заключения договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), полагаем, следует руководствоваться сроками заключения договора, предусмотренными для закупки у единственного поставщика.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке компьютеров по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закупку компьютерной техники у единственного поставщика проводите, только если для этого вашим положением о закупке предусмотрено специальное основание (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ). Такой договор, заключенный на основаниях, не предусмотренных положением о закупке, может быть признан судом недействительным (п. 1 ст. 168 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Закупку компьютерной техники у единственного поставщика проводите, только если для этого вашим положением о закупке предусмотрено специальное основание (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ). Такой договор, заключенный на основаниях, не предусмотренных положением о закупке, может быть признан судом недействительным (п. 1 ст. 168 ГК РФ).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)На основании государственного задания на 2020 г. и плановые 2021 - 2022 гг. автономным учреждением заключен договор на оказание авиационных услуг для мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также тушение лесных пожаров на территории Хабаровского края в 2020 г. Закупка для заключения указанного договора была проведена автономным учреждением у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и положения о закупке.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)На основании государственного задания на 2020 г. и плановые 2021 - 2022 гг. автономным учреждением заключен договор на оказание авиационных услуг для мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также тушение лесных пожаров на территории Хабаровского края в 2020 г. Закупка для заключения указанного договора была проведена автономным учреждением у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и положения о закупке.