Договор мОрской перевозки пассажиров
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор мОрской перевозки пассажиров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Существенные условия договора перевозки
(КонсультантПлюс, 2025)"...В рамках договора морской перевозки груза судовладелец и фрахтователь по чартеру вправе по своему усмотрению в любом порядке распределить между собой стоимость бункера и расходы, связанные с морской перевозкой груза. Судовладелец может включить все расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна, в сумму фрахта либо отдельно возложить эти расходы на фрахтователя по чартеру, уменьшив ставку фрахта. Ни международные нормы, ни российские нормы права не содержат запрета в части оплаты фрахтователем по чартеру расходов по бункеру или иных затрат в связи с морской перевозкой груза (выполнением договора морской перевозки). Сам по себе порядок оплаты и расчетов сторон по чартерам (договорам морской перевозки груза) не может повлиять на правовую природу этих договоров, поскольку порядок расчетов сторон не является существенным условием договоров морской перевозки груза..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...В рамках договора морской перевозки груза судовладелец и фрахтователь по чартеру вправе по своему усмотрению в любом порядке распределить между собой стоимость бункера и расходы, связанные с морской перевозкой груза. Судовладелец может включить все расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна, в сумму фрахта либо отдельно возложить эти расходы на фрахтователя по чартеру, уменьшив ставку фрахта. Ни международные нормы, ни российские нормы права не содержат запрета в части оплаты фрахтователем по чартеру расходов по бункеру или иных затрат в связи с морской перевозкой груза (выполнением договора морской перевозки). Сам по себе порядок оплаты и расчетов сторон по чартерам (договорам морской перевозки груза) не может повлиять на правовую природу этих договоров, поскольку порядок расчетов сторон не является существенным условием договоров морской перевозки груза..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 358 "Объект налогообложения" главы 28 "Транспортный налог" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, условиями применения льготы являются: принадлежность пассажирских и грузовых речных, морских судов налогоплательщику; осуществление пассажирских и грузовых перевозок с их использованием в качестве основного (базового) вида деятельности. Проанализировав заключенные налогоплательщиком договоры, суд указал, что экономический интерес заказчика по указанным договорам заключался не в доставке пассажиров в пункты их назначения, а в оказании услуг по доставке лоцманов на суда заказчика. Суд пришел к выводу, что в спорные периоды перевозка пассажиров и (или) грузов не являлась основным видом деятельности налогоплательщика, в связи с чем он не вправе был применять спорную налоговую льготу.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, условиями применения льготы являются: принадлежность пассажирских и грузовых речных, морских судов налогоплательщику; осуществление пассажирских и грузовых перевозок с их использованием в качестве основного (базового) вида деятельности. Проанализировав заключенные налогоплательщиком договоры, суд указал, что экономический интерес заказчика по указанным договорам заключался не в доставке пассажиров в пункты их назначения, а в оказании услуг по доставке лоцманов на суда заказчика. Суд пришел к выводу, что в спорные периоды перевозка пассажиров и (или) грузов не являлась основным видом деятельности налогоплательщика, в связи с чем он не вправе был применять спорную налоговую льготу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какие существуют льготы по оплате проезда детей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При проезде по договору морской перевозки пассажир имеет право перевозить с собой одного ребенка не старше двух лет без предоставления ему отдельного места на внутренних рейсах - бесплатно, на международных рейсах - по льготному тарифу. Другие дети не старше двух лет, а также дети от двух до 12 лет перевозятся по льготному тарифу с предоставлением им отдельных мест (п. 2 ст. 181 Кодекса торгового мореплавания РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При проезде по договору морской перевозки пассажир имеет право перевозить с собой одного ребенка не старше двух лет без предоставления ему отдельного места на внутренних рейсах - бесплатно, на международных рейсах - по льготному тарифу. Другие дети не старше двух лет, а также дети от двух до 12 лет перевозятся по льготному тарифу с предоставлением им отдельных мест (п. 2 ст. 181 Кодекса торгового мореплавания РФ).
Статья: Правовая природа и объект договора морского страхования в транспортных правоотношениях
(Левушкин А.Н., Кузьмина И.К.)
("Транспортное право", 2022, N 2)При морском страховании одним из объектов также может являться плата за проезд и провоз багажа в рамках договора морской перевозки пассажира. Страхователем в рассматриваемом случае будет являться судовладелец, который несет риск неполучения перевозной платы. Такого рода случаи имеют место в случае обязанности перевозчика вернуть пассажиру уплаченные им денежные средства на основании действующего законодательства либо на основании соответствующих договорных отношений между перевозчиком и пассажиром. Например, КТМ РФ предусматривает право пассажира отказаться от договора морской перевозки по причине болезни, а также по иным причинам, которые зависят от перевозчика.
(Левушкин А.Н., Кузьмина И.К.)
("Транспортное право", 2022, N 2)При морском страховании одним из объектов также может являться плата за проезд и провоз багажа в рамках договора морской перевозки пассажира. Страхователем в рассматриваемом случае будет являться судовладелец, который несет риск неполучения перевозной платы. Такого рода случаи имеют место в случае обязанности перевозчика вернуть пассажиру уплаченные им денежные средства на основании действующего законодательства либо на основании соответствующих договорных отношений между перевозчиком и пассажиром. Например, КТМ РФ предусматривает право пассажира отказаться от договора морской перевозки по причине болезни, а также по иным причинам, которые зависят от перевозчика.
Нормативные акты
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Глава IX. ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА
(ред. от 24.06.2025)Глава IX. ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА
Готовое решение: Как определить место реализации для целей НДС
(КонсультантПлюс, 2025)российские организации (ИП) предоставляют воздушные, морские суда или суда внутреннего плавания по договору фрахтования для перевозки (транспортировки) товаров или пассажиров, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)российские организации (ИП) предоставляют воздушные, морские суда или суда внутреннего плавания по договору фрахтования для перевозки (транспортировки) товаров или пассажиров, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ);
Готовое решение: Какие особенности есть у расторжения договора перевозки
(КонсультантПлюс, 2025)Для перевозки на некоторых видах транспорта предусмотрено право пассажира отказаться от договора немотивированно. Так, при морской перевозке пассажир вправе отказаться от договора до отхода судна или после начала рейса в любом порту, куда судно зайдет для посадки или высадки пассажиров (п. 1 ст. 183 КТМ РФ). При перевозке внутренним водным транспортом пассажир вправе отказаться от договора перевозки до отхода судна в любое время, а после начала рейса в любом порту остановки судна - сдать билет в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, и получить часть провозной платы обратно (п. 1 ст. 100 КВВТ РФ). Нормативными правовыми актами в сфере перевозки могут устанавливаться основания для мотивированного отказа от договора и его последствия. Например, задержка рейса, указанного в билете, является основанием вынужденного отказа пассажира от договора воздушной перевозки (п. 227 Общих правил воздушных перевозок, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82).
(КонсультантПлюс, 2025)Для перевозки на некоторых видах транспорта предусмотрено право пассажира отказаться от договора немотивированно. Так, при морской перевозке пассажир вправе отказаться от договора до отхода судна или после начала рейса в любом порту, куда судно зайдет для посадки или высадки пассажиров (п. 1 ст. 183 КТМ РФ). При перевозке внутренним водным транспортом пассажир вправе отказаться от договора перевозки до отхода судна в любое время, а после начала рейса в любом порту остановки судна - сдать билет в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, и получить часть провозной платы обратно (п. 1 ст. 100 КВВТ РФ). Нормативными правовыми актами в сфере перевозки могут устанавливаться основания для мотивированного отказа от договора и его последствия. Например, задержка рейса, указанного в билете, является основанием вынужденного отказа пассажира от договора воздушной перевозки (п. 227 Общих правил воздушных перевозок, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82).
Статья: Особенности защиты прав потребителей в пандемийный и постпандемийный периоды
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)3) от 23.06.2020 N 909 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора морской перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата пассажиру платы за проезд и за провоз его багажа при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части".
(Кусков А.С.)
("Закон", 2021, N 9)3) от 23.06.2020 N 909 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора морской перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата пассажиру платы за проезд и за провоз его багажа при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части".
Статья: Проблемы классификации и наименования договоров, связанных с морскими перевозками
(Кляндин А.Ф.)
("Транспортное право", 2024, N 1)В-третьих, КТМ РФ нуждается в общей статье, описывающей и классифицирующей систему договоров, связанных с морскими перевозками, с упоминанием точного термина и правовой природы каждого из них. Оптимальной конкретизацией представляется упоминание о четырех основных видах договора перевозки грузов, рассмотренных в настоящей статье, а также о договоре перевозки пассажиров с указанием на их природу применительно к пониманию ГК РФ, но с учетом специальных норм, установленных для данных договоров КТМ РФ: 1. Договор линейной морской перевозки грузов, который является консенсуальным или реальным договором перевозки по правилам ст. 785 ГК РФ. 2. Договор линейной морской перевозки пассажиров, который также является договором перевозки (ст. 786 ГК РФ). 3. Договор рейсового чартера, который является договором фрахтования по правилам ст. 787 ГК РФ. 4. Тайм-чартер, который представляет собой аренду судна с экипажем (ст. 632 ГК РФ). 5. Бербоут-чартер, который представляет собой аренду судна без экипажа (ст. 642 ГК РФ).
(Кляндин А.Ф.)
("Транспортное право", 2024, N 1)В-третьих, КТМ РФ нуждается в общей статье, описывающей и классифицирующей систему договоров, связанных с морскими перевозками, с упоминанием точного термина и правовой природы каждого из них. Оптимальной конкретизацией представляется упоминание о четырех основных видах договора перевозки грузов, рассмотренных в настоящей статье, а также о договоре перевозки пассажиров с указанием на их природу применительно к пониманию ГК РФ, но с учетом специальных норм, установленных для данных договоров КТМ РФ: 1. Договор линейной морской перевозки грузов, который является консенсуальным или реальным договором перевозки по правилам ст. 785 ГК РФ. 2. Договор линейной морской перевозки пассажиров, который также является договором перевозки (ст. 786 ГК РФ). 3. Договор рейсового чартера, который является договором фрахтования по правилам ст. 787 ГК РФ. 4. Тайм-чартер, который представляет собой аренду судна с экипажем (ст. 632 ГК РФ). 5. Бербоут-чартер, который представляет собой аренду судна без экипажа (ст. 642 ГК РФ).
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2. В законодательстве и теории отсутствует четкое определение понятия "багаж". Так, согласно КТМ "багажом является любой предмет или любая автомашина, перевозка которых осуществляется перевозчиком по договору морской перевозки пассажира, за исключением предмета или автомашины, перевозка которых осуществляется по договору морской перевозки груза, либо животных" (ст. 180). В составе багажа особо выделен каютный багаж - багаж, который находится в каюте пассажира либо иным образом находится в его владении, под его охраной или контролем. В УЖТ "багаж - вещи пассажира, принятые в установленном порядке для перевозки в пассажирском или почтово-багажном поезде до железнодорожной станции назначения, указанной в проездном документе (билете)" (ст. 2). К ручной клади относятся вещи пассажиров, перевозимые ими при себе, независимо от их рода и вида упаковки, которые по своим размерам помещаются в пассажирских вагонах на местах, предназначенных для размещения ручной клади, исходя из конструктивных особенностей вагона. В ВК и принятых в соответствии с ним документах багаж подразделяется на находящийся при пассажире и сдаваемый в установленном порядке перевозчику. Применительно к сдаваемому перевозчику багажу выделяется багаж в пределах нормы бесплатного провоза и сверхнормативный багаж.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)2. В законодательстве и теории отсутствует четкое определение понятия "багаж". Так, согласно КТМ "багажом является любой предмет или любая автомашина, перевозка которых осуществляется перевозчиком по договору морской перевозки пассажира, за исключением предмета или автомашины, перевозка которых осуществляется по договору морской перевозки груза, либо животных" (ст. 180). В составе багажа особо выделен каютный багаж - багаж, который находится в каюте пассажира либо иным образом находится в его владении, под его охраной или контролем. В УЖТ "багаж - вещи пассажира, принятые в установленном порядке для перевозки в пассажирском или почтово-багажном поезде до железнодорожной станции назначения, указанной в проездном документе (билете)" (ст. 2). К ручной клади относятся вещи пассажиров, перевозимые ими при себе, независимо от их рода и вида упаковки, которые по своим размерам помещаются в пассажирских вагонах на местах, предназначенных для размещения ручной клади, исходя из конструктивных особенностей вагона. В ВК и принятых в соответствии с ним документах багаж подразделяется на находящийся при пассажире и сдаваемый в установленном порядке перевозчику. Применительно к сдаваемому перевозчику багажу выделяется багаж в пределах нормы бесплатного провоза и сверхнормативный багаж.