Добросовестная реклама
Подборка наиболее важных документов по запросу Добросовестная реклама (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 9 "Ограничение доступа к информации" Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"Как верно указали суды, полномочиями по проверке информации о владельцах адресов электронной почты через почтовые серверы исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и части 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" общество не обладает, в связи с чем при рассылке рекламных сообщений, действуя разумно и добросовестно, исходило из того, что данный адрес электронной почты принадлежит страхователю Сергееву И.В., от которого было получено согласие на получение рекламных сообщений.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 5 "Общие требования к рекламе" Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе""Хотя нормами Закона N 38-ФЗ не установлен размер шрифта, которым должна быть выполнена обязательная в силу закона информация, не означает, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Закона N 38-ФЗ, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: СМС-реклама и реализация прав третьих лиц
(Каретин Д.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Агрессивная реклама - понятие достаточно условное и зависит от субъективного восприятия ее потребителем. Считается, что агрессивная реклама навязывает покупателю ненужный ему товар, манипулирует им, искажает его ценностные установки, по сути, обманывает его. Но в принципе даже добросовестная реклама, которая предлагает качественный товар и помогает потребителю избавиться от проблем, может выглядеть агрессивной из-за назойливой рекламной подачи <2>.
(Каретин Д.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Агрессивная реклама - понятие достаточно условное и зависит от субъективного восприятия ее потребителем. Считается, что агрессивная реклама навязывает покупателю ненужный ему товар, манипулирует им, искажает его ценностные установки, по сути, обманывает его. Но в принципе даже добросовестная реклама, которая предлагает качественный товар и помогает потребителю избавиться от проблем, может выглядеть агрессивной из-за назойливой рекламной подачи <2>.
Готовое решение: Что такое рекламная акция и как ее провести
(КонсультантПлюс, 2025)Планировать и проводить рекламную акцию вы должны с учетом общих требований к рекламе, установленных законодательством. В частности, реклама должна быть добросовестной и достоверной, она не должна злоупотреблять доверием и недостатком опыта несовершеннолетних (ч. 1 ст. 5, ст. 6 Закона о рекламе), должен соблюдаться запрет на рекламу отдельных объектов рекламирования (ст. 7 Закона о рекламе). Вы также должны соблюдать специальные требования к рекламе, в том числе требования к рекламе отдельных видов объектов рекламирования и к способам распространения такой рекламы (гл. 2, 3 Закона о рекламе).
(КонсультантПлюс, 2025)Планировать и проводить рекламную акцию вы должны с учетом общих требований к рекламе, установленных законодательством. В частности, реклама должна быть добросовестной и достоверной, она не должна злоупотреблять доверием и недостатком опыта несовершеннолетних (ч. 1 ст. 5, ст. 6 Закона о рекламе), должен соблюдаться запрет на рекламу отдельных объектов рекламирования (ст. 7 Закона о рекламе). Вы также должны соблюдать специальные требования к рекламе, в том числе требования к рекламе отдельных видов объектов рекламирования и к способам распространения такой рекламы (гл. 2, 3 Закона о рекламе).
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Статья: Как бизнесу избежать штрафов за немаркировку рекламы в Интернете
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 8)Актуально. У нарушений разные степени противоправности и общественной опасности. С точки зрения юристов, целесообразно было бы разграничить составы и установить отдельную соразмерную санкцию к каждому из них. Следует также установить основания для освобождения от ответственности, если участник рекламной цепочки добровольно и добросовестно устранил нарушение в предусмотренные сроки.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 8)Актуально. У нарушений разные степени противоправности и общественной опасности. С точки зрения юристов, целесообразно было бы разграничить составы и установить отдельную соразмерную санкцию к каждому из них. Следует также установить основания для освобождения от ответственности, если участник рекламной цепочки добровольно и добросовестно устранил нарушение в предусмотренные сроки.
Готовое решение: Что понимается под рекламой
(КонсультантПлюс, 2025)Общие требования к рекламе сформулированы в ст. 5 Закона о рекламе. В частности, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама, как и недостоверная реклама, запрещена (ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе).
(КонсультантПлюс, 2025)Общие требования к рекламе сформулированы в ст. 5 Закона о рекламе. В частности, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама, как и недостоверная реклама, запрещена (ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе).
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Важным моментом Директивы о недобросовестной коммерческой практике является выбранный способ правового регулирования, заключающийся в идентификации коммерческой деятельности, которая по тем или иным причинам является недобросовестной, с указанием негативных правовых последствий для потребителя вместо установления абстрактной обязанности продавца действовать добросовестно в сфере рекламы товаров и услуг. Данная Директива дает очень четкие определения всем возможным 31 вариантам недобросовестного поведения. Например, понятие "коммерческая деятельность, вводящая потребителей в заблуждение" включает недобросовестную рекламу, которая путем обмана меняет поведение потребителя, не позволяя ему сделать выбор на основе полной и достоверной информации.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Важным моментом Директивы о недобросовестной коммерческой практике является выбранный способ правового регулирования, заключающийся в идентификации коммерческой деятельности, которая по тем или иным причинам является недобросовестной, с указанием негативных правовых последствий для потребителя вместо установления абстрактной обязанности продавца действовать добросовестно в сфере рекламы товаров и услуг. Данная Директива дает очень четкие определения всем возможным 31 вариантам недобросовестного поведения. Например, понятие "коммерческая деятельность, вводящая потребителей в заблуждение" включает недобросовестную рекламу, которая путем обмана меняет поведение потребителя, не позволяя ему сделать выбор на основе полной и достоверной информации.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) целями федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) целями федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1).
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Основными требованиями, предъявляемыми к рекламе, в том числе на страницах пользователей в социальных сетях, являются достоверность и добросовестность рекламы.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Основными требованиями, предъявляемыми к рекламе, в том числе на страницах пользователей в социальных сетях, являются достоверность и добросовестность рекламы.
Статья: Защита частного и публичного интереса в делах, возникающих из банковского кредитования физических лиц
(Михайлова Е.В.)
("Банковское право", 2024, N 2)В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ к договорам присоединения, имеющим публичный характер, относится и договор срочного банковского вклада с гражданами, условия которого определяются банком в стандартных формах. В результате граждане-вкладчики как сторона в договоре лишены возможности влиять на его содержание, что является ограничением свободы договора и как таковое требует соблюдения принципа соразмерности, в силу которой гражданин как экономически слабая сторона в этих правоотношениях нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость в соответствующем правовом ограничении свободы договора и для другой стороны, т.е. для банков <5>. О потребителе финансовой услуги как о слабой стороне правоотношения говорится и в другой правовой позиции Конституционного Суда РФ: "При объективном неравенстве сторон договора (например, в силу профессионализма или доминирующего положения одной из них) в целях защиты интересов слабой стороны законодатель устанавливает на основе императивных норм различные механизмы: запреты (например, на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение), требования (например, к добросовестной и достоверной рекламе, к содержанию и предоставлению иной значимой информации), наделение слабой стороны правом отказаться от договора (например, отказ потребителя от кредитного договора или договора страхования) и др. Субъективное неравенство может возникнуть в результате недобросовестного поведения, преимущественно связанного с качеством предоставляемой другой стороне информации" <6>.
(Михайлова Е.В.)
("Банковское право", 2024, N 2)В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ к договорам присоединения, имеющим публичный характер, относится и договор срочного банковского вклада с гражданами, условия которого определяются банком в стандартных формах. В результате граждане-вкладчики как сторона в договоре лишены возможности влиять на его содержание, что является ограничением свободы договора и как таковое требует соблюдения принципа соразмерности, в силу которой гражданин как экономически слабая сторона в этих правоотношениях нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость в соответствующем правовом ограничении свободы договора и для другой стороны, т.е. для банков <5>. О потребителе финансовой услуги как о слабой стороне правоотношения говорится и в другой правовой позиции Конституционного Суда РФ: "При объективном неравенстве сторон договора (например, в силу профессионализма или доминирующего положения одной из них) в целях защиты интересов слабой стороны законодатель устанавливает на основе императивных норм различные механизмы: запреты (например, на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение), требования (например, к добросовестной и достоверной рекламе, к содержанию и предоставлению иной значимой информации), наделение слабой стороны правом отказаться от договора (например, отказ потребителя от кредитного договора или договора страхования) и др. Субъективное неравенство может возникнуть в результате недобросовестного поведения, преимущественно связанного с качеством предоставляемой другой стороне информации" <6>.