Денежные доходы населения
Подборка наиболее важных документов по запросу Денежные доходы населения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние налоговой политики на уровень дифференциации населения по доходам
(Ефремова Т.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)В статье проведено исследование распределения доходов граждан в контексте реализуемой в России налоговой политики. Определены основные налоговые факторы, препятствующие устранению разрыва в доходах граждан: практическое отсутствие прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц; ограниченный спектр статей необлагаемого дохода; отсутствие налогов на чистую стоимость богатства и др. Дана оценка остроты кризисной ситуации в сфере распределения денежных доходов населения в контексте налогообложения. Проведен корреляционно-регрессионный анализ влияния налоговой политики государства на уровень дифференциации населения по доходам. Построена регрессионная модель, устанавливающая зависимость степени неравенства в распределении доходов внутри различных групп населения от налоговой составляющей.
(Ефремова Т.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)В статье проведено исследование распределения доходов граждан в контексте реализуемой в России налоговой политики. Определены основные налоговые факторы, препятствующие устранению разрыва в доходах граждан: практическое отсутствие прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц; ограниченный спектр статей необлагаемого дохода; отсутствие налогов на чистую стоимость богатства и др. Дана оценка остроты кризисной ситуации в сфере распределения денежных доходов населения в контексте налогообложения. Проведен корреляционно-регрессионный анализ влияния налоговой политики государства на уровень дифференциации населения по доходам. Построена регрессионная модель, устанавливающая зависимость степени неравенства в распределении доходов внутри различных групп населения от налоговой составляющей.
Статья: Расчет показателя долговой нагрузки заемщика (Указание Банка России от 16.10.2023 N 6579-У)
("Официальный сайт Банка России", 2025)При этом при определении среднемесячного дохода заемщика (созаемщика) рекомендуем использовать подходы, предусмотренные пунктом 3.1 Указания N 6579-У. Вместе с тем обращаем внимание, что определять доходы созаемщика в соответствии с подпунктами 3.1.6 и 3.1.7 пункта 3.1 Указания N 6579-У кредитная организация или МФО вправе только при наличии согласия созаемщика на запрос соответствующих сведений в БКИ или документов, не поименованных в Примерном перечне в Приложении 1, в которых указана величина доходов созаемщика, с которой надлежит сравнивать среднеарифметическое значение среднедушевого денежного дохода населения.
("Официальный сайт Банка России", 2025)При этом при определении среднемесячного дохода заемщика (созаемщика) рекомендуем использовать подходы, предусмотренные пунктом 3.1 Указания N 6579-У. Вместе с тем обращаем внимание, что определять доходы созаемщика в соответствии с подпунктами 3.1.6 и 3.1.7 пункта 3.1 Указания N 6579-У кредитная организация или МФО вправе только при наличии согласия созаемщика на запрос соответствующих сведений в БКИ или документов, не поименованных в Примерном перечне в Приложении 1, в которых указана величина доходов созаемщика, с которой надлежит сравнивать среднеарифметическое значение среднедушевого денежного дохода населения.
Нормативные акты
Приказ Минэкономразвития России от 23.12.2024 N 815
"Об утверждении методик расчета показателей "Темп роста валового внутреннего продукта", "Место России в мире по объему валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности" и "Реальные денежные доходы населения" национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года "Устойчивая и динамичная экономика"МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении методик расчета показателей "Темп роста валового внутреннего продукта", "Место России в мире по объему валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности" и "Реальные денежные доходы населения" национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года "Устойчивая и динамичная экономика"МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информация: Заседание Правительства
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Продолжится рост потребительского спроса. Он обеспечит порядка 60% общего роста ВВП. Потребительская активность будет обеспечена прежде всего увеличением реальных денежных доходов населения. Основной вклад будет вносить рост реальных заработных плат на фоне сохранения низкого уровня безработицы.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Продолжится рост потребительского спроса. Он обеспечит порядка 60% общего роста ВВП. Потребительская активность будет обеспечена прежде всего увеличением реальных денежных доходов населения. Основной вклад будет вносить рост реальных заработных плат на фоне сохранения низкого уровня безработицы.
Статья: Некоторые проблемы оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом специфики применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации
(Вертакова Ю.В., Енацкая Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)- снижение реальных располагаемых денежных доходов населения;
(Вертакова Ю.В., Енацкая Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)- снижение реальных располагаемых денежных доходов населения;
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)17. Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)17. Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения.
Статья: Программа долгосрочных сбережений: современные факторы и ограничения развития
(Янова С.Ю., Стоноженко И.В.)
("Финансы", 2024, N 8)Основной проблемой при повторном внедрении дополнительных накопительных пенсий является достижение соответствия предлагаемых условий интересам и возможностям основной целевой аудитории - будущих пенсионеров. Внутреннее противоречие новой реформы субсидируемых накопительных пенсий, препятствующее их широкому распространению, заключается в отсутствии достаточного количества свободных денег для целей долгосрочных инвестиций именно у тех граждан, которым предлагаемый пенсионный план был бы ощутимым доходом в старости. По результатам опроса исследовательской группы РОМИР, проведенного в конце 2023 г., 52% российских семей не имели вообще никаких сбережений [5]. Социологические данные в целом соответствуют имеющимся статистическим индикаторам о падении реальных доходов населения и продолжающейся концентрации доходов у населения последней квантильной группы. За 10 лет коэффициент Джини практически не изменился и остается на достаточно высоком уровне (0,405 в 2023 г.). Несмотря на то что доля населения с доходами выше 100 тыс. руб. с 2013 г. по 2023 г. увеличилась более чем в 7 раз, а доля населения с доходами выше 75 тыс. руб. - в 4 раза, среднедушевой доход в 2023 г. составил только 53,1 тыс. руб., а медианный - 40,1 тыс. руб., что всего в 2,6 раза превышает среднероссийский уровень прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в конце 2023 г. (15 453 руб.) [6]. При этом высшая по доходам 20%-ная группа граждан на протяжении последних 20 лет уверенно держала 46 - 47% всех денежных доходов населения. В 2023 г. доход свыше 100 тыс. руб. имело 11,2% населения, а от 75 до 100 тыс. руб. - 9,0%: как раз в сумме 20% населения.
(Янова С.Ю., Стоноженко И.В.)
("Финансы", 2024, N 8)Основной проблемой при повторном внедрении дополнительных накопительных пенсий является достижение соответствия предлагаемых условий интересам и возможностям основной целевой аудитории - будущих пенсионеров. Внутреннее противоречие новой реформы субсидируемых накопительных пенсий, препятствующее их широкому распространению, заключается в отсутствии достаточного количества свободных денег для целей долгосрочных инвестиций именно у тех граждан, которым предлагаемый пенсионный план был бы ощутимым доходом в старости. По результатам опроса исследовательской группы РОМИР, проведенного в конце 2023 г., 52% российских семей не имели вообще никаких сбережений [5]. Социологические данные в целом соответствуют имеющимся статистическим индикаторам о падении реальных доходов населения и продолжающейся концентрации доходов у населения последней квантильной группы. За 10 лет коэффициент Джини практически не изменился и остается на достаточно высоком уровне (0,405 в 2023 г.). Несмотря на то что доля населения с доходами выше 100 тыс. руб. с 2013 г. по 2023 г. увеличилась более чем в 7 раз, а доля населения с доходами выше 75 тыс. руб. - в 4 раза, среднедушевой доход в 2023 г. составил только 53,1 тыс. руб., а медианный - 40,1 тыс. руб., что всего в 2,6 раза превышает среднероссийский уровень прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в конце 2023 г. (15 453 руб.) [6]. При этом высшая по доходам 20%-ная группа граждан на протяжении последних 20 лет уверенно держала 46 - 47% всех денежных доходов населения. В 2023 г. доход свыше 100 тыс. руб. имело 11,2% населения, а от 75 до 100 тыс. руб. - 9,0%: как раз в сумме 20% населения.
Статья: Налоговые вычеты по НДФЛ
(Пугачев А.А.)
("Финансы", 2023, N 4)В условиях пандемии коронавируса и кризисной ситуации в 2022 г. в России, по данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 1% относительно 2021 г., тогда как в 2020 г. на фоне пандемии снижение по отношению к 2019 г. составило 2%. С 2014 по 2022 г. снижение реальных располагаемых доходов составило 6,5% по отношению к 2013 г. <2> Усугубление экономической ситуации требует анализа системы государственных финансовых инструментов преодоления бедности и сглаживания неравенства.
(Пугачев А.А.)
("Финансы", 2023, N 4)В условиях пандемии коронавируса и кризисной ситуации в 2022 г. в России, по данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 1% относительно 2021 г., тогда как в 2020 г. на фоне пандемии снижение по отношению к 2019 г. составило 2%. С 2014 по 2022 г. снижение реальных располагаемых доходов составило 6,5% по отношению к 2013 г. <2> Усугубление экономической ситуации требует анализа системы государственных финансовых инструментов преодоления бедности и сглаживания неравенства.
Статья: Современные проблемы банковского кредитования: комплексный подход к решению вопросов противодействия мошенническим схемам завладения денежными средствами граждан
(Ручкина Г.Ф.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)Представляется, что определенным образом вопросы потребительского кредитования связаны с социально-экономическим аспектом функционирования домашних хозяйств, в частности с проблемой роста долговой нагрузки граждан. Так, согласно данным Росстата (форма отчетности 0409115) <18>, "разрыв между объемом среднедушевых денежных доходов населения и портфелем необеспеченных потребительских кредитов кратно увеличился по сравнению с 2019 г. и находится на уровне среднемесячной номинальной начисленной заработной платы" <19>.
(Ручкина Г.Ф.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)Представляется, что определенным образом вопросы потребительского кредитования связаны с социально-экономическим аспектом функционирования домашних хозяйств, в частности с проблемой роста долговой нагрузки граждан. Так, согласно данным Росстата (форма отчетности 0409115) <18>, "разрыв между объемом среднедушевых денежных доходов населения и портфелем необеспеченных потребительских кредитов кратно увеличился по сравнению с 2019 г. и находится на уровне среднемесячной номинальной начисленной заработной платы" <19>.
"Упрощенное производство в гражданском и арбитражном процессе: Монография"
(Жукова Ю.А.)
("Зерцало-М", 2022)При этом ряд исследователей высказывают справедливые и обоснованные сомнения по поводу соразмерности и малоценности не только суммы требований до 500 000 рублей <1>, но и цены иска в 100 000 рублей при сравнении со средними доходами населения России <2>. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, среднедушевой денежный доход населения России за 2020 г. составил 36 240 рублей <3>.
(Жукова Ю.А.)
("Зерцало-М", 2022)При этом ряд исследователей высказывают справедливые и обоснованные сомнения по поводу соразмерности и малоценности не только суммы требований до 500 000 рублей <1>, но и цены иска в 100 000 рублей при сравнении со средними доходами населения России <2>. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, среднедушевой денежный доход населения России за 2020 г. составил 36 240 рублей <3>.
Статья: Правовое обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2024, N 2)Проблема роста долговой нагрузки граждан, хотя и относится непосредственно к рынку ссудных (заемных) капиталов и во многом подвержена классическому регулированию, посредством формирования макропруденциальных лимитов, установленных ст. 45.6 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в действительности сопряжена не столько с конъюнктурой финансового рынка, сколько с общим состоянием экономики государства. Снижение макропруденциальных лимитов в ближайшей перспективе видится фактором, способным снизить темпы роста долговой нагрузки граждан, а также инфляции и инфляционных ожиданий, однако в долгосрочной перспективе не способным снизить объем спроса на потребительские кредиты. Считаем, что одним из основных показателей, иллюстрирующих сложившуюся тенденцию, выступают данные Росстата (форма отчетности 0409115) <11>, согласно которым разрыв между объемом среднедушевых денежных доходов населения и портфеля необеспеченных потребительских кредитов кратно увеличился по сравнению с 2019 г. и находится на уровне среднемесячной номинальной начисленной заработной платы.
(Ручкина Г.Ф.)
("Банковское право", 2024, N 2)Проблема роста долговой нагрузки граждан, хотя и относится непосредственно к рынку ссудных (заемных) капиталов и во многом подвержена классическому регулированию, посредством формирования макропруденциальных лимитов, установленных ст. 45.6 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в действительности сопряжена не столько с конъюнктурой финансового рынка, сколько с общим состоянием экономики государства. Снижение макропруденциальных лимитов в ближайшей перспективе видится фактором, способным снизить темпы роста долговой нагрузки граждан, а также инфляции и инфляционных ожиданий, однако в долгосрочной перспективе не способным снизить объем спроса на потребительские кредиты. Считаем, что одним из основных показателей, иллюстрирующих сложившуюся тенденцию, выступают данные Росстата (форма отчетности 0409115) <11>, согласно которым разрыв между объемом среднедушевых денежных доходов населения и портфеля необеспеченных потребительских кредитов кратно увеличился по сравнению с 2019 г. и находится на уровне среднемесячной номинальной начисленной заработной платы.