Дело подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства
Подборка наиболее важных документов по запросу Дело подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Предмет регулирования настоящего Кодекса" КАС РФ"Проверяя решение суда в апелляционном порядке, и отклоняя доводы ФИО1 о том, что настоящее дело подлежало рассмотрению в порядке административного судопроизводства, судебная коллегия исходила из того, что в силу положений п. 31 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 требования о взыскании судебной неустойки за неисполнение решения суда не могут быть предметом рассмотрения в порядке административного судопроизводства, исчерпывающий перечень рассматриваемых дел по которым предусмотрен частями 2, 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 218 "Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению" КАС РФ"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, определяя дела, подлежащие рассмотрению судами в порядке административного судопроизводства (статья 1 и часть 1 статьи 218), предусматривает механизм, позволяющий исключить рассмотрение в порядке, установленном данным Кодексом, заявлений, которые рассматриваются и разрешаются в ином судебном порядке или не подлежат рассмотрению в судах (часть 1 статьи 128 и часть 6 статьи 218). Данное правовое регулирование направлено на исключение принятия судом к рассмотрению дел, не относящихся к его подведомственности, установленной этим Кодексом."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой статус суда в административном судопроизводстве
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Дела, подлежащие рассмотрению в административном судопроизводстве, следует классифицировать на публично-правовые (связанные с защитой публичных прав и интересов неограниченного круга лиц) и административно-правовые (связанные с защитой субъективного публичного права). При рассмотрении дел публично-правовой природы суд не должен быть связан заявленными требованиями и доводами сторон, должен руководствоваться принципом объективной истины. При разрешении административных дел, связанных с защитой субъективных публичных прав заявителя и представляющих собой разрешение споров об административном праве, правовой статус суда должен быть максимально приближен к его положению в гражданском судопроизводстве. Его процессуальная активность должна быть минимальной, а сам административный судебный процесс должен быть основан на состязательном начале. При этом полное заимствование институтов искового производства недопустимо и в этих делах, в частности диспозитивное начало в них должно иметь ограниченный характер.
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)Дела, подлежащие рассмотрению в административном судопроизводстве, следует классифицировать на публично-правовые (связанные с защитой публичных прав и интересов неограниченного круга лиц) и административно-правовые (связанные с защитой субъективного публичного права). При рассмотрении дел публично-правовой природы суд не должен быть связан заявленными требованиями и доводами сторон, должен руководствоваться принципом объективной истины. При разрешении административных дел, связанных с защитой субъективных публичных прав заявителя и представляющих собой разрешение споров об административном праве, правовой статус суда должен быть максимально приближен к его положению в гражданском судопроизводстве. Его процессуальная активность должна быть минимальной, а сам административный судебный процесс должен быть основан на состязательном начале. При этом полное заимствование институтов искового производства недопустимо и в этих делах, в частности диспозитивное начало в них должно иметь ограниченный характер.
Статья: Правовая природа дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2023, N 9)Предмет административного судопроизводства определен в ст. 1 КАС РФ. В этой статье содержится практически полный перечень дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, которые подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ. Законодатель логично использовал метод полного перечня дел при определении подведомственности дел, подлежащих судебному рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Однако подразделение таких дел на две группы: дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также дела, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, во многом является условным. По всем административным делам судом осуществляется защита нарушенных прав, свобод либо законных интересов субъектов публично-правовых материальных правоотношений в форме судебного контроля. По обеим группам административных дел суд осуществляет контроль за решениями, действиями субъектов, наделенных властными полномочиями; только по делам, отнесенным к первой группе, контроль суда является последующим, а по второй группе дел - превентивным. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в известном Постановлении от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" привел критерии разграничения административных дел от иных, рассматриваемых в порядке Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ), однако критерии внутреннего разграничения административных дел на две указанные выше категории обошел вниманием. Мы полагаем, что такие критерии следует искать в процессуальных формах судебной защиты.
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2023, N 9)Предмет административного судопроизводства определен в ст. 1 КАС РФ. В этой статье содержится практически полный перечень дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, которые подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ. Законодатель логично использовал метод полного перечня дел при определении подведомственности дел, подлежащих судебному рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Однако подразделение таких дел на две группы: дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также дела, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, во многом является условным. По всем административным делам судом осуществляется защита нарушенных прав, свобод либо законных интересов субъектов публично-правовых материальных правоотношений в форме судебного контроля. По обеим группам административных дел суд осуществляет контроль за решениями, действиями субъектов, наделенных властными полномочиями; только по делам, отнесенным к первой группе, контроль суда является последующим, а по второй группе дел - превентивным. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в известном Постановлении от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" привел критерии разграничения административных дел от иных, рассматриваемых в порядке Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ), однако критерии внутреннего разграничения административных дел на две указанные выше категории обошел вниманием. Мы полагаем, что такие критерии следует искать в процессуальных формах судебной защиты.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"29. Кассационный суд общей юрисдикции, установив в ходе производства по делу, рассматриваемому в порядке гражданского судопроизводства, что это дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 33.1 ГПК РФ).
(ред. от 19.11.2024)
"О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"29. Кассационный суд общей юрисдикции, установив в ходе производства по делу, рассматриваемому в порядке гражданского судопроизводства, что это дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 33.1 ГПК РФ).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Отношения между гражданином и государством, связанные с призывом на военную (альтернативную гражданскую) службу, носят публичный характер, одна из сторон этих отношений (государство в лице уполномоченных органов) безусловно обладает властными полномочиями, в связи с чем названная категория дел подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Отношения между гражданином и государством, связанные с призывом на военную (альтернативную гражданскую) службу, носят публичный характер, одна из сторон этих отношений (государство в лице уполномоченных органов) безусловно обладает властными полномочиями, в связи с чем названная категория дел подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статья: К вопросу о допустимости иска о понуждении к принятию нормативного правового акта
(Чуряев А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Прежде всего следует исходить из того, что такие дела подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку касаются спора об исполнении органами власти своих публичных полномочий.
(Чуряев А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Прежде всего следует исходить из того, что такие дела подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку касаются спора об исполнении органами власти своих публичных полномочий.
Ситуация: Каков порядок защиты избирательных прав граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дела о защите избирательных прав граждан РФ подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства (ч. 1, п. 6 ч. 2 ст. 1 КАС РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дела о защите избирательных прав граждан РФ подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства (ч. 1, п. 6 ч. 2 ст. 1 КАС РФ).
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)На наш взгляд, именно последняя концепция наиболее полно отражает содержание функции по отправлению правосудия в административном судопроизводстве при рассмотрении и разрешении публично-правовых споров. Эта функция находит свое выражение в повышенном обеспечительном характере процессуальной формы, направленной на защиту слабой стороны в публично-правовом споре, что позволяет исследовать особенности компетенции суда в отношении предмета юридических дел, подлежащих рассмотрению судом первой инстанции в административном судопроизводстве по КАС РФ, а также содержание принципа активности суда в административном судопроизводстве при осуществлении различных видов его полномочий в административном судопроизводстве, речь о которых пойдет в последующих параграфах книги.
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)На наш взгляд, именно последняя концепция наиболее полно отражает содержание функции по отправлению правосудия в административном судопроизводстве при рассмотрении и разрешении публично-правовых споров. Эта функция находит свое выражение в повышенном обеспечительном характере процессуальной формы, направленной на защиту слабой стороны в публично-правовом споре, что позволяет исследовать особенности компетенции суда в отношении предмета юридических дел, подлежащих рассмотрению судом первой инстанции в административном судопроизводстве по КАС РФ, а также содержание принципа активности суда в административном судопроизводстве при осуществлении различных видов его полномочий в административном судопроизводстве, речь о которых пойдет в последующих параграфах книги.
"Гражданское процессуальное право. Общая часть: учебник: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Если в ходе производства по делу в порядке гражданского судопроизводства суд кассационной инстанции установит, что это дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, он вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (п. 29 Постановления Пленума ВС РФ от 22 июня 2021 г. N 17) <1>.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Если в ходе производства по делу в порядке гражданского судопроизводства суд кассационной инстанции установит, что это дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, он вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (п. 29 Постановления Пленума ВС РФ от 22 июня 2021 г. N 17) <1>.
Статья: Право на охрану здоровья и личные права: судебная защита в административном судопроизводстве
(Бурашникова Н.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 10)КАС РФ не предусматривает специальную процедуру рассмотрения дел о недобровольной стерилизации либо искусственном прерывании беременности. Однако полагаем, что такие дела подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства по аналогии с иными делами о санкционировании недобровольного медицинского вмешательства, поскольку, как и в случаях с недобровольной госпитализацией в противотуберкулезный, психиатрический стационар и недобровольным медицинским освидетельствованием, сущность их состоит в судебном контроле за законностью мер медицинского вмешательства, применяемых организацией, наделенной по отношению к ответчику властными полномочиями, и ограничивающих личные права ответчика. Законность ограничения личных прав граждан в публичных правоотношениях должна проверяться судом в процессуальной форме административного судопроизводства. Ранее автор уже высказывала точку зрения о необходимости рассмотрения таких дел по правилам КАС РФ <12> и по-прежнему не видит оснований для того, чтобы согласиться с позицией исследователей, отстаивающих необходимость рассматривать эти вопросы в порядке гражданского судопроизводства <13>.
(Бурашникова Н.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 10)КАС РФ не предусматривает специальную процедуру рассмотрения дел о недобровольной стерилизации либо искусственном прерывании беременности. Однако полагаем, что такие дела подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства по аналогии с иными делами о санкционировании недобровольного медицинского вмешательства, поскольку, как и в случаях с недобровольной госпитализацией в противотуберкулезный, психиатрический стационар и недобровольным медицинским освидетельствованием, сущность их состоит в судебном контроле за законностью мер медицинского вмешательства, применяемых организацией, наделенной по отношению к ответчику властными полномочиями, и ограничивающих личные права ответчика. Законность ограничения личных прав граждан в публичных правоотношениях должна проверяться судом в процессуальной форме административного судопроизводства. Ранее автор уже высказывала точку зрения о необходимости рассмотрения таких дел по правилам КАС РФ <12> и по-прежнему не видит оснований для того, чтобы согласиться с позицией исследователей, отстаивающих необходимость рассматривать эти вопросы в порядке гражданского судопроизводства <13>.
Статья: Апелляция и кассация в гражданском процессе: современные реалии и перспективы
(Байдаева Л.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 1)Пленум ВС РФ в своем Постановлении от 22 июня 2021 г. N 17 разъяснил, что "кассационный суд общей юрисдикции, установив в ходе производства по делу, рассматриваемому в порядке гражданского судопроизводства, что это дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (часть четвертая статьи 1, часть третья статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)" <6>.
(Байдаева Л.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 1)Пленум ВС РФ в своем Постановлении от 22 июня 2021 г. N 17 разъяснил, что "кассационный суд общей юрисдикции, установив в ходе производства по делу, рассматриваемому в порядке гражданского судопроизводства, что это дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (часть четвертая статьи 1, часть третья статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)" <6>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. В ст. 17 КАС РФ перечислены признаки юридических дел, подлежащих рассмотрению судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства, среди которых: а) отнесение их к административным делам; б) возникновение административного спора из административных или иных публичных правоотношений; в) наличие связи защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, - а также определено, что их рассмотрение в качестве суда первой инстанции отнесено к компетенции мировых судей, военных судов, районных судов, областных и равных им судов субъектов РФ, Верховного Суда РФ.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. В ст. 17 КАС РФ перечислены признаки юридических дел, подлежащих рассмотрению судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства, среди которых: а) отнесение их к административным делам; б) возникновение административного спора из административных или иных публичных правоотношений; в) наличие связи защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, - а также определено, что их рассмотрение в качестве суда первой инстанции отнесено к компетенции мировых судей, военных судов, районных судов, областных и равных им судов субъектов РФ, Верховного Суда РФ.
Статья: Порядок перехода к рассмотрению дела в рамках ГПК РФ и КАС РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности применения ст. 33.1 ГПК РФ в кассационном производстве рассмотрены в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции": кассационный суд общей юрисдикции, установив в ходе производства по делу, рассматриваемому в порядке гражданского судопроизводства, что это дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ). После перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства кассационный суд общей юрисдикции руководствуется положениями КАС РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Особенности применения ст. 33.1 ГПК РФ в кассационном производстве рассмотрены в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции": кассационный суд общей юрисдикции, установив в ходе производства по делу, рассматриваемому в порядке гражданского судопроизводства, что это дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ). После перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства кассационный суд общей юрисдикции руководствуется положениями КАС РФ.