Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью
Подборка наиболее важных документов по запросу Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Права потерпевших при прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования
(Дубровин В.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)Конституционный Суд РФ в рассматриваемом Постановлении от 2 марта 2017 г. N 4-П также указывал, что обязанностью государства является как предотвращать и пресекать в установленном законом порядке какие бы то ни было посягательства, способные причинить вред и нравственные страдания личности, так и обеспечивать пострадавшему от преступления возможность отстаивать, прежде всего в суде, свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами, что соотносится с положениями Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (утвержденной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.), закрепляющими право лиц, которым был причинен вред в результате действия или бездействия, нарушающего национальные уголовные законы, на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством.
(Дубровин В.В.)
("Мировой судья", 2025, N 4)Конституционный Суд РФ в рассматриваемом Постановлении от 2 марта 2017 г. N 4-П также указывал, что обязанностью государства является как предотвращать и пресекать в установленном законом порядке какие бы то ни было посягательства, способные причинить вред и нравственные страдания личности, так и обеспечивать пострадавшему от преступления возможность отстаивать, прежде всего в суде, свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами, что соотносится с положениями Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (утвержденной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.), закрепляющими право лиц, которым был причинен вред в результате действия или бездействия, нарушающего национальные уголовные законы, на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством.
Статья: Стороны как участники производства по уголовному делу в международном уголовном процессе
(Седова Д.А.)
("Международное право и международные организации", 2023, N 4)Поскольку не был найден компромисс относительно определения понятия "потерпевший" во время подготовки проекта Римского статута и на переговорах относительно его принятия, это определение было помещено в Правила процедуры и доказывания, которое в большой степени основывается на определениях потерпевших, имеющихся в международном праве, - в первую очередь на тех, которые содержатся в принятой ООН Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью и Основных принципах и руководящих положениях, касающихся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права. Хотя эти тексты и не являются юридически обязательными к исполнению, они считаются важнейшими документами по вопросам потерпевших на международном уровне, так как в них принимаются во внимание действующие международные нормы, касающиеся прав потерпевших. Принцип 8 Основных принципов определяет потерпевших как лиц, "которые понесли ущерб индивидуально или коллективно, включая физический или психический вред, душевное страдание, материальные потери или существенное ущемление их основополагающих прав, в результате действий или бездействия, которые являются грубыми нарушениями международных норм в области прав человека или серьезными нарушениями международного гуманитарного права. В применимых случаях и в соответствии с национальным законодательством под "жертвой" может пониматься также прямой член семьи или иждивенец непосредственно пострадавшего лица, а также лица, которым при вмешательстве с целью оказания помощи находящимся в бедственном положении жертвам или предотвращения дальнейших нарушений был нанесен ущерб". Принцип 9 уточняет, что "соответствующее лицо считается жертвой независимо от того, было ли опознано, задержано, привлечено к ответственности или осуждено лицо, совершившее нарушение, и независимо от родственной связи, которая может существовать между виновником и жертвой". Целый ряд других существующих определений потерпевшего могут использоваться МУС в целях толкования.
(Седова Д.А.)
("Международное право и международные организации", 2023, N 4)Поскольку не был найден компромисс относительно определения понятия "потерпевший" во время подготовки проекта Римского статута и на переговорах относительно его принятия, это определение было помещено в Правила процедуры и доказывания, которое в большой степени основывается на определениях потерпевших, имеющихся в международном праве, - в первую очередь на тех, которые содержатся в принятой ООН Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью и Основных принципах и руководящих положениях, касающихся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права. Хотя эти тексты и не являются юридически обязательными к исполнению, они считаются важнейшими документами по вопросам потерпевших на международном уровне, так как в них принимаются во внимание действующие международные нормы, касающиеся прав потерпевших. Принцип 8 Основных принципов определяет потерпевших как лиц, "которые понесли ущерб индивидуально или коллективно, включая физический или психический вред, душевное страдание, материальные потери или существенное ущемление их основополагающих прав, в результате действий или бездействия, которые являются грубыми нарушениями международных норм в области прав человека или серьезными нарушениями международного гуманитарного права. В применимых случаях и в соответствии с национальным законодательством под "жертвой" может пониматься также прямой член семьи или иждивенец непосредственно пострадавшего лица, а также лица, которым при вмешательстве с целью оказания помощи находящимся в бедственном положении жертвам или предотвращения дальнейших нарушений был нанесен ущерб". Принцип 9 уточняет, что "соответствующее лицо считается жертвой независимо от того, было ли опознано, задержано, привлечено к ответственности или осуждено лицо, совершившее нарушение, и независимо от родственной связи, которая может существовать между виновником и жертвой". Целый ряд других существующих определений потерпевшего могут использоваться МУС в целях толкования.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 N 17
(ред. от 16.05.2017)
"О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве"В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 года, Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года 40/34), а также в соответствии с Рекомендацией Комитета министров Совета Европы "О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса" от 28 июня 1985 года N R (85) 11 важной функцией уголовного правосудия должна быть охрана законных интересов потерпевшего, уважение его достоинства, повышение доверия потерпевшего к уголовному правосудию.
(ред. от 16.05.2017)
"О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве"В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 года, Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года 40/34), а также в соответствии с Рекомендацией Комитета министров Совета Европы "О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса" от 28 июня 1985 года N R (85) 11 важной функцией уголовного правосудия должна быть охрана законных интересов потерпевшего, уважение его достоинства, повышение доверия потерпевшего к уголовному правосудию.
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.05.2025 N 24-П
"По делу о проверке конституционности части первой статьи 151 и статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.Г. Байгускаровой и М.Г. Мухаметчина"Обязанность государства гарантировать защиту прав потерпевших от преступлений, в том числе путем обеспечения им адекватных возможностей отстаивать свои интересы в суде, в полной мере соответствует Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (принята 29 ноября 1985 года Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН) и вытекает из статьи 21 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в силу которой достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления. Применительно к личности потерпевшего это конституционное предписание предполагает обязанность государства предотвращать и пресекать в установленном законом порядке какие бы то ни было посягательства, способные причинить вред и нравственные страдания личности, а также обеспечивать пострадавшему от преступления возможность отстаивать, прежде всего в суде, свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами, поскольку иное означало бы умаление чести и достоинства личности не только лицом, совершившим противоправные действия, но и самим государством (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2003 года N 7-П, от 26 октября 2021 года N 45-П, от 28 марта 2024 года N 13-П, от 1 октября 2024 года N 42-П и др.).
"По делу о проверке конституционности части первой статьи 151 и статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.Г. Байгускаровой и М.Г. Мухаметчина"Обязанность государства гарантировать защиту прав потерпевших от преступлений, в том числе путем обеспечения им адекватных возможностей отстаивать свои интересы в суде, в полной мере соответствует Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (принята 29 ноября 1985 года Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН) и вытекает из статьи 21 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в силу которой достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления. Применительно к личности потерпевшего это конституционное предписание предполагает обязанность государства предотвращать и пресекать в установленном законом порядке какие бы то ни было посягательства, способные причинить вред и нравственные страдания личности, а также обеспечивать пострадавшему от преступления возможность отстаивать, прежде всего в суде, свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами, поскольку иное означало бы умаление чести и достоинства личности не только лицом, совершившим противоправные действия, но и самим государством (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2003 года N 7-П, от 26 октября 2021 года N 45-П, от 28 марта 2024 года N 13-П, от 1 октября 2024 года N 42-П и др.).
Статья: Мировой суд как регулятор уголовно-процессуальных отношений, содержащих признаки злоупотребления правом
(Доника Д.А.)
("Мировой судья", 2021, N 2)<6> Постановление Европейского суда по правам человека от 7 октября 2010 г. Дело "Константин Маркин против России" [Konstantin Markin v. Russia] (жалоба N 30078/06) (I Секция) (извлечение) // СПС "Гарант"; Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г. // СПС "КонсультантПлюс".
(Доника Д.А.)
("Мировой судья", 2021, N 2)<6> Постановление Европейского суда по правам человека от 7 октября 2010 г. Дело "Константин Маркин против России" [Konstantin Markin v. Russia] (жалоба N 30078/06) (I Секция) (извлечение) // СПС "Гарант"; Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г. // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Гарантии прав потерпевшего при доказывании характера и размера физического вреда, причиненного преступлением
(Овчаров В.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Имеющийся механизм защиты прав потерпевшего не нашел должной реализации в действующем законодательстве. Правовой основой, помимо Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), являются Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 345 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" <1>, Постановление Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522 "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека" <2>; Приказ Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2008 г. N 194н "Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека" <3>. Некоторые вопросы защиты прав потерпевших разъясняются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. N 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве". На международном уровне можно перечислить следующие документы, направленные на защиту прав потерпевших и восстановление нарушенных прав в результате совершения преступлений: Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена Резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) <4>, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. N 40/34) <5>.
(Овчаров В.В.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Имеющийся механизм защиты прав потерпевшего не нашел должной реализации в действующем законодательстве. Правовой основой, помимо Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), являются Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 345 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" <1>, Постановление Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522 "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека" <2>; Приказ Минздравсоцразвития России от 24 апреля 2008 г. N 194н "Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека" <3>. Некоторые вопросы защиты прав потерпевших разъясняются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. N 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве". На международном уровне можно перечислить следующие документы, направленные на защиту прав потерпевших и восстановление нарушенных прав в результате совершения преступлений: Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена Резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) <4>, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. N 40/34) <5>.
Статья: Потерпевший и его безопасность в уголовном процессе: теоретический аспект
(Левченко О.В., Мищенко Е.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 4)Безопасность потерпевшего в уголовном процессе обеспечивается положениями Конституции РФ, Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г. <1>, Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. 40/34), а также в соответствии с Рекомендацией Комитета министров Совета Европы "О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса" от 28 июня 1985 г. N R (85) 11, УПК РФ и другими федеральными законами.
(Левченко О.В., Мищенко Е.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 4)Безопасность потерпевшего в уголовном процессе обеспечивается положениями Конституции РФ, Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г. <1>, Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. 40/34), а также в соответствии с Рекомендацией Комитета министров Совета Европы "О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса" от 28 июня 1985 г. N R (85) 11, УПК РФ и другими федеральными законами.
Статья: Некоторые вопросы, возникающие при производстве допроса несовершеннолетних потерпевших (свидетелей) в уголовном судопроизводстве
(Осодоева Н.В.)
("Мировой судья", 2021, N 9)Указанные положения заимствованы Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, в которой предусмотрено, что судебные и административные процедуры должны отвечать потребностям потерпевших и не допускать ухудшения их комфортности при обеспечении защиты <3>.
(Осодоева Н.В.)
("Мировой судья", 2021, N 9)Указанные положения заимствованы Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, в которой предусмотрено, что судебные и административные процедуры должны отвечать потребностям потерпевших и не допускать ухудшения их комфортности при обеспечении защиты <3>.
Статья: Уголовно-правовая охрана прав предпринимателей в условиях вооруженного конфликта (с учетом позиций международных трибуналов)
(Ноженко М.О.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)3) принятой в 1985 г. Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью <8>;
(Ноженко М.О.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 3)3) принятой в 1985 г. Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью <8>;
Статья: Еще раз к вопросу о реальности перспектив истребования бездокументарных акций у "добросовестного приобретателя": критический анализ хода разрешения рядового гражданского иска в уголовном деле
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 1)В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29.11.1985 N 40/34), Рекомендацией Комитета Министров Совета Европы "О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса" от 28 июня 1985 г. N R 85 (11) важнейшей функцией уголовного правосудия является охрана законных интересов потерпевшего (жертвы преступления).
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2022, N 1)В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29.11.1985 N 40/34), Рекомендацией Комитета Министров Совета Европы "О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса" от 28 июня 1985 г. N R 85 (11) важнейшей функцией уголовного правосудия является охрана законных интересов потерпевшего (жертвы преступления).
Статья: Реализация международных принципов и стандартов защиты детей - жертв и свидетелей преступлений в уголовно-процессуальном законодательстве России
(Зайцев О.А., Епихин А.Ю., Гришина Е.П.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2020, N 6)Специализированным актом, ориентированным на рамочные стандарты защиты прав жертв преступлений, является Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью <4> (далее - Декларация жертв преступлений), устанавливающая обязанность содействовать тому, чтобы судебные и административные процедуры в большей степени отвечали потребностям потерпевших и минимизации ухудшения их комфортности при обеспечении защиты и применения необходимых мер безопасности в случае угрозы (разд. "A", ст. 6, п. "d").
(Зайцев О.А., Епихин А.Ю., Гришина Е.П.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2020, N 6)Специализированным актом, ориентированным на рамочные стандарты защиты прав жертв преступлений, является Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью <4> (далее - Декларация жертв преступлений), устанавливающая обязанность содействовать тому, чтобы судебные и административные процедуры в большей степени отвечали потребностям потерпевших и минимизации ухудшения их комфортности при обеспечении защиты и применения необходимых мер безопасности в случае угрозы (разд. "A", ст. 6, п. "d").
Статья: Вопросы межотраслевой преюдиции судебных актов, постановленных по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях, в гражданском процессе Российской Федерации
(Загоруйко И.Ю., Егоров Б.Д.)
("Вестник гражданского процесса", 2020, N 6)Так, в Постановлении от 2 марта 2017 г. N 4-П <10> КС РФ, с учетом положений п. п. 1 и 4 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью <11>, утв. Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г., подчеркнул важность предписаний Конституции РФ <12> о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на основе равенства всех перед законом и судом, об обеспечении доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба, предполагающих обязанность государства как предотвращать и пресекать в установленном законом порядке какие бы то ни было посягательства, способные причинить вред и нравственные страдания личности, так и обеспечить пострадавшему от преступления возможность отстаивать прежде всего в суде свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами. Исходя из этого КС РФ постановил, что потерпевшему должно обеспечиваться содействие со стороны государства в лице его уполномоченных органов в получении доказательств, подтверждающих факт причинения такого ущерба.
(Загоруйко И.Ю., Егоров Б.Д.)
("Вестник гражданского процесса", 2020, N 6)Так, в Постановлении от 2 марта 2017 г. N 4-П <10> КС РФ, с учетом положений п. п. 1 и 4 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью <11>, утв. Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г., подчеркнул важность предписаний Конституции РФ <12> о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на основе равенства всех перед законом и судом, об обеспечении доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба, предполагающих обязанность государства как предотвращать и пресекать в установленном законом порядке какие бы то ни было посягательства, способные причинить вред и нравственные страдания личности, так и обеспечить пострадавшему от преступления возможность отстаивать прежде всего в суде свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами. Исходя из этого КС РФ постановил, что потерпевшему должно обеспечиваться содействие со стороны государства в лице его уполномоченных органов в получении доказательств, подтверждающих факт причинения такого ущерба.
Статья: Проблемы определения территориальной подсудности по делам о контрабанде
(Либензон Е.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Высказанные в работе суждения также продиктованы положениями Конституции Российской Федерации: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод" (ч. 1 ст. 46) - право на законный суд, гарантированное частью 1 ст. 47, согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, что является предметом обсуждения Конституционного Суда РФ. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 12.03.2019 N 578-О со ссылкой на Конституцию Российской Федерации (ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 2 ст. 4, ст. 15, 17 - 19, ч. 1 и ч. 2 ст. 46, ст. 52, ч. 1 ст. 118) указано, что "право каждого на судебную защиту, на справедливое судебное разбирательство дела в разумный срок относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека, выступает гарантией всех других прав и свобод и предполагает эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, а также служит неотъемлемой составляющей права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба". Указанные конституционные принципы согласуются с положениями Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (принята 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН), согласно п. 1, 4 и 6 которой "лица, которым был причинен вред в результате деяния, нарушающего национальные уголовные законы, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством, а судебные и административные процедуры должны отвечать их потребностям".
(Либензон Е.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Высказанные в работе суждения также продиктованы положениями Конституции Российской Федерации: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод" (ч. 1 ст. 46) - право на законный суд, гарантированное частью 1 ст. 47, согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, что является предметом обсуждения Конституционного Суда РФ. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 12.03.2019 N 578-О со ссылкой на Конституцию Российской Федерации (ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 2 ст. 4, ст. 15, 17 - 19, ч. 1 и ч. 2 ст. 46, ст. 52, ч. 1 ст. 118) указано, что "право каждого на судебную защиту, на справедливое судебное разбирательство дела в разумный срок относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека, выступает гарантией всех других прав и свобод и предполагает эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, а также служит неотъемлемой составляющей права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба". Указанные конституционные принципы согласуются с положениями Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (принята 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН), согласно п. 1, 4 и 6 которой "лица, которым был причинен вред в результате деяния, нарушающего национальные уголовные законы, имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством, а судебные и административные процедуры должны отвечать их потребностям".