Декларация о прекращении существования СССР

Подборка наиболее важных документов по запросу Декларация о прекращении существования СССР (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление ЕСПЧ от 17.05.2010
"Дело "Кононов (Kononov) против Латвии" (жалоба N 36376/04)
По делу заявитель обжалует привлечение его латвийскими судами к ответственности в конце 1990 - начале 2000 годов за совершение военных преступлений в 1944 году на оккупированной вермахтом территории Латвийской ССР, поскольку акты, в совершении которых он обвинялся, в момент их совершения не являлись преступлением ни по национальному законодательству, ни по международному праву. По делу требования статьи 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод нарушены не были.
В Декларации Верховного совета... от 4 мая 1990 г. о восстановлении независимости Латвийской Республики признавалось, что ультиматум, предъявленный 16 июня 1940 г. правительству Латвийской Республики бывшим сталинским СССР, следует рассматривать как международное преступление, поскольку Латвия была оккупирована и ее суверенитет в результате этого прекратился. (Однако) Латвийская Республика продолжала существовать как субъект международного права, поскольку была признана более чем 50 странами во всем мире...

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Внесение поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 года как "локомотив" конституционных реформ в странах СНГ
(Пономаренко А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)
В соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) от 08.12.1991, а также согласно Декларации о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ, принятой 26 декабря 1991 г. Советом Республик Верховного Совета СССР, была образована международная организация, которая призвана регулировать отношения сотрудничества между некоторыми государствами, ранее входившими в состав СССР. В настоящее время в состав Содружества входят девять государств-членов: Российская Федерация, Беларусь, Киргизия, Казахстан, Армения, Азербайджан, Узбекистан, Молдова, Таджикистан, а также Туркменистан как ассоциированный член - наблюдатель. Каждое из перечисленных государств за более чем 30-летний период независимости прошло свой путь конституционно-правового становления.
Статья: Право на судебную защиту в конституционном измерении
(Жилин Г.А.)
("Журнал конституционного правосудия", 2015, N 2)
Такое понимание судебной защиты как универсального средства по обеспечению прав и свобод посредством правосудия, осуществление которого относится к исключительной компетенции суда, стало складываться в нашей стране лишь в начале 90-х годов прошлого века. До этого значительная часть правовых споров законодательно была исключена из судебной подведомственности и разрешалась преимущественно в административном порядке, хотя сфера его применения и начала существенно сокращаться с 1 января 1988 г. после введения в действие Закона СССР от 30 июня 1987 г. "О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан". Впервые право на судебную защиту в современном его значении - возможности каждого защищать свои права, свободы и законные интересы во всех сферах общественной жизни с помощью суда - получило нормативно-правовое оформление еще в союзной Декларации прав и свобод человека, принятой 5 сентября 1991 г., т.е. незадолго до прекращения существования Советского Союза. А 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР была принята аналогичная Декларация прав и свобод человека и гражданина, сформулировавшая содержание права на судебную защиту как одного из основных неотчуждаемых прав и одновременно гарантии и средства обеспечения всех других прав и свобод человека и гражданина.

Нормативные акты

Определение Конституционного Суда РФ от 08.11.2005 N 402-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фатуллаевой Галины Васильевны на нарушение ее конституционных прав частью четвертой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"
Вопрос о конституционности законодательной нормы о приобретении российского гражданства бывшим гражданином СССР, родившимся на территории Российской Федерации, проживавшим за ее пределами и после прекращения существования СССР вернувшимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.