Что является высшим непосредственным выражением власти народа
Подборка наиболее важных документов по запросу Что является высшим непосредственным выражением власти народа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принципы избирательного права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принципы избирательного права являются не просто набором основных положений по подготовке и проведению выборов - они представляют собой систему правовых стандартов, которые в своей совокупности призваны обеспечить демократический характер выборов, с тем чтобы они отвечали своему предназначению - выступать легитимным способом формирования органов государственной власти и местного самоуправления в России, являться высшим непосредственным выражением власти народа.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принципы избирательного права являются не просто набором основных положений по подготовке и проведению выборов - они представляют собой систему правовых стандартов, которые в своей совокупности призваны обеспечить демократический характер выборов, с тем чтобы они отвечали своему предназначению - выступать легитимным способом формирования органов государственной власти и местного самоуправления в России, являться высшим непосредственным выражением власти народа.
Статья: Защита прокурором избирательных прав граждан (по материалам выборов Президента РФ в марте 2024 г.)
(Какителашвили М.М., Суров А.Г.)
("Законность", 2024, N 8)В Конституции РФ референдум и свободные выборы определены как высшее непосредственное выражение власти народа (ч. 3 ст. 3). Тем самым установлен наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов.
(Какителашвили М.М., Суров А.Г.)
("Законность", 2024, N 8)В Конституции РФ референдум и свободные выборы определены как высшее непосредственное выражение власти народа (ч. 3 ст. 3). Тем самым установлен наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Статья: Реализация избирательных прав: современные тенденции
(Мазуревский К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Основой процесса формирования в Российской Федерации гражданского общества, государственности служат демократические выборы при гарантированной альтернативности и открытости для общественного контроля. Именно демократические выборы признаются Конституцией РФ высшим непосредственным выражением власти народа (ст. 3) <1>. Первоначально институты избирательного права были сформулированы в Положениях о выборах членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ <2>. С тех пор избирательное право находится в постоянном изменении, и на современном этапе оно связано с новыми концептуальными подходами к состоянию избирательного законодательства с учетом общественно-политических настроений и реализации таких критериев избирательного процесса, как открытость и прозрачность.
(Мазуревский К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Основой процесса формирования в Российской Федерации гражданского общества, государственности служат демократические выборы при гарантированной альтернативности и открытости для общественного контроля. Именно демократические выборы признаются Конституцией РФ высшим непосредственным выражением власти народа (ст. 3) <1>. Первоначально институты избирательного права были сформулированы в Положениях о выборах членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ <2>. С тех пор избирательное право находится в постоянном изменении, и на современном этапе оно связано с новыми концептуальными подходами к состоянию избирательного законодательства с учетом общественно-политических настроений и реализации таких критериев избирательного процесса, как открытость и прозрачность.
Статья: Российский конституционализм: размышления о юбилейных итогах и перспективах
(Авакьян С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Несомненным достижением стало отражение в Конституции народовластия как политической основы дальнейшего развития государства и общества. В статье 3 записано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. И далее: народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
(Авакьян С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Несомненным достижением стало отражение в Конституции народовластия как политической основы дальнейшего развития государства и общества. В статье 3 записано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. И далее: народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Статья: Публичная власть в субъектах РФ: понятие, принципы, система
(Лебедев В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Как видим, в сформулированном в Законе определении акцент сделан на организационном аспекте публичной власти (власть органов государственной власти и органов местного самоуправления), которая образует единую систему публичной власти. Представляется, что такое восприятие публичной власти не полностью раскрывает ее сути. В конституционном праве публичную власть следует рассматривать гораздо шире - как принадлежность всей полноты власти народу, который осуществляет ее не только через органы государственной власти, но и непосредственно, так как высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции РФ). Такое понимание публичной власти позволяет включить в его определение и прямые формы народовластия в качестве элемента единой системы публичной власти, тем более что ни Конституция РФ, ни приведенный выше Закон не уточняют, могут ли, помимо перечисленных в статье закона органов, в эту систему входить и другие субъекты.
(Лебедев В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Как видим, в сформулированном в Законе определении акцент сделан на организационном аспекте публичной власти (власть органов государственной власти и органов местного самоуправления), которая образует единую систему публичной власти. Представляется, что такое восприятие публичной власти не полностью раскрывает ее сути. В конституционном праве публичную власть следует рассматривать гораздо шире - как принадлежность всей полноты власти народу, который осуществляет ее не только через органы государственной власти, но и непосредственно, так как высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции РФ). Такое понимание публичной власти позволяет включить в его определение и прямые формы народовластия в качестве элемента единой системы публичной власти, тем более что ни Конституция РФ, ни приведенный выше Закон не уточняют, могут ли, помимо перечисленных в статье закона органов, в эту систему входить и другие субъекты.
Статья: Прямая выборность, компетенция и ответственность как основы перспективного развития местного самоуправления в России
(Кожевников О.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 3)2. На протяжении всей новейшей истории, особенно последнего десятилетия, федеральный центр вел целенаправленную политику по сокращению прямого участия населения в формировании органов местного самоуправления. Как следствие, снижение не только доверия населения к местным властям, но и уровня легитимности даже оставшихся еще избираемыми выборных должностных лиц. За примерами далеко ходить не нужно. 27 марта 2022 г. в Екатеринбурге прошли довыборы двух депутатов Екатеринбургской городской Думы. В одном избирательном округе явка составила 6,50%, в другом - 12,28%. По информации газеты "Коммерсант" <13>, если в 2008 г. через прямые муниципальные выборы прошло 73% всех глав российских городов, то к середине 2019 г. их осталось не более 12%. Думается, что в настоящее время эта цифра еще уменьшилась. Таким образом, за чуть более чем десятилетие избираемость высших должностных лиц муниципальных образований сократилась более чем в 5 раз. И это на фоне того обстоятельства, что Конституционный Суд РФ еще в 1998 г. в своем Постановлении от 10 июня 1998 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта "а" пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отмечал, что "народовластие, будучи одной из основ конституционного строя Российской Федерации, осуществляется гражданами путем референдума и свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа, а также через признанное и гарантированное государством местное самоуправление, в частности путем местного референдума и выборов (статьи 3; 12; 32, часть 2; 130, часть 2, Конституции Российской Федерации)" <14>. Органы местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий, возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, осуществление воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 30-П <15>, от 26 апреля 2016 г. N 13-П <16> и от 3 июля 2019 г. N 26-П <17>). Но как можно осуществлять волю населения, если само население самым легитимным способом - выборами - не допускается до них? Институт прямых выборов сокращен до минимума на муниципальном уровне, что привело к такому результату, когда граждане откровенно выражают свое неприятие кандидатам на выборные должности путем игнорирования процедуры прямого голосования. В связи с этим представляется важным вернуться к безусловному приоритету права населения непосредственно формировать органы местного самоуправления и реализовывать институты ответственности в случае "неоправдания" выборными лицами и органами доверия местного сообщества и нарушения ими законодательства в ходе осуществления своих полномочий. В этом контексте, полагаем, что следует вернуться к обозначенной Конституционным Судом РФ в Определении от 2 ноября 2000 г. N 236-О <18> конституционной обязанности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать право населения или избранных им представительных органов местного самоуправления самостоятельно, без вмешательства органов государственной власти и государственных должностных лиц определять способ формирования и само формирование органов местного самоуправления, включая избрание ими главы муниципального образования. В противном случае легитимность института местного самоуправления в рамках создаваемой единой системы публичной власти будет минимальной, а сама система не будет соответствовать своей содержательной характеристике - "политический союз (объединение) многонационального российского народа".
(Кожевников О.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 3)2. На протяжении всей новейшей истории, особенно последнего десятилетия, федеральный центр вел целенаправленную политику по сокращению прямого участия населения в формировании органов местного самоуправления. Как следствие, снижение не только доверия населения к местным властям, но и уровня легитимности даже оставшихся еще избираемыми выборных должностных лиц. За примерами далеко ходить не нужно. 27 марта 2022 г. в Екатеринбурге прошли довыборы двух депутатов Екатеринбургской городской Думы. В одном избирательном округе явка составила 6,50%, в другом - 12,28%. По информации газеты "Коммерсант" <13>, если в 2008 г. через прямые муниципальные выборы прошло 73% всех глав российских городов, то к середине 2019 г. их осталось не более 12%. Думается, что в настоящее время эта цифра еще уменьшилась. Таким образом, за чуть более чем десятилетие избираемость высших должностных лиц муниципальных образований сократилась более чем в 5 раз. И это на фоне того обстоятельства, что Конституционный Суд РФ еще в 1998 г. в своем Постановлении от 10 июня 1998 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта "а" пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отмечал, что "народовластие, будучи одной из основ конституционного строя Российской Федерации, осуществляется гражданами путем референдума и свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа, а также через признанное и гарантированное государством местное самоуправление, в частности путем местного референдума и выборов (статьи 3; 12; 32, часть 2; 130, часть 2, Конституции Российской Федерации)" <14>. Органы местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий, возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, осуществление воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 30-П <15>, от 26 апреля 2016 г. N 13-П <16> и от 3 июля 2019 г. N 26-П <17>). Но как можно осуществлять волю населения, если само население самым легитимным способом - выборами - не допускается до них? Институт прямых выборов сокращен до минимума на муниципальном уровне, что привело к такому результату, когда граждане откровенно выражают свое неприятие кандидатам на выборные должности путем игнорирования процедуры прямого голосования. В связи с этим представляется важным вернуться к безусловному приоритету права населения непосредственно формировать органы местного самоуправления и реализовывать институты ответственности в случае "неоправдания" выборными лицами и органами доверия местного сообщества и нарушения ими законодательства в ходе осуществления своих полномочий. В этом контексте, полагаем, что следует вернуться к обозначенной Конституционным Судом РФ в Определении от 2 ноября 2000 г. N 236-О <18> конституционной обязанности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать право населения или избранных им представительных органов местного самоуправления самостоятельно, без вмешательства органов государственной власти и государственных должностных лиц определять способ формирования и само формирование органов местного самоуправления, включая избрание ими главы муниципального образования. В противном случае легитимность института местного самоуправления в рамках создаваемой единой системы публичной власти будет минимальной, а сама система не будет соответствовать своей содержательной характеристике - "политический союз (объединение) многонационального российского народа".
Статья: Народовластие и публичная власть
(Лебедев В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)В действующей Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) отсутствует термин "народовластие", однако это не означает, что сущность данного принципа в Основном Законе не прослеживается. В ст. 3 Конституции РФ закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы и референдум. Осуществляя власть, народ реализует свою волю. Согласно Конституции РФ: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону".
(Лебедев В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)В действующей Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) отсутствует термин "народовластие", однако это не означает, что сущность данного принципа в Основном Законе не прослеживается. В ст. 3 Конституции РФ закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы и референдум. Осуществляя власть, народ реализует свою волю. Согласно Конституции РФ: "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону".
Статья: Российская модель разделения власти: конституционное поправление
(Осетров С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)Первое направление - изменение конституционных параметров учредительной власти. В широком понимании принцип разделения власти включает в себя вопрос о разграничении государственной власти и учредительной власти народа <7>. В этом плане внесение в Конституцию РФ поправки, вступающей в силу в зависимости от ее одобрения по результатам общероссийского голосования, стало не только механизмом изменения конституционных положений, но и внесло коррективы в установленные Конституцией России параметры реализации учредительной власти. Отечественная конституционная доктрина раскрывает параметры учредительной власти посредством системного толкования ст. 1, 3, 32 и 135 Конституции России, которые основаны на том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. При этом высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
(Осетров С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)Первое направление - изменение конституционных параметров учредительной власти. В широком понимании принцип разделения власти включает в себя вопрос о разграничении государственной власти и учредительной власти народа <7>. В этом плане внесение в Конституцию РФ поправки, вступающей в силу в зависимости от ее одобрения по результатам общероссийского голосования, стало не только механизмом изменения конституционных положений, но и внесло коррективы в установленные Конституцией России параметры реализации учредительной власти. Отечественная конституционная доктрина раскрывает параметры учредительной власти посредством системного толкования ст. 1, 3, 32 и 135 Конституции России, которые основаны на том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. При этом высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Статья: Восстановление гарантий избирательных прав граждан и политических партий посредством конституционного правосудия
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Институт правовых гарантий складывается из совокупности правовых норм и принципов. Юридическими гарантиями избирательных прав являются положения Конституции РФ, международных документов, правовые позиции Конституционного Суда РФ, обеспечивающие, во-первых, периодичность проведения демократических выборов как высшего непосредственного выражения власти и воли народа; во-вторых, подлинные и справедливые выборы для формирования представительных органов власти; в-третьих, реальный политический плюрализм, альтернативность выборов, идеологическое многообразие, многопартийность; в-четвертых, равенство избирателей, кандидатов, избирательных объединений; в-пятых, всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании.
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Институт правовых гарантий складывается из совокупности правовых норм и принципов. Юридическими гарантиями избирательных прав являются положения Конституции РФ, международных документов, правовые позиции Конституционного Суда РФ, обеспечивающие, во-первых, периодичность проведения демократических выборов как высшего непосредственного выражения власти и воли народа; во-вторых, подлинные и справедливые выборы для формирования представительных органов власти; в-третьих, реальный политический плюрализм, альтернативность выборов, идеологическое многообразие, многопартийность; в-четвертых, равенство избирателей, кандидатов, избирательных объединений; в-пятых, всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании.
Статья: Ценности правды в государственном (конституционном) праве России
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)4. В советской конституционной парадигме подчеркивалось полновластие народа. Российская конституционная парадигма более прагматична. Она вслед за западной не пользуется терминами народовластие, принадлежности народу всей полноты государственной власти. Народ, как и в советское время, признается носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. При этом в отличие от советской конституционной парадигмы, в соответствии с которой народовластие осуществлялось через Советы, Конституция РФ на первое место среди форм народовластия ставит осуществление народом власти непосредственно, выделяя только референдум и свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)4. В советской конституционной парадигме подчеркивалось полновластие народа. Российская конституционная парадигма более прагматична. Она вслед за западной не пользуется терминами народовластие, принадлежности народу всей полноты государственной власти. Народ, как и в советское время, признается носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. При этом в отличие от советской конституционной парадигмы, в соответствии с которой народовластие осуществлялось через Советы, Конституция РФ на первое место среди форм народовластия ставит осуществление народом власти непосредственно, выделяя только референдум и свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа.
Статья: Компетенционная легальность нормативного регулирования выборов в Российской Федерации: современное состояние и проблемы обеспечения
(Игнатенко В.В., Петров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Конституция Российской Федерации провозглашает свободные выборы одной из высших форм непосредственного выражения власти многонационального народа России в демократическом правовом государстве (ч. 1 ст. 1, ч. 1 и 3 ст. 3) и гарантирует гражданам права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32). Эти права определяют деятельность публичной власти, в том числе законодательной (ст. 18), что конкретизируется в положениях Конституции, которыми определены основы внутрифедерального разграничения полномочий и предметов ведения (ст. 71, 72, 73, 76, 77).
(Игнатенко В.В., Петров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Конституция Российской Федерации провозглашает свободные выборы одной из высших форм непосредственного выражения власти многонационального народа России в демократическом правовом государстве (ч. 1 ст. 1, ч. 1 и 3 ст. 3) и гарантирует гражданам права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32). Эти права определяют деятельность публичной власти, в том числе законодательной (ст. 18), что конкретизируется в положениях Конституции, которыми определены основы внутрифедерального разграничения полномочий и предметов ведения (ст. 71, 72, 73, 76, 77).
Статья: Правовая природа общественного контроля и подходы к его регулированию в Российской Федерации
(Никитина Е.Е.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)С точки зрения конституционно-правовой науки термин "общественный контроль" следует понимать в более узком, прикладном значении как совокупность закрепленных в законодательстве организационно-правовых институтов и механизмов, которые позволяют гражданам и их объединениям оценивать деятельность органов публичной власти на предмет соблюдения интересов гражданского общества и прав человека. В литературе дается множество определений общественного контроля <22> в названном качестве. Некоторые авторы делают это путем выявления связи с народным суверенитетом <23> или народовластием. Указанную точку зрения о взаимообусловленности народовластия и общественного контроля разделил и Конституционный Суд РФ, указавший, что народовластие, будучи одной из основ конституционного строя Российской Федерации, осуществляется гражданами путем референдума и свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа, а также через признанное и гарантированное государством местное самоуправление, при этом народ не только конституирует органы местного самоуправления и легитимирует их полномочия, но и контролирует в предусмотренных законом формах их деятельность <24>.
(Никитина Е.Е.)
("Журнал российского права", 2023, N 4)С точки зрения конституционно-правовой науки термин "общественный контроль" следует понимать в более узком, прикладном значении как совокупность закрепленных в законодательстве организационно-правовых институтов и механизмов, которые позволяют гражданам и их объединениям оценивать деятельность органов публичной власти на предмет соблюдения интересов гражданского общества и прав человека. В литературе дается множество определений общественного контроля <22> в названном качестве. Некоторые авторы делают это путем выявления связи с народным суверенитетом <23> или народовластием. Указанную точку зрения о взаимообусловленности народовластия и общественного контроля разделил и Конституционный Суд РФ, указавший, что народовластие, будучи одной из основ конституционного строя Российской Федерации, осуществляется гражданами путем референдума и свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа, а также через признанное и гарантированное государством местное самоуправление, при этом народ не только конституирует органы местного самоуправления и легитимирует их полномочия, но и контролирует в предусмотренных законом формах их деятельность <24>.