Что отражать в пояснительной записке

Подборка наиболее важных документов по запросу Что отражать в пояснительной записке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган в рамках выездной налоговой проверки направил налогоплательщику требование о представлении документов и информации, которым запросил пояснительную записку за период проверки, отражающую структуру доходов и расходов налогоплательщика по приложенной налоговым органом форме. Налогоплательщик оспорил требование. Суд признал направленное требование законным и указал, что возможность истребования пояснений в ходе выездной налоговой проверки следует из положений п. 3 ст. 88, ст. 89 НК РФ, поскольку выездная налоговая проверка является углубленной формой налогового контроля, а налоговым органом предоставлено право истребовать пояснения при проведении камеральных налоговых проверок. Довод налогоплательщика о наличии всей запрошенной информации в ранее представленной налоговому органу отчетности по налогу на прибыль суд отклонил со ссылкой на формы налоговых деклараций по налогу на прибыль.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Годовой отчет 2023"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)
Определяя конкретное содержание пояснительной записки, нужно исходить из того, что отраженная в ней информация адресована заинтересованным пользователям отчетности (акционерам, кредиторам, инвесторам, в том числе потенциальным и т.д.). Соответственно, информация, отраженная в пояснительной записке, призвана повлиять на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.
Статья: Системные дефекты федерального законодательства
(Голещихин В.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, NN 10, 11)
Помимо официальных разъяснений серьезным подспорьем как для правоприменителей, так и для органов, уполномоченных давать официальные разъяснения законов, могли бы стать пояснительные записки к законопроектам. Ввиду сложности и несовершенства законодательных норм пояснительная записка порой является единственным способом приблизиться к пониманию того, что же хотел сказать законодатель. Регламент Государственной Думы требует отражать в пояснительной записке лишь предмет регулирования и концепцию законопроекта, в связи с чем в такой записке не всегда можно найти объяснение той или иной конкретной норме законопроекта. В этой связи представляется, что пояснительная записка должна стать более подробной. Как уже было отмечено, многие важнейшие нормы попадают в законопроект в форме поправок ко второму чтению, в связи с чем следует ввести требование о внесении поправок к законопроекту только с пояснительной запиской. В случае принятия поправок к законопроекту в пояснительную записку должны включаться сведения из пояснительных записок к принятым поправкам, для того чтобы учитывать (объяснять) все изменения, внесенные в законопроект в ходе его рассмотрения.

Нормативные акты