Что относится к ненормативным правовым актам
Подборка наиболее важных документов по запросу Что относится к ненормативным правовым актам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка казначейства
(КонсультантПлюс, 2025)К ненормативным правовым актам относятся, в частности, акты... устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
(КонсультантПлюс, 2025)К ненормативным правовым актам относятся, в частности, акты... устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 137 "Право на обжалование" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, рассматриваемый ответ (письмо) не относится к ненормативным правовым актам и не является результатом рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы. Указанное письмо не содержит нормативных свойств, не является разъяснениями, которые позволяли бы применять их неоднократно в отношении неопределенного круга лиц, таким образом, ответ на дополнение к жалобе не может являться самостоятельным предметом оспаривания в арбитражном суде.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, рассматриваемый ответ (письмо) не относится к ненормативным правовым актам и не является результатом рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы. Указанное письмо не содержит нормативных свойств, не является разъяснениями, которые позволяли бы применять их неоднократно в отношении неопределенного круга лиц, таким образом, ответ на дополнение к жалобе не может являться самостоятельным предметом оспаривания в арбитражном суде.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об актуализации системы источников российского конституционного права
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Таким образом, поручения и указания предполагают наличие индивидуально-определенного адресата-исполнителя. Это позволяет сделать вывод о том, что поручения Президента, а тем более указания не относятся к нормативным актам. В этой связи возникает вопрос: можно ли поручения и указания отнести к ненормативным правовым актам Президента РФ или же рассматриваемые документы составляют некую иную категорию правового документа, нежели правовой акт?
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Таким образом, поручения и указания предполагают наличие индивидуально-определенного адресата-исполнителя. Это позволяет сделать вывод о том, что поручения Президента, а тем более указания не относятся к нормативным актам. В этой связи возникает вопрос: можно ли поручения и указания отнести к ненормативным правовым актам Президента РФ или же рассматриваемые документы составляют некую иную категорию правового документа, нежели правовой акт?
Статья: Некоторые особенности составления приказа по основной деятельности
(Доронина Л.А., Любина О.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Локальный нормативный акт - это официальный документ, издаваемый государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим или должностным лицом в пределах предоставленных им полномочий. Чтобы придать приказу по основной деятельности свойство нормативного акта, его действие, во-первых, должно распространяться на все или отдельные категории работников, а во-вторых, применяться неоднократно. Если приказы по основной деятельности не обладают этими свойствами, то они относятся к ненормативным правовым актам.
(Доронина Л.А., Любина О.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)Локальный нормативный акт - это официальный документ, издаваемый государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим или должностным лицом в пределах предоставленных им полномочий. Чтобы придать приказу по основной деятельности свойство нормативного акта, его действие, во-первых, должно распространяться на все или отдельные категории работников, а во-вторых, применяться неоднократно. Если приказы по основной деятельности не обладают этими свойствами, то они относятся к ненормативным правовым актам.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с применением законодательства об обязательном медицинском страховании"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Спорное заключение эксперта нельзя отнести к ненормативным правовым актам, действиям, решениям, оспаривание которых в арбитражном суде предусмотрено процессуальным законом, поскольку само по себе экспертное заключение не порождает у заявителя каких-либо субъективных прав и обязанностей и не нарушает права и законные интересы медицинской организации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)Спорное заключение эксперта нельзя отнести к ненормативным правовым актам, действиям, решениям, оспаривание которых в арбитражном суде предусмотрено процессуальным законом, поскольку само по себе экспертное заключение не порождает у заявителя каких-либо субъективных прав и обязанностей и не нарушает права и законные интересы медицинской организации.
"План деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на 2025 год", "Показатели деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на 2025 год"
(утв. Минцифры России 25.08.2025 N МШ-П12-83088)1.2. Разработка проектов нормативных правовых актов и актов ненормативного характера, отнесенных к компетенции Роскомнадзора
(утв. Минцифры России 25.08.2025 N МШ-П12-83088)1.2. Разработка проектов нормативных правовых актов и актов ненормативного характера, отнесенных к компетенции Роскомнадзора
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Таким образом, КАС РФ устанавливает в качестве принципа саму возможность применения мер предварительной защиты по административному иску. Однако, во-первых, процессуальный закон не определяет их исчерпывающий перечень, но и, во-вторых, не запрещает принимать и иные, прямо не указанные в КАС РФ, меры предварительной защиты в случаях, когда защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна. Как разъяснил Верховный Суд РФ, к указанным мерам при оспаривании ненормативных правовых актов (действий, бездействия), в частности, относятся: наложение ареста на имущество, принадлежащее административному ответчику и находящееся у него или других лиц; возложение на административного ответчика, других лиц, в том числе не являющихся участниками судебного процесса, обязанности совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий; приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому в судебном порядке (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Таким образом, КАС РФ устанавливает в качестве принципа саму возможность применения мер предварительной защиты по административному иску. Однако, во-первых, процессуальный закон не определяет их исчерпывающий перечень, но и, во-вторых, не запрещает принимать и иные, прямо не указанные в КАС РФ, меры предварительной защиты в случаях, когда защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна. Как разъяснил Верховный Суд РФ, к указанным мерам при оспаривании ненормативных правовых актов (действий, бездействия), в частности, относятся: наложение ареста на имущество, принадлежащее административному ответчику и находящееся у него или других лиц; возложение на административного ответчика, других лиц, в том числе не являющихся участниками судебного процесса, обязанности совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий; приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому в судебном порядке (п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Статья: О некоторых вопросах обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) в судебном порядке (на примере арбитражных судов)
(Смирнова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)При этом некоторые арбитражные суды занимают диаметрально противоположную позицию. Так, например, Арбитражный суд Поволжского округа указал, что предостережение не относится к категории ненормативных правовых актов, но является решением органа власти, которое может быть признано незаконным и отменено по этому основанию при доказанности факта нарушения прав и законных интересов заявителя. Такой же позиции придерживается и Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал правомерным вывод апелляционной инстанции о том, что "издание предостережения уполномоченным органом в отношении хозяйствующего субъекта может являться предметом судебного контроля, поскольку иной вывод не обеспечит восстановление нарушенных прав лица, обратившегося за судебной защитой" (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 июня 2018 г. N Ф06-33965/2018 по делу N А06-5948/2017; Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2019 г. N Ф02-185/2019 по делу N А19-13269/2018, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 октября 2019 г. N Ф02-5363/2019 по делу N А10-1054/2019).
(Смирнова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)При этом некоторые арбитражные суды занимают диаметрально противоположную позицию. Так, например, Арбитражный суд Поволжского округа указал, что предостережение не относится к категории ненормативных правовых актов, но является решением органа власти, которое может быть признано незаконным и отменено по этому основанию при доказанности факта нарушения прав и законных интересов заявителя. Такой же позиции придерживается и Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал правомерным вывод апелляционной инстанции о том, что "издание предостережения уполномоченным органом в отношении хозяйствующего субъекта может являться предметом судебного контроля, поскольку иной вывод не обеспечит восстановление нарушенных прав лица, обратившегося за судебной защитой" (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 июня 2018 г. N Ф06-33965/2018 по делу N А06-5948/2017; Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 февраля 2019 г. N Ф02-185/2019 по делу N А19-13269/2018, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 октября 2019 г. N Ф02-5363/2019 по делу N А10-1054/2019).
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Правовая природа устава является предметом дискуссий в научной литературе. Одни ученые признают его сделкой особого рода, правовым феноменом, основанным на договоре или содержащим в себе договор (элемент договора). При таком подходе устав рассматривается как особый договор, закрепляющий отношения между лицами, его утвердившими; существование юридического лица обусловливается договорными отношениями учредителей, а устав лишь фиксирует появление нового субъекта права. Другие ученые определяют устав как локальный нормативный акт, поскольку он обязателен не только для самого юридического лица, но и для всех третьих лиц, желающих вступить с ним в правоотношения. Третьи отрицают его нормативный характер и относят его к индивидуальному ненормативному правовому акту, адресованному прежде всего самому юридическому лицу <316>.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Правовая природа устава является предметом дискуссий в научной литературе. Одни ученые признают его сделкой особого рода, правовым феноменом, основанным на договоре или содержащим в себе договор (элемент договора). При таком подходе устав рассматривается как особый договор, закрепляющий отношения между лицами, его утвердившими; существование юридического лица обусловливается договорными отношениями учредителей, а устав лишь фиксирует появление нового субъекта права. Другие ученые определяют устав как локальный нормативный акт, поскольку он обязателен не только для самого юридического лица, но и для всех третьих лиц, желающих вступить с ним в правоотношения. Третьи отрицают его нормативный характер и относят его к индивидуальному ненормативному правовому акту, адресованному прежде всего самому юридическому лицу <316>.
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2014 N 167 "Рекомендации по применению критериев сложности споров, рассматриваемых в арбитражных судах Российской Федерации" установлена классификация категорий споров по критериям их правовой и фактической сложности. В соответствии с указанными рекомендациями дела, связанные с охраной интеллектуальной собственности, а также дела об оспаривании ненормативных правовых актов отнесены к категории сложных.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2014 N 167 "Рекомендации по применению критериев сложности споров, рассматриваемых в арбитражных судах Российской Федерации" установлена классификация категорий споров по критериям их правовой и фактической сложности. В соответствии с указанными рекомендациями дела, связанные с охраной интеллектуальной собственности, а также дела об оспаривании ненормативных правовых актов отнесены к категории сложных.
Статья: Интегрируя интеграцию: решения Суда Евразийского экономического союза в правопорядке Российской Федерации
(Лифшиц И.М., Кицмаришвили Д.Э.)
("Международное правосудие", 2024, N 1)Но нет, обществу было отказано в пересмотре по новым обстоятельствам. При этом позиция суда, изложенная в отказе, несколько отличалась от приведенных ранее в статье. Компании "Кузбассразрезуголь" отказали со следующим обоснованием: "...как единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, так и решение Коллегии ЕАЭК от 10.09.2015 N 113 являются нормативными актами, составляющими право Союза, и не могут быть отнесены к "ненормативным правовым актам, решениям органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" в смысле, придаваемом пунктом 1 части 3 статьи 311 АПК РФ и пунктом 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" <47>.
(Лифшиц И.М., Кицмаришвили Д.Э.)
("Международное правосудие", 2024, N 1)Но нет, обществу было отказано в пересмотре по новым обстоятельствам. При этом позиция суда, изложенная в отказе, несколько отличалась от приведенных ранее в статье. Компании "Кузбассразрезуголь" отказали со следующим обоснованием: "...как единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, так и решение Коллегии ЕАЭК от 10.09.2015 N 113 являются нормативными актами, составляющими право Союза, и не могут быть отнесены к "ненормативным правовым актам, решениям органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" в смысле, придаваемом пунктом 1 части 3 статьи 311 АПК РФ и пунктом 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" <47>.
Статья: Особенности судебного оспаривания интерпретационных нормативных актов
(Ивкин С.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Если же оспариваемый акт не обладает нормативными свойствами, но при этом может оказывать влияние на законные интересы конкретных лиц, возможно применение судом абзаца 2 п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г. N 50, согласно которому суд вправе перейти к рассмотрению соответствующего дела по правилам, предусмотренным для оспаривания ненормативных правовых актов, либо, если дело неподсудно суду, передать такое дело в другой суд, к подсудности которого отнесено законом рассмотрение ненормативных правовых актов <25>.
(Ивкин С.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Если же оспариваемый акт не обладает нормативными свойствами, но при этом может оказывать влияние на законные интересы конкретных лиц, возможно применение судом абзаца 2 п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г. N 50, согласно которому суд вправе перейти к рассмотрению соответствующего дела по правилам, предусмотренным для оспаривания ненормативных правовых актов, либо, если дело неподсудно суду, передать такое дело в другой суд, к подсудности которого отнесено законом рассмотрение ненормативных правовых актов <25>.