Ценовой сговор
Подборка наиболее важных документов по запросу Ценовой сговор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 69 "Основания освобождения от доказывания" АПК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворил частично исковые требования подрядчика, взыскав с заказчиков стоимость выполненных работ по согласованной в договоре цене, и отказал в удовлетворении встречного иска заказчика о взыскании с подрядчика штрафа, указав на отсутствие доказательств сговора между представителями сторон при установлении цены договора и на то, что договор заключен по результатам открытого тендера.
(Арбитражный суд Уральского округа)Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворил частично исковые требования подрядчика, взыскав с заказчиков стоимость выполненных работ по согласованной в договоре цене, и отказал в удовлетворении встречного иска заказчика о взыскании с подрядчика штрафа, указав на отсутствие доказательств сговора между представителями сторон при установлении цены договора и на то, что договор заключен по результатам открытого тендера.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 169 "Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности" ГК РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворил частично исковые требования подрядчика, взыскав с заказчиков стоимость выполненных работ по согласованной в договоре цене, и отказал в удовлетворении встречного иска заказчика о взыскании с подрядчика штрафа, указав на отсутствие доказательств сговора между представителями сторон при установлении цены договора и на то, что договор заключен по результатам открытого тендера.
(Арбитражный суд Уральского округа)Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворил частично исковые требования подрядчика, взыскав с заказчиков стоимость выполненных работ по согласованной в договоре цене, и отказал в удовлетворении встречного иска заказчика о взыскании с подрядчика штрафа, указав на отсутствие доказательств сговора между представителями сторон при установлении цены договора и на то, что договор заключен по результатам открытого тендера.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Искусственный интеллект и борьба с подделками: возможности и перспективы
(Тимофеева А.С.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Эффективная работа систем ИИ требует большого объема данных для обучения и анализа, которые могут содержать конфиденциальную информацию о продуктах, поставщиках, клиентах и транзакциях. Обеспечение конфиденциальности и безопасности этих данных является критически важной задачей. Существует риск неправомерного их применения в конкурентных целях или для других незаконных действий. Например, информация о поставщиках и ценах может быть использована для ценового сговора или дискриминации отдельных компаний. Внедрение ИИ должно соответствовать требованиям законодательства о защите персональных данных, таким как GDPR (General Data Protection Regulation) в Европе и CCPA (California Consumer Privacy Act) в США. Эти законы устанавливают строгие правила по сбору, обработке и хранению персональных данных, а также по правам субъектов данных. Для решения проблемы конфиденциальности данных необходимо использовать методы анонимизации, псевдонимизации и шифрования данных. Также необходимо установить строгие правила доступа к данным и проводить регулярный аудит систем безопасности.
(Тимофеева А.С.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Эффективная работа систем ИИ требует большого объема данных для обучения и анализа, которые могут содержать конфиденциальную информацию о продуктах, поставщиках, клиентах и транзакциях. Обеспечение конфиденциальности и безопасности этих данных является критически важной задачей. Существует риск неправомерного их применения в конкурентных целях или для других незаконных действий. Например, информация о поставщиках и ценах может быть использована для ценового сговора или дискриминации отдельных компаний. Внедрение ИИ должно соответствовать требованиям законодательства о защите персональных данных, таким как GDPR (General Data Protection Regulation) в Европе и CCPA (California Consumer Privacy Act) в США. Эти законы устанавливают строгие правила по сбору, обработке и хранению персональных данных, а также по правам субъектов данных. Для решения проблемы конфиденциальности данных необходимо использовать методы анонимизации, псевдонимизации и шифрования данных. Также необходимо установить строгие правила доступа к данным и проводить регулярный аудит систем безопасности.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Дело было возбуждено в феврале 2019 г., но АО "Солид-товарные рынки" оспорило полномочия антимонопольного ведомства контролировать ценовые сговоры на биржевых торгах. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.08.2019, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2019, заявленные требования были удовлетворены. Арбитражный суд Московского округа Постановлением от 16.06.2020 решение и Постановление судов первой и апелляционной инстанций отменил. 26.10.2020 Определением Верховного Суда РФ N 305-ЭС20-13656 было обращено внимание на то, что судом кассационной инстанции признан преждевременным вывод об отсутствии конкуренции между АО "Солид-товарные рынки" и ООО "А-Ойл" на бирже, а указанные обстоятельства подлежат проверке на предмет соблюдения требований о конкуренции. На этом основании ООО "Солид-товарные рынки" было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения спора на заседании судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ <1>.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Дело было возбуждено в феврале 2019 г., но АО "Солид-товарные рынки" оспорило полномочия антимонопольного ведомства контролировать ценовые сговоры на биржевых торгах. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.08.2019, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2019, заявленные требования были удовлетворены. Арбитражный суд Московского округа Постановлением от 16.06.2020 решение и Постановление судов первой и апелляционной инстанций отменил. 26.10.2020 Определением Верховного Суда РФ N 305-ЭС20-13656 было обращено внимание на то, что судом кассационной инстанции признан преждевременным вывод об отсутствии конкуренции между АО "Солид-товарные рынки" и ООО "А-Ойл" на бирже, а указанные обстоятельства подлежат проверке на предмет соблюдения требований о конкуренции. На этом основании ООО "Солид-товарные рынки" было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения спора на заседании судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ <1>.
Готовое решение: Как обжаловать в ФАС России действия заказчика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Между заказчиками и участниками закупок также может быть достигнуто ограничивающее конкуренцию соглашение. Таким, например, является сговор между участниками закупки в целях поддержания цен на торгах (п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона N 135-ФЗ, Решение Ставропольского УФАС России от 10.09.2019 N 026/01/11-570/2019).
(КонсультантПлюс, 2025)Между заказчиками и участниками закупок также может быть достигнуто ограничивающее конкуренцию соглашение. Таким, например, является сговор между участниками закупки в целях поддержания цен на торгах (п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона N 135-ФЗ, Решение Ставропольского УФАС России от 10.09.2019 N 026/01/11-570/2019).
Статья: Становление и развитие правового запрета антиконкурентной координации экономической деятельности в отечественном конкурентном праве
(Гаврилов Д.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3)Вторая квалификационная модель стала предметом интересной научной дискуссии относительно того, можно ли данные правонарушения рассматривать в качестве hub and spoke соглашений, отходя от подобной квалификации в пользу так называемых "веерных картелей" [3, с. 38]. Коллеги высказывают определенные сомнения в полной аналогии с "вертикальной" координацией, что, на наш взгляд, справедливо, поскольку hub and spoke все же представляет собой картельный ценовой сговор, в котором один из хозяйствующих субъектов выступает так называемым хабом для обмена конфиденциальной информацией и согласования действий участников картеля. Альтернативно это может быть и специальный цифровой ресурс для агрегирования информации и использования для целей картеля.
(Гаврилов Д.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3)Вторая квалификационная модель стала предметом интересной научной дискуссии относительно того, можно ли данные правонарушения рассматривать в качестве hub and spoke соглашений, отходя от подобной квалификации в пользу так называемых "веерных картелей" [3, с. 38]. Коллеги высказывают определенные сомнения в полной аналогии с "вертикальной" координацией, что, на наш взгляд, справедливо, поскольку hub and spoke все же представляет собой картельный ценовой сговор, в котором один из хозяйствующих субъектов выступает так называемым хабом для обмена конфиденциальной информацией и согласования действий участников картеля. Альтернативно это может быть и специальный цифровой ресурс для агрегирования информации и использования для целей картеля.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> Аналитический обзор ФГКУ "ВНИИ МВД России" с предложениями "Практика выявления и документирования преступлений, связанных с ценовыми сговорами и разделом рынка по территориальному принципу, предусмотренных статьей 178 УК РФ".
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> Аналитический обзор ФГКУ "ВНИИ МВД России" с предложениями "Практика выявления и документирования преступлений, связанных с ценовыми сговорами и разделом рынка по территориальному принципу, предусмотренных статьей 178 УК РФ".
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)На ограничение конкуренции могут быть направлены и иные действия организаций, занимающих доминирующее положение на рынке, и других хозяйствующих субъектов. Организации, действующие в одном сегменте рынка, иногда стремятся согласовать друг с другом свою ценовую политику с тем, чтобы уравновесить свои позиции относительно потребителя: заключаются соглашения (так называемые "ценовые сговоры", "картельные соглашения"), в которых предусматриваются уровни цен на одни и те же виды товаров, сроки повышения цен, объемы товаров, выставляемых в коммерческий оборот, и т.п. Подобные соглашения приводят к нарушению конкурентного состояния рынка, ущемляют интересы потребителей, поэтому они недопустимы. Законом о защите конкуренции запрещены соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести: а) к установлению или поддержанию определенных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; б) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; в) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)На ограничение конкуренции могут быть направлены и иные действия организаций, занимающих доминирующее положение на рынке, и других хозяйствующих субъектов. Организации, действующие в одном сегменте рынка, иногда стремятся согласовать друг с другом свою ценовую политику с тем, чтобы уравновесить свои позиции относительно потребителя: заключаются соглашения (так называемые "ценовые сговоры", "картельные соглашения"), в которых предусматриваются уровни цен на одни и те же виды товаров, сроки повышения цен, объемы товаров, выставляемых в коммерческий оборот, и т.п. Подобные соглашения приводят к нарушению конкурентного состояния рынка, ущемляют интересы потребителей, поэтому они недопустимы. Законом о защите конкуренции запрещены соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести: а) к установлению или поддержанию определенных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; б) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; в) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар.
Статья: Правовые аспекты информационно-технологической безопасности в декартелизации российской экономики
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)Цифровизация предоставляет возможности использования ценовых алгоритмов, обеспечивающих установление цены выше рыночной или выше цены, которая сложилась бы без осуществления ценового сговора участников торгов.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)Цифровизация предоставляет возможности использования ценовых алгоритмов, обеспечивающих установление цены выше рыночной или выше цены, которая сложилась бы без осуществления ценового сговора участников торгов.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере ценообразования на социально значимые товары
(Иванова О.Н.)
("Законность", 2024, N 8)Работа органов прокуратуры на этом направлении строится в соответствии с Указанием Генерального прокурора РФ от 11 марта 2022 г. N 140/20 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности". Прокурорам предписано принимать действенные меры к недопущению ценовых сговоров и иных злоупотреблений, в том числе связанных с завышением цен и тарифов, на продовольственном и других потребительских рынках.
(Иванова О.Н.)
("Законность", 2024, N 8)Работа органов прокуратуры на этом направлении строится в соответствии с Указанием Генерального прокурора РФ от 11 марта 2022 г. N 140/20 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности". Прокурорам предписано принимать действенные меры к недопущению ценовых сговоров и иных злоупотреблений, в том числе связанных с завышением цен и тарифов, на продовольственном и других потребительских рынках.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- репутационные (потери клиентов из-за негативного представления о качестве продукции, участия в ценовом сговоре и пр.) и др.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- репутационные (потери клиентов из-за негативного представления о качестве продукции, участия в ценовом сговоре и пр.) и др.