Безвозмездное оказание услуг между юридическими лицами
Подборка наиболее важных документов по запросу Безвозмездное оказание услуг между юридическими лицами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.11.2025 N 02АП-4918/2025, 02АП-5083/2025 по делу N А31-880/2024
Требование: Об отмене определения о частичном удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов.
Решение: Определение оставлено без изменения.Действующее законодательство не запрещает заключать гражданско-правовые сделки по представительству между аффилированными лицами, кроме того, само по себе заключение договора на оказание юридических услуг аффилированными лицами не свидетельствует об обязанности исполнителя безвозмездно оказывать услуги.
Требование: Об отмене определения о частичном удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов.
Решение: Определение оставлено без изменения.Действующее законодательство не запрещает заключать гражданско-правовые сделки по представительству между аффилированными лицами, кроме того, само по себе заключение договора на оказание юридических услуг аффилированными лицами не свидетельствует об обязанности исполнителя безвозмездно оказывать услуги.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2024 N 14АП-1046/2024 по делу N А13-15391/2022
Требование: Об отмене определения о взыскании судебных расходов.
Решение: Определение оставлено без изменения.Доводы, изложенные подателем жалобы, не могут быть приняты судом, поскольку ответчик, являясь самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности, вправе заключать гражданско-правовые сделки по представительству с лицом, также являющимся самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности. При этом действующее законодательство не запрещает заключать гражданско-правовые сделки по представительству между аффилированными лицами, кроме того, само по себе заключение договора на оказание юридических услуг аффилированными лицами не свидетельствует об обязанности исполнителя безвозмездно оказывать такие услуги, а также о том, что сделка является мнимой.
Требование: Об отмене определения о взыскании судебных расходов.
Решение: Определение оставлено без изменения.Доводы, изложенные подателем жалобы, не могут быть приняты судом, поскольку ответчик, являясь самостоятельным субъектом предпринимательской деятельности, вправе заключать гражданско-правовые сделки по представительству с лицом, также являющимся самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности. При этом действующее законодательство не запрещает заключать гражданско-правовые сделки по представительству между аффилированными лицами, кроме того, само по себе заключение договора на оказание юридических услуг аффилированными лицами не свидетельствует об обязанности исполнителя безвозмездно оказывать такие услуги, а также о том, что сделка является мнимой.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каких случаях можно заключить договор безвозмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)2. Могут ли юридические лица заключать между собой договор безвозмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)2. Могут ли юридические лица заключать между собой договор безвозмездного оказания услуг
Статья: О передаче охотничьего оружия физическому лицу в целях охоты
(Дмитриев О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В результате в окончательной редакции ст. 24.1 ФЗ "Об оружии" остались нормы о передаче охотничьего оружия и патронов к нему между гражданами безвозмездно и между юридическим лицом и гражданином на основе договора на оказание услуг в сфере охотничьего хозяйства в сильно урезанном виде (носить переданные в соответствии с настоящей статьей охотничье оружие и патроны к нему и использовать их в целях охоты, транспортировать такое оружие и патроны к нему к месту охоты и обратно только в присутствии собственника такого оружия либо уполномоченного представителя юридического лица).
(Дмитриев О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В результате в окончательной редакции ст. 24.1 ФЗ "Об оружии" остались нормы о передаче охотничьего оружия и патронов к нему между гражданами безвозмездно и между юридическим лицом и гражданином на основе договора на оказание услуг в сфере охотничьего хозяйства в сильно урезанном виде (носить переданные в соответствии с настоящей статьей охотничье оружие и патроны к нему и использовать их в целях охоты, транспортировать такое оружие и патроны к нему к месту охоты и обратно только в присутствии собственника такого оружия либо уполномоченного представителя юридического лица).
Статья: Цифровой рубль: дискуссия о правовой природе и перспективах внедрения
(Лаутс Е.Б.)
("Закон", 2024, N 9)Безусловно, внедрение цифрового рубля в перспективе может способствовать развитию конкуренции на банковском рынке. В любом случае конкурентные условия на платежном и банковском рынке с внедрением цифрового рубля изменятся. Усиление конкуренции на рынке банковских услуг ожидаемо за счет отмеченных выше свойств операций с цифровым рублем. Так, отсутствие привязки счета цифрового рубля к одной кредитной организации (доступ к цифровому рублю возможен через приложение любого банка) и, как следствие, отсутствие у клиента банка опасения, что такой банк может потерять финансовую устойчивость и обанкротиться, значительно увеличит и сделает для ряда клиентов привлекательным осуществление операций с цифровым рублем через мелкие и средние региональные банки. Однако можно отметить и факторы, которые могут негативно влиять на конкуренцию на банковском рынке, поскольку де-факто кредитные организации будут конкурировать с Банком России. Такие негативные для банков последствия могут быть связаны, подобно системе быстрых платежей, с тарифами на операции с цифровым рублем, которые предполагаются более привлекательными по сравнению с принятыми комиссиями за банковский эквайринг. Так, в настоящее время совет директоров Банка России установил тарифы для операций с цифровыми рублями, согласно которым платежи и переводы цифровых рублей для граждан предполагаются бесплатными, тариф для бизнеса за прием оплаты товаров и услуг цифровыми рублями составит 0,3% от суммы платежа (но не более 1,5 тыс. руб.). Тариф для компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, будет 0,2%, но не более 10 руб. Комиссия за переводы между юридическими лицами составит 15 руб. за операцию. Эти тарифы начнут действовать с 1 января 2025 года. До этого момента установлен льготный период, когда все операции с цифровыми рублями на платформе Банка России будут проводиться бесплатно <28>. Деформации конкуренции на банковском рынке будет способствовать и установление обязанности для торговых предприятий по приему и осуществлению операций с цифровым рублем как законным средством платежа.
(Лаутс Е.Б.)
("Закон", 2024, N 9)Безусловно, внедрение цифрового рубля в перспективе может способствовать развитию конкуренции на банковском рынке. В любом случае конкурентные условия на платежном и банковском рынке с внедрением цифрового рубля изменятся. Усиление конкуренции на рынке банковских услуг ожидаемо за счет отмеченных выше свойств операций с цифровым рублем. Так, отсутствие привязки счета цифрового рубля к одной кредитной организации (доступ к цифровому рублю возможен через приложение любого банка) и, как следствие, отсутствие у клиента банка опасения, что такой банк может потерять финансовую устойчивость и обанкротиться, значительно увеличит и сделает для ряда клиентов привлекательным осуществление операций с цифровым рублем через мелкие и средние региональные банки. Однако можно отметить и факторы, которые могут негативно влиять на конкуренцию на банковском рынке, поскольку де-факто кредитные организации будут конкурировать с Банком России. Такие негативные для банков последствия могут быть связаны, подобно системе быстрых платежей, с тарифами на операции с цифровым рублем, которые предполагаются более привлекательными по сравнению с принятыми комиссиями за банковский эквайринг. Так, в настоящее время совет директоров Банка России установил тарифы для операций с цифровыми рублями, согласно которым платежи и переводы цифровых рублей для граждан предполагаются бесплатными, тариф для бизнеса за прием оплаты товаров и услуг цифровыми рублями составит 0,3% от суммы платежа (но не более 1,5 тыс. руб.). Тариф для компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, будет 0,2%, но не более 10 руб. Комиссия за переводы между юридическими лицами составит 15 руб. за операцию. Эти тарифы начнут действовать с 1 января 2025 года. До этого момента установлен льготный период, когда все операции с цифровыми рублями на платформе Банка России будут проводиться бесплатно <28>. Деформации конкуренции на банковском рынке будет способствовать и установление обязанности для торговых предприятий по приему и осуществлению операций с цифровым рублем как законным средством платежа.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Специальный раздел Водного кодекса Кыргызстана посвящен договору поставки воды. Установлены заявительный порядок заключения таких договоров между водопользователями и поставщиками воды (ст. 33), а также их существенные условия. Государственное агентство водных ресурсов определяет порядок осуществления поставки воды и расчетов за оказанные услуги.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Специальный раздел Водного кодекса Кыргызстана посвящен договору поставки воды. Установлены заявительный порядок заключения таких договоров между водопользователями и поставщиками воды (ст. 33), а также их существенные условия. Государственное агентство водных ресурсов определяет порядок осуществления поставки воды и расчетов за оказанные услуги.
Статья: О нормативном содержании термина "субъект гражданского права третьей категории" в Китае
(Ха Шуцзюй, Ню Даньтун)
("Закон", 2022, N 9)Во втором случае термин используется параллельно с перечислением некоторых конкретных видов организаций. В нормативно-правовом тексте "другие организации" используются не параллельно с физическими и юридическими лицами как субъектами правоотношений, а одновременно с конкретными организациями, чтобы подчеркнуть, что "другие организации" не относятся к иным перечисляемым в определенном случае организациям. Например, ст. 61 Закона "О благотворительности" проводит различие между благотворительными и другими организациями: "Благотворительные услуги, упомянутые в этом Законе, относятся к добровольным безвозмездным услугам и другим некоммерческим услугам, оказываемым благотворительными организациями и другими организациями и отдельными лицами обществу или другим лицам в благотворительных целях". Понятие "другие организации" здесь применяется конкретно к организациям, не относящимся к благотворительным, чтобы различать их. В качестве другого примера можно рассмотреть п. 3 ст. 140 Закона "О безопасности пищевых продуктов", где понятия "другие организации", "социальные группы" и "отдельные лица" перечисляются в качестве самостоятельных субъектов и предусмотрено, что если они осуществляют ложную рекламу и причиняют кому-либо вред, то они несут солидарную ответственность с производителем и оператором. Под "другими организациями" здесь также следует понимать организации, не соответствующие категории юридического лица и общественных групп. Статья 2 Закона "Об архивах" предусматривает, что под "другими организациями" понимаются организации или группы, отличные от "архивов и органов, групп, предприятий и бюджетных учреждений". Можно видеть, что термин "другие организации" имеет разное содержание и значение в зависимости от контекста нормативного акта. Однако чаще всего это понятие используется в юридических текстах и понимается как организации, которые не соответствуют категории юридического лица.
(Ха Шуцзюй, Ню Даньтун)
("Закон", 2022, N 9)Во втором случае термин используется параллельно с перечислением некоторых конкретных видов организаций. В нормативно-правовом тексте "другие организации" используются не параллельно с физическими и юридическими лицами как субъектами правоотношений, а одновременно с конкретными организациями, чтобы подчеркнуть, что "другие организации" не относятся к иным перечисляемым в определенном случае организациям. Например, ст. 61 Закона "О благотворительности" проводит различие между благотворительными и другими организациями: "Благотворительные услуги, упомянутые в этом Законе, относятся к добровольным безвозмездным услугам и другим некоммерческим услугам, оказываемым благотворительными организациями и другими организациями и отдельными лицами обществу или другим лицам в благотворительных целях". Понятие "другие организации" здесь применяется конкретно к организациям, не относящимся к благотворительным, чтобы различать их. В качестве другого примера можно рассмотреть п. 3 ст. 140 Закона "О безопасности пищевых продуктов", где понятия "другие организации", "социальные группы" и "отдельные лица" перечисляются в качестве самостоятельных субъектов и предусмотрено, что если они осуществляют ложную рекламу и причиняют кому-либо вред, то они несут солидарную ответственность с производителем и оператором. Под "другими организациями" здесь также следует понимать организации, не соответствующие категории юридического лица и общественных групп. Статья 2 Закона "Об архивах" предусматривает, что под "другими организациями" понимаются организации или группы, отличные от "архивов и органов, групп, предприятий и бюджетных учреждений". Можно видеть, что термин "другие организации" имеет разное содержание и значение в зависимости от контекста нормативного акта. Однако чаще всего это понятие используется в юридических текстах и понимается как организации, которые не соответствуют категории юридического лица.
Статья: КС РФ о правомерности предоставления МУП субсидий органами местного самоуправления
(Петрова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)Бюджетный кодекс не предусматривает каких-либо специальных форм расходования бюджетных средств, связанных с текущим финансированием содержания и ремонта закрепленного за УП находящегося в публичной собственности имущества. Между тем в качестве одной из форм расходования бюджетных средств БК РФ устанавливает возможность предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
(Петрова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)Бюджетный кодекс не предусматривает каких-либо специальных форм расходования бюджетных средств, связанных с текущим финансированием содержания и ремонта закрепленного за УП находящегося в публичной собственности имущества. Между тем в качестве одной из форм расходования бюджетных средств БК РФ устанавливает возможность предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Информация: Утверждены тарифы по операциям с цифровыми рублями
("Официальный сайт Банка России", 2023)Тариф для бизнеса за прием оплаты товаров и услуг цифровыми рублями составит 0,3% от суммы платежа (но не более 1,5 тыс. рублей). При этом тариф для компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, будет 0,2%, но не более 10 рублей. Комиссия за переводы между юридическими лицами составит 15 рублей за операцию. Эти тарифы начнут действовать с 1 января 2025 года. До этого момента установлен льготный период, когда все операции с цифровыми рублями на платформе Банка России будут проводиться бесплатно.
("Официальный сайт Банка России", 2023)Тариф для бизнеса за прием оплаты товаров и услуг цифровыми рублями составит 0,3% от суммы платежа (но не более 1,5 тыс. рублей). При этом тариф для компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, будет 0,2%, но не более 10 рублей. Комиссия за переводы между юридическими лицами составит 15 рублей за операцию. Эти тарифы начнут действовать с 1 января 2025 года. До этого момента установлен льготный период, когда все операции с цифровыми рублями на платформе Банка России будут проводиться бесплатно.
Вопрос: Возможно ли заключение договора дарения между коммерческой и некоммерческой организациями?
(Консультация эксперта, 2025)Как оформить и учесть безвозмездную передачу основного средства бюджетному учреждению?
(Консультация эксперта, 2025)Как оформить и учесть безвозмездную передачу основного средства бюджетному учреждению?
Вопрос: Как оформить использование служебного автомобиля в личных целях работника?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Сторонами договора будут являться участники безвозмездной сделки.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Сторонами договора будут являться участники безвозмездной сделки.
"Договоры об оказании информационных услуг: монография"
(Дорохова Н.А.)
("Проспект", 2022)Другие полагают, что для регулирования фактических услуг, оказываемых безвозмездно, наряду с положениями главы 32 ГК РФ могут при необходимости применяться по аналогии и правила Гражданского кодекса РФ о соответствующих возмездных договорах. Оказание безвозмездных услуг возможно, когда субъектами по договору являются граждане (коммерческие организации не могут в силу ст. 575 ГК РФ). Основания оказания услуг профессиональными услугодателями на безвозмездной основе могут быть установлены только законом. В подобных случаях могут применяться по аналогии нормы главы 39 ГК РФ <1>. В отношении данной позиции у нас имеется следующее замечание. В случае применения норм о договоре дарения к договору безвозмездного оказания услуг должны применяться в т.ч. и ограничения по субъектному составу (ст. 575, 576 ГК РФ), между тем в определенных случаях такие ограничения в отношении юридических лиц представляются неоправданными, например, в случае безвозмездного оказания информационных услуг лицами, осуществляющими информационное и/или справочное (в т.ч. справочно-правовое) обслуживание.
(Дорохова Н.А.)
("Проспект", 2022)Другие полагают, что для регулирования фактических услуг, оказываемых безвозмездно, наряду с положениями главы 32 ГК РФ могут при необходимости применяться по аналогии и правила Гражданского кодекса РФ о соответствующих возмездных договорах. Оказание безвозмездных услуг возможно, когда субъектами по договору являются граждане (коммерческие организации не могут в силу ст. 575 ГК РФ). Основания оказания услуг профессиональными услугодателями на безвозмездной основе могут быть установлены только законом. В подобных случаях могут применяться по аналогии нормы главы 39 ГК РФ <1>. В отношении данной позиции у нас имеется следующее замечание. В случае применения норм о договоре дарения к договору безвозмездного оказания услуг должны применяться в т.ч. и ограничения по субъектному составу (ст. 575, 576 ГК РФ), между тем в определенных случаях такие ограничения в отношении юридических лиц представляются неоправданными, например, в случае безвозмездного оказания информационных услуг лицами, осуществляющими информационное и/или справочное (в т.ч. справочно-правовое) обслуживание.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2018 г. N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Кроме того, ст. 24 Закона о рыболовстве (в редакции, действовавшей до 01.01.2020) устанавливались правила и порядок организации осуществления любительского рыболовства, так называемых "платных рыбалок". Такая форма рыболовства относилась к предпринимательской деятельности, для осуществления которой требовалось наличие договора пользования рыболовным участком и разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов. Граждане имели возможность добывать (вылавливать) водные биоресурсы на рыболовных участках, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства, при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства). При этом стоит отметить, что за гражданами сохранялось право на бесплатный и свободный любительский лов на водных объектах общего пользования.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Кроме того, ст. 24 Закона о рыболовстве (в редакции, действовавшей до 01.01.2020) устанавливались правила и порядок организации осуществления любительского рыболовства, так называемых "платных рыбалок". Такая форма рыболовства относилась к предпринимательской деятельности, для осуществления которой требовалось наличие договора пользования рыболовным участком и разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов. Граждане имели возможность добывать (вылавливать) водные биоресурсы на рыболовных участках, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства, при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства). При этом стоит отметить, что за гражданами сохранялось право на бесплатный и свободный любительский лов на водных объектах общего пользования.
Статья: Таможенная пошлина: коллизия норм права
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)Во-вторых, таможенные пошлины являются антиподом категориям частного права (jus privatum), которое регулирует отношения (имущественные и неимущественные) "горизонтального" типа, возникающие между физическими и юридическими лицами и построенные на таких принципах, как: правовое равенство, диспозитивность и платность на основе сделок купли-продажи.
(Мокров Г.Г.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)Во-вторых, таможенные пошлины являются антиподом категориям частного права (jus privatum), которое регулирует отношения (имущественные и неимущественные) "горизонтального" типа, возникающие между физическими и юридическими лицами и построенные на таких принципах, как: правовое равенство, диспозитивность и платность на основе сделок купли-продажи.