Безотлагательное рассмотрение представления прокурора
Подборка наиболее важных документов по запросу Безотлагательное рассмотрение представления прокурора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Требование прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)"...Придя к выводу, что общество нарушило основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии... которое выразилось в необоснованном начислении ООО... платы за электрическую энергию... прокуратура вынесла в адрес общества представление... в котором потребовала... его безотлагательного рассмотрения с участием прокурора района или его заместителя и принятия в течение месяца конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Придя к выводу, что общество нарушило основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии... которое выразилось в необоснованном начислении ООО... платы за электрическую энергию... прокуратура вынесла в адрес общества представление... в котором потребовала... его безотлагательного рассмотрения с участием прокурора района или его заместителя и принятия в течение месяца конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 28.02.2023 N 16-137/2023 (УИД 61RS0033-01-2021-003806-37)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение требований прокурора, следователя, дознавателя.
Решение: Удовлетворено.Само по себе рассмотрение 8 декабря 2021 года протеста прокурора Зерноградского района не свидетельствует о выполнении председателем Собрания депутатов - главы Зерноградского городского поселения А. требований о безотлагательном рассмотрении представления прокурора на ближайшем заседании Собрания депутатов городского поселения - 30 ноября 2021 года - с участием прокурора и с его уведомлением.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение требований прокурора, следователя, дознавателя.
Решение: Удовлетворено.Само по себе рассмотрение 8 декабря 2021 года протеста прокурора Зерноградского района не свидетельствует о выполнении председателем Собрания депутатов - главы Зерноградского городского поселения А. требований о безотлагательном рассмотрении представления прокурора на ближайшем заседании Собрания депутатов городского поселения - 30 ноября 2021 года - с участием прокурора и с его уведомлением.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Представление прокурора
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под представлением прокурора понимается подлежащий безотлагательному рассмотрению акт реагирования прокурора на нарушения закона, вносимый в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Меры по устранению соответствующих нарушений, их причин и условий, им способствующих, необходимо принять в течение месяца со дня внесения представления, а о результатах этих мер сообщить прокурору в письменной форме (п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под представлением прокурора понимается подлежащий безотлагательному рассмотрению акт реагирования прокурора на нарушения закона, вносимый в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Меры по устранению соответствующих нарушений, их причин и условий, им способствующих, необходимо принять в течение месяца со дня внесения представления, а о результатах этих мер сообщить прокурору в письменной форме (п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре).
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Реестр акционеров общества.
Предусмотрено ли законом аннулирование записи в реестре акционеров по представлению прокуратуры
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление прокурора об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению и направляется в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. В абз. 2 указанной нормы установлено, что в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Предусмотрено ли законом аннулирование записи в реестре акционеров по представлению прокуратуры
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление прокурора об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению и направляется в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. В абз. 2 указанной нормы установлено, что в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009)
(Извлечение)Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 21, пунктом 3 статьи 22, статьями 24, 28 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009)
(Извлечение)Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 21, пунктом 3 статьи 22, статьями 24, 28 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Готовое решение: Что нужно знать заказчикам и участникам о прокурорском надзоре в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы получили представление прокурора или его заместителя об устранении нарушений, рассмотрите его безотлагательно. В течение месяца со дня внесения представления примите конкретные меры по устранению не только допущенных нарушений, но и причин и условий, им способствующих. Обязательно направьте в адрес прокурора информацию о принятых мерах. Сделать это нужно в письменной форме (п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы получили представление прокурора или его заместителя об устранении нарушений, рассмотрите его безотлагательно. В течение месяца со дня внесения представления примите конкретные меры по устранению не только допущенных нарушений, но и причин и условий, им способствующих. Обязательно направьте в адрес прокурора информацию о принятых мерах. Сделать это нужно в письменной форме (п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре).
Статья: Основные направления прокурорского надзора за исполнением законов о частичной мобилизации
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2023, N 5)Не согласившись с представлением прокурора, призывная комиссия обратилась в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Мурманской области о признании незаконным представления. В удовлетворении требований призывной комиссии судом было отказано, поскольку представление прокурора полностью соответствовало п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре. В частности, в представлении прокурора было указано на необходимость безотлагательно рассмотреть представление с участием представителей Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, принять меры к устранению допущенных нарушений федерального законодательства и недопущению подобных нарушений впредь, а также до рассмотрения представления не допустить призыв и отправку для прохождения военной службы в воинские части (на сборные пункты Военного комиссариата Мурманской области) работников оборонного предприятия.
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2023, N 5)Не согласившись с представлением прокурора, призывная комиссия обратилась в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Мурманской области о признании незаконным представления. В удовлетворении требований призывной комиссии судом было отказано, поскольку представление прокурора полностью соответствовало п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре. В частности, в представлении прокурора было указано на необходимость безотлагательно рассмотреть представление с участием представителей Мурманской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, принять меры к устранению допущенных нарушений федерального законодательства и недопущению подобных нарушений впредь, а также до рассмотрения представления не допустить призыв и отправку для прохождения военной службы в воинские части (на сборные пункты Военного комиссариата Мурманской области) работников оборонного предприятия.
Статья: Конфликт интересов на должности председателя КСП
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п. 1 ст. 24 Закона).
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п. 1 ст. 24 Закона).
Готовое решение: Какая ответственность установлена за неисполнение представления прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)Существует и иная позиция, согласно которой представление прокурора не может быть исполнено принудительно и не затрагивает интересы его адресата в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Если адресат не согласен с ним, требование прокурора реализуется путем специальных процедур: прокурор может вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении либо обратиться в суд (Постановления Президиума ВАС РФ от 21.10.2008 N 9455/08 по делу N А56-44956/2006, от 29.05.2007 N 1865/07 по делу N А73-4482/2006-63, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.03.2018 N Ф08-11150/2017 по делу N А15-2878/2017).
(КонсультантПлюс, 2025)Существует и иная позиция, согласно которой представление прокурора не может быть исполнено принудительно и не затрагивает интересы его адресата в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Если адресат не согласен с ним, требование прокурора реализуется путем специальных процедур: прокурор может вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении либо обратиться в суд (Постановления Президиума ВАС РФ от 21.10.2008 N 9455/08 по делу N А56-44956/2006, от 29.05.2007 N 1865/07 по делу N А73-4482/2006-63, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.03.2018 N Ф08-11150/2017 по делу N А15-2878/2017).
Готовое решение: Что делать организации, если она получила представление прокурора об устранении нарушений закона
(КонсультантПлюс, 2025)Рассмотреть представление прокурора нужно безотлагательно (п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре).
(КонсультантПлюс, 2025)Рассмотреть представление прокурора нужно безотлагательно (п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)По результатам проведенной проверки прокурор вправе внести представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и оно подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)По результатам проведенной проверки прокурор вправе внести представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и оно подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Представление прокурора об устранении нарушений законодательных и иных нормативных актов вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Представление прокурора об устранении нарушений законодательных и иных нормативных актов вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)При осуществлении деятельности по прокурорскому надзору нужно исходить из того, что прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлении. Поступающие в органы прокуратуры сообщения о преступлении по средствам различных видов связи необходимо незамедлительно фиксировать в КУСП, а сами сообщения безотлагательно передавать в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. 144, 151 УПК РФ <3>.
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)При осуществлении деятельности по прокурорскому надзору нужно исходить из того, что прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлении. Поступающие в органы прокуратуры сообщения о преступлении по средствам различных видов связи необходимо незамедлительно фиксировать в КУСП, а сами сообщения безотлагательно передавать в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. 144, 151 УПК РФ <3>.
Статья: Прокурор: полномочия, основания и порядок деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- подлежит безотлагательному рассмотрению;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- подлежит безотлагательному рассмотрению;
Статья: Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами проверочных инстанций
(Литвинова Т.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)Заслуживает внимания точка зрения о том, что "представление по смыслу законодательства о прокуратуре - это не форма обращения в суд в целях пересмотра судебного акта, а требование об устранении нарушений закона, которое к тому же подлежит безотлагательному рассмотрению (а уже в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме), тогда как представление, подаваемое в суд кассационной или надзорной инстанции, подлежит рассмотрению в порядке и сроки, которые установлены арбитражным процессуальным законодательством. <...> То есть опять роль представления не выражена явно как форма обращения в суд, а скорее подчеркивается его роль в устранении нарушений прав и законных интересов по результатам рассмотрения" <39>.
(Литвинова Т.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 7)Заслуживает внимания точка зрения о том, что "представление по смыслу законодательства о прокуратуре - это не форма обращения в суд в целях пересмотра судебного акта, а требование об устранении нарушений закона, которое к тому же подлежит безотлагательному рассмотрению (а уже в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме), тогда как представление, подаваемое в суд кассационной или надзорной инстанции, подлежит рассмотрению в порядке и сроки, которые установлены арбитражным процессуальным законодательством. <...> То есть опять роль представления не выражена явно как форма обращения в суд, а скорее подчеркивается его роль в устранении нарушений прав и законных интересов по результатам рассмотрения" <39>.