Аренда объекта культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Аренда объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда зданий и сооружений (в т.ч. объектов культурного наследия)
(КонсультантПлюс, 2025)3. Аренда объекта культурного наследия
(КонсультантПлюс, 2025)3. Аренда объекта культурного наследия
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда
(КонсультантПлюс, 2025)Аренда зданий и сооружений (в т.ч. объектов культурного наследия)
(КонсультантПлюс, 2025)Аренда зданий и сооружений (в т.ч. объектов культурного наследия)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли ресурсоснабжающие организации взыскать плату за коммунальные услуги с арендатора или ссудополучателя здания, нежилого помещения, если в нарушение условия договора аренды или ссуды с ними не заключены соответствующие договоры
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судами и следует из материалов дела, между учреждением "АУИПИК" (арендодатель) и обществом "ИнвестСтрой-ВПК" (арендатор) заключен договор аренды объекта культурного наследия от 16.07.2008 N 07-1/08-04, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование здание, являющееся объектом культурного наследия федерального значения, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Косарева, д. 1а, литера А (п. 1.1).
Вправе ли ресурсоснабжающие организации взыскать плату за коммунальные услуги с арендатора или ссудополучателя здания, нежилого помещения, если в нарушение условия договора аренды или ссуды с ними не заключены соответствующие договоры
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судами и следует из материалов дела, между учреждением "АУИПИК" (арендодатель) и обществом "ИнвестСтрой-ВПК" (арендатор) заключен договор аренды объекта культурного наследия от 16.07.2008 N 07-1/08-04, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование здание, являющееся объектом культурного наследия федерального значения, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул. Косарева, д. 1а, литера А (п. 1.1).
Статья: Понятие, условия и порядок заключения договора аренды объектов культурного наследия
(Сбитнев В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)"Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11
(Сбитнев В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)"Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11
Нормативные акты
Статья: Споры о последствиях несогласования существенных условий о требованиях в отношении объектов культурного наследия
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Приведенные положения были включены в текст Закона об ОКН в 2014 году и вступили в силу в январе 2015 года <2>. Данные положения стали частью большого массива новелл, направленных на совершенствование правовых механизмов охраны объектов культурного наследия и превенцию нарушений в этой сфере. Так, был существенно изменен подход законодателя к требованиям в отношении соответствующих объектов в целом и к требованиям, содержащимся в охранных обязательствах, в частности. Закон об ОКН в редакции до 2015 года содержал норму, согласно которой при государственной регистрации права собственности собственник принимал на себя указанные в охранном обязательстве обязанности по сохранению объекта культурного наследия (статья 48), а также норму, которая предусматривала, что обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия (статья 55). Системно толкуя указанные положения старой редакции Закона об ОКН, судебная практика квалифицировала охранные обязательства как гражданско-правовые договоры, обязательные для заключения. Поскольку охранное обязательство признавалось гражданско-правовой сделкой, в случае изменения собственника или пользователя объекта культурного наследия условия охранного обязательства на нового правообладателя автоматически не распространялись. По этой причине органы охраны вынуждены были постоянно понуждать правообладателей к заключению охранных обязательств в судебном порядке.
(Александрова М.А., Скудицкая М.В.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Приведенные положения были включены в текст Закона об ОКН в 2014 году и вступили в силу в январе 2015 года <2>. Данные положения стали частью большого массива новелл, направленных на совершенствование правовых механизмов охраны объектов культурного наследия и превенцию нарушений в этой сфере. Так, был существенно изменен подход законодателя к требованиям в отношении соответствующих объектов в целом и к требованиям, содержащимся в охранных обязательствах, в частности. Закон об ОКН в редакции до 2015 года содержал норму, согласно которой при государственной регистрации права собственности собственник принимал на себя указанные в охранном обязательстве обязанности по сохранению объекта культурного наследия (статья 48), а также норму, которая предусматривала, что обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия (статья 55). Системно толкуя указанные положения старой редакции Закона об ОКН, судебная практика квалифицировала охранные обязательства как гражданско-правовые договоры, обязательные для заключения. Поскольку охранное обязательство признавалось гражданско-правовой сделкой, в случае изменения собственника или пользователя объекта культурного наследия условия охранного обязательства на нового правообладателя автоматически не распространялись. По этой причине органы охраны вынуждены были постоянно понуждать правообладателей к заключению охранных обязательств в судебном порядке.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 08.12.2022 N 03-05-05-01/120262 <О налоге на имущество организаций в отношении капитальных вложений в виде неотделимых улучшений в арендованный объект недвижимости, не возмещенных арендодателем и учтенных у арендатора в качестве ОС>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 3)Наглядный пример содержится в Письме финансового ведомства от 27.12.2018 N 03-05-05-01/95477. Допустим, что арендованная недвижимость признана объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов РФ федерального значения. В таком случае неотделимые улучшения в этот объект, учтенные арендатором на балансе в качестве основных средств, не облагают налогом на имущество на основании пп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 3)Наглядный пример содержится в Письме финансового ведомства от 27.12.2018 N 03-05-05-01/95477. Допустим, что арендованная недвижимость признана объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов РФ федерального значения. В таком случае неотделимые улучшения в этот объект, учтенные арендатором на балансе в качестве основных средств, не облагают налогом на имущество на основании пп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ.
Статья: Источники правового регулирования отношений, возникающих из договора аренды объектов культурного наследия
(Сбитнев В.С.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2)"Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2
(Сбитнев В.С.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2)"Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по отдельным экономическим спорам (судебная практика)
(Бабкин А.И.)
("Администратор суда", 2023, N 2)Компенсация арендатору стоимости ремонтно-реставрационных
(Бабкин А.И.)
("Администратор суда", 2023, N 2)Компенсация арендатору стоимости ремонтно-реставрационных
Статья: О некоторых нюансах судебных споров с участием административных органов о понуждении собственников (владельцев) объектов культурного наследия к соблюдению охранных обязательств
(Прокошева Е.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 5)<2> См.: Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс"; Сбитнев В.С. Правовая природа охранного обязательства как существенного условия договора аренды объектов культурного наследия // Хозяйство и право. 2024. N 14.
(Прокошева Е.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 5)<2> См.: Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс"; Сбитнев В.С. Правовая природа охранного обязательства как существенного условия договора аренды объектов культурного наследия // Хозяйство и право. 2024. N 14.
Статья: О некоторых проблемах заключения договора аренды федерального недвижимого имущества
(Максуров А.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Прежде всего имеет место необходимость ориентации публичного собственника на достижение неких возможных общеполезных целей: федеральная недвижимость передается в аренду тогда, когда нет очевидной необходимости ее использования для государственных нужд и одновременно ее использование иными лицами способствует экономическому развитию и в ряде случаев непосредственно решает общественно полезные цели (как, например, сдача в аренду имущества, являющегося объектом культурного наследия и подлежащего реставрации за счет арендатора, сдача имущества в аренду в целях развития территории, способствования активизации предпринимательской деятельности и проч.). Такого рода общеполезные цели могут присутствовать или отсутствовать у частного собственника; их наличие или отсутствие само по себе факультативно и никак не обусловливает ту или иную возможность волеизъявления на заключение договора аренды в силу закона.
(Максуров А.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)Прежде всего имеет место необходимость ориентации публичного собственника на достижение неких возможных общеполезных целей: федеральная недвижимость передается в аренду тогда, когда нет очевидной необходимости ее использования для государственных нужд и одновременно ее использование иными лицами способствует экономическому развитию и в ряде случаев непосредственно решает общественно полезные цели (как, например, сдача в аренду имущества, являющегося объектом культурного наследия и подлежащего реставрации за счет арендатора, сдача имущества в аренду в целях развития территории, способствования активизации предпринимательской деятельности и проч.). Такого рода общеполезные цели могут присутствовать или отсутствовать у частного собственника; их наличие или отсутствие само по себе факультативно и никак не обусловливает ту или иную возможность волеизъявления на заключение договора аренды в силу закона.
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Особенности расторжения договора аренды объекта культурного
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Особенности расторжения договора аренды объекта культурного