Анкета военнослужащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Анкета военнослужащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о совершенствовании мер профилактики совершения военнослужащими Российской Федерации преступлений, предусмотренных статьями 337, 338 УК РФ
(Беркович О.Е., Матрешина Е.Б., Денисов Л.В.)
("Российский следователь", 2025, N 8)В ходе изучения данной проблемы нам представилась возможность провести опрос путем анкетирования 53 военнослужащих мужского пола, проходивших и проходящих службу в зоне СВО. Были опрошены бойцы рядового, сержантского и офицерского состава, а также добровольцы - в возрасте от 19 до 35 лет со стажем службы от полугода до пяти лет. Из общего числа опрошенных 19 - военнослужащие по контракту, 34 - добровольцы. Поскольку обработка результатов опроса показала незначительные различия субъективного восприятия фактов оставления воинской части или дезертирства военнослужащих в зависимости от их возраста и срока прохождения службы, считаем уместным в настоящей статье опустить детальное описание указанной градации. Ведущим методом в обработке результатов выступил контент-анализ. В ходе исследования испытуемым предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся социально-психологической профилактики и превенции самовольного оставления воинской части и дезертирства и мер их предотвращения.
(Беркович О.Е., Матрешина Е.Б., Денисов Л.В.)
("Российский следователь", 2025, N 8)В ходе изучения данной проблемы нам представилась возможность провести опрос путем анкетирования 53 военнослужащих мужского пола, проходивших и проходящих службу в зоне СВО. Были опрошены бойцы рядового, сержантского и офицерского состава, а также добровольцы - в возрасте от 19 до 35 лет со стажем службы от полугода до пяти лет. Из общего числа опрошенных 19 - военнослужащие по контракту, 34 - добровольцы. Поскольку обработка результатов опроса показала незначительные различия субъективного восприятия фактов оставления воинской части или дезертирства военнослужащих в зависимости от их возраста и срока прохождения службы, считаем уместным в настоящей статье опустить детальное описание указанной градации. Ведущим методом в обработке результатов выступил контент-анализ. В ходе исследования испытуемым предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся социально-психологической профилактики и превенции самовольного оставления воинской части и дезертирства и мер их предотвращения.
Статья: О взыскании с военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, денежных средств в качестве неосновательного обогащения: примеры судебных решений
(Баранников М.М., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 11)Из материалов гражданского дела следует, что вследствие неправильного документального оформления данных первичного учета состоялось перечисление К. при отсутствии каких-либо правовых оснований единовременной выплаты, право на получение которой в действительности возникло согласно подп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей" от 5 марта 2022 г. N 98 у другого военнослужащего с анкетными данными, почти тождественными данным ответчика.
(Баранников М.М., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 11)Из материалов гражданского дела следует, что вследствие неправильного документального оформления данных первичного учета состоялось перечисление К. при отсутствии каких-либо правовых оснований единовременной выплаты, право на получение которой в действительности возникло согласно подп. "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей" от 5 марта 2022 г. N 98 у другого военнослужащего с анкетными данными, почти тождественными данным ответчика.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)7. Граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д.1", "д.2", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в", "г" (в связи с наличием у военнослужащего статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличием у военнослужащего непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращением в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений, уклонением военнослужащего от проверочных мероприятий и (или) сообщением им заведомо ложных анкетных данных, однократным нарушением военнослужащим взятых на себя предусмотренных контрактом о прохождении военной службы обязательств, связанных с защитой государственной тайны, либо выявлением в результате проверочных мероприятий действий военнослужащего, создающих угрозу безопасности Российской Федерации), "д", "е.1", "е.2", "к" и "л" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)7. Граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "д.1", "д.2", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в", "г" (в связи с наличием у военнослужащего статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличием у военнослужащего непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращением в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений, уклонением военнослужащего от проверочных мероприятий и (или) сообщением им заведомо ложных анкетных данных, однократным нарушением военнослужащим взятых на себя предусмотренных контрактом о прохождении военной службы обязательств, связанных с защитой государственной тайны, либо выявлением в результате проверочных мероприятий действий военнослужащего, создающих угрозу безопасности Российской Федерации), "д", "е.1", "е.2", "к" и "л" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8
(ред. от 28.10.2025)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"При этом судам следует учитывать, что, если увольнение с военной службы производится по основанию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в связи с отказом в допуске к государственной тайне или прекращением указанного допуска, право выбора иного основания для увольнения с военной службы не предоставляется, при условии что отказ в допуске или прекращение допуска к государственной тайне связаны со следующими обстоятельствами: с наличием у военнослужащего статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении; наличием у военнослужащего непогашенной или неснятой судимости за данные преступления; прекращением в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений; уклонением военнослужащего от проверочных мероприятий и (или) сообщением им заведомо ложных анкетных данных; нарушением военнослужащим требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне; включением военнослужащего в реестр иностранных агентов либо выявлением в результате проверочных мероприятий действий военнослужащего, создающих угрозу безопасности Российской Федерации; вынесением Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) ее территориальным органом заключения о нецелесообразности допуска военнослужащего к государственной тайне.
(ред. от 28.10.2025)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"При этом судам следует учитывать, что, если увольнение с военной службы производится по основанию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в связи с отказом в допуске к государственной тайне или прекращением указанного допуска, право выбора иного основания для увольнения с военной службы не предоставляется, при условии что отказ в допуске или прекращение допуска к государственной тайне связаны со следующими обстоятельствами: с наличием у военнослужащего статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении; наличием у военнослужащего непогашенной или неснятой судимости за данные преступления; прекращением в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений; уклонением военнослужащего от проверочных мероприятий и (или) сообщением им заведомо ложных анкетных данных; нарушением военнослужащим требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне; включением военнослужащего в реестр иностранных агентов либо выявлением в результате проверочных мероприятий действий военнослужащего, создающих угрозу безопасности Российской Федерации; вынесением Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) ее территориальным органом заключения о нецелесообразности допуска военнослужащего к государственной тайне.
Статья: Уголовно-правовая оценка выезда военнослужащих за пределы Российской Федерации
(Артеменко Н.В., Разогреева А.М., Шимбарева Н.Г.)
("Уголовное право", 2020, N 6)Принятое Пленумом Верховного Суда РФ 9 июля 2020 г. Постановление N 18 "О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией" разрешило ряд спорных вопросов, длительное время бывших "камнем преткновения" для правоприменения и вызывавших дискуссии в научной среде. Вместе с тем за пределами разъяснений, данных Пленумом, остался вопрос об уголовно-правовой оценке пересечения Государственной границы РФ военнослужащими без надлежащего разрешения. Речь идет о выезде за пределы РФ с предъявлением общегражданского заграничного паспорта (далее ОЗП), оформленного через МВД (ФМС) на основании недостоверных анкетных данных (при обращении для получения паспорта субъект умалчивает о факте своего нахождения на военной службе, указывая в анкете статус "временно не работаю"). Цель нашего исследования состоит в обосновании уголовно-правовой оценки этих действий с учетом систематического толкования положений УК РФ, имеющих сложное бланкетное содержание.
(Артеменко Н.В., Разогреева А.М., Шимбарева Н.Г.)
("Уголовное право", 2020, N 6)Принятое Пленумом Верховного Суда РФ 9 июля 2020 г. Постановление N 18 "О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией" разрешило ряд спорных вопросов, длительное время бывших "камнем преткновения" для правоприменения и вызывавших дискуссии в научной среде. Вместе с тем за пределами разъяснений, данных Пленумом, остался вопрос об уголовно-правовой оценке пересечения Государственной границы РФ военнослужащими без надлежащего разрешения. Речь идет о выезде за пределы РФ с предъявлением общегражданского заграничного паспорта (далее ОЗП), оформленного через МВД (ФМС) на основании недостоверных анкетных данных (при обращении для получения паспорта субъект умалчивает о факте своего нахождения на военной службе, указывая в анкете статус "временно не работаю"). Цель нашего исследования состоит в обосновании уголовно-правовой оценки этих действий с учетом систематического толкования положений УК РФ, имеющих сложное бланкетное содержание.
Вопрос: Как можно узнать боевой путь родственника - участника Великой Отечественной войны?
("Официальный сайт Минобороны России", 2021)Ответ: Сообщаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона РФ N 125-ФЗ от 22 октября 2004 г. "Об архивном деле в Российской Федерации" архив исполняет справки социально-правового характера, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций, определенных законодательством и международными обязательствами Российской Федерации, в связи с чем письма и запросы, не относящиеся к социально-правовым, Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации не исполняет. Биографические запросы, по которым устанавливаются сведения, необходимые для изучения жизни конкретного лица, уточняются факты его биографии для пополнения экспозиции музеев, домашних архивов и книг памяти, являются разновидностью тематических и военными архивами не исполняются. Для сведения: на основе подлинных документов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации на сайте Министерства обороны РФ (www.mil.ru) созданы общедоступные банки данных: "Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." (www.podvignaroda.ru), в котором представлены документы о наградах военнослужащих, с приложением копий наградных листов, а также документов о ходе и итогах основных боевых операций Советской Армии; "Мемориал" (www.obd-memorial.ru), в котором находится информация о безвозвратных потерях военнослужащих Советской Армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Кроме того, на странице Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации сайта Министерства обороны РФ (www.mil.ru) Вы можете заполнить формализованные анкеты-запросы по поиску интересующей вас информации.
("Официальный сайт Минобороны России", 2021)Ответ: Сообщаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона РФ N 125-ФЗ от 22 октября 2004 г. "Об архивном деле в Российской Федерации" архив исполняет справки социально-правового характера, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций, определенных законодательством и международными обязательствами Российской Федерации, в связи с чем письма и запросы, не относящиеся к социально-правовым, Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации не исполняет. Биографические запросы, по которым устанавливаются сведения, необходимые для изучения жизни конкретного лица, уточняются факты его биографии для пополнения экспозиции музеев, домашних архивов и книг памяти, являются разновидностью тематических и военными архивами не исполняются. Для сведения: на основе подлинных документов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации на сайте Министерства обороны РФ (www.mil.ru) созданы общедоступные банки данных: "Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." (www.podvignaroda.ru), в котором представлены документы о наградах военнослужащих, с приложением копий наградных листов, а также документов о ходе и итогах основных боевых операций Советской Армии; "Мемориал" (www.obd-memorial.ru), в котором находится информация о безвозвратных потерях военнослужащих Советской Армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Кроме того, на странице Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации сайта Министерства обороны РФ (www.mil.ru) Вы можете заполнить формализованные анкеты-запросы по поиску интересующей вас информации.
Вопрос: Каким образом можно получить подтверждение прохождения военной службы и участия в Великой Отечественной войне моего мужа для дальнейшего получения статуса вдовы участника Великой Отечественной войны?
("Официальный сайт Минобороны России", 2021)Ответ: Для наведения справки о службе Петрова Петра Петровича необходимо указать полное действительное или условное (номер полевой почты) наименование части, в которой он проходил службу, период службы (прибытие, убытие) в пределах месяца и года, воинское звание, занимаемую должность, в связи с тем что персональный учет военнослужащих рядового и сержантского состава в Советской Армии велся непосредственно в воинских частях. Рекомендуем обратиться в военкомат по месту жительства, где будет составлен запрос в адрес Центрального архива Министерства обороны РФ установленным порядком с указанием полных поисковых данных. Кроме того, на странице Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации сайта Министерства обороны РФ (www.mil.ru) вы можете заполнить формализованные анкеты-запросы по поиску интересующей вас информации.
("Официальный сайт Минобороны России", 2021)Ответ: Для наведения справки о службе Петрова Петра Петровича необходимо указать полное действительное или условное (номер полевой почты) наименование части, в которой он проходил службу, период службы (прибытие, убытие) в пределах месяца и года, воинское звание, занимаемую должность, в связи с тем что персональный учет военнослужащих рядового и сержантского состава в Советской Армии велся непосредственно в воинских частях. Рекомендуем обратиться в военкомат по месту жительства, где будет составлен запрос в адрес Центрального архива Министерства обороны РФ установленным порядком с указанием полных поисковых данных. Кроме того, на странице Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации сайта Министерства обороны РФ (www.mil.ru) вы можете заполнить формализованные анкеты-запросы по поиску интересующей вас информации.
Готовое решение: Какие документы при приеме на работу затребовать у соискателя
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, автобиография представляется при поступлении на военную службу. Так, в пп. "б" п. 3 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237) установлено, что гражданин, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, представляет собственноручно написанную автобиографию.
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, автобиография представляется при поступлении на военную службу. Так, в пп. "б" п. 3 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237) установлено, что гражданин, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, представляет собственноручно написанную автобиографию.