Амортизация это
Подборка наиболее важных документов по запросу Амортизация это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Что такое амортизируемое имущество
(Издательство "Главная книга", 2026)Амортизация - способ учета затрат на приобретение имущества, при котором его стоимость ежемесячно списывают в расходы в течение срока полезного использования (СПИ).
(Издательство "Главная книга", 2026)Амортизация - способ учета затрат на приобретение имущества, при котором его стоимость ежемесячно списывают в расходы в течение срока полезного использования (СПИ).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Налог на прибыль: Налоговый орган доначислил налог на прибыль (предложил уменьшить убыток) в связи с включением прямых расходов в состав косвенных
(КонсультантПлюс, 2026)спорные расходы невозможно напрямую отнести к конкретному производственному процессу и изготовлению определенного вида продукции, в частности это:
(КонсультантПлюс, 2026)спорные расходы невозможно напрямую отнести к конкретному производственному процессу и изготовлению определенного вида продукции, в частности это:
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 257 "Порядок определения стоимости амортизируемого имущества" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль, сделав вывод о неправомерном единовременном учете налогоплательщиком в составе расходов затрат на ремонтно-строительные работы, поскольку фактически была произведена реконструкция объекта основных средств. Суд поддержал вывод налогового органа о том, что приобретенный бетон использовался именно для реконструкции, а не ремонта основных средств, поэтому затраты на его приобретение в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ должны были увеличивать первоначальную стоимость объекта основных средств с последующим списанием через амортизацию. Однако общество единовременно отнесло эти затраты на общехозяйственные расходы, что привело к завышению расходов. Суд признал обоснованным доначисление налога на прибыль.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль, сделав вывод о неправомерном единовременном учете налогоплательщиком в составе расходов затрат на ремонтно-строительные работы, поскольку фактически была произведена реконструкция объекта основных средств. Суд поддержал вывод налогового органа о том, что приобретенный бетон использовался именно для реконструкции, а не ремонта основных средств, поэтому затраты на его приобретение в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ должны были увеличивать первоначальную стоимость объекта основных средств с последующим списанием через амортизацию. Однако общество единовременно отнесло эти затраты на общехозяйственные расходы, что привело к завышению расходов. Суд признал обоснованным доначисление налога на прибыль.
Статья: Амортизационная премия: как ускорить возврат инвестиции
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 43)Амортизационная премия - это мощный инструмент налоговой оптимизации, позволяющий легально и обоснованно снизить нагрузку по налогу на прибыль. Рассмотрим, когда и к каким основным средствам можно применять амортизационную премию, когда ее нужно восстанавливать, а также с учетом разъяснений чиновников и арбитражной практики разберем спорные случаи применения амортизационной премии.
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 43)Амортизационная премия - это мощный инструмент налоговой оптимизации, позволяющий легально и обоснованно снизить нагрузку по налогу на прибыль. Рассмотрим, когда и к каким основным средствам можно применять амортизационную премию, когда ее нужно восстанавливать, а также с учетом разъяснений чиновников и арбитражной практики разберем спорные случаи применения амортизационной премии.
Готовое решение: Как заполнить декларацию по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2026)В строке 131 Приложения N 2 к листу 02 укажите суммы амортизации, которые вы начислили линейным методом. При этом амортизацию, начисленную по нематериальным активам линейным методом, выделите отдельно в строке 132 данного Приложения.
(КонсультантПлюс, 2026)В строке 131 Приложения N 2 к листу 02 укажите суммы амортизации, которые вы начислили линейным методом. При этом амортизацию, начисленную по нематериальным активам линейным методом, выделите отдельно в строке 132 данного Приложения.
Готовое решение: Как ссудодателю учитывать операции по договору передачи имущества в безвозмездное пользование
(КонсультантПлюс, 2026)При передаче основного средства в безвозмездное пользование продолжайте начислять по нему амортизацию. Это следует из п. 30 ФСБУ 6/2020. Для ее учета вы можете открыть к счету 02 "Амортизация основных средств" отдельный субсчет (Инструкция по применению Плана счетов).
(КонсультантПлюс, 2026)При передаче основного средства в безвозмездное пользование продолжайте начислять по нему амортизацию. Это следует из п. 30 ФСБУ 6/2020. Для ее учета вы можете открыть к счету 02 "Амортизация основных средств" отдельный субсчет (Инструкция по применению Плана счетов).
Статья: Ускоренная амортизация: правила применения и частые ошибки
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 41)Компании имеют право списывать стоимость основных средств в расходы быстрее, применяя повышающие коэффициенты к норме амортизации. Однако на практике этот инструмент вызывает много вопросов и споров с налоговыми органами. В каких случаях можно применять коэффициенты 2 и 3? Какие сложности возникают при ускоренной амортизации ОС, работающих в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, в том числе после 1 января 2014 г.? И можно ли использовать ускоренную амортизацию при реорганизации? Разбираемся в нюансах на основе актуальной судебной практики.
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 41)Компании имеют право списывать стоимость основных средств в расходы быстрее, применяя повышающие коэффициенты к норме амортизации. Однако на практике этот инструмент вызывает много вопросов и споров с налоговыми органами. В каких случаях можно применять коэффициенты 2 и 3? Какие сложности возникают при ускоренной амортизации ОС, работающих в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, в том числе после 1 января 2014 г.? И можно ли использовать ускоренную амортизацию при реорганизации? Разбираемся в нюансах на основе актуальной судебной практики.
Готовое решение: Какие меры поддержки (льготы), связанные с налогообложением прибыли, предоставляются IT-компаниям
(КонсультантПлюс, 2026)Если вы решили воспользоваться ускоренной амортизацией, закрепите это в учетной политике для целей налогообложения и определите в ней размер коэффициента (Письмо Минфина России от 25.02.2025 N 03-03-06/1/18253);
(КонсультантПлюс, 2026)Если вы решили воспользоваться ускоренной амортизацией, закрепите это в учетной политике для целей налогообложения и определите в ней размер коэффициента (Письмо Минфина России от 25.02.2025 N 03-03-06/1/18253);
Готовое решение: Как учитывать основные средства для целей налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2026)Результат переоценки основных средств не признается доходом или расходом при расчете налога на прибыль, поэтому учесть переоценку в налоговом учете нельзя, переоценка не изменяет стоимость ОС и не влияет на начисление амортизации. Это следует из п. 1 ст. 257 НК РФ и Писем Минфина России от 19.04.2019 N 03-03-06/3/28433 и от 10.09.2015 N 03-03-06/4/52221.
(КонсультантПлюс, 2026)Результат переоценки основных средств не признается доходом или расходом при расчете налога на прибыль, поэтому учесть переоценку в налоговом учете нельзя, переоценка не изменяет стоимость ОС и не влияет на начисление амортизации. Это следует из п. 1 ст. 257 НК РФ и Писем Минфина России от 19.04.2019 N 03-03-06/3/28433 и от 10.09.2015 N 03-03-06/4/52221.
Готовое решение: Как учесть модернизацию, достройку, дооборудование и реконструкцию основных средств в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2026)Расходы на модернизацию, достройку, дооборудование и реконструкцию ОС списываются в налоговом учете через амортизацию. Это общее правило. При линейном методе начисления амортизации расходы на модернизацию, достройку, дооборудование и реконструкцию включайте в первоначальную стоимость ОС, а при нелинейном методе - в суммарный баланс амортизационной группы (подгруппы).
(КонсультантПлюс, 2026)Расходы на модернизацию, достройку, дооборудование и реконструкцию ОС списываются в налоговом учете через амортизацию. Это общее правило. При линейном методе начисления амортизации расходы на модернизацию, достройку, дооборудование и реконструкцию включайте в первоначальную стоимость ОС, а при нелинейном методе - в суммарный баланс амортизационной группы (подгруппы).
Готовое решение: Налоговый учет и амортизация НМА
(КонсультантПлюс, 2026)Таким образом, при линейном методе вы равномерно учтете затраты на НМА в течение срока его полезного использования. Если вы применяете повышающий коэффициент для ускоренной амортизации, применяйте норму амортизации, умноженную на этот коэффициент.
(КонсультантПлюс, 2026)Таким образом, при линейном методе вы равномерно учтете затраты на НМА в течение срока его полезного использования. Если вы применяете повышающий коэффициент для ускоренной амортизации, применяйте норму амортизации, умноженную на этот коэффициент.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме ФНС России от 27.04.2023 N СД-4-3/5460@ "По вопросу применения статьи 162.3 Налогового кодекса Российской Федерации" сообщается, что в соответствии со статьей 162.3 НК РФ налогоплательщики, которые на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, либо имели место жительства на территории новых субъектов Российской Федерации, использующие при производстве и (или) реализации товаров товары, приобретенные до начала применения такими налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и учтенные при инвентаризации, произведенной в соответствии с частями двенадцатой - семнадцатой статьи 313 НК РФ, определяют налоговую базу по налогу на добавленную стоимость как разницу между стоимостью реализованных товаров, определяемую в соответствии со статьей 154 НК РФ, с учетом налога и стоимостью приобретения указанных товаров с учетом налога (за исключением амортизируемого имущества). При этом исчисление налога на добавленную стоимость производится расчетным методом с применением расчетных налоговых ставок в размере 9,09 процента и (или) 16,67 процента либо налоговой ставки в размере 0 процентов в случаях, предусмотренных статьей 164 НК РФ.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме ФНС России от 27.04.2023 N СД-4-3/5460@ "По вопросу применения статьи 162.3 Налогового кодекса Российской Федерации" сообщается, что в соответствии со статьей 162.3 НК РФ налогоплательщики, которые на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образования в составе Российской Федерации новых субъектов имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, либо имели место жительства на территории новых субъектов Российской Федерации, использующие при производстве и (или) реализации товаров товары, приобретенные до начала применения такими налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и учтенные при инвентаризации, произведенной в соответствии с частями двенадцатой - семнадцатой статьи 313 НК РФ, определяют налоговую базу по налогу на добавленную стоимость как разницу между стоимостью реализованных товаров, определяемую в соответствии со статьей 154 НК РФ, с учетом налога и стоимостью приобретения указанных товаров с учетом налога (за исключением амортизируемого имущества). При этом исчисление налога на добавленную стоимость производится расчетным методом с применением расчетных налоговых ставок в размере 9,09 процента и (или) 16,67 процента либо налоговой ставки в размере 0 процентов в случаях, предусмотренных статьей 164 НК РФ.