Акт проверки банка России
Подборка наиболее важных документов по запросу Акт проверки банка России (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Налог на прибыль: Налоговый орган доначислил налог на сумму убытка, посчитав уступку требования долга нецелесообразной
(КонсультантПлюс, 2025)актом проверки Банка России, предписанием Банка России, согласно которым Налогоплательщик-банк должен существенно увеличить размер резерва на возможные потери по ссудам в отношении задолженности должника >>>
(КонсультантПлюс, 2025)актом проверки Банка России, предписанием Банка России, согласно которым Налогоплательщик-банк должен существенно увеличить размер резерва на возможные потери по ссудам в отношении задолженности должника >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 3 указанной ст. 33 комментируемого Закона предусматривает, что порядок проведения инспекционных проверок поднадзорных организаций, в том числе определение обязанностей поднадзорных организаций по содействию в проведении инспекционных проверок, устанавливается нормативными актами Банка России. Обозначение "поднадзорные организации" введено в ч. 4 ст. 31 комментируемого Закона в юридико-технических целях в отношении не являющихся кредитными организациями операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 3 указанной ст. 33 комментируемого Закона предусматривает, что порядок проведения инспекционных проверок поднадзорных организаций, в том числе определение обязанностей поднадзорных организаций по содействию в проведении инспекционных проверок, устанавливается нормативными актами Банка России. Обозначение "поднадзорные организации" введено в ч. 4 ст. 31 комментируемого Закона в юридико-технических целях в отношении не являющихся кредитными организациями операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры;
Статья: Государственный цифровой финансовый контроль: правовая сущность
(Прошунин М.М.)
("Финансовое право", 2021, N 5)К контрольно-надзорным полномочиям Банка России в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 259 <14> следует отнести: 1) осуществление контроля за соблюдением операторами инвестиционных платформ требований указанного Закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России; 2) проведение проверок деятельности операторов инвестиционных платформ в установленном им порядке; 3) направление операторам инвестиционных платформ обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений требований закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, о запрете на оказание операторами инвестиционных платформ услуг по привлечению инвестиций и услуг по содействию в инвестировании; установление состава сведений, включаемых в отчеты операторов инвестиционных платформ, порядок, форму и сроки представления таких отчетов в Банк России; и 4) наконец, направление операторам инвестиционных платформ обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <15> и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.
(Прошунин М.М.)
("Финансовое право", 2021, N 5)К контрольно-надзорным полномочиям Банка России в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 259 <14> следует отнести: 1) осуществление контроля за соблюдением операторами инвестиционных платформ требований указанного Закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России; 2) проведение проверок деятельности операторов инвестиционных платформ в установленном им порядке; 3) направление операторам инвестиционных платформ обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений требований закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, о запрете на оказание операторами инвестиционных платформ услуг по привлечению инвестиций и услуг по содействию в инвестировании; установление состава сведений, включаемых в отчеты операторов инвестиционных платформ, порядок, форму и сроки представления таких отчетов в Банк России; и 4) наконец, направление операторам инвестиционных платформ обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <15> и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Проверки кредитных организаций (их филиалов) могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями, отобранными в порядке, установленном нормативным актом Банка России, проверки филиалов иностранных банков - уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Проверки кредитных организаций (их филиалов) могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями, отобранными в порядке, установленном нормативным актом Банка России, проверки филиалов иностранных банков - уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)порядок проведения проверок и порядок применения указанных мер устанавливаются нормативными актами Банка России (ч. 2).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)порядок проведения проверок и порядок применения указанных мер устанавливаются нормативными актами Банка России (ч. 2).
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)При этом целью ревизии, проводимой в ходе проверки на основании распорядительного акта кредитной организации ее сотрудниками в присутствии проверяющих Банка России, является выявление и предупреждение рисков в ее деятельности. В связи с этим ревизия должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивать достоверные данные о фактическом наличии ценностей и их соответствии данным бухгалтерского учета, книги хранилища ценностей. В частности, для достижения целей ревизии рабочим группам Банка России Инструкцией N 202-И предоставлено право опечатывать (опломбировать) помещения для совершения операций с ценностями до начала ревизии, пересчета, в том числе совместно с представителями поднадзорного лица.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)При этом целью ревизии, проводимой в ходе проверки на основании распорядительного акта кредитной организации ее сотрудниками в присутствии проверяющих Банка России, является выявление и предупреждение рисков в ее деятельности. В связи с этим ревизия должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивать достоверные данные о фактическом наличии ценностей и их соответствии данным бухгалтерского учета, книги хранилища ценностей. В частности, для достижения целей ревизии рабочим группам Банка России Инструкцией N 202-И предоставлено право опечатывать (опломбировать) помещения для совершения операций с ценностями до начала ревизии, пересчета, в том числе совместно с представителями поднадзорного лица.
Статья: К вопросу о совершенствовании финансово-правовой ответственности операторов платежных систем
(Ларионова Е.С.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Составы финансово-правовых нарушений, совершаемых ОПС, во многом зависят от статуса самого оператора. Такая особенность следует из разделения банковского надзора и надзора в национальной платежной системе по критерию вида деятельности объекта надзора, что позволяет избежать дублирования надзорных полномочий Банка России в отношении кредитных организаций, совмещающих свою деятельность с функциями ОПС <1>. Вместе с тем при привлечении к ответственности ОПС, являющегося кредитной организацией, вопрос о степени влияния нарушения на БФПС не рассматривается в качестве основного, поскольку основания для применения санкций сформулированы широко - любое нарушение законодательства или неисполнение предписания Банка России <2>. Указанный вывод подтверждается п. 4.1 Инструкции Банка России N 188-И <3>, согласно которому степень влияния нарушения на БФПС лишь учитывается при выборе надзорной меры. С одной стороны, соблюдение формальных подходов банковского надзора при квалификации деяний банка, являющегося ОПС, позволяет сохранить целостность процедуры банковского надзора вне зависимости от тех или иных видов деятельности, реализуемых банком. С другой стороны, для принятия решения об исключении такого оператора из реестра ОПС необходимо определить факт нарушения БФПС (ч. 9 ст. 34 Закона о НПС), что, по нашему мнению, является затруднительным в силу того, что ранее при квалификации деяний банка такой критерий мог не рассматриваться или не отражаться специально в предписании Банка России. В этой связи проверка деятельности ОПС, являющегося кредитной организацией, должна быть более подробной и во всех случаях включать в себя вопросы проверки соблюдения Закона о НПС, нормативных актов Банка России о деятельности ОПС и оценку влияния выявленных нарушений на БФПС.
(Ларионова Е.С.)
("Финансовое право", 2024, N 4)Составы финансово-правовых нарушений, совершаемых ОПС, во многом зависят от статуса самого оператора. Такая особенность следует из разделения банковского надзора и надзора в национальной платежной системе по критерию вида деятельности объекта надзора, что позволяет избежать дублирования надзорных полномочий Банка России в отношении кредитных организаций, совмещающих свою деятельность с функциями ОПС <1>. Вместе с тем при привлечении к ответственности ОПС, являющегося кредитной организацией, вопрос о степени влияния нарушения на БФПС не рассматривается в качестве основного, поскольку основания для применения санкций сформулированы широко - любое нарушение законодательства или неисполнение предписания Банка России <2>. Указанный вывод подтверждается п. 4.1 Инструкции Банка России N 188-И <3>, согласно которому степень влияния нарушения на БФПС лишь учитывается при выборе надзорной меры. С одной стороны, соблюдение формальных подходов банковского надзора при квалификации деяний банка, являющегося ОПС, позволяет сохранить целостность процедуры банковского надзора вне зависимости от тех или иных видов деятельности, реализуемых банком. С другой стороны, для принятия решения об исключении такого оператора из реестра ОПС необходимо определить факт нарушения БФПС (ч. 9 ст. 34 Закона о НПС), что, по нашему мнению, является затруднительным в силу того, что ранее при квалификации деяний банка такой критерий мог не рассматриваться или не отражаться специально в предписании Банка России. В этой связи проверка деятельности ОПС, являющегося кредитной организацией, должна быть более подробной и во всех случаях включать в себя вопросы проверки соблюдения Закона о НПС, нормативных актов Банка России о деятельности ОПС и оценку влияния выявленных нарушений на БФПС.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)1) о проведении проверки банка Банком России. При этом предусмотрено, что порядок участия служащих Агентства в таких проверках, их права и обязанности устанавливаются нормативными актами Банка России по согласованию с Агентством. Участие служащих Агентства в проверках банков регламентировано в ст. 32 комментируемого Закона. Соответствующим нормативным актом Банка России является Инструкция Банка России от 15 января 2020 г. N 202-И "О порядке проведения Банком России проверок поднадзорных лиц" (см. комментарий к ст. 32 Закона);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)1) о проведении проверки банка Банком России. При этом предусмотрено, что порядок участия служащих Агентства в таких проверках, их права и обязанности устанавливаются нормативными актами Банка России по согласованию с Агентством. Участие служащих Агентства в проверках банков регламентировано в ст. 32 комментируемого Закона. Соответствующим нормативным актом Банка России является Инструкция Банка России от 15 января 2020 г. N 202-И "О порядке проведения Банком России проверок поднадзорных лиц" (см. комментарий к ст. 32 Закона);