Акт об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Акт об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Корпоративный комплаенс: как много в этом слове...
(Макарова О.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 1)Таким образом, под комплаенсом понимается система управления рисками и внутреннего контроля, направленная на обеспечение соответствия деятельности организации нормам законов, нормативных правовых актов, внутренних документов, стандартов, выявление нарушений соответствующих норм, оценку рисков нарушения и устранение последствий таких нарушений. Речь может идти о соответствии деятельности организации актам антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс), актам банковского законодательства (банковский комплаенс), актам антикоррупционного законодательства (антикоррупционный комплаенс <14>) и т.д.
(Макарова О.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 1)Таким образом, под комплаенсом понимается система управления рисками и внутреннего контроля, направленная на обеспечение соответствия деятельности организации нормам законов, нормативных правовых актов, внутренних документов, стандартов, выявление нарушений соответствующих норм, оценку рисков нарушения и устранение последствий таких нарушений. Речь может идти о соответствии деятельности организации актам антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс), актам банковского законодательства (банковский комплаенс), актам антикоррупционного законодательства (антикоррупционный комплаенс <14>) и т.д.
Статья: Правовое обеспечение системы антимонопольного комплаенса хозяйствующего субъекта: дискуссия продолжается
(Ашфа Д.М.)
("Юрист", 2021, N 8)В соответствии с ч. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <4> (далее - Закон о защите конкуренции) для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства хозяйствующий субъект принимает внутренний акт (акты) и или применяет иные внутренние акты, в том числе другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, если внутренние акты распространяются на этого хозяйствующего субъекта. Такие внутренние акты в совокупности должны содержать:
(Ашфа Д.М.)
("Юрист", 2021, N 8)В соответствии с ч. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <4> (далее - Закон о защите конкуренции) для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства хозяйствующий субъект принимает внутренний акт (акты) и или применяет иные внутренние акты, в том числе другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, если внутренние акты распространяются на этого хозяйствующего субъекта. Такие внутренние акты в совокупности должны содержать:
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства хозяйствующий субъект принимает внутренний акт (внутренние акты) и (или) применяет иные внутренние акты, в том числе другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты распространяются на этого хозяйствующего субъекта. Указанные внутренние акты в совокупности должны содержать:
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Для организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства хозяйствующий субъект принимает внутренний акт (внутренние акты) и (или) применяет иные внутренние акты, в том числе другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты распространяются на этого хозяйствующего субъекта. Указанные внутренние акты в совокупности должны содержать:
Разъяснение ФАС России от 02.07.2021 N 20
"О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства"
(утв. протоколом Президиума ФАС России от 02.07.2021 N 4)Хозяйствующие субъекты при разработке внутренних актов об антимонопольном комплаенсе и организации антимонопольного комплаенса могут руководствоваться (в части, не противоречащей статье 9.1 Закона о защите конкуренции) в том числе следующими материалами:
"О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства"
(утв. протоколом Президиума ФАС России от 02.07.2021 N 4)Хозяйствующие субъекты при разработке внутренних актов об антимонопольном комплаенсе и организации антимонопольного комплаенса могут руководствоваться (в части, не противоречащей статье 9.1 Закона о защите конкуренции) в том числе следующими материалами:
Статья: Организация деятельности по закупкам товаров, работ, услуг как элемент корпоративного управления
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)Целями антимонопольного комплаенса являются (1) обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности хозяйствующим субъектом и (2) предупреждение нарушений антимонопольного законодательства в деятельности хозяйствующего субъекта. Как отмечается ФАС России, в долгосрочной перспективе организация антимонопольного комплаенса может способствовать повышению эффективности и успешности деятельности хозяйствующего субъекта <17>. В ст. 9.1 Закона установлено право организовать систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, принять внутренний акт (внутренние акты), направить проект в антимонопольный орган для дачи заключения и после согласования разместить данную информацию на своем сайте в сети Интернет. В холдингах предусмотрена возможность принятия общего локального акта, распространяющегося на все субъекты холдинга.
(Андреева Л.В.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 1)Целями антимонопольного комплаенса являются (1) обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности хозяйствующим субъектом и (2) предупреждение нарушений антимонопольного законодательства в деятельности хозяйствующего субъекта. Как отмечается ФАС России, в долгосрочной перспективе организация антимонопольного комплаенса может способствовать повышению эффективности и успешности деятельности хозяйствующего субъекта <17>. В ст. 9.1 Закона установлено право организовать систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, принять внутренний акт (внутренние акты), направить проект в антимонопольный орган для дачи заключения и после согласования разместить данную информацию на своем сайте в сети Интернет. В холдингах предусмотрена возможность принятия общего локального акта, распространяющегося на все субъекты холдинга.
Статья: Об источниках правового регулирования и стандартах формирования системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства и практике ее внедрения в группе АО "ХК "Сибцем"
(Бодренков В.А., Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2021, NN 1, 2)Для этих целей во внутренних актах группы АО "ХК "Сибцем" по организации антимонопольного комплаенса предусмотрено следующее.
(Бодренков В.А., Прохорова Ю.Г.)
("Конкурентное право", 2021, NN 1, 2)Для этих целей во внутренних актах группы АО "ХК "Сибцем" по организации антимонопольного комплаенса предусмотрено следующее.
Вопрос: Что такое комплаенс?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- порядок ознакомления служащих федерального органа исполнительной власти с актом об организации антимонопольного комплаенса;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- порядок ознакомления служащих федерального органа исполнительной власти с актом об организации антимонопольного комплаенса;
Статья: Комплаенс и предотвращение рисков уголовной и административной ответственности
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2021, N 5)Безусловным лидером в этом направлении является антимонопольное законодательство. 1 марта 2020 г. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) был дополнен двумя нормами, установившими механизм антимонопольного комплаенса. Пунктом 24 ст. 4 последний был определен как совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (внутренними актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такой внутренний акт (внутренние акты) распространяется на этого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения. Новая же ст. 9.1 предусмотрела порядок создания системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Это право компании, которое реализуется посредством издания внутреннего локального акта <5>. Такой локальный акт должен содержать несколько обязательных позиций, включая порядок проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, меры, направленные на осуществление компанией контроля за функционированием системы антимонопольного комплаенса, персонализацию такой системы внутри компании. Предусматривается право организации направить локальный акт в антимонопольную службу (ФАС России) для его оценки на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
(Есаков Г.А.)
("Закон", 2021, N 5)Безусловным лидером в этом направлении является антимонопольное законодательство. 1 марта 2020 г. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) был дополнен двумя нормами, установившими механизм антимонопольного комплаенса. Пунктом 24 ст. 4 последний был определен как совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом (внутренними актами) хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такой внутренний акт (внутренние акты) распространяется на этого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения. Новая же ст. 9.1 предусмотрела порядок создания системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Это право компании, которое реализуется посредством издания внутреннего локального акта <5>. Такой локальный акт должен содержать несколько обязательных позиций, включая порядок проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, меры, направленные на осуществление компанией контроля за функционированием системы антимонопольного комплаенса, персонализацию такой системы внутри компании. Предусматривается право организации направить локальный акт в антимонопольную службу (ФАС России) для его оценки на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Статья: Проблема исключения конфликта интересов в контрактной системе в сфере закупок
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)<11> См., например: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" // СЗ РФ. 2018. N 44. Ст. 6777.
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2021, N 3)<11> См., например: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" // СЗ РФ. 2018. N 44. Ст. 6777.
"Актуальные проблемы правового регулирования труда в государственных корпорациях и корпоративных объединениях: монография"
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)<1> См., например: Разъяснения ФАС России от 02.07.2021 N 20 "О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru; СПС "КонсультантПлюс".
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)<1> См., например: Разъяснения ФАС России от 02.07.2021 N 20 "О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru; СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Антимонопольный комплаенс в Министерстве обороны Российской Федерации
(Зайков Д.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 1)Во исполнение данного правового акта Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. N 522 было утверждено Положение об организации в Министерстве обороны Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - Положение), которое установило порядок организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс <6>) в целях обеспечения соответствия деятельности Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) антимонопольному законодательству и предупреждения его нарушений <7>.
(Зайков Д.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 1)Во исполнение данного правового акта Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2019 г. N 522 было утверждено Положение об организации в Министерстве обороны Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - Положение), которое установило порядок организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс <6>) в целях обеспечения соответствия деятельности Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) антимонопольному законодательству и предупреждения его нарушений <7>.
Статья: Актуальные вопросы применения антимонопольного комплаенса в сфере недропользования
(Елбаева Н.А., Крюков А.С., Москвитин О.А.)
("Юрист", 2024, N 3)Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (или более сокращенное название, которое соответствует правовой сути данного термина, - антимонопольный комплаенс) законодательно закреплена в ст. 9.1 Закона N 135-ФЗ. В соответствии с ч. 1 данной статьи Закона N 135-ФЗ целью антимонопольного комплаенса является соблюдение антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения хозяйствующим субъектом. Важно отметить, что разработка и принятие комплаенс-системы для хозяйствующих субъектов является правом, а не обязанностью. В ч. 2 данной статьи Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что для организации комплаенс-системы хозяйствующий субъект принимает внутренний акт (внутренние акты) "Антимонопольная политика организации", кроме того, предусмотрены требования к содержанию внутреннего акта, которые связаны с соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом при осуществлении своей деятельности, такие как:
(Елбаева Н.А., Крюков А.С., Москвитин О.А.)
("Юрист", 2024, N 3)Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (или более сокращенное название, которое соответствует правовой сути данного термина, - антимонопольный комплаенс) законодательно закреплена в ст. 9.1 Закона N 135-ФЗ. В соответствии с ч. 1 данной статьи Закона N 135-ФЗ целью антимонопольного комплаенса является соблюдение антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения хозяйствующим субъектом. Важно отметить, что разработка и принятие комплаенс-системы для хозяйствующих субъектов является правом, а не обязанностью. В ч. 2 данной статьи Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что для организации комплаенс-системы хозяйствующий субъект принимает внутренний акт (внутренние акты) "Антимонопольная политика организации", кроме того, предусмотрены требования к содержанию внутреннего акта, которые связаны с соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом при осуществлении своей деятельности, такие как:
Ситуация: Как внедрить антимонопольный комплаенс в организации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Антимонопольный комплаенс - система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (Разъяснение ФАС России от 02.07.2021 N 20). Под системой внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства понимается совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение нарушения. Эти меры могут быть предусмотрены внутренним актом (актами) организации либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с ней, если такой внутренний акт распространяется на нее.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Антимонопольный комплаенс - система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (Разъяснение ФАС России от 02.07.2021 N 20). Под системой внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства понимается совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение нарушения. Эти меры могут быть предусмотрены внутренним актом (актами) организации либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с ней, если такой внутренний акт распространяется на нее.
Статья: Банкротный комплаенс как правовой инструмент в делах о банкротстве
(Апухтин Ю.В., Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)- антимонопольный комплаенс - это система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (абзац второй раздела I разъяснений Федеральной антимонопольной службы от 02.07.2021 N 20 "О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства");
(Апухтин Ю.В., Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 2)- антимонопольный комплаенс - это система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (абзац второй раздела I разъяснений Федеральной антимонопольной службы от 02.07.2021 N 20 "О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства");