Административная ответственность за нарушение лицензионных требований
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность за нарушение лицензионных требований (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Административная ответственность за ведение деятельности
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Административная ответственность за ведение деятельности
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.6.2. Нарушение лицензионной комиссией субъекта Российской Федерации требований законодательства Российской Федерации о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.6.2. Нарушение лицензионной комиссией субъекта Российской Федерации требований законодательства Российской Федерации о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
"Обзор судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)В такой ситуации освобождение лица от административной ответственности за нарушение лицензионных требований будет противоречить принципам соразмерности наказания и его неотвратимости, равенства всех перед законом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)В такой ситуации освобождение лица от административной ответственности за нарушение лицензионных требований будет противоречить принципам соразмерности наказания и его неотвратимости, равенства всех перед законом.
Статья: Актуальные вопросы административной ответственности медицинских организаций, связанной с обращением лекарственных средств
(Полинская Т.А., Шишов М.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)О возможности привлечения к административной ответственности за нарушения лицензионных требований при фактическом отсутствии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности указано в Обзоре судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <13> (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017). В частности, отмечено, что п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности содержит лишь перечень обязательных для осуществления фармацевтической деятельности требований, которым должен соответствовать лицензиат. Вместе с тем это не означает, что данные требования не должны применяться к другим лицам, осуществляющим фармацевтическую деятельность. Иное понимание Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <14> приведет к ситуации, при которой лицо, осуществляющее лицензируемый вид деятельности, но не исполнившее обязанность по получению лицензии на ее ведение и совершившее нарушение лицензионных требований, будет освобождено от наказания. Исходя из приведенной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, ключевым является вопрос об обязанности получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. Однако медицинские организации освобождены от данной обязанности применительно к хранению лекарственных средств. Более того, исходя из правоприменительной практики Верховного Суда Российской Федерации, медицинские организации, осуществляющие деятельность в рамках обязательного медицинского страхования, не вправе ввести фармацевтических работников в свое штатное расписание, так как они являются работниками фармацевтических организаций. В свою очередь ни фармацевтические организации, ни фармацевтическая деятельность не входят в систему обязательного медицинского страхования <15>. В итоге одно и то же нарушение хранения лекарственных средств, допущенное фармацевтической организацией, будет образовывать состав правонарушения по ст. 14.1 КоАП РФ, а допущенное медицинской организацией - уже нет, что в целом противоречит принципам неотвратимости наказания и равенства всех перед законом.
(Полинская Т.А., Шишов М.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)О возможности привлечения к административной ответственности за нарушения лицензионных требований при фактическом отсутствии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности указано в Обзоре судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <13> (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017). В частности, отмечено, что п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности содержит лишь перечень обязательных для осуществления фармацевтической деятельности требований, которым должен соответствовать лицензиат. Вместе с тем это не означает, что данные требования не должны применяться к другим лицам, осуществляющим фармацевтическую деятельность. Иное понимание Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <14> приведет к ситуации, при которой лицо, осуществляющее лицензируемый вид деятельности, но не исполнившее обязанность по получению лицензии на ее ведение и совершившее нарушение лицензионных требований, будет освобождено от наказания. Исходя из приведенной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, ключевым является вопрос об обязанности получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. Однако медицинские организации освобождены от данной обязанности применительно к хранению лекарственных средств. Более того, исходя из правоприменительной практики Верховного Суда Российской Федерации, медицинские организации, осуществляющие деятельность в рамках обязательного медицинского страхования, не вправе ввести фармацевтических работников в свое штатное расписание, так как они являются работниками фармацевтических организаций. В свою очередь ни фармацевтические организации, ни фармацевтическая деятельность не входят в систему обязательного медицинского страхования <15>. В итоге одно и то же нарушение хранения лекарственных средств, допущенное фармацевтической организацией, будет образовывать состав правонарушения по ст. 14.1 КоАП РФ, а допущенное медицинской организацией - уже нет, что в целом противоречит принципам неотвратимости наказания и равенства всех перед законом.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Проведенный автором анализ судебно-арбитражной практики показал, что примененный в Определении СКЭС ВС РФ от 01.02.2021 N 301-ЭС20-15182 правовой подход применяется судами при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и в иных сферах деятельности.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Проведенный автором анализ судебно-арбитражной практики показал, что примененный в Определении СКЭС ВС РФ от 01.02.2021 N 301-ЭС20-15182 правовой подход применяется судами при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и в иных сферах деятельности.
Статья: Юридическое оформление труда медицинских работников: проблема толкования в правоприменении
(Минкина Н.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Во-вторых, наряду с указанным позиция Минздрава России основывается на лицензионных требованиях, предъявляемых к медицинским организациям, являющимся соискателями лицензии на осуществление медицинской деятельности. В Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 <11>, среди прочих условий предусматривается наличие заключенных трудовых договоров, по сути с медицинскими работниками, имеющими среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) (подп. "д" п. 4). На этом основании начала складываться практика по привлечению медицинских организаций к административной ответственности за нарушение лицензионных требований по ст. 14.1 или ст. 19.20 КоАП РФ, когда в медицинской деятельности задействуют, например, врачей на основании гражданско-правового договора <12>.
(Минкина Н.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Во-вторых, наряду с указанным позиция Минздрава России основывается на лицензионных требованиях, предъявляемых к медицинским организациям, являющимся соискателями лицензии на осуществление медицинской деятельности. В Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 <11>, среди прочих условий предусматривается наличие заключенных трудовых договоров, по сути с медицинскими работниками, имеющими среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) (подп. "д" п. 4). На этом основании начала складываться практика по привлечению медицинских организаций к административной ответственности за нарушение лицензионных требований по ст. 14.1 или ст. 19.20 КоАП РФ, когда в медицинской деятельности задействуют, например, врачей на основании гражданско-правового договора <12>.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пример. Медицинская организация привлечена к административной ответственности за грубое нарушение лицензионных требований по ч. 4 ст. 14.1 КоАП. В аптечном пункте медицинской организации отпуск лекарственных средств осуществлял администратор, не имеющий высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами (Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01.12.2021 по делу N А10-5566/2021).
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пример. Медицинская организация привлечена к административной ответственности за грубое нарушение лицензионных требований по ч. 4 ст. 14.1 КоАП. В аптечном пункте медицинской организации отпуск лекарственных средств осуществлял администратор, не имеющий высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами (Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01.12.2021 по делу N А10-5566/2021).
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)В этой связи невыполнение предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований помимо административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ <242> выступает основанием для приостановления действия лицензии на основании п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона о лицензировании, что фактически лишает возможности осуществлять перевозочную деятельность.
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)В этой связи невыполнение предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований помимо административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ <242> выступает основанием для приостановления действия лицензии на основании п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона о лицензировании, что фактически лишает возможности осуществлять перевозочную деятельность.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Согласно п. 6.2 ч. 1 ст. 193 к числу лицензионных требований относится непривлечение как лицензиата, так и соискателя лицензии к административной ответственности за грубое нарушение лицензионных требований в течение трех лет, предшествующих дате получения лицензии, дате продления срока ее действия.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Согласно п. 6.2 ч. 1 ст. 193 к числу лицензионных требований относится непривлечение как лицензиата, так и соискателя лицензии к административной ответственности за грубое нарушение лицензионных требований в течение трех лет, предшествующих дате получения лицензии, дате продления срока ее действия.
Статья: Проблемы реагирования на нарушения обязательных требований, обеспечивающих безопасность перевозок пассажиров автобусами
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Тем самым в рамках административной ответственности нарушения лицензионных требований к перевозкам пассажиров автобусами фактически перешли в разряд правонарушений в области дорожного движения.
(Баканов К.С., Исаев М.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Тем самым в рамках административной ответственности нарушения лицензионных требований к перевозкам пассажиров автобусами фактически перешли в разряд правонарушений в области дорожного движения.
Статья: Аптека не работает без разрешений, иначе понесет административную ответственность
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Иногда аптека привлекается к административной ответственности сразу за несколько нарушений лицензионных требований. Такой случай рассмотрен в Определении ВС РФ от 09.10.2020 N 310-ЭС20-10351 по делу N А62-11035/2019.
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Иногда аптека привлекается к административной ответственности сразу за несколько нарушений лицензионных требований. Такой случай рассмотрен в Определении ВС РФ от 09.10.2020 N 310-ЭС20-10351 по делу N А62-11035/2019.