Административная ответственность членов совета директоров
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность членов совета директоров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Псковского областного суда от 12.12.2022 N 21-232/2022 по делу N 12-422/2022 (УИД 60RS0015-01-2022-000557-12)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.23.1 КоАП РФ за нарушение порядка подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ и владельцев инвестиционных паев.
Решение: Удовлетворено.То, что решения совета директоров о созыве годового общего собрания акционеров, утверждении повестки дня общего собрания акционеров, установлении даты определения (фиксации) лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другим вопросам, связанным с подготовкой и проведением общего собрания акционеров, принимаются большинством членов при наличии кворума, не свидетельствует об отсутствии в деянии члена совета директоров П.Н.ПА. состава административного правонарушения, поскольку ею при наличии полномочий не было инициировано заседание совета директоров с целью принятия соответствующих решений, а примечание к статье 2.4 КоАП РФ допускает привлечение к административной ответственности членов данных коллективных органов управления.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.23.1 КоАП РФ за нарушение порядка подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ и владельцев инвестиционных паев.
Решение: Удовлетворено.То, что решения совета директоров о созыве годового общего собрания акционеров, утверждении повестки дня общего собрания акционеров, установлении даты определения (фиксации) лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другим вопросам, связанным с подготовкой и проведением общего собрания акционеров, принимаются большинством членов при наличии кворума, не свидетельствует об отсутствии в деянии члена совета директоров П.Н.ПА. состава административного правонарушения, поскольку ею при наличии полномочий не было инициировано заседание совета директоров с целью принятия соответствующих решений, а примечание к статье 2.4 КоАП РФ допускает привлечение к административной ответственности членов данных коллективных органов управления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Может ли государственный служащий быть членом совета директоров в организации
(КонсультантПлюс, 2025)Для общества избрание членом совета директоров госслужащего, включенного в установленный перечень, и неуведомление об этом в порядке ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции может стать основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, так как отношения между обществом и членом совета директоров являются гражданско-правовыми (п. 4 ст. 53 ГК РФ, п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106).
(КонсультантПлюс, 2025)Для общества избрание членом совета директоров госслужащего, включенного в установленный перечень, и неуведомление об этом в порядке ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции может стать основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, так как отношения между обществом и членом совета директоров являются гражданско-правовыми (п. 4 ст. 53 ГК РФ, п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106).
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Например, ст. 2.4 КоАП предусмотрено, что по ряду правонарушений члены совета директоров несут административную ответственность. Следует отметить, что большинство видов административно-правовой ответственности, установленных КоАП в сфере предпринимательской деятельности и деятельности на рынке ценных бумаг для должностных лиц организаций, значительно чаще применяется к членам исполнительных органов, но ряд составов правонарушений имеет непосредственное отношение к членам совета директоров или может к ним применяться. Примерами таких составов, в частности, являются:
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Например, ст. 2.4 КоАП предусмотрено, что по ряду правонарушений члены совета директоров несут административную ответственность. Следует отметить, что большинство видов административно-правовой ответственности, установленных КоАП в сфере предпринимательской деятельности и деятельности на рынке ценных бумаг для должностных лиц организаций, значительно чаще применяется к членам исполнительных органов, но ряд составов правонарушений имеет непосредственное отношение к членам совета директоров или может к ним применяться. Примерами таких составов, в частности, являются:
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 5 - 7, 11 и 16 статьи 7.30.3, статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.30.1 - 7.30.3, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.30.4, частью 7.2 статьи 19.5 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.30.5 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 10 и 11 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
(ред. от 04.11.2025)Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 5 - 7, 11 и 16 статьи 7.30.3, статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.30.1 - 7.30.3, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.30.4, частью 7.2 статьи 19.5 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.30.5 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 10 и 11 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Положение Банка России от 27.03.2020 N 714-П
(ред. от 30.09.2022)
"О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2020 N 58203)характера родственных связей (супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) между членом ревизионной комиссии (ревизором) и членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа, лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента;
(ред. от 30.09.2022)
"О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2020 N 58203)характера родственных связей (супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки) между членом ревизионной комиссии (ревизором) и членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа, лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента;
"Механизмы банкротства и их роль в обеспечении благосостояния человека: монография"
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2022)Статья 9 Закона о банкротстве предусматривает обязанность руководителя должника обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в перечисленных в статье случаях. Субсидиарная ответственность может наступать за нарушение обязанности, описанной вышеназванной статьей. Причина существования такого основания для привлечения к субсидиарной ответственности кроется в последствиях, наступающих при неподаче заявления. Продолжение хозяйственной деятельности в ситуации, когда организация отвечает признакам несостоятельности, сопряжено с принятием дополнительных долговых обязательств, что не только усложняет проведение будущего банкротства, но и влияет на реестр требований кредиторов, который будет сформирован в будущем. Неправомерное и нецелесообразное увеличение долговой нагрузки противоречит интересам кредиторов. Статья 61.20 Закона о банкротстве достаточно специфична на фоне статей 61.11 - 61.13 данного Закона, поскольку не устанавливает уникальное "банкротное" основание привлечения к ответственности, а регулирует возмещение убытков, причиненных должнику, взыскиваемых в порядке, устанавливаемом нормами иных законодательных актов. Так, к нормам, на основании которых субъект может быть привлечен к ответственности по статье 61.20, относится статья 53.1 Гражданского кодекса РФ "Ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица", регламентирующая ситуации нарушения указанными в заглавии лицами принципов разумности и добросовестности при исполнении своих должностных полномочий, а также некоторые положения "корпоративного" законодательства. Нормами "корпоративного" законодательства, к которым отсылает статья 61.20, признается статья 71 Федерального закона "Об акционерных обществах" <190>, устанавливающая ответственность членов совета директоров и наблюдательного совета общества, единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа общества, а также управляющей организации или управляющего, и статья 44 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", содержащая похожий круг субъектов ответственности.
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2022)Статья 9 Закона о банкротстве предусматривает обязанность руководителя должника обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в перечисленных в статье случаях. Субсидиарная ответственность может наступать за нарушение обязанности, описанной вышеназванной статьей. Причина существования такого основания для привлечения к субсидиарной ответственности кроется в последствиях, наступающих при неподаче заявления. Продолжение хозяйственной деятельности в ситуации, когда организация отвечает признакам несостоятельности, сопряжено с принятием дополнительных долговых обязательств, что не только усложняет проведение будущего банкротства, но и влияет на реестр требований кредиторов, который будет сформирован в будущем. Неправомерное и нецелесообразное увеличение долговой нагрузки противоречит интересам кредиторов. Статья 61.20 Закона о банкротстве достаточно специфична на фоне статей 61.11 - 61.13 данного Закона, поскольку не устанавливает уникальное "банкротное" основание привлечения к ответственности, а регулирует возмещение убытков, причиненных должнику, взыскиваемых в порядке, устанавливаемом нормами иных законодательных актов. Так, к нормам, на основании которых субъект может быть привлечен к ответственности по статье 61.20, относится статья 53.1 Гражданского кодекса РФ "Ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица", регламентирующая ситуации нарушения указанными в заглавии лицами принципов разумности и добросовестности при исполнении своих должностных полномочий, а также некоторые положения "корпоративного" законодательства. Нормами "корпоративного" законодательства, к которым отсылает статья 61.20, признается статья 71 Федерального закона "Об акционерных обществах" <190>, устанавливающая ответственность членов совета директоров и наблюдательного совета общества, единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа общества, а также управляющей организации или управляющего, и статья 44 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", содержащая похожий круг субъектов ответственности.
Статья: Уголовная ответственность юридических лиц в Объединенных Арабских Эмиратах и Королевстве Саудовская Аравия: сравнение материальных и процессуальных аспектов
(Волеводз А.Г., Цыплакова А.Д.)
("Российский следователь", 2024, N 3)Они накладываются по решению специального комитета, сформированного министром сроком на 3 года и состоящего не менее чем из трех членов под председательством знатока шариата, или нормативных актов. Министр или председатель Совета директоров соответствующего центра утверждает это решение, которое может быть обжаловано в судебном порядке. Данный механизм схож с отечественным пониманием административной ответственности. Несмотря на то что КСА является представителем религиозной правовой семьи ввиду господства исламского шариата, отмечается тенденция к смешанности подходов, как и в ОАЭ.
(Волеводз А.Г., Цыплакова А.Д.)
("Российский следователь", 2024, N 3)Они накладываются по решению специального комитета, сформированного министром сроком на 3 года и состоящего не менее чем из трех членов под председательством знатока шариата, или нормативных актов. Министр или председатель Совета директоров соответствующего центра утверждает это решение, которое может быть обжаловано в судебном порядке. Данный механизм схож с отечественным пониманием административной ответственности. Несмотря на то что КСА является представителем религиозной правовой семьи ввиду господства исламского шариата, отмечается тенденция к смешанности подходов, как и в ОАЭ.
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025) Должностные лица, к которым предъявляются дополнительные требования:
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025) Должностные лица, к которым предъявляются дополнительные требования:
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)В.Л. Слесарев и В.Д. Кравец считают, что избрание лица членом совета директоров является основанием возникновения правоотношений управления, содержанием которых будет специальная правосубъектность лица как члена совета директоров. Указанная правосубъектность, а также права и обязанности действовать от имени юридического лица и в его интересах, с учетом принципов добросовестности и разумности характеризуют статус лица - члена совета директоров как участника корпоративных отношений <31>.
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)В.Л. Слесарев и В.Д. Кравец считают, что избрание лица членом совета директоров является основанием возникновения правоотношений управления, содержанием которых будет специальная правосубъектность лица как члена совета директоров. Указанная правосубъектность, а также права и обязанности действовать от имени юридического лица и в его интересах, с учетом принципов добросовестности и разумности характеризуют статус лица - члена совета директоров как участника корпоративных отношений <31>.
Статья: Состояние нормативно-правового регулирования административной ответственности должностных лиц
(Кисин В.Р., Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Кроме того, еще шестнадцать видов субъектов, обладающих самыми разными юридическими признаками, несут административную ответственность как должностные лица лишь за совершение указанных в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ видов административных правонарушений. К числу таких субъектов относятся: члены различных коллегиальных органов (советов директоров, наблюдательных советов, правлений, дирекций, ревизионных комиссий и др.); учредители юридических лиц; лица, осуществляющие деятельность в области аудита пожарной безопасности, в сфере закупки товаров, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд и др.
(Кисин В.Р., Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Кроме того, еще шестнадцать видов субъектов, обладающих самыми разными юридическими признаками, несут административную ответственность как должностные лица лишь за совершение указанных в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ видов административных правонарушений. К числу таких субъектов относятся: члены различных коллегиальных органов (советов директоров, наблюдательных советов, правлений, дирекций, ревизионных комиссий и др.); учредители юридических лиц; лица, осуществляющие деятельность в области аудита пожарной безопасности, в сфере закупки товаров, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд и др.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)За незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, а равно за нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников ООО предусмотрена административная ответственность, которая наступает согласно п. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 тыс. до 700 тыс. руб., на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. руб. Привлечь к ответственности могут само общество, а также лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, членов совета директоров, ревизионной, счетной, ликвидационной комиссии, если в их действиях содержался соответствующий состав правонарушения <1>.
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)За незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, а равно за нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников ООО предусмотрена административная ответственность, которая наступает согласно п. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 тыс. до 700 тыс. руб., на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. руб. Привлечь к ответственности могут само общество, а также лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, членов совета директоров, ревизионной, счетной, ликвидационной комиссии, если в их действиях содержался соответствующий состав правонарушения <1>.
"Исполнительные органы хозяйственного общества: монография"
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)К сожалению, в судебных актах мы можем встретить другой, неоправданный, с нашей точки зрения, подход, когда суды не устанавливают полного состава правонарушения, совершенного членами органов управления, а указывают только на факт привлечения юридического лица к административной ответственности, на размер этой ответственности и выносят решение о привлечении членов органов управления к имущественной ответственности в размере возникших у юридического лица убытков. Примером может служить ранее упомянутое дело, когда суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения к ответственности членов совета директоров, утвердивших отчеты эмитента эмиссионных ценных бумаг, содержащие недостоверную информацию, в связи с чем на общество был наложен штраф в сумме 750 000 рублей <1>.
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)К сожалению, в судебных актах мы можем встретить другой, неоправданный, с нашей точки зрения, подход, когда суды не устанавливают полного состава правонарушения, совершенного членами органов управления, а указывают только на факт привлечения юридического лица к административной ответственности, на размер этой ответственности и выносят решение о привлечении членов органов управления к имущественной ответственности в размере возникших у юридического лица убытков. Примером может служить ранее упомянутое дело, когда суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения к ответственности членов совета директоров, утвердивших отчеты эмитента эмиссионных ценных бумаг, содержащие недостоверную информацию, в связи с чем на общество был наложен штраф в сумме 750 000 рублей <1>.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Учет и отчетность, документы акционерного общества. Информация об обществеКопии документов, указанных в пунктах 3, 6, 12 требования, а именно: список лиц, имевших право на участие в общем собрании акционеров, проведенном 31.05.2012, информация о наличии заключенных акционерных соглашений; копии уведомлений о заключении акционерных соглашений, кредитные договоры и договоры займа между ОАО "ВНИПИгаздобыча" и его дочерними и зависимыми обществами; договоры за 2011 - 2012 гг. в совершении которых имелась заинтересованность, одобренные Советом директоров общества, со всеми приложениями и дополнительными соглашениями; копии трудовых или иных гражданско-правовых договоров (контрактов), заключенных между обществом и руководителями общества, в которых указаны размеры выплат и/или зарплат и/или вознаграждений с учетом бонусов и/или премий по итогам года и/или кварталов, а именно: - договор (контракт) с единоличным исполнительным органом; - договоры (контракты) с членами Совета директоров общества; - договоры (контракты) с членами Правления общества; - договор (контракт) с главным бухгалтером; кредитные договоры и договоры займа, заключенные в период с 2010 года по настоящий момент обществом с лицами, оказывающими существенное влияние на решения, принимаемые органами управления общества, со всеми приложениями и дополнительными соглашениями; кредитные договоры и договоры займа, заключенные между обществом и лицами, составляющими с ним группу лиц на основании ст. 9 ФЗ N 135-ФЗ "О защите конкуренции", со всеми приложениями и дополнительными соглашениями; кредитные договоры и договоры займа, заключенные с членами Правления общества с 2010 года по настоящий момент, со всеми приложениями и дополнительными соглашениями; кредитные договоры и договоры займа, заключенные с членами Совета директоров общества с 2010 по настоящий момент, со всеми приложениями и дополнительными соглашениями предоставлены не были, что послужило основанием для привлечения общества с административной ответственности.
Статья: Специальные субъекты административных правонарушений, подлежащие ответственности как должностные лица
(Кисин В.Р., Хадисов Г.Х.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Помимо этого, 17 видов субъектов, обладающих разными юридическими признаками, не соответствующими указанным в примечании к ст. 2.4 Кодекса признакам должностного лица, согласно этому примечанию, подлежат административной ответственности как должностные лица лишь за совершение отдельных видов административных правонарушений. Так, члены советов директоров (наблюдательных советов) счетных, ревизионных, ликвидационных комиссий, учредители юридических лиц и некоторые другие субъекты несут административную ответственность как должностные лица за совершение административных правонарушений, предусмотренных 29 статьями КоАП РФ; члены комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд подлежат такой ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных 7 статьями Особенной части Кодекса, а члены комиссий по осуществлению иных закупок, несут административную ответственность как должностные лица за правонарушения, предусмотренные 3 статьями КоАП РФ. Для некоторых из указанных в рассматриваемой норме субъектов такая ответственность предусмотрена лишь по одной из статей Кодекса.
(Кисин В.Р., Хадисов Г.Х.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Помимо этого, 17 видов субъектов, обладающих разными юридическими признаками, не соответствующими указанным в примечании к ст. 2.4 Кодекса признакам должностного лица, согласно этому примечанию, подлежат административной ответственности как должностные лица лишь за совершение отдельных видов административных правонарушений. Так, члены советов директоров (наблюдательных советов) счетных, ревизионных, ликвидационных комиссий, учредители юридических лиц и некоторые другие субъекты несут административную ответственность как должностные лица за совершение административных правонарушений, предусмотренных 29 статьями КоАП РФ; члены комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд подлежат такой ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных 7 статьями Особенной части Кодекса, а члены комиссий по осуществлению иных закупок, несут административную ответственность как должностные лица за правонарушения, предусмотренные 3 статьями КоАП РФ. Для некоторых из указанных в рассматриваемой норме субъектов такая ответственность предусмотрена лишь по одной из статей Кодекса.
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Следует отметить, что не все сразу стали выполнять требования, предусмотренные при пандемии. Так, в ООО "Транспневматика - холдинг" был нарушен режим самоизоляции - проведено годовое собрание участников, на котором были избраны члены совета директоров. Государственная инспекция труда в Нижегородской области отметила, что в ООО "Транспневматика - холдинг" не была обеспечена безопасность участников собрания и работников в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, что повлекло привлечение к административной ответственности должностного лица указанного общества (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) <1>.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)Следует отметить, что не все сразу стали выполнять требования, предусмотренные при пандемии. Так, в ООО "Транспневматика - холдинг" был нарушен режим самоизоляции - проведено годовое собрание участников, на котором были избраны члены совета директоров. Государственная инспекция труда в Нижегородской области отметила, что в ООО "Транспневматика - холдинг" не была обеспечена безопасность участников собрания и работников в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, что повлекло привлечение к административной ответственности должностного лица указанного общества (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) <1>.