79-ФЗ увольнение в связи с утратой доверия
Подборка наиболее важных документов по запросу 79-ФЗ увольнение в связи с утратой доверия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)1. Основания для увольнения гражданского служащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)1. Основания для увольнения гражданского служащего в связи с утратой доверия
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.04.2023 по делу N 88-7830/2023 (УИД 40RS0001-01-2022-008676-80)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об изменении формулировки увольнения; 4) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Истица уволена с гражданской службы в связи с однократным грубым нарушением гражданским служащим должностных обязанностей.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.При этом, то обстоятельство, что в настоящее время в рамках возбужденного в отношении К. уголовного дела не принято процессуального решения о виновности или невиновности ее в совершении вмененных преступлений, не может являться основанием для признания необоснованными выводов проверки о наличии условий для ее увольнения по пункту 1.1 пункту 1 статьи 37, пункту 1 части 1 статьи 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ, поскольку основанием увольнения истца послужило не возбуждение уголовного дела, а несоблюдение ею требований о предотвращении конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных законом в целях противодействия коррупции, повлекшие утрату к ней доверия со стороны нанимателя, а не преступные действия, ответственность за которые предусмотрена действующим Уголовным кодексом РФ.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об изменении формулировки увольнения; 4) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Истица уволена с гражданской службы в связи с однократным грубым нарушением гражданским служащим должностных обязанностей.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.При этом, то обстоятельство, что в настоящее время в рамках возбужденного в отношении К. уголовного дела не принято процессуального решения о виновности или невиновности ее в совершении вмененных преступлений, не может являться основанием для признания необоснованными выводов проверки о наличии условий для ее увольнения по пункту 1.1 пункту 1 статьи 37, пункту 1 части 1 статьи 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ, поскольку основанием увольнения истца послужило не возбуждение уголовного дела, а несоблюдение ею требований о предотвращении конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных законом в целях противодействия коррупции, повлекшие утрату к ней доверия со стороны нанимателя, а не преступные действия, ответственность за которые предусмотрена действующим Уголовным кодексом РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К проблеме увольнения по утрате доверия с государственной службы
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)Другой вариант увольнения в связи с утратой доверия связан с грубым нарушением законодательства о противодействии коррупции. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) закрепляет семь оснований увольнения в связи с утратой доверия (ст. 59.2); Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) также закрепляет аналогичные основания для увольнения в связи с утратой доверия (ст. 82.1).
(Куракин А.В., Косенкова Н.Г., Попова О.В.)
("Современное право", 2024, N 1)Другой вариант увольнения в связи с утратой доверия связан с грубым нарушением законодательства о противодействии коррупции. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) закрепляет семь оснований увольнения в связи с утратой доверия (ст. 59.2); Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) также закрепляет аналогичные основания для увольнения в связи с утратой доверия (ст. 82.1).
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия на государственной и муниципальной службе
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)В соответствии со ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) государственные гражданские служащие подлежат увольнению в связи с утратой доверия к ним со стороны работодателя, в том числе в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона N 273-ФЗ служащий обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)В соответствии со ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) государственные гражданские служащие подлежат увольнению в связи с утратой доверия к ним со стороны работодателя, в том числе в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона N 273-ФЗ служащий обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий (часть 2 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий (часть 2 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Ситуация: Имеет ли право госслужащий сдавать квартиру внаем (в аренду)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Госслужащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Одним из последствий нарушения данного запрета является увольнение госслужащего в связи с утратой доверия (п. 3.1 ч. 1 ст. 17, п. 4 ч. 1 ст. 59.2 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Госслужащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Одним из последствий нарушения данного запрета является увольнение госслужащего в связи с утратой доверия (п. 3.1 ч. 1 ст. 17, п. 4 ч. 1 ст. 59.2 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
"Исполнительные органы хозяйственного общества: монография"
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)Существуют и иные ограничения, связанные с возможностью быть избранным единоличным исполнительным органом коммерческой организации. Так, согласно подп. 3 п. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" участие гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом, является основанием для увольнения в связи с утратой доверия.
(Шиткина И.С.)
("Статут", 2022)Существуют и иные ограничения, связанные с возможностью быть избранным единоличным исполнительным органом коммерческой организации. Так, согласно подп. 3 п. 1 ст. 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" участие гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом, является основанием для увольнения в связи с утратой доверия.
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия как мера дисциплинарной ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Отличается от этого подхода мнение В.И. Кузнецова, Ю.В. Трунцевского и Л.А. Ломакиной, которые заявляют о специфичности данной ответственности, относящейся к дисциплинарной очень опосредованно. Здесь в обоснование ложится толкование закона, в частности, обращается внимание, что п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <5>, в котором перечислены случаи утраты доверия, являющиеся общими основаниями для увольнения, "не согласован со ст. 59.1 и ст. 59.2, содержащими более широкие перечни". Как указано, "при отсутствии ссылок в этих статьях Закона N 79-ФЗ, а также учитывая, что ни в одном из указанных законодательных актов увольнение в связи с утратой доверия за коррупционные проступки не названо дисциплинарным проступком, дисциплинарный характер рассматриваемой санкции за коррупционные правонарушения вовсе не очевиден" <6>. В связи с этим предлагается унифицировать порядок применения дисциплинарных взысканий, сделав возможной санкцией за совершение коррупционного правонарушения не только увольнение, но и выговор, замечание, предупреждение о неполном должностном соответствии.
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Отличается от этого подхода мнение В.И. Кузнецова, Ю.В. Трунцевского и Л.А. Ломакиной, которые заявляют о специфичности данной ответственности, относящейся к дисциплинарной очень опосредованно. Здесь в обоснование ложится толкование закона, в частности, обращается внимание, что п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <5>, в котором перечислены случаи утраты доверия, являющиеся общими основаниями для увольнения, "не согласован со ст. 59.1 и ст. 59.2, содержащими более широкие перечни". Как указано, "при отсутствии ссылок в этих статьях Закона N 79-ФЗ, а также учитывая, что ни в одном из указанных законодательных актов увольнение в связи с утратой доверия за коррупционные проступки не названо дисциплинарным проступком, дисциплинарный характер рассматриваемой санкции за коррупционные правонарушения вовсе не очевиден" <6>. В связи с этим предлагается унифицировать порядок применения дисциплинарных взысканий, сделав возможной санкцией за совершение коррупционного правонарушения не только увольнение, но и выговор, замечание, предупреждение о неполном должностном соответствии.
Статья: Непредставление справки о доходах является правонарушением
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Кроме того, ст. 59.2 Закона N 79-ФЗ предусмотрена возможность увольнения за утрату доверия, если гражданский служащий, например, не принял мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, или не представил сведений о своих доходах, имуществе. Порядок применения наказания по ст. 59.1 и 59.2 установлен ст. 59.3 Закона N 79-ФЗ.
(Опарина С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 3)Кроме того, ст. 59.2 Закона N 79-ФЗ предусмотрена возможность увольнения за утрату доверия, если гражданский служащий, например, не принял мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, или не представил сведений о своих доходах, имуществе. Порядок применения наказания по ст. 59.1 и 59.2 установлен ст. 59.3 Закона N 79-ФЗ.
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия (на примере Центрального федерального округа)
(Селивановская И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)Анализ правоприменительной практики показал, что на конец октября 2022 г. (согласно реестру лиц, уволенных в связи с утратой доверия) в Центральном федеральном округе было уволено 78 служащих. Предлагается рассмотреть результаты исследования оснований увольнения отдельных категорий лиц, уволенных с государственной и муниципальной службы.
(Селивановская И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 2)Анализ правоприменительной практики показал, что на конец октября 2022 г. (согласно реестру лиц, уволенных в связи с утратой доверия) в Центральном федеральном округе было уволено 78 служащих. Предлагается рассмотреть результаты исследования оснований увольнения отдельных категорий лиц, уволенных с государственной и муниципальной службы.
Статья: Решение - коллективное, но ответственность - индивидуальная: некоторые вопросы юридической ответственности членов закупочных комиссий за правонарушения коррупционной направленности
(Иванов Р.В., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)В качестве специальной меры дисциплинарного воздействия на правонарушителей из числа членов закупочных комиссий может быть применена такая мера, как увольнение виновного с военной службы (с государственной гражданской службы, с работы) в связи с утратой доверия.
(Иванов Р.В., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 3)В качестве специальной меры дисциплинарного воздействия на правонарушителей из числа членов закупочных комиссий может быть применена такая мера, как увольнение виновного с военной службы (с государственной гражданской службы, с работы) в связи с утратой доверия.
Статья: Проблемы правового регулирования труда государственных гражданских служащих
(Рогалева И.Ю., Рогалева Г.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Стоит более подробно осветить расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Отличиями от прекращения трудового договора по инициативе работодателя служат такие основания, как несоответствие гражданского служащего своей должности по состоянию здоровья, утрата доверия со стороны представителя нанимателя в случае нарушения запретов и ограничений, отсутствие на службе более четырех месяц подряд в случае временной нетрудоспособности.
(Рогалева И.Ю., Рогалева Г.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Стоит более подробно осветить расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Отличиями от прекращения трудового договора по инициативе работодателя служат такие основания, как несоответствие гражданского служащего своей должности по состоянию здоровья, утрата доверия со стороны представителя нанимателя в случае нарушения запретов и ограничений, отсутствие на службе более четырех месяц подряд в случае временной нетрудоспособности.
Статья: Конституционный принцип доверия в современном российском обществе
(Нарутто С.В., Никитина А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" допускает досрочное прекращение полномочий главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации (ч. 6.1 ст. 36). Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено полномочие парламента субъекта РФ принять решение о недоверии (доверии) главе субъекта, а также отдельным министрам, если этот законодательный орган участвовал в их назначении (п. "б" ч. 1 ст. 19). Также Президент РФ вправе отрешить главу субъекта РФ от должности в связи с утратой доверия Президента за выявление фактов коррупции (п. "г" ч. 1 ст. 19). Служебным законодательством предусмотрено увольнение государственных и муниципальных служащих в связи с утратой доверия <2>.
(Нарутто С.В., Никитина А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" допускает досрочное прекращение полномочий главы муниципального района, главы муниципального округа, главы городского округа в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации (ч. 6.1 ст. 36). Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено полномочие парламента субъекта РФ принять решение о недоверии (доверии) главе субъекта, а также отдельным министрам, если этот законодательный орган участвовал в их назначении (п. "б" ч. 1 ст. 19). Также Президент РФ вправе отрешить главу субъекта РФ от должности в связи с утратой доверия Президента за выявление фактов коррупции (п. "г" ч. 1 ст. 19). Служебным законодательством предусмотрено увольнение государственных и муниципальных служащих в связи с утратой доверия <2>.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)В выписке из вышеуказанного протокола заседания комиссии, указано, что в соответствии с п. 21 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Приказом ФНС России от 30 марта 2011 г. N ММВ-7-4/235@ и по итогам рассмотрения данного вопроса Комиссия единогласно приняла решение: государственный гражданский служащий специалист 1 разряда отдела урегулирования задолженности ИФНС России по г. Курску истица не соблюдала требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов и рекомендовать начальнику ИФНС России по г. Курску применить в отношении истицы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе".
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)В выписке из вышеуказанного протокола заседания комиссии, указано, что в соответствии с п. 21 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Приказом ФНС России от 30 марта 2011 г. N ММВ-7-4/235@ и по итогам рассмотрения данного вопроса Комиссия единогласно приняла решение: государственный гражданский служащий специалист 1 разряда отдела урегулирования задолженности ИФНС России по г. Курску истица не соблюдала требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов и рекомендовать начальнику ИФНС России по г. Курску применить в отношении истицы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе".
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В ст. 63 Федерального закона "Об исполнительном производстве" указано, что судебный пристав-исполнитель не может участвовать в исполнительном производстве и подлежит отводу, если он состоит в родстве со сторонами исполнительного производства. При наличии оснований для самоотвода судебный пристав-исполнитель обязан заявить самоотвод, который должен быть мотивирован, изложен письменно и заявлен до начала совершения исполнительных действий. Истица П. не исполнила обязанности по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомлению непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов и о возможности его возникновения. Судом были отклонены доводы П. о том, что, уведомив непосредственного начальника о близком родстве с В. и заявив самоотвод в устной форме, она исполнила указанные обязанности. Суд пришел к правильному выводу о законности увольнения истца в связи с утратой доверия. Цель правосудия была достигнута, так как судом было принято законное и справедливое решение <15>.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В ст. 63 Федерального закона "Об исполнительном производстве" указано, что судебный пристав-исполнитель не может участвовать в исполнительном производстве и подлежит отводу, если он состоит в родстве со сторонами исполнительного производства. При наличии оснований для самоотвода судебный пристав-исполнитель обязан заявить самоотвод, который должен быть мотивирован, изложен письменно и заявлен до начала совершения исполнительных действий. Истица П. не исполнила обязанности по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомлению непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов и о возможности его возникновения. Судом были отклонены доводы П. о том, что, уведомив непосредственного начальника о близком родстве с В. и заявив самоотвод в устной форме, она исполнила указанные обязанности. Суд пришел к правильному выводу о законности увольнения истца в связи с утратой доверия. Цель правосудия была достигнута, так как судом было принято законное и справедливое решение <15>.