44-фз сертификат соответствия товара
Подборка наиболее важных документов по запросу 44-фз сертификат соответствия товара (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка средств индивидуальной защиты (в т.ч. медицинских масок)
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем... истцом поставлен ответчику товар в отсутствие действующего на момент получения товара сертификата соответствия, что было выявлено ответчиком при приемке товара и последующем отказе от приемки последнего.
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем... истцом поставлен ответчику товар в отсутствие действующего на момент получения товара сертификата соответствия, что было выявлено ответчиком при приемке товара и последующем отказе от приемки последнего.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2024 N 12АП-7184/2024 по делу N А12-15925/2024
Требование: О взыскании неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств по контракту.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Согласно п. 5.3 контракта к документу о приемке, предусмотренному п. 1 ч. 13 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ, поставщик (подрядчик, исполнитель) прилагает документы, которые считаются его неотъемлемой частью: акт о приемке выполненных работ формы КС-2; справка формы КС-3; счет, счет-фактура (при наличии); акты на скрытые работы (при наличии скрытых работ); надлежащим образом заверенные копии сертификатов на используемые товары и/или материалы (при наличии таких товаров и/или материалов); исполнительная документация в соответствии с требованиями законодательства РФ (в случае, если на данные работы требуется исполнительная документация); и/или иные документы в соответствии с требованиями настоящего контракта и/или законодательства РФ.
Требование: О взыскании неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств по контракту.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Согласно п. 5.3 контракта к документу о приемке, предусмотренному п. 1 ч. 13 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ, поставщик (подрядчик, исполнитель) прилагает документы, которые считаются его неотъемлемой частью: акт о приемке выполненных работ формы КС-2; справка формы КС-3; счет, счет-фактура (при наличии); акты на скрытые работы (при наличии скрытых работ); надлежащим образом заверенные копии сертификатов на используемые товары и/или материалы (при наличии таких товаров и/или материалов); исполнительная документация в соответствии с требованиями законодательства РФ (в случае, если на данные работы требуется исполнительная документация); и/или иные документы в соответствии с требованиями настоящего контракта и/или законодательства РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О вопросах, связанных с предоставлением национального режима при закупках и подтверждением происхождения товаров.
(Письмо Минфина России от 19.08.2025 N 24-06-09/80550)Учитывая изложенное, при осуществлении закупки товаров, указанных в подпункте "в" пункта 10 Постановления N 1875, наличие в числе заявок на участие в закупке заявки, признанной по результатам ее рассмотрения соответствующей установленным в соответствии с Законом N 44-ФЗ требованиям и содержащей сертификат по форме СТ-1 в качестве подтверждения страны происхождения товара, не является основанием для применения положений подпункта "ц" пункта 4 Постановления N 1875 и приравнивания заявки на участие в такой закупке, содержащей предусмотренное абзацем третьим подпункта "з" пункта 3 Постановления N 1875 указание наименования страны происхождения товара, к заявке на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства.
(Письмо Минфина России от 19.08.2025 N 24-06-09/80550)Учитывая изложенное, при осуществлении закупки товаров, указанных в подпункте "в" пункта 10 Постановления N 1875, наличие в числе заявок на участие в закупке заявки, признанной по результатам ее рассмотрения соответствующей установленным в соответствии с Законом N 44-ФЗ требованиям и содержащей сертификат по форме СТ-1 в качестве подтверждения страны происхождения товара, не является основанием для применения положений подпункта "ц" пункта 4 Постановления N 1875 и приравнивания заявки на участие в такой закупке, содержащей предусмотренное абзацем третьим подпункта "з" пункта 3 Постановления N 1875 указание наименования страны происхождения товара, к заявке на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)В ходе проверки антимонопольным органом установлено несоответствие заявки победителя аукциона требованиям аукционной документации, поскольку в ней отсутствует действующий сертификат (свидетельство) эксплуатанта на выполнение лесоавиационных работ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)В ходе проверки антимонопольным органом установлено несоответствие заявки победителя аукциона требованиям аукционной документации, поскольку в ней отсутствует действующий сертификат (свидетельство) эксплуатанта на выполнение лесоавиационных работ.
Вопрос: О подтверждении страны происхождения медицинских изделий и радиоэлектронной продукции, в отношении которых установлены ограничения допуска из иностранных государств, в целях закупок.
(Письмо Минфина России от 05.07.2023 N 24-06-06/62568)Пунктом 2 Постановления N 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС)), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрена документация о закупке), которые одновременно соответствуют условиям, указанным в этом пункте.
(Письмо Минфина России от 05.07.2023 N 24-06-06/62568)Пунктом 2 Постановления N 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС)), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрена документация о закупке), которые одновременно соответствуют условиям, указанным в этом пункте.
Статья: Цифровой формат предоставления органами исполнительной власти государственной услуги гражданам по обеспечению средствами реабилитации
(Шилюк Т.О.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 11)Согласно абз. 1 п. 3 Правил определения предельной стоимости единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. N 678, предельная стоимость единицы товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородных товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, информация о которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок, проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с ч. 14 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <16> однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения. Согласно ч. 13 ст. 22 указанного Закона идентичными товарами признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.
(Шилюк Т.О.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 11)Согласно абз. 1 п. 3 Правил определения предельной стоимости единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. N 678, предельная стоимость единицы товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородных товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, информация о которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок, проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с ч. 14 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <16> однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения. Согласно ч. 13 ст. 22 указанного Закона идентичными товарами признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.
Вопрос: Как правильно закупать у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы (УИС) товары из перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1292?
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)Извлечение. ФАС России обращает внимание, что закупаемые на основании п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ у учреждения или предприятия УИС товары (работы, услуги), должны быть выполнены (оказаны) и произведены исключительно соответствующими учреждениями и предприятиями УИС, а указанные обстоятельства должны подтверждаться документами, из которых следует, кто является производителем товара, например сертификатами соответствия, декларациями о соответствии, документами, оформляемыми в соответствии с санитарными нормами и правилами, и т.д. <2>.
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 4)Извлечение. ФАС России обращает внимание, что закупаемые на основании п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ у учреждения или предприятия УИС товары (работы, услуги), должны быть выполнены (оказаны) и произведены исключительно соответствующими учреждениями и предприятиями УИС, а указанные обстоятельства должны подтверждаться документами, из которых следует, кто является производителем товара, например сертификатами соответствия, декларациями о соответствии, документами, оформляемыми в соответствии с санитарными нормами и правилами, и т.д. <2>.
Статья: Обзор изменений в Постановлении Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875, вступивших в силу с 19 июня 2025 г.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Еще один вопрос связан с тем, что согласно подп. "а" п. 7 ПП РФ N 1875 отсутствие в РРПП товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, декларируется исключительно заказчиками, работающими по Закону N 44-ФЗ. Но это не означает, что возможность подтвердить российское происхождение предлагаемого товара для целей применения ограничения недоступна участникам закупок, проводимых по Закону N 223-ФЗ. Такая опция возможна и для них тоже - при условии, что заказчик продекларировал отсутствие в РРПП товара с характеристиками, соответствующими его потребности, в документации о закупке.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)Еще один вопрос связан с тем, что согласно подп. "а" п. 7 ПП РФ N 1875 отсутствие в РРПП товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, декларируется исключительно заказчиками, работающими по Закону N 44-ФЗ. Но это не означает, что возможность подтвердить российское происхождение предлагаемого товара для целей применения ограничения недоступна участникам закупок, проводимых по Закону N 223-ФЗ. Такая опция возможна и для них тоже - при условии, что заказчик продекларировал отсутствие в РРПП товара с характеристиками, соответствующими его потребности, в документации о закупке.
Статья: Применение "защитных мер" при заключении, исполнении и изменении контракта
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)С учетом положений ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара, логично истребовать в составе структурированного документа о приемке.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 7)С учетом положений ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара, логично истребовать в составе структурированного документа о приемке.
Статья: Административная практика
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 1)Таким образом, протокол сертификационных испытаний является неотъемлемой частью сертификата соответствия и не может являться избыточным требованием документации о закупке, так как уже подготовлен и на его основании выдан сертификат соответствия.
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 1)Таким образом, протокол сертификационных испытаний является неотъемлемой частью сертификата соответствия и не может являться избыточным требованием документации о закупке, так как уже подготовлен и на его основании выдан сертификат соответствия.
Вопрос: В первой части заявки указано несколько стран происхождения товара, некоторые из которых являются членами ЕАЭС, а некоторые - нет, а во второй части заявки представлен сертификат по форме СТ-1 в отношении продукции российского производства. Нужно приравнять заявку к предложениям о поставке иностранных товаров?
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 10)Таким образом, аукционная комиссия не может быть уверена, что участником закупки будет поставляться именно тот товар, в отношении которого он представил сертификат по форме СТ-1 во второй части заявки. В случае заключения контракта с этим участником закупки в проект контракта потребуется включить сведения обо всех странах происхождения товара, указанных им в первой части заявки (ч. 2 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ). Это даст ему возможность поставлять товар, происходящий из любой из указанных им стран. Совсем необязательно, что это будет продукция российского производства, на которую был представлен сертификат по форме СТ-1.
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 10)Таким образом, аукционная комиссия не может быть уверена, что участником закупки будет поставляться именно тот товар, в отношении которого он представил сертификат по форме СТ-1 во второй части заявки. В случае заключения контракта с этим участником закупки в проект контракта потребуется включить сведения обо всех странах происхождения товара, указанных им в первой части заявки (ч. 2 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ). Это даст ему возможность поставлять товар, происходящий из любой из указанных им стран. Совсем необязательно, что это будет продукция российского производства, на которую был представлен сертификат по форме СТ-1.
Готовое решение: В каком порядке принять участие в электронном аукционе, проводимом по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)документы, подтверждающие, что товар, работа или услуга соответствуют требованиям законодательства. Такие документы нужно прилагать, только если заказчик установил такое условие в извещении. Так, при закупке некоторых товаров необходимо подтвердить факт их госрегистрации. В частности, при закупке лекарств документом, подтверждающим ее, будет копия регистрационного удостоверения лекарственного препарата (Письмо Минфина России от 12.10.2020 N 24-02-06/88891). Необязательно прилагать документы, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром (например, копия паспорта изделия, сертификат качества) (пп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)документы, подтверждающие, что товар, работа или услуга соответствуют требованиям законодательства. Такие документы нужно прилагать, только если заказчик установил такое условие в извещении. Так, при закупке некоторых товаров необходимо подтвердить факт их госрегистрации. В частности, при закупке лекарств документом, подтверждающим ее, будет копия регистрационного удостоверения лекарственного препарата (Письмо Минфина России от 12.10.2020 N 24-02-06/88891). Необязательно прилагать документы, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром (например, копия паспорта изделия, сертификат качества) (пп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: Подтверждение страны происхождения товара при осуществлении закупок бананов.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)При этом пунктом 3 части 5 статьи 48 Закона N 44-ФЗ определено, что при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке.
("Официальный сайт ФАС России", 2024)При этом пунктом 3 части 5 статьи 48 Закона N 44-ФЗ определено, что при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке.
Вопрос: О вопросах, связанных с предоставлением национального режима при закупках товаров, работ, услуг, в том числе лекарственных препаратов.
(Письмо Минфина России от 25.07.2025 N 24-06-06/72389)Учитывая изложенное, при осуществлении закупки товаров, указанных в позициях 362 - 399 и 433 приложения N 2 к Постановлению N 1875, наличие в числе заявок на участие в закупке заявки, признанной по результатам ее рассмотрения соответствующей установленным в соответствии с Законом N 44-ФЗ требованиям и содержащей сертификат по форме СТ-1 в качестве подтверждения страны происхождения товара, не является основанием для приравнивания заявки на участие в такой закупке, содержащей предусмотренное абзацем третьим подпункта "з" пункта 3 Постановления N 1875 указание наименования страны происхождения товара, к заявке на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства.
(Письмо Минфина России от 25.07.2025 N 24-06-06/72389)Учитывая изложенное, при осуществлении закупки товаров, указанных в позициях 362 - 399 и 433 приложения N 2 к Постановлению N 1875, наличие в числе заявок на участие в закупке заявки, признанной по результатам ее рассмотрения соответствующей установленным в соответствии с Законом N 44-ФЗ требованиям и содержащей сертификат по форме СТ-1 в качестве подтверждения страны происхождения товара, не является основанием для приравнивания заявки на участие в такой закупке, содержащей предусмотренное абзацем третьим подпункта "з" пункта 3 Постановления N 1875 указание наименования страны происхождения товара, к заявке на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства.