Д29.2.4. РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ НАВИГАЦИИ, ПОСАДКИ И УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ (РТО НП И УВД)

8.3.1. Общие положения

Настоящие требования не распространяются на варианты применения винтокрылого аппарата для транспортировки грузов на внешней подвеске.

8.3.2. Общие положения

8.3.2.1. Радиотехническое оборудование навигации, посадки и УВД должно соответствовать требованиям, предъявляемым в 29.1301(б), для подтверждения его пригодности к установке на винтокрылый аппарат. При этом АФУ РТО НП и УВД, являющиеся частью конструкции планера, сертифицируются совместно с винтокрылым аппаратом.

8.3.2.2. Для обеспечения безопасного продолжения и завершения полета при отказах основных источников электроэнергии в соответствии с требованиями параграфа 29.1351 должно быть обеспечено функционирование как минимум одного комплекта (если их несколько) следующих видов радиотехнического оборудования:

- аппаратуры посадки СП, ILS, маркерного приемника или только маркерного приемника, если аппаратура СП, ILS не является обязательной для данного типа винтокрылого аппарата;

- радиотехнического оборудования измерения малых высот;

- радиокомпаса.

8.3.3. Состав радиотехнического оборудования навигации, посадки и управления воздушным движением

8.3.3.1. На винтокрылом аппарате должно быть установлено следующее радиотехническое оборудование навигации, посадки и управления воздушным движением:

- радиотехническое оборудование измерения малых высот;

- радиотехническое оборудование посадки СП, ILS;

- радиокомпас;

- радиолокационный ответчик УВД;

- радиолокационное метеонавигационное оборудование.

Примечания: 1. Радиолокационное метеонавигационное оборудование может не устанавливаться на винтокрылом аппарате, если он предназначен для полетов по ПВП.

2. Допускается, чтобы радиотехническое оборудование посадки состояло только из маркерного приемника, если ожидаемыми условиями эксплуатации не предусматривается заход на посадку по маякам СП, ILS.

8.3.3.2. Если указанного в 8.3.3.1 оборудования по составу и характеристикам недостаточно для выполнения требований к обеспечению необходимой точности навигации и посадки и/или допустимой загрузки экипажа, то состав дополнительного оборудования определяется исходя из ОУЭ.

8.3.4. Радиотехническое оборудование измерения малых высот

8.3.4.1.1. Радиотехническое оборудование измерения малых высот совместно с другим оборудованием должно обеспечивать:

- измерение истинной высоты полета с необходимой точностью;

- выдачу информации об истинной высоте и об отказах для визуальной индикации экипажу и в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются;

- выдачу летному экипажу сигналов предупреждения о снижении винтокрылого летательного аппарата до заранее установленной истинной высоты.

8.3.4.1.2. В РЛЭ должны быть указаны продольные углы крена и тангажа, при которых выполняются функции, изложенные в 8.3.4.1.1.

8.3.4.2. Радиокомпас (АРК)

8.3.4.2.1. Радиокомпас при работе по приводным и широковещательным станциям и радиомаякам должен обеспечивать совместно с другим оборудованием:

- получение непрерывного отсчета курсового угла радиостанции (КУР);

- осуществление полета на радиостанцию и от нее;

- определение пеленга на радиостанцию и от нее;

- выдачу сигналов опознавания наземных радиостанций, работающих в телеграфном режиме;

- выдачу информации об отказах для визуальной индикации экипажу и электрических сигналов в другое оборудование, если эти сигналы используются.

8.3.4.2.2. На удалениях от радиостанции, где напряженность поля сигнала составляет 70 - 80 мкВ/м, погрешность КУР должна быть не более +/- 3° на КУР 0° и 180° и +/- 5° на остальных КУР.

8.3.4.2.3. При полете над приводной радиостанцией зона неустойчивой работы АРК не должна превышать высоты полета (H).

Примечание. На винтокрылых аппаратах, где АРК является резервным средством навигации, допускается увеличение зоны неустойчивой работы АРК до 1,5H.

8.3.4.3. Радиолокационный ответчик УВД

8.3.4.3.1. Радиолокационный ответчик УВД должен обеспечить работу с вторичными наземными радиолокаторами на трассах и в зонах аэродромов.

Потребные режимы работы ответчика ("УВД", "RBS" или "S") определяются в зависимости от ожидаемых условий эксплуатации винтокрылого аппарата.

Неселективный ответчик УВД должен обеспечивать прием запросных сигналов и излучение ответных сигналов, содержащих координатный и информационный коды, включающие в себя как минимум следующую информацию: номер ВС, барометрическую высоту полета, сигнал бедствия, специальный импульс идентификации положения.

Адресный ответчик УВД, кроме вышеизложенного, должен обеспечивать прием запросных сигналов в адресных форматах и выдачу содержащейся в них информации бортовым потребителям, а также соответствующие ответы адресным запросчикам с передачей информации в адресных форматах сигналов от бортовых датчиков.

Адресный ответчик должен работать на разнесенные антенны.

8.3.4.3.2. Дальность действия радиолокационного ответчика УВД должна быть не менее

00000014.wmz

где

D - дальность, км;

H1 - высота установки антенны наземного радиолокатора, м;

H2 - высота полета винтокрылого аппарата, м;

0,75 - безразмерный коэффициент;

4,12 - масштабный коэффициент радиогоризонта, 00000015.wmz

при работе с вторичными радиолокаторами, регламентированная зона действия которых обеспечивает эту дальность.

8.3.4.3.3. Погрешность передачи ответчиком УВД показаний барометрической высоты пилотажных приборов, которые используются для выдерживания заданного профиля полета, не должна превышать +/- 37,5 м с вероятностью 0,95.

8.3.4.4. Радиолокационное метеонавигационное оборудование

8.3.4.4.1. Радиолокационное метеонавигационное оборудование совместно с другим оборудованием должно обеспечивать:

- получение и отображение информации об опасных метеообразованиях на экранах устройств отображения информации (индикаторе радиолокационного метеонавигационного оборудования или системы экранной индикации) на расстоянии, достаточном для их обхода на безопасном удалении, а при прерывании отображения (вне зависимости от режима работы оборудования) - сигнализацию о наличии опасных метеообразований в заданной зоне в направлении полета винтокрылого аппарата;

- определение углового положения и расстояния до наблюдаемых наземных ориентиров или метеообразований;

- выдачу визуальной информации об отказах оборудования и электрических сигналов в другое оборудование, если эти сигналы используются.

8.3.4.4.2. Отображаемая информация о метеообразованиях должна давать представление об их взаимном местоположении в плоскости визирования, а информация о земной поверхности должна позволять производить распознавание наземных ориентиров.

8.3.4.4.3. Устройства отображения информации должны быть сконструированы и установлены таким образом и в таком месте, чтобы обеспечивалась возможность использования пилотами информации радиолокационного метеонавигационного оборудования в любых возможных условиях освещенности в кабине экипажа.

8.3.4.5. Доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса (ДИСС)

8.3.4.5.1. Доплеровский измеритель должен обеспечивать при полете над любой поверхностью (в том числе над водной поверхностью при волнении 2 балла и более):

- определение путевой скорости, угла сноса и составляющих вектора скорости винтокрылого аппарата с требуемыми точностями и диапазонами их значений;

- выдачу информации о путевой скорости, угле сноса и составляющих вектора скорости винтокрылого аппарата, а также о режимах работы и об отказах для визуальной индикации экипажу и в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются.

8.3.4.5.2. Эти функции должны выполняться при полете со скоростью:

- менее 50 км/ч на высотах более 2 м и углах крена и тангажа не более 5°;

- более 50 км/ч на высотах более 10 м и углах крена и тангажа не более 10°;

- более 50 км/ч на высотах более 100 м и углах крена и тангажа не более 30°.

Примечание. Допускается переход ДИСС в режим "ПАМЯТЬ" при углах крена и тангажа, превышающих указанные, и при выполнении разворотов с угловой скоростью более 10 град./с и при полете над водной поверхностью при волнении менее 2 баллов.

8.3.4.6. Радиотехническое оборудование ближней навигации (угломерно-дальномерное) дециметрового диапазона

8.3.4.6.1. Радиотехническое оборудование ближней навигации должно обеспечивать в зоне действия радиомаяков:

- определение азимута и дальности винтокрылого аппарата относительно маяка с точностью, необходимой для пилотирования винтокрылого летательного аппарата по установленным воздушным коридорам;

- выдачу визуальной информации об азимутах, дальности и отказах, а также выдачу этой информации в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются.

8.3.4.6.2. Дальность действия радиотехнического оборудования ближней навигации должна быть не менее

00000016.wmz

где:

D - дальность, км;

H1 - высота установки антенны наземного радиолокатора, м;

H2 - высота полета винтокрылого аппарата, м;

0,75 - безразмерный коэффициент;

4,12 - масштабный коэффициент радиогоризонта, 00000017.wmz

на высотах до 5000 м при работе с наземными маяками, регламентируемая зона действия которых обеспечивает эту дальность.

8.3.4.7. Радиотехническое оборудование посадки СП, ILS

8.3.4.7.1. Радиотехническое оборудование посадки должно обеспечивать при работе с наземными системами посадки СП и ILS:

- определение положения винтокрылого аппарата относительно линий курса и глиссады радиомаячных систем с точностями и до высот, соответствующих посадочному минимуму, установленному для данного винтокрылого аппарата;

- выдачу информации о положении винтокрылого аппарата относительно линий курса и глиссады радиомаячных систем и об отказах для визуальной индикации экипажу и в виде электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются;

- выдачу информации о пролете маркерных радиомаяков (МРМ) в виде визуальной и звуковой сигнализации экипажу, а также выдачу электрических сигналов в другое бортовое оборудование, если эти сигналы используются.

Примечание. Оборудование, обеспечивающее выдачу информации о пролете маркерных маяков в виде визуальной и звуковой сигнализации, а также выдачу этой информации в виде электрических сигналов в другое оборудование может быть самостоятельным или входить в конструкцию иного оборудования.

8.3.4.7.2. Работоспособность курсового канала радиотехнического оборудования посадки должна обеспечиваться во всех ожидаемых условиях эксплуатации:

- на удалении не менее 45 км при относительной высоте полета над аэродромом 600 м в пределах линейной зоны радиомаяка и отклонении продольной оси винтокрылого аппарата в горизонтальной плоскости от направления на радиомаяк до +/- 20°;

- на удалении не менее 18 км при относительной высоте полета над аэродромом 300 м и отклонении продольной оси винтокрылого аппарата в горизонтальной плоскости от направления на радиомаяк до +/- 90°. При этом чувствительность курсового приемника должна быть не хуже, чем наименьшее из значений U1ДОП и U2ДОП, рассчитанное по формулам:

00000018.wmz 00000019.wmz

00000020.wmz 00000021.wmz

где

U1ДОП - допустимая чувствительность курсового приемника, рассчитанная для удаления 45 км (напряженность поля маяка 40 мкВ/м) при ориентации продольной оси винтокрылого аппарата в пределах углов +/- 20° от направления на маяк, мкВ;

U2ДОП - допустимая чувствительность курсового приемника, рассчитанная для удаления 18 км (напряженность поля маяка 90 мкВ/м) при ориентации продольной оси винтокрылого аппарата в пределах углов +/- 90° от направления на маяк, мкВ;

G1 - наименьшее возможное значение коэффициента усиления АФУ относительно полуволнового вибратора в секторе +/- 20° относительно направления полета в горизонтальной плоскости, определенное по результатам измерений на данном типе винтокрылого аппарата, дБ;

G2 - наименьшее возможное значение коэффициента усиления АФУ относительно полуволнового вибратора в секторе +/- 90° относительно направления полета в горизонтальной плоскости, определенное по результатам измерений на данном типе винтокрылого аппарата, дБ.

8.3.4.7.3. Работоспособность глиссадного канала радиотехнического оборудования посадки должна обеспечиваться во всех ожидаемых условиях эксплуатации на удалении не менее 18 км при относительной высоте полета над аэродромом 300 м в пределах +/- 8° от оси ВПП относительно глиссадного радиомаяка и отклонении продольной оси винтокрылого летательного аппарата в горизонтальной плоскости от направления на радиомаяк до +/- 45°. При этом чувствительность глиссадного приемника должна быть не хуже, чем UДОП, рассчитанная по формуле

00000022.wmz

UДОП = 47,3 · 10G / 20,

где

UДОП - допустимая чувствительность глиссадного приемника, рассчитанная для удаления 18 км (напряженность поля маяка 400 мкВ/м) при ориентации продольной оси винтокрылого аппарата в пределах углов +/- 45° от направления на маяк, мкВ;

G - наименьшее возможное значение коэффициента усиления АФУ относительно полуволнового вибратора в секторе +/- 45° относительно направления полета в горизонтальной плоскости, определенное по результатам измерений на данном типе винтокрылого аппарата, дБ.

8.3.4.7.4. Качество сигналов отклонения от линий курса и глиссады должно быть таким, чтобы обеспечивалось приемлемое качество пилотирования во всех режимах захода на посадку, принятых для данного винтокрылого аппарата.

8.3.4.7.5. Световая и/или звуковая сигнализация при пролете маркерных маяков при заходе на посадку по линиям курса и глиссады должна обеспечиваться в зоне:

- над дальним МРМ - (600 +/- 200) м;

- над ближним (средним) МРМ - (300 +/- 100) м, при угле наклона глиссады от 2,5 до 3°.

8.3.4.8. Радиотехническое оборудование угломерной системы VOR

8.3.4.8.1. Радиотехническое оборудование угломерной системы VOR должно обеспечивать в зоне действия радионавигационных маяков:

- определение углового положения винтокрылого аппарата относительно маяков угломерной системы VOR с точностью, необходимой для пилотирования винтокрылого летательного аппарата по установленным воздушным коридорам совместно с другим оборудованием, в направлении на маяк и от маяка;

- выдачу информации об угловом положении винтокрылого аппарата и об отказах для визуальной индикации экипажу и в виде электрических сигналов в другое оборудование, если эти сигналы используются.

8.3.4.8.2. Дальность действия радиотехнического оборудования угломерной системы VOR должна быть не менее

00000023.wmz

где

D - дальность, км;

H1 - высота установки антенны наземного радиомаяка, м;

H2 - высота полета винтокрылого аппарата, м;

0,75 - безразмерный коэффициент;

4,12 - масштабный коэффициент радиогоризонта, 00000024.wmz

в секторе +/- 30° от продольной оси винтокрылого летательного аппарата и 0,8 / D для остальных боковых пеленгов при работе с наземными маяками, регламентированная зона действия которых обеспечивает эту дальность.

При этом чувствительность приемника VOR должна быть не хуже, чем наименьшее из значений U1ДОП и U2ДОП, рассчитанных по формулам:

00000025.wmz 00000026.wmz

00000027.wmz 00000028.wmz

где

U1ДОП - допустимая чувствительность курсового приемника, рассчитанная для удаления D (напряженность поля маяка 90 мкВ/м) при ориентации продольной оси винтокрылого аппарата в пределах углов +/- 30° от направления на маяк, мкВ;

U2ДОП - допустимая чувствительность приемника VOR, рассчитанная для удаления 0,8D (напряженность поля маяка 225 мкВ/м) при ориентации продольной оси винтокрылого аппарата в пределах углов +/- 30° от направления на маяк, мкВ;

G1 - наименьшее возможное значение коэффициента усиления АФУ относительно полуволнового вибратора в секторе +/- 30° относительно продольной оси винтокрылого аппарата, определенное по результатам измерений на данном типе винтокрылого аппарата, дБ;

G2 - наименьшее возможное значение коэффициента усиления АФУ относительно полуволнового вибратора в секторе +/- 180° относительно продольной оси винтокрылого аппарата, определенное по результатам измерений на данном типе винтокрылого аппарата, дБ.

8.3.4.9. Радиотехническое оборудование дальномерной системы DME

8.3.4.9.1. Радиотехническое оборудование дальномерной системы DME должно обеспечивать:

- определение дальности винтокрылого аппарата относительно маяков системы с точностью, необходимой для пилотирования винтокрылого летательного аппарата по установленным воздушным коридорам совместно с другим оборудованием и осуществление посадки;

- выдачу визуальной информации о дальности и об отказах на собственный индикатор и/или на пилотажно-навигационные приборы и в виде электрических сигналов в другое оборудование, если эти сигналы используются.

8.3.4.9.2. Дальность действия радиотехнического оборудования дальномерной системы DME в навигационном режиме должна быть не менее

00000029.wmz

где

D - дальность, км;

H1 - высота установки антенны наземного радиомаяка, м;

H2 - высота полета винтокрылого аппарата, м;

0,75 - безразмерный коэффициент;

4,12 - масштабный коэффициент радиогоризонта, 00000030.wmz

на высотах до 5000 м при работе с наземными маяками, регламентируемая зона действия которых обеспечивает эту дальность. Дальность действия DME в режиме посадки должна обеспечиваться при минимальном значении допустимой плотности потока мощности в регламентированной зоне действия маяка.

8.3.4.10. Радиотехническое оборудование дальней навигации (РСДН)

Радиотехническое оборудование дальней навигации совместно с другим оборудованием должно обеспечивать в зоне действия наземных радиомаяков:

- определение местоположения винтокрылого аппарата с точностью, необходимой для пилотирования винтокрылого аппарата по установленным воздушным коридорам;

- выдачу информации о местоположении винтокрылого аппарата и об отказах для визуальной индикации экипажу и в виде электрических сигналов в другое оборудование, если эти сигналы используются.

8.3.4.11. Радиотехническое оборудование спутниковой навигации (СНС)

Радиотехническое оборудование спутниковой навигации совместно с другим оборудованием должно обеспечивать:

- определение географических координат винтокрылого аппарата с точностью, необходимой для пилотирования винтокрылого аппарата по установленным воздушным коридорам;

- выдачу информации о географических координатах и об отказах для визуальной индикации экипажу и в виде электрических сигналов в другое оборудование, если эти сигналы используются.

8.3.5. Антенно-фидерные устройства (АФУ)

Эти требования распространяются на все установленные на винтокрылом аппарате АФУ радиотехнического оборудования навигации, посадки и управления воздушным движением, а также на обтекатели антенн (в части их свойств, влияющих на характеристики АФУ).

8.3.5.1. Общие требования к антенно-фидерным устройствам (АФУ)

8.3.5.1.1. Конструкция АФУ должна обеспечивать механическую прочность, соответствующую ожидаемым условиям эксплуатации винтокрылого аппарата.

8.3.5.1.2. При размещении антенн на винтокрылом аппарате должны быть предусмотрены меры против повреждения выступающих антенн в процессе наземного обслуживания винтокрылого аппарата.

8.3.5.1.3. Диэлектрические элементы АФУ и обтекатели антенн, входящие в конструкцию винтокрылого аппарата, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены на винтокрылом аппарате таким образом, чтобы во всех ожидаемых условиях эксплуатации обеспечивалось требуемое качество функционирования связанного с АФУ оборудования и параметры АФУ соответствовали требованиям Д29.2.4.

8.3.5.1.4. Переходное сопротивление между фланцем крепления антенны и корпусом винтокрылого аппарата должно быть не более 600 мкОм. При наличии дополнительных установочных элементов суммарная величина переходного сопротивления между фланцем антенны и корпусом винтокрылого аппарата должна быть не более 2000 мкОм.

8.3.5.1.5. Сопротивление изоляции АФУ при температуре не выше +35 °C и относительной влажности не более 80% должно быть не менее 20 МОм, а во всех остальных ожидаемых условиях эксплуатации не менее 1 МОм (при рабочем напряжении АФУ не выше 0,4 кВ).

8.3.5.1.6. Конструкция и размещение на винтокрылом аппарате соединений антенны с фидерным трактом и аппаратурой должны обеспечивать возможность расстыковки и подключения измерительной аппаратуры.

8.3.5.1.7. Конструкция и размещение антенн, включая обтекатели, должны обеспечивать нормальное функционирование подключенной к ним аппаратуры при работе в условиях ожидаемого обледенения (см. Приложение C).

8.3.5.1.8. При конструировании и размещении антенн должны быть приняты необходимые меры по их защите от статического электричества.

8.3.5.1.9. При конструировании АФУ и их размещении на винтокрылом аппарате должны быть приняты необходимые меры по их защите от ударов молнии, исключающие возможность возникновения аварийной или катастрофической ситуации.

8.3.5.1.10. АФУ должны быть сконструированы и размещены на винтокрылом аппарате таким образом, чтобы обеспечивались необходимые развязки между передающими и приемными АФУ, при этом рекомендуется, чтобы:

- развязка между АФУ радиотехнического оборудования посадки, а также угломерной системы VOR и АФУ радиостанции МВ диапазона на рабочих частотах была не менее 35 дБ;

- для антенн радиотехнического оборудования измерения малых высот расстояние между центрами приемной и передающей антенн (Д) было не менее 0,5 м при соблюдении условия 00000031.wmz, где Hа - высота установки антенны над землей в момент касания шасси ВПП при посадке винтокрылого аппарата.

8.3.5.2. Требования к АФУ радиотехнического оборудования измерения малых высот

8.3.5.2.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять 4200 - 4400 МГц.

8.3.5.2.2. Для обеспечения работы оборудования измерения малых высот АФУ радиовысотомеров малых высот должны быть размещены таким образом, чтобы:

- отклонение плоскостей раскрывов антенн от горизонтальной плоскости винтокрылого аппарата не превышало 5°;

- в телесном угле раскрывов антенн с плоским углом при вершине не менее 90° отсутствовали выступающие элементы конструкции;

- плоскости поляризаций передающей и приемной антенн совпадали, а при наличии двух радиовысотомеров, поляризации одноименных антенн должны быть взаимно ортогональны.

8.3.5.3. Требования к АФУ радиокомпасов

8.3.5.3.1. Требования к ненаправленной антенне, входящей в состав винтокрылого аппарата.

8.3.5.3.1.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять 0,15 - 1,75 МГц.

8.3.5.3.1.2. Действующая высота ненаправленной антенны должна быть не менее 0,1 м.

8.3.5.3.1.3. Емкость ненаправленной антенны должна быть не менее 24 пФ.

8.3.5.3.1.4. Ненаправленная антенна должна быть размещена на винтокрылом аппарате таким образом, чтобы обеспечивалась индикация момента пролета приводной радиостанции с требуемой эксплуатационными правилами точностью.

8.3.5.3.1.5. Ненаправленная и рамочная антенны должны быть размещены таким образом, чтобы обеспечивалось выполнение требований инструкции по установке АРК.

8.3.5.3.2. Требования к блоку совмещенных антенн, входящему в комплект поставки АРК.

8.3.5.3.2.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять 0,15 - 1,75 МГц.

8.3.5.3.2.2. Для обеспечения работы радиокомпасов блок совмещенных антенн АРК должен быть размещен таким образом, чтобы:

- обеспечивалась отметка момента пролета приводной радиостанции с требуемой эксплуатационными правилами точностью;

- выполнялись требования к размещению блока совмещенных антенн на винтокрылом аппарате, изложенные в инструкции по установке радиокомпаса.

8.3.5.4.1. Требования к АФУ радиолокационных ответчиков для режима "УВД".

8.3.5.4.1.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять:

- в приемном режиме - (837,5 +/- 40) МГц, поляризация поля горизонтальная и (1030 +/- 3) МГц, поляризация поля вертикальная;

- в передающем режиме - (740 +/- 3) МГц, поляризация поля горизонтальная.

8.3.5.4.1.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению (КСВН) АФУ должен быть:

- в приемном диапазоне (837,5 +/- 4) МГц - не более 5;

- в приемном диапазоне (1030 +/- 30) МГц - не более 2;

- в передающем диапазоне (740 +/- 3) МГц - не более 2,5.

8.3.5.4.1.3. Зона видимости АФУ, определенная на удалении 75% дальности действия ответчика, не должна иметь провалов в горизонтальной плоскости при эксплуатационных углах крена и тангажа.

Примечание. Допускаются отдельные случайные пропадания отметки винтокрылого аппарата на время одного-двух оборотов антенны наземного радиолокатора при скорости вращения не менее 6 об./мин.

8.3.5.4.2. Требования к АФУ радиолокационных ответчиков для режима "RBS".

8.3.5.4.2.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять:

- в приемном режиме - (1030 + 3) МГц;

- в передающем режиме - (1090 +/- 3) МГц, поляризация поля вертикальная.

8.3.5.4.2.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению (КСВН) АФУ должен быть не более 2.

8.3.5.4.2.3. Зона видимости АФУ, определенная на удалении 75% дальности действия ответчика, не должна иметь провалов в горизонтальной плоскости при эксплуатационных углах крена и тангажа.

Примечание. Допускаются отдельные случайные пропадания отметки винтокрылого аппарата на время одного-двух оборотов антенны наземного радиолокатора при скорости вращения не менее 6 об./мин.

8.3.5.4.2.4. Затухание в фидере между антенной и радиолокационным ответчиком должно быть не более 5 дБ.

8.3.5.5. Требования к АФУ радиолокационного метеонавигационного оборудования

8.3.5.5.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять (9345 +/- 30) МГц и/или (5410 +/- 60) МГц.

8.3.5.5.2. Для обеспечения работы радиолокационного метеонавигационного оборудования антенна должна быть размещена таким образом, чтобы обеспечивался обзор в заданном эксплуатационными правилами секторе.

8.3.5.6. Требования к АФУ доплеровских измерителей путевой скорости и угла сноса

8.3.5.6.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять (13325 +/- 75) МГц.

8.3.5.6.2. Для обеспечения работы доплеровского измерителя путевой скорости и угла сноса АФУ должно размещаться в нижней части фюзеляжа или хвостовой балки таким образом, чтобы:

- в рабочей зоне лучей приемной и передающей антенн при любых конфигурациях винтокрылого аппарата не находились выступающие элементы конструкции винтокрылого аппарата;

- в непосредственной близости от АФУ не находились агрегаты с незакрытыми движущимися деталями;

- при наличии диэлектрического обтекателя, входящего в конструкцию винтокрылого аппарата, обеспечивалась заданная инструкцией по установке развязка между приемной и передающими антеннами.

8.3.5.7. Требования к АФУ радиотехнического оборудования ближней навигации (угломерно-дальномерного) дециметрового диапазона

8.3.5.7.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять:

- в передающем режиме - 726 - 813 МГц;

- в приемном режиме - 873,6 - 1000,5 МГц, поляризация поля горизонтальная.

8.3.5.7.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению (КСВН) на входе в АФУ должен быть:

- в передающем диапазоне - не более 2,5;

- в приемном диапазоне - не более 5.

8.3.5.7.3. Зона видимости АФУ, определенная на расстоянии 75% дальности прямой видимости от радиомаяка, не должна иметь провалов в горизонтальной плоскости при полете с нулевыми кренами. Неравномерность распределения горизонтальной составляющей поля в горизонтальной плоскости должна быть не более 12 дБ.

Примечания: 1. При установке на винтокрылом аппарате двухантенного АФУ допускаются отдельные интерференционные провалы в боковых направлениях ((90 +/- 40)° и (270 +/- 40)°), не влияющие на работу оборудования.

2. Если на винтокрылом аппарате установлено АФУ, состоящее из нескольких антенн, поочередно подключаемых к аппаратуре с помощью специального коммутирующего устройства, то процесс переключения не должен нарушать нормальной работы оборудования.

8.3.5.8. Требования к курсовым АФУ радиотехнического оборудования посадки СП, ILS

8.3.5.8.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять 108 - 112 МГц.

8.3.5.8.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению (КСВН) на выходе АФУ должен быть не более 5.

8.3.5.8.3. Неравномерность распределения горизонтальной составляющей поля в горизонтальной плоскости в переднем секторе +/- 90° относительно продольной оси винтокрылого аппарата должна быть не более 12 дБ.

Примечания: 1. Рекомендуется, чтобы коэффициент усиления АФУ в горизонтальной плоскости в направлении полета по сравнению с максимумом излучения полуволнового вибратора был не менее минус 10 дБ при наличии одного или двух выходов и не менее минус 13 дБ при наличии трех выходов (с учетом затухания в фидерном тракте не более 1 дБ).

2. При работе АФУ, имеющего один выход, с двумя или более приемниками выходом АФУ считается точка подключения фидера к общему входу приемников.

8.3.5.8.4. Поляризация поля должна быть преимущественно горизонтальной. Ослабление вертикальной составляющей поля антенны по отношению к горизонтальной составляющей в направлении вперед вдоль продольной оси винтокрылого аппарата должно быть не менее 10 дБ.

8.3.5.8.5. При наличии у антенны двух или трех выходов развязка между выходами АФУ должна быть не менее 6 дБ.

Примечание. При использовании курсовой антенны на винтокрылых аппаратах в качестве антенны угломерной системы VOR она должна также удовлетворять требованиям 8.3.5.11.

8.3.5.9. Требования к глиссадным АФУ радиотехнического оборудования посадки СП, ILS

8.3.5.9.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять 328,6 - 335,4 МГц.

8.3.5.9.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению (КСВН) на выходе АФУ должен быть не более 5.

8.3.5.9.3. Неравномерность распределения горизонтальной составляющей поля в горизонтальной плоскости в переднем секторе +/- 45° относительно продольной оси винтокрылого аппарата должна быть не более 6 дБ.

Примечания: 1. Рекомендуется, чтобы коэффициент усиления АФУ в горизонтальной плоскости в направлении полета по сравнению с максимумом излучения полуволнового вибратора был не менее минус 12 дБ при наличии одного или двух выходов и не менее минус 15 дБ при наличии трех выходов (с учетом затухания в фидерном тракте не более 2 дБ).

2. При работе АФУ, имеющего один выход, с двумя или более приемниками выходом АФУ считается точка подключения фидера к общему входу приемников.

8.3.5.9.4. Поляризация поля должна быть преимущественно горизонтальной. Ослабление вертикальной составляющей поля антенны по отношению к горизонтальной составляющей в направлении вперед вдоль продольной оси винтокрылого аппарата должно быть не менее 10 дБ.

8.3.5.9.5. При наличии у антенны двух или трех выходов развязка между выходами АФУ должна быть не менее 6 дБ.

8.3.5.9.6. Антенна должна быть размещена на винтокрылом аппарате таким образом, чтобы обеспечивалось безопасное расстояние от самой нижней ее точки до препятствий или поверхности земли при снижении по глиссаде в процессе захода на посадку во всех ожидаемых условиях эксплуатации.

8.3.5.10. Требования к маркерным АФУ радиотехнического оборудования посадки

8.3.5.10.1. Рабочая частота АФУ должна составлять (75 + 0,1) МГц.

8.3.5.10.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению (КСВН) на выходе АФУ должен быть не более 5.

8.3.5.10.3. Маркерная антенна должна быть размещена на винтокрылом летательном аппарате таким образом, чтобы обеспечивался обзор нижней полусферы.

8.3.5.11. Требования к АФУ радиотехнического оборудования угломерной системы VOR

8.3.5.11.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять 108 - 117,975 МГц.

8.3.5.11.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению (КСВН) на выходе АФУ должен быть не более 5.

8.3.5.11.3. Диаграмма направленности АФУ в горизонтальной плоскости должна быть всенаправленной. Неравномерность диаграммы направленности должна быть не более 20 дБ.

Примечания: 1. Рекомендуется, чтобы коэффициент усиления АФУ в горизонтальной плоскости в направлении продольной оси винтокрылого аппарата по сравнению с максимумом излучения полуволнового вибратора был не менее минус 12 дБ при наличии у АФУ одного выхода (с учетом затухания в фидерном тракте не более 3 дБ).

2. При работе АФУ, имеющего один выход, с двумя или более приемниками выходом АФУ считается точка подключения фидера к общему входу приемников.

8.3.5.11.4. Поляризация поля должна быть преимущественно горизонтальной. Ослабление вертикальной составляющей поля антенны по отношению к горизонтальной составляющей в направлении вперед вдоль продольной оси винтокрылого аппарата должно быть не менее 10 дБ.

Примечание. При использовании навигационной антенны угломерной системы VOR в качестве курсовой антенны радиотехнического оборудования посадки она должна также удовлетворять требованиям 8.3.5.8.

8.3.5.12. Требования к АФУ радиотехнического оборудования дальномерной системы DME

8.3.5.12.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен составлять 962 - 1215 МГц. Поляризация поля вертикальная.

8.3.5.12.2. Коэффициент стоячей волны по напряжению (КСВН) на входе АФУ должен быть не более 2.

8.3.5.12.3. Зона видимости АФУ в навигационном режиме, определенная на расстоянии 75% дальности прямой видимости от радиомаяка, не должна иметь провалов в горизонтальной плоскости при полете с нулевыми кренами. Зона видимости АФУ в посадочном режиме, определенная вблизи границы регламентированной зоны действия наземного радиомаяка, не должна иметь более одного провала длительностью более 10 с в горизонтальной плоскости при выполнении каждого из разворотов на 360° с кренами 10°. Выполняются левые и правые развороты.

8.3.5.12.4. Затухание в фидере между антенной и радиодальномером должно быть не более 5 дБ.

8.3.5.14. Требования к АФУ оборудования дальней навигации (РСДН)

8.3.5.14.1. Требования к антенне аппаратуры дальней навигации, не входящей в комплект поставки РСДН.

8.3.5.14.1.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен быть в пределах 10 - 130 кГц.

Диапазон рабочих частот может быть сокращен в зависимости от рабочих режимов, задействованных в сопрягаемом оборудовании дальней навигации.

8.3.5.14.1.2. Поляризация поля вертикальная.

8.3.5.14.1.3. Действующая высота ненаправленной антенны должна быть не менее 0,3 м, емкость - не менее 100 пФ, паразитная емкость - не более 10 пФ.

8.3.5.14.1.4. Антенна должна быть размещена в верхней или нижней части фюзеляжа в плоскости симметрии винтокрылого аппарата.

8.3.5.14.2. Требования к блоку антенн, входящему в комплект поставки аппаратуры РСДН.

8.3.5.14.2.1. Диапазон рабочих частот должен быть в пределах 10 - 130 кГц.

Диапазон рабочих частот может быть сокращен в зависимости от рабочих режимов, задействованных в сопрягаемом оборудовании дальней навигации.

8.3.5.14.2.2. Для обеспечения работы оборудования в соответствии с требованиями к аппаратуре РСДН блок антенны РСДН должен быть размещен сверху и снизу фюзеляжа и ориентирован в направлении полета в горизонтальном положении таким образом, чтобы выполнялись требования к размещению, включая выбор места установки блока антенн, изложенный в инструкции по установке оборудования РСДН.

8.3.5.15. Требования к АФУ оборудования спутниковой навигации (СНС)

8.3.5.15.1. Диапазон рабочих частот АФУ должен быть в пределах (1575,42 +/- 1) МГц при работе оборудования спутниковой навигации в режиме "GPS" и должен соответствовать рабочим частотам, определенным "Интерфейсным контрольным документом", при работе оборудования спутниковой навигации в режиме "ГЛОНАСС".

8.3.5.15.2. Для обеспечения работы оборудования спутниковой навигации антенна должна быть размещена таким образом, чтобы обеспечивался обзор верхней полусферы в заданном эксплуатационными правилами секторе.