Д29.2.5. РАДИОСВЯЗНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

8.4.2. Общие требования

8.4.2.1. Радиосвязное оборудование в зависимости от его состава и ОУЭ сертифицируемого винтокрылого аппарата должно обеспечивать выполнение следующих функций:

- двустороннюю связь в пределах прямой радиовидимости с диспетчерской службой каждого вертодрома (аэродрома), на котором предусматривается совершить взлет или посадку и в диспетчерской зоне которого находится винтокрылый аппарат;

- двустороннюю связь в любой момент полета по крайней мере с одной наземной авиационной радиостанцией;

- прием в любой момент полета метеорологических сводок или специальных извещений, передаваемых метеослужбами или диспетчерскими службами аэродромов по трассе полета;

- оперативную связь в любой момент полета между всеми членами экипажа;

- оповещение пассажиров в полете;

- обеспечение речевой информации об опасности при установке на винтокрылом аппарате аппаратуры речевой информации об опасности;

- обеспечение связи после посадки винтокрылого аппарата вне аэродрома или подачу сигнала для привода поисково-спасательных средств.

8.4.2.2. Радиосвязное оборудование должно соответствовать требованиям, предъявляемым в параграфе 29.1301(a*), для подтверждения его пригодности к установке на винтокрылый аппарат. При этом АФУ радиостанций МВ диапазона, являющиеся частью конструкции планера, а также АФУ радиостанций КВ и СВ диапазона сертифицируются совместно с винтокрылым аппаратом.

8.4.2.3. Для обеспечения безопасного продолжения и завершения полета при отказах основных источников электроэнергии в соответствии с требованиями 29.1351(d) должно быть обеспечено функционирование как минимум:

- аппаратуры внутренней связи;

- одной радиостанции МВ диапазона;

- аппаратуры речевой информации об опасности.

8.4.3. Состав радиосвязного оборудования

8.4.3.1. Состав радиосвязного оборудования определяется в зависимости от ожидаемых условий эксплуатации винтокрылого аппарата.

8.4.3.1.1. На винтокрылых аппаратах, совершающих трассовые полеты, во время которых в течение всего полета обеспечивается связь радиостанциями МВ диапазона (разрывы в полях МВ связи, определенные для 80% эффективного радиогоризонта, не превышают 5 мин. полета), устанавливаются:

- две радиостанции МВ диапазона;

- аппаратура внутренней связи авиационная (АВСА);

- авиагарнитуры членов экипажа;

- аварийный радиомаяк "КОСПАС-САРСАТ" МВ/ДМВ диапазона, который приводится в действие автоматически и принудительно вручную экипажем из кабины пилотов.

8.4.3.1.2. На винтокрылых аппаратах, совершающих полеты над труднодоступными и малонаселенными районами и обширной водной поверхностью, устанавливаются:

- две радиостанции МВ диапазона;

- аппаратура внутренней связи авиационная (АВСА);

- авиагарнитуры членов экипажа;

- два аварийных радиомаяка "КОСПАС-САРСАТ" МВ/ДМВ диапазона, из которых как минимум один приводится в действие автоматически и принудительно вручную экипажем из кабины пилотов, а второй является автономным и используется после аварийной посадки винтокрылого аппарата. Вместо автономного аварийного радиомаяка "КОСПАС-САРСАТ" может быть установлена аварийно-спасательная радиостанция МВ диапазона.

Примечание. Аварийные радиомаяки "КОСПАС-САРСАТ" МВ/ДМВ диапазона должны работать на частотах 121,5 МГц и 406 МГц одновременно. Аварийно-спасательные радиостанции МВ диапазона должны работать на частоте 121,5 МГц.

8.4.3.1.3. На винтокрылых аппаратах, совершающих полеты, во время которых связь в МВ диапазоне обеспечивается неполностью (разрывы в полях МВ связи, определенные для 80% эффективного радиогоризонта, превышают 5 мин. полета), в дополнение к радиосвязному оборудованию, указанному в 8.4.3.1.1 и 8.4.3.1.2 устанавливается одна радиостанция КВ диапазона, если разрывы в полях МВ связи, определенные для 80% эффективного радиогоризонта, превышают 5 мин. полета, но не превышают 1 ч полета, и две радиостанции КВ диапазона, если разрывы в полях МВ связи превышают 1 ч полета.

8.4.3.1.4. На винтокрылых аппаратах, совершающих полеты в полярных широтах вне зоны действия МВ радиосвязи со службами УВД, должно быть установлено радиосвязное оборудование, обеспечивающее двустороннюю связь со службами УВД в любой момент полета.

8.4.3.2. Дополнительно к радиосвязному оборудованию, перечисленному в 8.4.3.1, должна устанавливаться аппаратура речевой информации об опасности, если это необходимо для данного типа винтокрылого аппарата.

8.4.4.1. Радиостанции МВ диапазона

8.4.4.1.1. Радиостанции МВ диапазона должны обеспечивать в пределах дальности действия оперативную связь непосредственно между экипажем и диспетчерскими службами УВД в телефонном режиме.

8.4.4.1.2. Качество двусторонней связи бортовых радиостанций с наземной радиостанцией на стоянке, при движении по аэродрому и при полете в зоне аэродрома должно быть не хуже 4 баллов по 5-балльной шкале.

8.4.4.1.3. Дальность двухсторонней радиосвязи при горизонтальном положении винтокрылого аппарата должна быть не менее 80% эффективного радиогоризонта на высоте крейсерского полета при курсовых углах (0 +/- 30)° и (180 +/- 30)°, при качестве связи не хуже 3 баллов по 5-балльной шкале.

Примечание. Значение эффективного радиогоризонта вычисляется по формуле

00000032.wmz

где

D - эффективный радиогоризонт при стандартном коэффициенте рефракции, км;

H1 - высота подъема антенны наземной радиостанции, принимаемая равной 16 м;

H2 - высота полета винтокрылого аппарата, м;

4,12 - масштабный коэффициент радиогоризонта, 00000033.wmz.

8.4.4.1.4. Дальность двусторонней радиосвязи при любых курсовых углах, кроме указанных в 8.4.4.1.3, при горизонтальном положении винтокрылого аппарата должна быть не менее 65% эффективного радиогоризонта при качестве связи не хуже 3 баллов по 5-балльной шкале.

8.4.4.2. Радиостанции КВ диапазона

8.4.4.2.1. Радиостанции КВ диапазона должны обеспечивать связь экипажа винтокрылого аппарата со службами (пунктами) управления воздушным движением в случаях, когда связь через радиостанции МВ диапазона не может быть осуществлена.

8.4.4.2.2. Двусторонняя связь должна обеспечиваться на максимальную дальность полета винтокрылого аппарата при качестве связи не хуже 3 баллов по 5-балльной шкале.

8.4.4.3. Аппаратура внутренней связи авиационная (АВСА)

8.4.4.3.1. АВСА совместно с авиагарнитурами, микротелефонными трубками и громкоговорителями должна обеспечивать на любых режимах полета, в том числе при рулежке и на стоянке, внутреннюю телефонную связь между всеми членами экипажа, выход на внешнюю двустороннюю связь для членов летного экипажа через бортовые радиостанции, прием сигналов специального назначения, оповещение пассажиров (при наличии в составе АВСА блока оповещения), подключение аппаратуры речевой информации об опасности и бортовых средств сбора звуковой информации.

8.4.4.3.2. Качество внутренней связи между всеми членами экипажа должно быть не хуже 4 баллов по 5-балльной шкале.

8.4.4.4. Авиагарнитуры членов экипажа

8.4.4.4.1. Авиагарнитуры членов экипажа должны обеспечивать совместно с АВСА и радиостанциями внутреннюю и внешнюю связь в условиях окружающего акустического шума.

8.4.4.5. Аварийно-спасательные радиостанции и аварийные радиомаяки

8.4.4.5.1. Аварийно-спасательные радиостанции МВ диапазона, а также аварийные радиомаяки "КОСПАС-САРСАТ" МВ/ДМВ диапазона должны обеспечивать передачу сигналов для привода поисково-спасательных средств к месту аварии. Аварийно-спасательные радиостанции МВ диапазона должны также обеспечивать радиосвязь членов экипажа потерпевшего аварию винтокрылого аппарата и поисково-спасательных средств.

8.4.4.5.2. Аварийно-спасательные радиостанции МВ диапазона и аварийные радиомаяки "КОСПАС-САРСАТ" МВ/ДМВ диапазона (кроме неотделяемых) должны быть легкосъемными и размещаться в местах, удобных для их быстрого снятия при аварийной эвакуации.

8.4.4.7. Аппаратура речевой информации об опасности

8.4.4.7.1. Аппаратура речевой информации об опасности должна обеспечивать автоматическое речевое оповещение экипажа путем передачи стандартного сообщения из числа предварительно записанных на носителях информации.

8.4.4.7.2. Разборчивость речевой информации должна быть не хуже 4 баллов по 5-балльной шкале на всех этапах полета (на фоне других сообщений внутренней и внешней связи допускается ухудшение разборчивости при условии выполнения требований, предъявляемых к звуковым средствам сигнализации).

8.4.5. Антенно-фидерные устройства (АФУ)

Настоящие требования распространяются на все установленные на винтокрылом аппарате АФУ радиосвязного оборудования, а также на обтекатели антенн (в части их свойств, влияющих на характеристики АФУ).

8.4.5.1. Общие требования к антенно-фидерным устройствам

8.4.5.1.1. Конструкция АФУ должна обеспечивать механическую прочность, соответствующую ожидаемым условиям эксплуатации винтокрылого аппарата.

8.4.5.1.2. При размещении антенн на винтокрылом аппарате должны быть предусмотрены меры против повреждения выступающих антенн в процессе наземного обслуживания винтокрылого аппарата.

8.4.5.1.3. Диэлектрические элементы АФУ и обтекатели антенн, входящие в конструкцию винтокрылого аппарата, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены на винтокрылом аппарате таким образом, чтобы во всех ожидаемых условиях эксплуатации обеспечивалось требуемое качество функционирования связанного с АФУ оборудования и параметры АФУ соответствовали требованиям 8.4.5.

8.4.5.1.4. Переходное сопротивление между фланцами крепления антенны и корпусом винтокрылого аппарата должно быть не более 600 мкОм. При наличии дополнительных установочных элементов суммарная величина переходного сопротивления между фланцами антенн и корпусом винтокрылого аппарата должна быть не более 2000 мкОм.

8.4.5.1.5. Сопротивление изоляции АФУ при температуре не выше +35 °C и относительной влажности не более 80% должно быть не менее 20 МОм, а во всех остальных ожидаемых условиях эксплуатации не менее 1 МОм при рабочем напряжении не более 0,4 кВ и не менее 2 МОм на каждый полный или неполный киловольт при рабочем напряжении более 0,4 кВ.

Примечание. Допускается снижение сопротивления изоляции до 1 МОм, если обеспечивается соответствие оборудования требованиям раздела Д29.2.5.

8.4.5.1.6. Конструкция и размещение на винтокрылом аппарате соединений антенны с фидерным трактом и аппаратурой должны обеспечивать возможность расстыковки и подключения измерительной аппаратуры.

8.4.5.1.7. Конструкция и размещение антенн, включая обтекатели, должны обеспечивать нормальное функционирование подключенной к ним аппаратуры при работе в условиях ожидаемого обледенения (см. Приложение C).

8.4.5.1.8. При конструировании и размещении антенн должны быть приняты меры по их защите от статического электричества.

8.4.5.1.9. При конструировании АФУ и их размещении на винтокрылом аппарате должны быть приняты необходимые меры по их защите от ударов молнии, исключающие возможность возникновения аварийной или катастрофической ситуации.

8.4.5.1.10. АФУ должны быть сконструированы и размещены на винтокрылом аппарате таким образом, чтобы между ними обеспечивались необходимые развязки. Рекомендуются следующие значения развязок на рабочих частотах:

- не менее 35 дБ между АФУ радиостанций МВ диапазона;

- не менее 35 дБ между АФУ радиостанций МВ диапазона и курсовым АФУ радиотехнического оборудования посадки (АФУ радиотехнического оборудования угломерной системы VOR).

8.4.5.2. Требования к АФУ радиостанций МВ диапазона

8.4.5.2.1. Коэффициент стоячей волны по напряжению (КСВН) на входе АФУ должен быть не более 3,6.

8.4.5.2.2. КПД фидера питания, соединяющего антенну с радиостанцией МВ диапазона, должен быть не менее 0,5.

Примечание. В случае если дальность и качество связи обеспечиваются, КПД фидера питания не нормируется.

8.4.5.2.3. Неравномерность распределения вертикальной составляющей поля в горизонтальной плоскости не должна превышать 12 дБ.

Примечание. Допускается увеличение неравномерности на курсовых углах (90 +/- 60)° и (270 +/- 60)° в секторах, имеющих ширину не более 10° до уровня минус 14 дБ по отношению к максимуму диаграммы направленности, если при этом выполняются требования дальности радиосвязи.

8.4.5.3. Требования к АФУ радиостанций КВ диапазона

8.4.5.3.1. Антенны и антенные согласующие устройства (АСУ) должны обеспечивать настройку радиостанций во всем рабочем диапазоне частот в полете и на земле.

8.4.5.3.2. АСУ должно размещаться в непосредственной близости от антенны. Длина антенного ввода должна быть:

- не более 1 м для антенн емкостного типа;

- не более 0,25 м для антенн индуктивного типа.

Примечание. Антенным вводом считается находящаяся под металлической обшивкой винтокрылого аппарата часть проводника, соединяющего АСУ и возбудитель антенны.

8.4.5.3.3. Антенный ввод должен быть надежно изолирован и закреплен, чтобы устранить возможность прикосновения к металлическим частям конструкции и нарушения изоляции ввода в процессе полета.

8.4.5.3.4. Конструкция элементов передающих АФУ должна обеспечивать работу установленного на винтокрылом аппарате передатчика без коронирования и электрических пробоев.