Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Административная процедура по организации и проведению плановых проверок соблюдения работодателями и организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда

Административная процедура по организации

и проведению плановых проверок соблюдения работодателями

и организациями, осуществляющими проведение специальной

оценки условий труда, требований законодательства

Российской Федерации о специальной оценке условий труда

57. Административная процедура по организации и проведению плановых проверок соблюдения работодателями и организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда (далее - плановая проверка) осуществляется должностными лицами территориальных органов Службы после получения ими утвержденного ежегодного плана плановых проверок.

58. Основанием для начала указанной в пункте 57 Административного регламента административной процедуры является поступление к должностному лицу территориального органа Службы утвержденного руководителем территориального органа Службы ежегодного плана плановых проверок.

Должностное лицо территориального органа Службы не позднее десяти рабочих дней до начала проведения плановой проверки оформляет распоряжение о проведении плановой проверки в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141, и направляет его на подпись руководителю территориального органа Службы или его заместителю.

Распоряжение о проведении плановой проверки подписывается руководителем территориального органа Службы или его заместителем не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения плановой проверки указанного в распоряжении работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, с предоставлением его утвержденной копии должностному лицу территориального органа Службы.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ проведение плановой проверки без принятия распоряжения о ее проведении отнесено к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок (далее - грубые нарушения требований законодательства). Результаты проверок, проведенных с грубым нарушением установленных Федеральным законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательством нарушения работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда и подлежат отмене руководителем (заместителем руководителя) Службы или руководителем (заместителем руководителя) ее территориального органа, исполняющего государственную функцию, или судом на основании заявления проверяемого работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда.

59. Плановая проверка может проводиться только должностными лицами территориального органа Службы, указанными в распоряжении о проведении проверки.

60. При необходимости проведения при исполнении государственной функции экспертиз, исследований, испытаний, измерений должностные лица Службы и ее территориальных органов вправе привлекать к их проведению аккредитованных в установленном законодательством Российской Федерации об аккредитации порядке экспертов и экспертные организации.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ привлечение при исполнении государственной функции неаккредитованных экспертных организаций или экспертов отнесено к грубым нарушениям требований законодательства.

61. О проведении плановой проверки работодатель или организация, осуществляющая проведение специальной оценки условий труда, уведомляются должностными лицами территориального органа Службы не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 294-ФЗ проведение плановой проверки без указанного уведомления отнесено к грубым нарушениям требований законодательства.

62. Непосредственно перед началом плановой проверки заверенная печатью копия распоряжения о проведении указанной проверки вручается под роспись проводящим указанную проверку должностным лицом территориального органа Службы работодателю или его представителю, руководителю организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения.

По требованию работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, должностные лица территориального органа Службы обязаны представить документы, подтверждающие свои полномочия, а также ознакомить их с требованиями Административного регламента в части порядка исполнения государственной функции.

63. Плановые проверки могут проводиться в форме документарных либо выездных проверок.

Плановая документарная проверка проводится по месту расположения территориального органа Службы.

Плановая выездная проверка проводится по месту нахождения работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, и (или) по месту фактического осуществления ими деятельности.

Предметом плановой проверки является соблюдение работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в процессе осуществления хозяйственной деятельности и проведения специальной оценки условий труда требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, требованиям законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда.

64. Предметом плановой документарной проверки работодателя являются сведения, содержащиеся в его документах, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, предусмотренные требованиями законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, сведения и материалы, формируемые работодателем при проведении специальной оценки условий труда и по ее результатам, в том числе связанные с исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, а также исполнением предписаний и иных законных требований и решений уполномоченных должностных лиц территориальных органов Службы, в том числе:

а) установление соответствия представленных работодателем на добровольной основе в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Административного регламента документов, информации и иных сведений, с документами, информацией и иными сведениями, перечисленными в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 48 Административного регламента и полученными посредством межведомственного информационного взаимодействия;

б) установление соответствия формы и порядка заполнения отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда у работодателя требованиям Федерального закона N 426-ФЗ, приказа Минтруда России N 33н, а также соблюдения сроков исполнения содержащихся в перечисленных законодательных и нормативных правовых актах требований, правильности идентификации потенциально вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса с учетом Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, а также правомерности и правильности применения требований Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. N 976н, и результатов ее применения (если было принято решение о применении данной Методики);

в) установление соответствия состава сформированной у работодателя комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также принимаемых ею решений при проведении специальной оценки условий труда требованиям Федерального закона N 426-ФЗ;

г) установление соответствия содержащихся в отчете о результатах проведения специальной оценки условий труда у работодателя сведений:

требованиям статей 92, 117, 147, 213, 221, 222 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2015, N 27, ст. 3964; 2016, N 1, ст. 5; N 22, ст. 3091; N 27, ст. 4183; N 52, ст. 7477, 7486) в части правильности назначения гарантий (компенсаций) в зависимости от итогового класса (подкласса) условий труда на рабочих местах;

отраслевым соглашениям, коллективному договору, трудовым договорам, устанавливающим обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, установленных по результатам специальной оценки условий труда;

действующему у работодателя положению о системе оплаты труда работников;

локальным нормативным актам работодателя, устанавливающим условия и объемы предоставляемых гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, размер сокращенной продолжительности рабочего времени, размер повышения оплаты труда на основании результатов проведения специальной оценки условий труда;

списку работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также заключительному акту о результатах проведенных периодических медицинских осмотров работников за предшествующий год;

д) установление обоснованности декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест, подлежащих декларированию в соответствии с содержащимися в отчете о результатах проведения специальной оценки условий труда у работодателя сведениями, а также правильности соблюдения порядка декларирования, установленного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 февраля 2014 г. N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда";

е) установление наличия опубликования результатов проведения специальной оценки условий труда на официальном сайте работодателя (при наличии официального сайта у работодателя);

ж) установление правильности предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от итогового класса (подкласса) условий труда на рабочих местах в период проведения внеплановой специальной оценки условий труда, основанием для которой явилось получение работодателем предписания должностного лица Службы или ее территориального органа о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе исполнения государственной функции или проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

з) установление исполнения (неисполнения) предписаний должностных лиц Службы или ее территориальных органов об устранении выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда нарушений.

При отсутствии отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда у работодателя документарной проверке на соответствие перечисленным выше требованиям подлежат результаты проведенной у работодателя до 31 декабря 2013 г. и оформленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек.

65. Предметом плановой документарной проверки организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, являются документы и сведения, подтверждающие право указанных организаций на проведение специальной оценки условий труда, соответствие их требованиям законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, иных федеральных законов и нормативных правовых актов в указанной сфере, в том числе:

а) установление соответствия представленных организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, на добровольной основе в соответствии с подпунктом "д" пункта 11 Административного регламента документов, информации и иных сведений, документам, информации и иным сведениям, перечисленным в подпунктах "а" - "г" пункта 48 Административного регламента и полученным посредством межведомственного информационного взаимодействия <1>;

--------------------------------

<1> Указанные требования распространяются на организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с требованиями частей 1 и 3 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ.

б) установление соответствия формы и порядка заполнения отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда у работодателя требованиям Федерального закона N 426-ФЗ, приказа Минтруда России N 33н, а также соблюдения сроков исполнения содержащихся в перечисленных законодательных и нормативных правовых актах требований, правильности идентификации потенциально вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса с учетом Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, а также правомерности и правильности применения требований Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. N 976н, и результатов ее применения (если было принято решение о применении данной Методики), а также соответствия требованиям перечисленных законодательных и нормативных правовых актов содержащихся в разделе I отчета сведений об испытательной лаборатории, экспертах, в том числе в части наличия допуска к проведению специальной оценки условий труда <2>;

--------------------------------

<2> Указанные требования распространяются на организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с требованиями частей 1 и 3 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ.

в) установление наличия сведений о размещении отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда у работодателя, выполненного организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда и соответствия размещенной информации требованиям Федерального закона N 426-ФЗ, приказа Минтруда России от 3 ноября 2015 г. N 843н "Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда";

г) установление правомочности исполнения обязанностей экспертов в соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ;

д) установление на основании сведений, содержащихся в отчете о результатах проведения специальной оценки условий труда у работодателя, выполненного организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда:

правомерности применения и правильности применения экспертами организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, использованных методик исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

соответствия использованных средств измерений требованиям части 4 статьи 12 Федерального закона N 426-ФЗ;

соответствия и правильности назначения гарантий (компенсаций) в зависимости от итогового класса (подкласса) условий труда на рабочих местах требованиям статей 92, 117, 147, 213, 221, 222 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2015, N 27, ст. 3964; 2016, N 1, ст. 5; N 22, ст. 3091; N 27, ст. 4183; N 52, ст. 7477, 7486);

соответствия данных отчета информации, полученной из Росаккредитации в рамках межведомственного информационного взаимодействия об аттестате испытательной лаборатории, а также методиках и средствах измерения вредных (опасных) производственных факторов, предусмотренных Федеральным законом N 426-ФЗ, в том числе в части срока действия аттестата аккредитации <1>;

--------------------------------

<1> Указанные требования распространяются на организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с требованиями частей 1 и 3 статьи 27 Федерального закона N 426-ФЗ.

е) установление исполнения (неисполнения) предписаний должностных лиц Службы или ее территориальных органов об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда.

66. Предметом плановой выездной проверки работодателя являются содержащиеся в его документах сведения, в том числе о проведении или непроведении у работодателя специальной оценки условий труда, данные о результатах ее проведения, соответствие этих данных установленным при проверке условиям труда на рабочих местах работников и предусмотренному законодательством о специальной оценке условий труда порядку оформления результатов специальной оценки условий труда, а также принимаемые меры по исполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, запрашиваемые и рассматриваемые при проведении плановой документарной проверки.

67. Предметом плановой выездной проверки организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, является наличие у них предусмотренных законодательством Российской Федерации о специальной оценке условий труда разрешительных документов на проведение специальной оценки условий труда, соответствие их требованиям законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, иных федеральных законов и нормативных правовых актов в указанной сфере, соответствие используемых указанными организациями при проведении специальной оценки условий труда приборов, оборудования, средств измерения, а также сопроводительной документации к ним требованиям законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, а также принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, запрашиваемые и рассматриваемые при проведении плановой документарной проверки. При плановой выездной проверке дополнительно проверяется наличие измерительных приборов, перечисленных в аттестате аккредитации испытательной лаборатории, а также соблюдение сроков их поверки, в том числе посредством установления соответствия указанных сведений аналогичным сведениям в выполненном организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, отчете о результатах проведения специальной оценки условий труда у работодателя, являвшемся предметом плановой документарной проверки в соответствии с пунктом 65 Административного регламента.

68. Непосредственно перед началом проведения плановой документарной проверки должностным лицом территориального органа Службы рассматриваются документы работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в отношении которых будет проводиться указанная проверка, и имеющиеся в территориальном органе Службы документарные сведения об указанных документах (акты предыдущих проверок, предписания об устранении ранее выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, материалы дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц и иные материалы по результатам ранее исполненной государственной функции, а также в случае проверки организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, - сведения о результатах проведения проверяемой организацией специальной оценки условий труда, имеющиеся в территориальном органе Службы и (или) содержащиеся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда).

69. В случае отсутствия или недостаточности в территориальном органе Службы имеющихся материалов и документов, позволяющих сделать объективные выводы и заключения о соблюдении проверяемым работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, а также в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении территориального органа Службы, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, должностное лицо территориального органа Службы уведомляет проверяемого работодателя или организацию, осуществляющую проведение специальной оценки условий труда, о начале плановой документарной проверки с направлением заверенной печатью копии распоряжения (приказа) о проведении указанной проверки и мотивированного запроса с требованием представить необходимые для рассмотрения документы, перечень которых определяется исходя из предмета государственной функции, и которые не могут быть представлены в результате межведомственного электронного взаимодействия, в том числе:

отчет о результатах проведения специальной оценки условий труда и иные прилагаемые к нему документы, установленные Федеральным законом N 426-ФЗ и приказом Минтруда России N 33н;

документы об утверждении состава комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя, протоколы ее заседаний с принятыми решениями, если работодатель является объектом проверки;

документы о кадровом составе организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, если указанная организация является объектом проверки.

Содержание отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда не может служить основанием для исполнения государственной функции в иных целях, кроме указанных в распоряжении (приказе) о проведении плановой документарной проверки.

При направлении запроса должностное лицо территориального органа Службы письменно предупреждает работодателя или организацию, осуществляющую проведение специальной оценки условий труда, об административной ответственности за непредоставление в срок запрашиваемых документов.

70. Не допускается требовать у проверяемого работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, сведений и документов, не относящихся к предмету плановой документарной проверки, и нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При проведении плановых документарных проверок запрещается требовать у проверяемого работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, сведений и документов, которые могут быть получены территориальным органом Службы от иных органов государственного надзора либо органов муниципального контроля.

71. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемый работодатель или организация, осуществляющая проведение специальной оценки условий труда, обязаны направить в территориальный орган Службы указанные в запросе документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя или его представителя.

Работодатель или организация, осуществляющая проведение специальной оценки условий труда, вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Непредставление в установленный срок запрашиваемых документов является основанием для возбуждения административного производства в отношении виновных должностных лиц проверяемого работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в соответствии с нормами статей 19.4.1 и 19.7 КоАП и внесения руководителю территориального органа Службы предложения о прекращении плановой документарной проверки и проведении плановой выездной проверки.

72. В случае, если в ходе плановой документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Службы и ее территориального органа документах и (или) полученных в ходе исполнения государственной функции, информация об этом направляется проверяемому работодателю или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

При осуществлении проверки организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в случае недостаточности предоставленных проверяемой организацией сведений для исполнения государственной функции согласно статье 357 Трудового кодекса Российской Федерации соответствующие недостающие сведения запрашиваются у работодателя, у которого данная организация проводила специальную оценку условий труда.

73. Работодатель или организация, осуществляющая проведение специальной оценки условий труда, представляющие в территориальный орган Службы пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в пункте 72 Административного регламента сведений, вправе представить дополнительно в территориальный орган Службы документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

74. Должностное лицо территориального органа Службы обязано рассмотреть представленные работодателем или его представителем, руководителем организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

75. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений территориальный орган Службы установит признаки нарушения требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, должностное лицо территориального органа Службы вправе провести выездную проверку.

В целях проведения плановой выездной проверки на основании служебной записки, подготовленной должностным лицом территориального органа Службы, проводившим плановую документарную проверку, руководителем территориального органа Службы (его заместителем) издается дополнительное распоряжение о проведении плановой выездной проверки, оформляемое в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141 (далее - распоряжение на проведение выездной проверки).

76. В соответствии с нормами Федерального закона N 294-ФЗ продолжительность каждой плановой проверки, осуществляемой при исполнении государственной функции должностными лицами территориальных органов Службы, не должна превышать двадцати рабочих дней, а в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов - для микропредприятия в год.

В соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства отнесено к грубым нарушениям требований законодательства.

77. Продление срока плановой документарной проверки не допускается. При проведении плановой выездной проверки запрещается требовать от работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, представления документов и (или) информации, которые были представлены ими в ходе проведения документарной проверки.

78. Срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий - не более чем на 50 часов, в отношении микропредприятий - не более чем на 15 часов, в том числе при направлении должностным лицом территориального органа Службы, проводящим указанную проверку, в органы исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации представлений о проведении государственной экспертизы условий труда.

Решение о продлении срока проведения плановой выездной проверки оформляется посредством подписания руководителем территориального органа Службы (его заместителем) распоряжения, составленного проводившим плановую выездную проверку должностным лицом территориального органа Службы.

Распоряжение о продлении срока проведения плановой выездной проверки должно быть доведено до сведения проверяемого работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, не менее чем за три рабочих дня до окончания срока проведения данной проверки.

Заверенная печатью копия распоряжения о продлении срока проведения плановой выездной проверки вручается под роспись должностным лицом территориального органа Службы руководителю, иному должностному лицу или представителю проверяемого работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда.

79. По результатам каждой завершенной плановой документарной или выездной проверки должностным лицом территориального органа Службы, проводившим проверку, оформляется акт проверки в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141 (далее - акт проверки).

80. В акте проверки отражаются установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия представленных работодателем в соответствии с пунктом 64 Административного регламента документов и сведений или представленных в соответствии с пунктом 65 Административного регламента организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, документов и сведений, а также осуществляемых ими деятельности, выполняемых работ либо оказываемых услуг требованиям законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда. В акте проверки также указываются подробные сведения о фактах выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, неповиновения требованиям должностного лица территориального органа Службы, а также воспрепятствования осуществлению им своих служебных обязанностей (при наличии указанных фактов).

В случае устранения работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, выявленных в ходе плановой документарной или выездной проверки нарушений об этом делается запись в акте проверки.

81. В соответствии с положениями части 3 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ к акту проверки прилагаются следующие связанные с результатами плановой проверки документы или их копии:

а) протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;

б) объяснения работников работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;

в) предписания об устранении выявленных нарушений;

г) иные, связанные с результатами плановой проверки документы или их копии.

При наличии оснований для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц, виновных в выявленных в ходе плановой документарной или выездной проверки нарушениях требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, протоколы об административных правонарушениях прилагаются к актам проверок только в тех случаях, когда в соответствии с требованиями КоАП дело об административном правонарушении могло быть рассмотрено в установленные для проведения плановой проверки сроки.

В случаях, когда дело об административном правонарушении не могло быть рассмотрено в установленные для проведения плановой документарной или выездной проверки сроки, дело об административном правонарушении возбуждается и рассматривается по завершении проведения указанной проверки и подписания акта проверки.

82. Акт проверки оформляется должностным лицом территориального органа Службы непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых с копиями приложений вручается представителям проверяемого работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия руководителя или представителей проверяемого работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, а также в случае отказа проверяемого работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в надзорном деле территориального органа Службы.

В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения исполнения государственной функции, и вручается представителям проверяемого работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в надзорном деле территориального органа Службы.

В соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ непредставление акта проверки, в том числе непредставление акта проверки в указанные в данном пункте Административного регламента сроки, отнесено к грубым нарушениям требований законодательства.

83. Работодатель или его представитель, руководитель организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представитель имеют право указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами документарной или выездной проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц территориального органа Службы, проводивших данную проверку.

84. При проведении плановой документарной или выездной проверки должностное лицо территориального органа Службы обязано разъяснить представителям работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в отношении которых проводилась данная проверка, их право в случае несогласия с изложенными в акте проверки фактами и выводами либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки представить в территориальный орган Службы в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом работодатель или организация, осуществляющая проведение специальной оценки условий труда, вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные печатью (при наличии) и подписью руководителя копии либо в согласованный срок передать их в территориальный орган Службы.

Возражения работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в течение десяти рабочих дней рассматриваются руководителем территориального органа Службы (его заместителем), по результатам рассмотрения выносится письменное решение.

Решение по возражениям работодателей или организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, на содержание акта проверки и (или) предписания, выданного по результатам плановой проверки, доводится до их сведения в течение трех рабочих дней после его вынесения.

Внесение работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в отношении которых проводилась плановая проверка, возражений на содержание акта проверки и (или) предписания не ограничивает права проверенного работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, на обжалование действий и решений проводивших плановую проверку должностных лиц территориальных органов Службы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Административным регламентом.

85. По завершении плановой документарной или выездной проверки должностными лицами территориального органа Службы осуществляется запись в журнале учета проверок работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в отношении которых проводилась указанная плановая проверка (при наличии журнала у работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда), с указанием сведений о наименовании территориального органа Службы, датах начала и окончания проведения плановой документарной или выездной проверки, точном времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете данной проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и наименования должностей должностных лиц территориального органа Службы, проводивших проверку, и их личными подписями.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись. При несоответствии формы журнала учета проверок установленным приказом Минэкономразвития России N 141 требованиям запись об этом вносится в акт проверки с указанием того, в чем именно выражается нарушение требований к оформлению журнала.

86. В случае если в ходе проведения плановой документарной проверки было принято решение о ее прекращении и проведении плановой выездной проверки данного работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, акт проверки оформляется по завершении плановой выездной проверки.