8.7. Непакетированные пропсы и балансы

8.7.1. Информация о грузе - непакетированные пропсы и балансы (круглые короткомерные лесоматериалы) хвойных и лиственных пород древесины россыпью по ГОСТ 22297 и по ГОСТ 22296:

┌─────────────────┬───────────────┬────────────────┬─────────────┐

│ Форма, размеры, │Удельный погру-│Угол статической│ Коэффициент │

│ масса грузового │зочный объем │ устойчивости │проницаемости│

│ места │(УПО), при │ штабеля груза, │ груза, k │

│ │транспортной │ хи, град. │ │

│ │влажности, мю, │ │ │

│ │куб. м/т │ │ │

├─────────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┤

│Пропсы - руднич- │ 1,9 - 2,6 │Пропсы и балан- │ 0,4 │

│ная стойка длиной│ │сы, уложенные и │ │

│от 0,9 до 3,0 м с│ │закрепленные как│ │

│диаметром в верх-│ │указано ниже, - │ │

│нем отрезе от 63 │ │35° │ │

│до 250 мм. │ │ │ │

│Балансы - сырье │ │ │ │

│для целлюлозно - │ │ │ │

│бумажной промыш- │ │ │ │

│ленности длиной │ │ │ │

│1,0; 1,1; 1,2; │ │ │ │

│1,22; 2,0; 2,14; │ │ │ │

│2,2; 2,4; 2,44; │ │ │ │

│3,0 м и кратные │ │ │ │

│им, с диаметром в│ │ │ │

│верхнем отрезе от│ │ │ │

│30 до 240 мм │ │ │ │

└─────────────────┴───────────────┴────────────────┴─────────────┘

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- общая плотная кубатура груза;

- кубатура груза по каждой длине;

- УПО и вид древесины, предъявленной к погрузке;

- фитосанитарный сертификат.

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представляемой грузоотправителем.

Пропсы и балансы длиной более 3,0 м должны быть уложены и закреплены в соответствии с требованиями раздела 8.4.

8.7.2. В грузовых помещениях пропсы и балансы, как правило, должны укладываться вдоль судна от большей поперечной переборки. С целью максимального использования вместимости допускается их частичная укладка поперек и комбинированно. Для обеспечения плотности укладки их подравнивают и выкладывают торец с помощью коротких крючьев.

8.7.3. До начала погрузки на верхнюю палубу устанавливают стензели и крепят коренные концы поперечных найтовов, отвечающих требованиям разделов 4.9 и 4.10 настоящих Правил.

8.7.4. При погрузке на верхнюю палубу (рис. 8.7.1) между комингсом люка и фальшбортом пропсы и балансы выкладывают вдоль судна ниже планширя фальшфобра так, чтобы при их поперечной укладке выше планширя от борта был создан уклон около 8 - 10° к диаметральной плоскости судна.

8.7.5. По всей длине и высоте каравана над планширем фальшборта крайние от борта два ряда - при длине балансов 1,0 - 1,35 м и один ряд - при длине пропсов 3,0 и более размещают поперек с небольшим наклоном внутрь судна. Остальное пространство над люковыми крышками заполняют продольно выложенными пропсами и балансами.

8.7.6. При перевозке пропсов и балансов в осенне-зимний период в зимней сезонной зоне стензели с внутренней стороны должны быть обшиты досками, ширина которых должна быть не менее 100 мм, толщина - 30 мм, или обаполом соответствующих размеров. В этом случае поперечные найтовы должны проходить по наружной стороне обшивки каравана.

8.7.7. Выложенные поперек судна пропсы и балансы торцуют по наружной обшивке судна или внутренней обшивке каравана.

8.7.8. Если планируемая высота палубного груза более 3,6 м, то примерно на 3/4 высоты его укладки устанавливают промежуточные стяжки стензелей из стального троса или промежуточные поперечные найтовы.

К моменту установки этих промежуточных стяжек или промежуточных поперечных найтовов палубному грузу должна быть придана в поперечном сечении каравана незначительна вогнутость.

8.7.9. Промежуточные поперечные стяжки представляют собой непрерывный стальной трос диаметром не менее 15 мм, который одним концом закрепляют за кнехт (рым, обух) в носовой (кормовой) оконечности каравана, а свободный конец зигзагообразно пропускают поочередно через противоположно расположенные стензели левого и правого бортов, обтягивают лебедкой и крепят без отдачи за кнехт или другие особо прочные конструкции судна.

8.7.10. К окончанию погрузки палубному грузу в поперечном сечении придают форму с незначительной выпуклостью с целью обеспечения обжатия каравана поперечными найтовами.

8.7.11. По окончании погрузки по бортовому продольному ряду пропсов и балансов проводят продольные найтовы, по два с каждого борта; крайний продольный найтов должен проходить на расстоянии 0,3 - 0,6 м от наружной кромки штабеля. Один конец такого найтова надежно закрепляют за кнехт или прочие особо прочные конструкции судна у носовой (кормовой) оконечности каравана, а другой с помощью вспомогательного стального троса выбирают брашпилем, лебедками или шпилем и надежно крепят аналогично первому.

8.7.12. Поперечные найтовы заводят поверх продольных найтовов и досок сечением не менее 50 x 100 мм, уложенных вдоль судна на расстоянии около 0,5 м от продольных найтовов. По каждой из таких досок должно проходить не менее двух поперечных найтовов.

8.7.13. Рекомендуется в носовой части верхние и бортовые поверхности палубного груза накрывать соответствующим образом закрепленными сетками из стального или растительного троса.

8.7.14. При комбинированной загрузке судна различными грузами, если метацентрическая высота больше обычной для полного лесного груза, должна быть выполнена проверка критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96.

Если указанное в п. 8.7.1 или в "Информации о грузе" значение угла статической устойчивости штабеля удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется.

Если принятое к учету значение угла статической устойчивости штабеля не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то рекомендуется обжимать палубный караван с помощью шнуровки (рис. 8.4.2).

После обжатия каравана найтовом-шнуровкой поверх него заводят и обтягивают основные поперечные найтовы в соответствии со схемой крепления (рис. 8.7.1).