8.4. Бревна россыпью

8.4.1. Информация о грузе - бревна россыпью (непакетированные) лиственных и хвойных пород древесины по ГОСТ 9462 и по ГОСТ 22299:

┌─────────────────┬───────────────┬────────────────┬─────────────┐

│ Форма, размеры, │Удельный погру-│Угол статической│ Коэффициент │

│ масса грузового │зочный объем │ устойчивости │проницаемости│

│ места │(УПО), при │ штабеля груза, │ груза, k │

│ │транспортной │ хи, град. │ │

│ │влажности, мю, │ │ │

│ │куб. м/т │ │ │

├─────────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┤

│Бревна (пиловоч- │1,5 - 4,0, │Вдоль судна: │ 0,6 │

│ник, долготье) │в зависимости │еловые бревна - │ │

│лиственных и │от плотности │17°, │ │

│хвойных пород │древесины и ка-│березовые бревна│ │

│длиной от 3,0 до │чества укладки │- 18°. │ │

│7,0 м и более, │ │Поперек судна: │ │

│с диаметром в │ │еловые бревна - │ │

│верхнем отрезе от│ │28°, │ │

│60 до 700 мм │ │березовые бревна│ │

│ │ │- 30° │ │

│Плотность древе- │ │ │ │

│сины бревен: │ │ │ │

│сырых (65 - 90% │ │ │ │

│влаги) от 0,8 │ │ │ │

│т/куб. м (ель, │ │ │ │

│пихта) до 1,2 т /│ │ │ │

│куб. м (листвен- │ │ │ │

│ница); │ │ │ │

│полусухих (30 - │ │ │ │

│40% влаги) от 0,5│ │ │ │

│до 0,9 т/куб. м │ │ │ │

└─────────────────┴───────────────┴────────────────┴─────────────┘

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- общая плотная кубатура груза с разбивкой по длине бревен;

- фактическая влажность груза;

- УПО груза, порода и плотность древесины, предъявленной к погрузке;

- фитосанитарный сертификат.

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представляемой грузоотправителем и содержащей, при необходимости, указание о том, что гниющие остатки зеленых растений, лесоматериалы, антисептированные каменноугольным, сланцевым маслами, способны создать огне- и взрывоопасные смеси газов.

8.4.2. С целью максимального использования вместимости бревна могут укладываться в грузовых помещениях вдоль, поперек судна и комбинированно.

8.4.3. При перевозках в районах, определяемых Правилами Регистра как "Ограниченный I", "Ограниченный II" или "Ограниченный II-СП", для принятия решения о варианте укладки бревен на верхней палубе поперек судна или вдоль необходимо выполнить расчет критерия несмещаемости по методике приложения 5 РД 31.11.21.16-96.

8.4.4. Если указанное в п. 8.4.1 или в "Информации о грузе" значение угла статической устойчивости штабеля поперечно уложенных бревен удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то допускается перевозка без стензелей с минимальным креплением по следующей технологии:

8.4.4.1. С целью обеспечения максимальной плотности укладки погрузка грейфером или грузовыми стропами должна производиться отторцованными лучками бревен путем чередующейся укладки комлей, переукладки скрестившихся бревен и выравнивания торцов, нарушающих вертикальные поверхности штабелей.

8.4.4.2. На верхней палубе укладка бревен между фальшбортом и комингсом люка должна производиться вдоль судна до уровня на 0,15 - 0,30 м выше фальшборта или закрытых крышек люков (что выше), с расчетом на последующее уплотнение до горизонтального уровня под давлением выше уложенного груза. Если фальшборт ниже уровня поверхности крышек, до начала погрузки вдоль фальшборта с шагом не более 2,5 м должны быть установлены деревянные стойки высотой, превышающей уровень крышек на 0,30 м.

8.4.4.3. Укладка бревен на крышки люков должна производиться поперек судна в продольные штабели с торцовкой бортовых штабелей по наружной обшивке судна или (в зависимости от конструкции судна) боковой кромке крышки люка, а внутренних - вплотную встык к бортовому штабелю своего борта или в ДП.

8.4.4.4. Для обеспечения условий поперечной укладки бревен в оконечностях продольных штабелей должны быть установлены стензели, упоры или ограждение. С этой же целью допускается производить продольную укладку бревен в районе табмучин, ростров на всю высоту штабеля с установкой соответствующих стензелей и креплением поперечными найтовами, как указано в разделе 4.9 и п. 8.1.6.

8.4.4.5. Поверхность каравана при поперечной укладке должна быть горизонтальной в поперечном направлении и ровной.

8.4.4.6. С целью повышения устойчивости стензелей в оконечностях бортовых продольных штабелей (п. 8.4.4.4) допускается попарно стягивать передний стензель с задним найтовами на уровне поверхности штабеля. Коренные концы найтовов крепят за кнехты или другие прочные конструкции судна у носовой (кормовой) оконечности штабеля, а ходовой дважды втугую обводят вокруг стензеля, накладывая первый виток со стороны диаметральной плоскости, проводят поверх штабеля, также обводят вокруг второго стензеля и крепят аналогично коренному. В качестве продольных найтовов должен использоваться стальной трос с разрывной нагрузкой не менее 133,4 кН (13600 кгс).

8.4.4.7. Бревна, размещенные в соответствии с требованиями настоящего раздела, являются несмещающимися в процессе морской перевозки в пределах района плавания, определенного по методике приложения 5 РД 31.11.21.16-96.

8.4.5. При перевозках в неограниченном районе или если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля поперечно уложенных бревен не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, должна выполняться продольная укладка бревен между стензелями с соблюдением нижеследующих требований:

8.4.5.1. При погрузке на палубу сортименты круглого леса укладываются вдоль судна со стыковкой торцов. При достижении высоты укладки палубного груза до 0,5 - 0,8 м над фальшбортом устанавливаются поперечные стяжки из стального троса с разрывной нагрузкой не менее 133,4 кН (13600 кгс) для каждой пары стензелей левого и правого бортов. Стяжки следует устанавливать с незначительной слабиной с таким расчетом, чтобы уложенный поверх стяжки груз выбрал эту слабину.

8.4.5.2. По окончании погрузки палубному грузу в поперечном сечении должна быть придана выпуклая овальная форма с целью обеспечения обжатия каравана поперечными найтовами.

8.4.5.3. Рекомендуется, особенно при перевозке тяжелых бревен, обжимать палубный караван с помощью шнуровки, представляющей собой поперечные найтовы из стального троса, каждый из которых закреплен одним концом к палубному рыму (обуху), а с другого конца оборудован канифас-блоком или скобой с роликом. Длина каждого найтова должна быть такой, чтобы канифас-блок или скоба с роликом находились на расстоянии до диаметральной плоскости судна приблизительно равном 1/6 ширины каравана. Через канифас-блоки (ролики скоб) пропускают от борта к борту непрерывный стальной трос - шнуровку (рис. 8.4.1). Один конец троса-шнуровки крепят за кнехт, а второй обтягивают лебедкой (брашпилем, шпилем) и крепят без отдачи за кнехт или другие особо прочные конструкции судна.

8.4.5.4. После обжатия каравана найтовом-шнуровкой поверх него заводят и обтягивают основные поперечные найтовы в соответствии со схемой крепления.

8.4.6. В процессе погрузки экипаж должен постоянно контролировать качество укладки, добиваясь чередующейся укладки комлей, переукладки скрестившихся бревен и выравнивания торцов, нарушающих вертикальные поверхности штабелей.

8.4.7. С целью соблюдения ограничений, налагаемых требованиями п. 8.4.3, после окончания топливных и балластных операций и загрузки трюмов должны быть тщательно сняты осадки судна и определены масса груза в трюмах и расчетные осадки на конец погрузки планируемой массы груза на верхнюю палубу.