8.6. Пакеты длинномерных круглых лесоматериалов

8.6.1. Информация о грузе - пакеты длинномерных круглых лесоматериалов по ГОСТ 16369, сформированных в транспортные пакеты с применением несущих средств пакетирования по ГОСТ 14110:

┌───────────────┬───────────────┬──────────────────┬─────────────┐

│Форма, размеры,│Удельный погру-│ Угол статической │ Коэффициент │

│масса грузового│зочный объем │ устойчивости │проницаемости│

│ места │(УПО), при │ штабеля груза, │ груза, k │

│ │транспортной │ хи, град. │ │

│ │влажности, мю, │ │ │

│ │куб. м/т │ │ │

├───────────────┼───────────────┼──────────────────┼─────────────┤

│Пакет круглых │2,4 - 3,3, │Продольная укладка│ 0,39 │

│лесоматериалов │в зависимости │пакетов: │ │

│в форме │от плотности │в 1 ярус - 16°, │ │

│параллелепипеда│(породы), влаж-│стопой в 2 яруса -│ │

│шириной 2500 │ности древесины│14°, │ │

│мм, высотой │и качества ук- │стопой в 3 яруса -│ │

│1750 мм, длиной│ладки │11°. │ │

│3700 - 8000 мм,│ │Поперечная укладка│ │

│массой 2100 - │ │пакетов: │ │

│4600 кг │ │в 1 ярус - 36°, │ │

│ │ │стопой в 2 - 3 │ │

│ │ │яруса - 32°, │ │

│ │ │стопой в 4 яруса -│ │

│ │ │27° │ │

└───────────────┴───────────────┴──────────────────┴─────────────┘

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- количество пакетов и общая плотная кубатура груза с разбивкой по длине пакетов;

- фактическая влажность груза (при влажности выше транспортной);

- размеры пакетов с разбивкой на пакеты одной длины и пакеты смежных длин;

- УПО груза, порода и плотность древесины, предъявленной к погрузке;

- фитосанитарный сертификат.

Приведенные значения углов статической устойчивости штабелей с поперечной укладкой пакетов соответствуют пакетам из круглого леса длиной 3,7 м, как наиболее опасным в отношении смещения. У пакетов большей длины углы статической устойчивости существенно возрастают, что может быть принято к учету при выборе схемы укладки, если подтверждено соответствующим образом оформленной "Информацией о грузе".

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представляемой грузоотправителем.

8.6.2. Размещение пакетов длинномерного круглого леса может быть продольным, поперечным и/или продольно-поперечным, обеспечивающим максимальное использование вместимости судов с учетом размеров трюмов и пакетов.

8.6.3. Неотторцованные или неплотно затянутые стропами пакеты к погрузке на верхнюю палубу не допускаются.

8.6.4. Если указанное в п. 8.6.1 или в "Информации о грузе" значение угла статической устойчивости штабеля поперечно уложенных пакетов длинномерного круглого леса при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то допускается перевозка без стензелей с минимальным креплением по следующей технологии (рис. 8.6.1).

8.6.4.1. На верхней палубе между фальшбортом и комингсом люка укладка пакетов (или бревен россыпью) должна производиться вдоль судна до уровня на 0,15 - 0,30 м выше фальшборта или закрытых крышек люков (что выше), с расчетом на следующее уплотнение под давлением выше уложенного груза. Если фальшборт ниже уровня поверхности крышек, до начала погрузки вдоль фальшборта с шагом не более 2,5 м должны быть установлены деревянные стойки высотой, превышающей уровень крышек на 0,30 м.

8.6.4.2. Укладка пакетов на крышки люков должна производиться поперек судна без стензелей в продольные штабели с торцовкой бортовых штабелей по наружной обшивке судна, внутренних - вплотную встык к бортовому штабелю своего борта или в ДП.

Продольная укладка пакетов допускается только в пустотах, остающихся в районе диаметральной плоскости судна, во всех ярусах штабеля, кроме верхнего.

8.6.4.3. Для увеличения сцепления пакетов нижнего яруса с настилом на крышки люков приваривают жесткие ребра (уголок, установленный на кромке полок) высотой 40 - 60 мм, способные внедряться в прилегающие слои бревен. Эти ребра должны быть установлены параллельно диаметральной плоскости судна с целью препятствовать поперечному смещению пакетов.

8.6.4.4. Количество ребер жесткости и расстояние между ними должны быть такими, чтобы на каждый пакет круглого леса, соприкасающийся с крышкой люка, независимо от его длины, приходилось не менее одного ребра.

8.6.4.5. Для обеспечения условий поперечной укладки пакетов в оконечностях продольных штабелей могут быть установлены стензели, упоры или ограждение. С этой же целью допускается производить продольную укладку пакетов (бревен) в районе тамбучин, ростров на всю высоту штабеля с установкой соответствующих стензелей и креплением поперечными найтовами.

8.6.4.6. С целью повышения устойчивости стензелей в оконечностях бортовых продольных штабелей допускается попарно стягивать передний стензель с задним найтовами на уровне поверхности штабеля. Коренные концы найтовов крепят за кнехты или другие прочные конструкции судна у носовой (кормовой) оконечности штабеля, а ходовой дважды втугую обводят вокруг стензеля, накладывая первый виток со стороны диаметральной плоскости, проводят поверх штабеля, также обводят вокруг второго стензеля и крепят аналогично коренному. В качестве продольных найтовов должен использоваться стальной трос с разрывной нагрузкой не менее 133,4 кН (13600 кгс).

8.6.4.7. Пакеты верхнего яруса должны перекрывать стыки боков и/или торцов пакетов нижележащего яруса.

8.6.5. Для повышения эффективности и надежности работы продольных найтовов палубный караван разделяется по длине на отдельные штабели с использованием надстроек, ростров и специально установленных стоек или других конструкций в районах межлюковых перемычек. Конструкции, разделяющие караван на штабели, должны обеспечивать вынос и раскладку найтовов до начала погрузки, а в процессе погрузки устранять возможность саморазрушения оконечностей штабелей, не закрепленных найтовами.

8.6.6. Стойки или другие конструкции, разграничивающие штабели в районе межлюковых перемычек, должны быть надежно закреплены к палубе и способны воспринимать усилия от лесного груза при формировании палубного каравана и в процессе перевозки в штормовых условиях.

8.6.7. Если принятое к учету значение угла статической устойчивости штабеля поперечно уложенных пакетов не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то поверх каждого продольного штабеля пакетов должно быть заведено не менее двух основных продольных найтовов, закрепляемых в носовой и кормовой оконечностях каждого продольного штабеля.

8.6.8. Коренные концы найтовов крепятся скобой к обуху или рыму, надежно прикрепленному к корпусным конструкциям через одинаковые промежутки, так, чтобы каждый пакет, уложенный в верхний ярус штабеля, мог охватываться не менее чем двумя найтовами независимо от длины пакета (рис. 8.6.2).

8.6.9. Крайние обухи или рымы для найтовов в ряду, устанавливаемом вдоль борта, должны предусматриваться на расстоянии 0,6 м от носового или кормового конца палубного лесного груза, а располагаемые поперек судна (вдоль штабеля от борта к борту) - на расстоянии не более 0,5 м от борта судна.

8.6.10. При укладке пакетов вдоль судна каждый крайний от борта пакет должен опираться не менее чем на два стензеля и быть закреплен не менее чем двумя поперечными найтовами с учетом требований раздела 4.9, п. 8.1.6 и нижеследующих положений.

8.6.10.1. По окончании погрузки палубному грузу в поперечном сечении должна быть придана выпуклая овальная форма с целью обеспечения обжатия каравана поперечными найтовами.

8.6.10.2. Рекомендуется, особенно при перевозке пакетов тяжелых бревен, обжимать палубный караван с помощью шнуровки, представляющей собой поперечные найтовы из стального троса, каждый из которых закреплен одним концом к палубному рыму (обуху), а с другого конца оборудован канифас-блоком или скобой с роликом. Длина каждого найтова должна быть такой, чтобы канифас-блок или скоба с роликом находились на расстоянии по диаметральной плоскости судна приблизительно равном 1/6 ширины каравана. Через канифас-блоки (ролики скоб) пропускают от борта к борту непрерывный стальной найтов - шнуровку (рис. 8.4.2). Один конец найтова-шнуровки крепят на кнехт, а второй обтягивают лебедкой (брашпилем, шпилем) и крепят без отдачи за кнехт или другие особо прочные конструкции судна.

8.6.10.3. После обжатия каравана найтовом-шнуровкой поверх него заводят и обтягивают основные поперечные найтовы в соответствии со схемой крепления.