Все новости
Сегодня
Практика коллегии по экономическим спорам ВС РФ: обзор за апрель
Сегодня
Прием на работу: Роструд уточнил, в какой срок издать приказ
Сегодня
Проект не прошел экспертизу по вине госзаказчика — суды не увидели неосновательного обогащения
Сегодня
Утверждены новые правила трансграничного перемещения отходов
7 мая
Предложен новый крупный штраф для операторов мобильной связи — проект Минцифры
7 мая
Суд: учреждение не обязано разделять затраты на эксплуатацию техники по видам деятельности
7 мая
Налог на прибыль: суд признал продажей имущественных прав отказ от выкупа лизингового имущества
7 мая
Минздрав утвердил типовое положение о госпитале ветеранов войн
7 мая
Ответственность ресурсоснабжающих организаций: поправки о ее ужесточении приняты во втором чтении
7 мая
НДФЛ-вычет на недееспособных детей: ФНС указала, в каком размере его дают на инвалида 23 лет
7 мая
Роструд скорректировал чек-листы для проверок работодателей
7 мая
Типовые условия госконтрактов на услуги строительного контроля: проект Минстроя
7 мая
Эксперимент по маркировке моторных масел и антифризов может стартовать уже осенью
6 мая
Масштабные изменения в сфере банкротства прошли третье чтение
6 мая
Техобслуживание и ремонт объектов электроэнергетики: обновленные правила вступают в силу 6 мая
6 мая
Если идет служебная проверка, уволиться по собственному желанию нельзя, решил суд
6 мая
Ряд владельцев интернет-сервисов будут хранить больше сведений о пользователях — проект Минцифры
6 мая
Суд отменил штраф за некорректное применение тарифа на оплату помощи по ОМС
6 мая
НДС с авансов: Минфин указал на нюансы восстановления налога покупателем
6 мая
Взносы на травматизм в 2025 году – СФР подготовил показатели для скидки и надбавки к тарифу
6 мая
Минтруд рассмотрел вопрос об оплате медосмотра в выходной
6 мая
УФАС: реестровая запись подтверждает только страну товара, но не его характеристики для госзакупки
4 мая
Правительство временно запретило экспорт сахара с 6 мая 2024 года
4 мая
Суд: госслужащая смогла взыскать премию ко дню финансиста, а за особые задания нет
4 мая
Налог на имущество: организация применила неверную кадастровую стоимость из ЕГРН – суд отменил пени
4 мая
Пожарная безопасность, лицензии и прочее: МЧС предлагает повысить ряд административных штрафов
4 мая
ФНС рассказала о работе двух своих сервисов
3 мая
Минцифры напомнило ИТ-компаниям о подтверждении аккредитации
3 мая
Учет маркированной молочной продукции по партиям: Минпромторг предлагает провести эксперимент
3 мая
ВС РФ запретил арендатору лесного участка добывать без лицензии песок для строительства дорог
3 мая
После стационара больница выдавала пациентам лекарства — суды разрешили оплачивать их за счет ОМС
3 мая
Больничный: суды считают, что организации нужно вернуть переплату из-за ошибки в электронном реестре
3 мая
СЗВ-М с ошибкой: фонд не может взыскать со страхователя штраф спустя время, считает суд
3 мая
Суд: фонд должен провести повторную экспертизу, даже если клиника направила претензию без документов
3 мая
Победитель оформил гарантию после отмены итогов госзакупки — суд не взыскал комиссию за ее получение
3 мая
Покупка драгоценных металлов в слитках: ЦБ РФ дал рекомендации кредитным организациям
3 мая
КБК: Минфин разработал проект перечней на 2025 год и плановый период
3 мая
КС РФ разъяснил, как уволить сотрудника при отказе работать в другой местности
25 апреля 2018

Судебные издержки: практика возмещения транспортных расходов

Арбитражный процесс не предполагает безусловного возмещения судебных издержек за счет проигравшей стороны. Планируя связанные с рассмотрением дела поездки, нужно учесть судебную практику возмещения транспортных расходов, иначе даже при выигрыше дела есть риск не вернуть затраченные средства.

Пленум ВС РФ разъяснил: транспортные расходы представителя возмещаются другой стороной спора в разумных пределах исходя из цен, которые обычно устанавливаются на транспортные услуги в месте (регионе), в котором они фактически оказаны. Это разъяснение и общие правила компенсации судебных издержек являются базой для практики возмещения транспортных расходов.

Обратите внимание на условия договора с представителем

Лучше всего указать в договоре, что транспортные и иные расходы не входят в цену услуг и оплачиваются заказчиком отдельно (примеры — СИП, АС ВСО, АС ПО).

Если издержки представителя включены в цену договора, суд взыщет расходы в пределах стоимости услуг и не станет отдельно возмещать затраты на поездки.

Ни доказать, ни опровергнуть расходы без документов не получится

Арбитражные суды требуют документальной доказанности судебных расходов, в том числе транспортных. Этого же они ожидают от стороны, которая настаивает на чрезмерности расходов. Такой подход основан на разъяснениях ВС РФ и ВАС РФ.

Не освобождает от необходимости представить документы об оплате поездок условие договора на оказание юруслуг о размере компенсируемых представителю транспортных издержек (АС ПО).

Значит, для возмещения издержек недостаточно факта участия представителя в судебном заседании — нужно предъявить первичные документы (проездные документы). В качестве примеров можно привести дела, рассмотренные СИП и АС ЗСО.

Выбор вида транспорта должен быть обоснован, если есть менее затратная альтернатива

Одной из проблем обоснования заявленных судебных расходов является наличие альтернативных и более дешевых путей сообщения. Так, представитель использовал железнодорожный транспорт, а мог выбрать более дешевый вариант – маршрутное такси. На основании этого другая сторона может заявить о неразумности расходов и настаивать на их возмещении в размере равном цене билета на такси. Аналогичная история может произойти, если представитель прилетел на самолете, а мог добраться железной дорогой. Список можно продолжить.

Например, АС ПО не возместил в полном объеме расходы на такси, используемое для поездки между городами, поскольку имелась более дешевая альтернатива.

В такой ситуации необходимо доказать дополнительную ценность выбранного способа перемещения. Например, это может быть экономия времени (АС ЦО).

Скажите "нет" бизнес-классу

В практике сложилось устойчивое представление, согласно которому транспортные расходы должны быть разумными.

Летать эконом-классом можно смело. В таких случаях суды охотно возмещают издержки в полном объеме (СИП, АС ВСО, АС СКО). Расходы на перелет бизнес или премиум-классом не считают разумными, поэтому рассчитывать можно на возмещение в пределах стоимости билетов на эконом-класс (АС МО, АС ЗСО).

С автотранспортом ситуация аналогичная. Стоимость аренды автомобиля не премиального класса возместят полностью, а представительского – частично.

Следует заметить, что при использовании автомобиля могут возникнуть проблемы с обоснованием расходов на командировку водителя. Так, АС СКО отказал в возмещении таких расходов, потому что водитель не участник судебного процесса.

В каких инстанциях стоит бороться за транспортные издержки

Основная борьба пройдет в первой и апелляционной инстанции. Если исход дела вас устраивает во всем, кроме суммы возмещения транспортных издержек, подача кассационной жалобы станет лишней тратой времени.

Суды рассматривают определение конкретного размера судебных расходов как вопрос факта, а не вопрос права. Из этого следует, что определение конкретного размера судебных расходов, подлежащих возмещению, — прерогатива суда первой инстанции и апелляции, но не кассации (АС ВВО, АС ВСО, АС ДВО, АС УО).

Связанные новости