"Обзор практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 1 июля 2020 года по 1 июля 2021 года)" (утв. протоколом заседания Президиума ФАС России от 22.12.2021 N 7)
протоколом заседания Президиума ФАС России
от 22.12.2021 N 7
ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
КОЛЛЕГИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ФАС РОССИИ (ЗА ПЕРИОД
С 1 ИЮЛЯ 2020 ГОДА ПО 1 ИЮЛЯ 2021 ГОДА)
Настоящий обзор посвящен практике работы коллегиальных органов ФАС России (далее также - Апелляционная коллегия) при рассмотрении жалоб на решения и (или) предписания территориальных органов ФАС России за период с 01.07.2020 по 01.07.2021.
Всего за указанный период в коллегиальные органы ФАС России поступило 59 жалоб на решения и (или) предписания территориальных органов ФАС России, рассмотрена в указанный период по существу 41 жалоба. Из них в 20 случаях приняты решения об отмене или изменении решения и (или) предписания территориального органа ФАС России, в остальных случаях жалобы оставлены без удовлетворения.
Из числа рассмотренных за период с 01.07.2019 по 01.07.2020 жалоб количество решений по статье 10 Закона о защите конкуренции составляет 17 решений, по статье 11 - 10 решений, по делам о недобросовестной конкуренции - 6 решений, по статье 15 - 2 решения, по статье 16 - 2 решения, по статье 17 - 4 решения.
Из общего количества принятых в рассматриваемый период коллегиальным органом ФАС России решений в судебном порядке было обжаловано 5. При этом за указанный период ни одно решение коллегиального органа ФАС России не было отменено судами.
В настоящем Обзоре представлены основные правовые позиции относительно единообразия применения положений антимонопольного законодательства, которые были сделаны коллегиальными органами ФАС России при пересмотре в 2020 - 2021 годах в порядке ведомственной апелляции решений и (или) предписаний территориальных антимонопольных органов по следующим категориям дел:
1) практика применения антимонопольного законодательства при установлении фактов злоупотребления доминирующим положением;
2) практика применения антимонопольного законодательства при установлении антиконкурентных соглашений, заключенных между хозяйствующими субъектами;
3) практика применения антимонопольного законодательства при установлении актов недобросовестной конкуренции;
4) практика применения антимонопольного законодательства при установлении нарушений антимонопольных требований к торгам;
5) практика применения антимонопольного законодательства в части процедуры антимонопольного контроля.
- Практика применения антимонопольного законодательства при установлении фактов злоупотребления доминирующим положением
- 1. Отказ регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО) от вывоза отходов, образующихся в результате санитарной очистки (уборки) придомовой территории, в том числе со ссылкой на то, что в едином тарифе не учтены соответствующие затраты, может квалифицироваться по пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку соответствующие отходы должны учитываться в нормативах накопления ТКО
- 2. Отказ потребителю в пересмотре стоимости электрической энергии не является злоупотреблением доминирующим положением, если после обращения к гарантирующему поставщику за пересмотром расчетов потребитель не предоставил объективно необходимые запрошенные у него документы для выяснения условий технологического присоединения электрических сетей и уровня напряжения в точке поставки, тогда как гарантирующий поставщик рассмотрел его доводы по существу и предпринял разумные меры для выяснения действительных условий технологического присоединения
- 3. В качестве нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции могут рассматриваться действия теплоснабжающей организации, неправомерно не принявшей к расчету показания приборов учета, но впоследствии осуществившей перерасчет, исходя из того, что до момента перерасчета денежные средства потребителей коммунальных услуг фактически удерживались теплоснабжающей организацией
- 4. При рассмотрении дел по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольным органам при оценке необходимости расходов для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта должны приниматься во внимание их экономическая оправданность, в том числе направленность расходов на удовлетворение производственных потребностей субъекта, соответствие размера затрат обычной стоимости соответствующих благ, рыночная конъюнктура, в которой осуществлялись затраты
- Практика применения антимонопольного законодательства при установлении антиконкурентных соглашений, заключенных между хозяйствующими субъектами
- 5. Вхождение в группу лиц по основаниям, отличным от указанных в части 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции, в том числе корпоративное, экономическое, территориальное и структурное единство, не освобождает хозяйствующих субъектов от соблюдения запретов, установленных частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции
- 6. Факт заключения хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения может быть доказан с использованием совокупности доказательств, в том числе включая фактическое поведение хозяйствующих субъектов
- Практика применения антимонопольного законодательства при установлении актов недобросовестной конкуренции
- 7. Не могут быть признаны недобросовестными действия правообладателя по регистрации товарного знака, если спорное обозначение приобрело широкую известность благодаря хозяйственной деятельности и инвестициям такого правообладателя, имевшим место до регистрации товарного знака
- 8. Признаваться недобросовестной конкуренцией в виде дискредитации могут действия по распространению недостоверной информации о недобросовестных действиях со стороны хозяйствующего субъекта-конкурента, в частности, распространение в сети "Интернет" ложной информации о копировании таким лицом внешнего вида своих товаров
- Практика применения антимонопольного законодательства при установлении нарушений антимонопольных требований к торгам
- 9. В рамках законодательства о закупках установление со стороны заказчика при проведении закупочной процедуры оценочных критериев, носящих измеряемый характер и в равной мере применяющихся ко всем участникам закупочной процедуры, не образует нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции
- 10. В рамках законодательства о закупках установление со стороны заказчика при проведении закупочной процедуры оценочных критериев, носящих неизмеряемый (неконкретный) характер, может приводить к злоупотреблениям со стороны заказчика/организатора торгов на этапе оценки заявок, в связи с чем образует нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции
- 11. Само по себе указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не всегда может свидетельствовать об ограничении круга потенциальных участников закупки и нарушении статьи 17 Закона о защите конкуренции
- Практика применения антимонопольного законодательства в части процедуры антимонопольного контроля
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей