10. В рамках законодательства о закупках установление со стороны заказчика при проведении закупочной процедуры оценочных критериев, носящих неизмеряемый (неконкретный) характер, может приводить к злоупотреблениям со стороны заказчика/организатора торгов на этапе оценки заявок, в связи с чем образует нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции

10. В рамках законодательства о закупках установление со стороны заказчика при проведении закупочной процедуры оценочных критериев, носящих неизмеряемый (неконкретный) характер, может приводить к злоупотреблениям со стороны заказчика/организатора торгов на этапе оценки заявок, в связи с чем образует нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Апелляционной коллегией была рассмотрена жалоба на решение о наличии в действиях АУ "Ю" нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в неуказании в закупочной документации по трем закупкам (извещения N 31807031809, N 31907463882, N 31908070354) порядка оценки и методики начисления баллов по критерию "Качественные и функциональные характеристики объекта закупки".

В рамках рассмотрения жалобы Апелляционная коллегия установила следующее.

В период 2018 - 2019 гг. АУ "Ю" проведены закупочные процедуры на выполнение работ по модернизации платформы (Закупка-1); по методическому обеспечению развития цифрового образования и внедрения платформы (Закупка-2); по развитию специального программного обеспечения платформы (Закупка-3).

Оценка заявок участников производилась по следующим критериям:

- цена договора (вес критерия - 30%);

- качественные и функциональные характеристики объекта закупки (вес критерия - 50/60%; в Закупке-2 - качественные характеристики объекта закупки, вес критерия - 30%);

- опыт работы участника в области разработки, создания, модернизации или сопровождения информационных систем автоматизации учебного процесса и деятельности образовательных учреждений (вес критерия - 20/10/40%).

Победителем указанных закупочных процедур было признано ООО "В-М".

При этом УФАС было установлено, что закупочные документации не содержат сведений о том, какие конкретно документы (информация), их количество и какого содержания обязан предоставить участник закупок для получения определенного количества баллов по каждому критерию, а также о том, в каком порядке, с учетом какой шкалы значимости, исходя из каких параметров закупки оцениваются заявки участников закупок.

В мотивировочной части решения по жалобе Апелляционная коллегия отразила следующее.

Апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что порядки оценки участников по критерию "Качественные и функциональные характеристики объекта закупки", установленному приложением N 1 к части II "Информационная карта" к закупочной документации Закупки 1, и по критерию "Качественные характеристики объекта закупки", установленному приложением N 1 к части II "Информационная карта" к закупочной документации Закупки 2, в соответствии с которыми 25 баллов присваивается участнику, если предложение изложено непоследовательно: предлагаемые формы, методы, способы, алгоритмы и т.д. выполнения работ носят формальный характер; 50 баллов - если предложение представлено в краткой форме (не достаточно детализировано); 75 баллов - если предложение содержит излишнее количество неинформативных в рамках настоящего показателя данных; 100 баллов - если предложение детализированное и содержательно проработанное, не позволяют участникам закупок получить достоверную и понятную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам ввиду неясно сформулированных требований в указанном критерии. Апелляционная коллегия также пришла к выводу о том, что критерий "Качественные и функциональные характеристики объекта закупки", установленный приложением N 1 к части II "Информационная карта" к конкурсной документации Закупки 3, в соответствии с которым от 25 до 100 баллов участникам начисляется исходя из содержания в предложении описания реализуемых функциональных требований в соответствии с требуемыми функциональными характеристиками Технического задания, не содержит конкретных требований к документам или информации, которые должны быть представлены в заявках, а также не позволяет потенциальным участникам понять потребности заказчика.

Исходя из изложенного, а также по итогам рассмотрения материалов Дела, Апелляционная коллегия пришла к выводу, что критерий "Качественные и функциональные характеристики объекта закупки", установленный АУ "Ю" в закупочной документации Закупки 1 и конкурсной документации Закупки 3, а также критерий "Качественные характеристики объекта закупки", установленный АУ "Ю" в закупочной документации Закупки 2, не носят измеряемый характер и соответствие участников закупок указанным критериям не может быть установлено объективно, что могло привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов и не обеспечивало равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в закупке.

На основании изложенного, Апелляционная коллегия оставила жалобу без удовлетворения (решение от 06.10.2020 N 09/90634/20 <12>).

--------------------------------

<12> https://br.fas.gov.ru/ca/pravovoe-upravlenie/da4d7b67-cd83-42b0-8494-2796c7e29cd6/

Выводы УФАС были поддержаны решениями судов первой и апелляционной инстанции по делу N А75-12483/2020 <13>.

--------------------------------

<13> https://kad.arbitr.ru/Card/5375e53a-8815-41c5-8f55-c993dd0ffc09