По Закону о госслужбе при расторжении контракта чиновнику выплачивают компенсацию за неиспользованные отпуска. По заявлению служащего ему могут предоставить их с последующим увольнением. Исключение — увольнение за виновные действия.
КС РФ отметил: чтобы получить отпуск, надо достичь соглашения с нанимателем. В таком случае соблюдается баланс интересов обеих сторон. Нормы позволяют нанимателю не предоставлять госслужащему отпуск с последующим увольнением, несмотря на его заявление.
О том, что сторонам надо договориться, КС РФ уже сообщал в 2021 году, а также в мае и июле 2018 года.
Госслужащий — многодетный отец, находясь на больничном, попросил дать ему 5 дней отпуска без сохранения зарплаты из-за рождения ребенка и затем предоставить ежегодный отпуск. Он пояснил, что в отпуске планирует пройти лечение в санатории, где не оформляют больничный.
Наниматель подтвердил право на эти отпуска, однако указал, что решит вопрос о них, только когда чиновник выйдет на работу.
Служащий оспорил действия нанимателя. Две инстанции отказали в иске, посчитав, что право на отпуск наниматель не нарушил. В приказах нужно указать даты начала и окончания отпусков, а сам отпуск не может наступить ранее закрытия больничного.
5-й КСОЮ не согласился с таким подходом и направил дело на пересмотр. Суд отметил:
Чиновник подал заявление об отпуске без содержания на 1 год из-за семейных обстоятельств (уход за родственником) и обострения ситуации с коронавирусом.
Наниматель отказал в отпуске. 1-й КСОЮ его поддержал:
Служащий работал в налоговом органе с 2017 года. В 2021 году он попросил засчитать в стаж время работы бухгалтером в коммерческой организации. Наниматель согласился. Допотпуск увеличили с даты издания приказа о зачете.
Чиновник полагал, что дни отдыха надо пересчитать с начала службы в госоргане. Это мнение не разделил 3-й КСОЮ:
Работающий пенсионер по возрасту подал заявление об отпуске без содержания. Ему указали на недочет в оформлении документа: не было визы начальника отдела. Служащий проигнорировал замечание и ушел в отпуск. Наниматель уволил его за прогул.
Первая инстанция посчитала, что контракт расторгли законно. Госорган не издавал приказ об отпуске, сотрудник не мог уйти на отдых сам.
ВС Чувашской Республики восстановил чиновника. ТК РФ устанавливает ряд случаев, при которых работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения зарплаты. Так, работающему пенсионеру по возрасту надо дать отдых сроком до 14 календарных дней в году. Требование действует и на госслужбе.
Суд сослался также на позицию ВС РФ: нельзя считать прогулом ситуацию, когда работодатель не исполнил обязанность предоставить отдых и от него не зависел выбор таких дней.
Рабочий год отпускного стажа чиновника начинался 24 апреля. В 2019 году он взял отпуск за свой счет на 365 дней. Госорган передвинул последний день рабочего года с 23 апреля 2020 года на 9 апреля 2021 года.
Служащий решил, что его незаконно лишили части отпускного стажа. 1-й КСОЮ встал на сторону нанимателя:
Отметим, Минтруд и Роструд уже разъясняли, что ТК РФ предполагает отодвигать окончание рабочего года на число дней, исключаемых из отпускного стажа.
После восстановления в должности госслужащий попросил предоставить ему все накопленные дни отпуска. Наниматель дал только часть из них. Он знал, что в период вынужденного прогула сотрудник не жил в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поэтому отказал в допотпуске за службу в особых климатических условиях.
Служащий оспорил решение. Свои требования он обосновал тем, что его незаконно лишили возможности работать на севере.
1-й КСОЮ поддержал нанимателя. По Закону о гарантиях северянам допотпуск дают, чтобы возместить материальные и физиологические затраты из-за работы и проживания в экстремальном климате. Служащий их не понес. Причина этого не имеет значения.
Госорган отстранил чиновника от должности. Причиной послужили проверка УЭБиПК и возбуждение уголовного дела. На период отстранения служащему сохранили денежное содержание. Позже уголовное дело прекратили из-за истечения срока давности, а чиновника уволили по соглашению сторон.
Наниматель не включил период отстранения в стаж для отпуска и не выплатил за него компенсацию. 3-й КСОЮ с ним не согласился: