Все новости
Сегодня
Ограничение госзакупок иностранных товаров: суд не поддержал выбор основания для отклонения заявки
Сегодня
Промышленная безопасность: для контроля за недропользователями вводится новый индикатор риска
Сегодня
Учетная политика 2026: новые конструкторы в КонсультантПлюс
9 декабря
Президент продлил антикризисные запреты на операции с долями в уставных капиталах ряда компаний
9 декабря
Решение инспекции подписал один, а контейнер для отправки по ТКС – другой: суд нарушения не увидел
9 декабря
Клиника нарушила порядок выдачи больничного – суд не взыскал расходы на пособие
9 декабря
Компенсация вместо выдачи молока: кассация разрешила не облагать ее взносами на травматизм
9 декабря
Размещать дополнительные формы в системе "Электронный бюджет" будут с отчетности за 2026 год
9 декабря
Уступка прав по ДДУ: Верховный суд указал, когда цедент ответит за отклонение площади объекта
9 декабря
ФНС: при перечислении платежей в налоговую нужно указывать новый КПП получателя
9 декабря
Национальный режим при закупках ПО: доверенный софт получит приоритет с 1 марта 2026 года
9 декабря
ФНС собрала обзор налоговых споров ВС РФ и КС РФ за III квартал
9 декабря
"Важнейшая практика по статье": новое за ноябрь
9 декабря
Минпросвещения обновляет показатели эффективности подведомственных вузов с 16 декабря 2025 года
9 декабря
Суды не согласились с увольнением за прогул работника, который представил справку вместо больничного
9 декабря
Энергосбережение: требования к лампам и светильникам действуют до 1 сентября 2028 года
9 декабря
Лечение гидроцеле и сперматоцеле у детей: появились клинические рекомендации
8 декабря
РСВ: налоговики подготовили изменения к форме, формату и порядку заполнения
8 декабря
Суд: недвижимость до госрегистрации учреждения должны отражать на забалансовом счете 01
8 декабря
Через приложение Госуслуг можно будет предъявлять данные большего числа документов – проект Минцифры
8 декабря
Суд обязал инспекцию заплатить проценты с налога на прибыль, взысканного по отмененному требованию
8 декабря
Должность не предложили при сокращении из-за доптребований к стажу – суды поддержали работодателя
8 декабря
Что ждет в 2026 году специалиста по закупкам в рамках Закона N 223-ФЗ
8 декабря
Важные новости для юриста за неделю с 1 по 5 декабря
8 декабря
Важные новости для бухгалтера за неделю с 1 по 5 декабря
8 декабря
С 14 декабря продлевать срок службы радиационных источников нужно по новым правилам
8 декабря
Лекарства и медизделия в спорах об оплате помощи по ОМС: интересная практика за 2024 - 2025 годы
6 декабря
Подтверждать страну ряда медизделий и лекарств через СТ-1 разрешат и в 2026-м: проект Минпромторга
6 декабря
Минтруд подготовил перечень работ, запрещенных для лиц до 18 лет
6 декабря
Бухгалтерская отчетность: Минфин обновил ФСБУ 4/2023
6 декабря
Вход на Госуслуги по СМС станет невозможен
5 декабря
Минцифры пополнило "белый список" сайтов, доступных даже при отключениях мобильного интернета
5 декабря
Бухотчетность бюджетных и автономных учреждений: Минфин упростил заполнение ряда форм
5 декабря
Ипотека как обеспечение по цифровым финансовым активам: поправки о ее регистрации внесены в Госдуму
5 декабря
Установку видеокамер нельзя оплачивать за счет ОМС, решил суд
5 декабря
Пособие по больничному рассчитали из зарплаты по внешнему совместительству – суд не увидел нарушения
5 декабря
Перевод денег за рубеж для граждан РФ и дружественных стран: ЦБ РФ снимает ограничения с 8 декабря
5 декабря
Себорейный кератоз: опубликованы клинические рекомендации
5 декабря
Строительство: сведения о работниках и договорах членов СРО станут публичными
5 декабря
Лицензии на работы в сфере геодезии и картографии начнут выдавать в 2 раза быстрее
5 декабря
Суд напомнил: работодатель должен компенсировать расходы на медосмотр даже непринятому соискателю
5 декабря
Нюансы заполнения планов-графиков при госзакупках в 2025 году за счет ЛБО 2026 года: информация ЕИС
10 июня 2019

С 9 июня бюджетников штрафуют по новым нормам КоАП РФ

Вступил в силу закон, которым, по сути, переписаны статьи КоАП РФ об административной ответственности за правонарушения в области бюджетного и бухгалтерского учета и отчетности для организаций бюджетной сферы.

Рассмотрим изменения подробнее.

Кого касаются изменения?

Закон разграничивает составы правонарушений в области бухучета и отчетности по субъектам.

Отдельные статьи должны применяться в отношении должностных лиц следующих организаций (далее — организации бюджетной сферы):

  • государственных и муниципальных учреждений;
  • государственных органов;
  • органов местного самоуправления;
  • органов управления внебюджетными фондами (в том числе территориальными);
  • иных организаций, которые осуществляют бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета или составлению бюджетной отчетности.

Как меняются составы?

За грубое нарушение требований к бухучету и отчетности по ст. 15.11 КоАП РФ теперь наказывают должностных лиц всех компаний, кроме организаций бюджетной сферы. Размер штрафа остался прежним: от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

За ошибки в бухучете и бухотчетности организаций бюджетной сферы применяются специальные "бюджетные" составы. Ранее в специальной норме упоминалась бюджетная отчетность. Норм об ответственности учреждений за ошибки в бухучете и бухотчетности не было, поэтому применяли общий порядок.

По специальной норме штрафуют должностных лиц за непредставление или нарушение срока подачи не только бюджетной, но и бухгалтерской отчетности. Штраф прежний: от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Статью 15.15.6 КоАП РФ разделили на части.

Первая часть касается только правонарушений, связанных с самим фактом представления отчетности. Текст ранее действующей редакции дополнен нормами об ответственности за нарушение порядка представления не только бюджетной, но и бухгалтерской отчетности.

Другие части статьи касаются представления недостоверной отчетности.

Искажение показателей отчетности теперь разделяют на незначительное, значительное и грубое. От степени искажения зависит мера ответственности, в том числе при повторном нарушении.

Ранее должностное лицо можно было привлечь к ответственности только за сдачу заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для составления и рассмотрения проектов бюджетов и их исполнения. Штраф составлял от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Вместо этого состава введено несколько новых. Мера ответственности различается в зависимости от степени искажения денежных показателей, которое привело к отражению неправильной информации об активах, обязательствах или финрезультате. При незначительном искажении могут ограничиться предупреждением. А вот за грубое искажение грозит штраф на сумму до 30 тыс. руб. За повторное нарушение наказание жестче. Те же составы применяются и при недостоверности консолидированной отчетности.

Критерии для определения степени искажения показателей перечислены в примечании к статье КоАП РФ. Для незначительного и значительного искажения учитываются только числовые значения, а вот для грубого нарушения требований к учету предусмотрены дополнительные критерии.

Для оценки степени искажения применяется любой из критериев, указанных в следующей таблице.

Нарушение

Искажение денежного показателя бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности

Занижение сумм налогов, взносов и сборов из-за искажения данных бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности

Иные критерии

Незначительное искажение

  • Не менее чем на 1%, но не более чем на 10%, а сумма искажения не превышает 100 тыс. руб.;
  • не более чем на 1%, а сумма искажения превышает 100 тыс. руб., но не превышает 1 млн руб.

Не превышает 100 тыс. руб.

Отсутствуют

Значительное искажение

  • Не менее чем на 1%, но не более чем на 10%, а сумма искажения превышает 100 тыс. руб., но не превышает 1 млн руб.;
  • не более чем на 1%, а сумма превышает 1 млн руб.

Более 100 тыс. руб., но не превышает 1 млн руб.

Отсутствуют

Грубое нарушение требований к учету, в том числе к отчетности

  • Более чем на 10%;
  • не менее чем на 1%, но не более чем на 10%, а сумма искажения превышает 1 млн руб.

Более 1 млн руб.

  • Искажение денежного показателя бюджетной отчетности, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;
  • включение в отчетность показателей, которые не подтверждены регистрами бухучета и первичными документами;
  • регистрация в регистрах бухучета мнимого или притворного объекта;
  • ведение счетов вне применяемых регистров бухучета;
  • отсутствие первичных документов, регистров, отчетности или аудиторского заключения, если оно обязательно, в течение сроков хранения

Обратите внимание: названные критерии отличаются от тех, которые уже были установлены или предлагались Минфином ранее. Степень значимости искажений показателей отчетности определяется, например:

Прежняя редакция КоАП РФНовая редакция КоАП РФ

Состав

Наказание

Состав

Наказание

Представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для проектов бюджетов и их исполнения, непредставление или несвоевременное представление бюджетной отчетности, формирование и представление сведений с нарушением установленных требований

Штраф для должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности с незначительным искажением денежных показателей, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах или финансовом результате

Предупреждение или штраф для должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. (за повторное нарушение — от 5 тыс. до 15 тыс. руб.)

Представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности со значительным искажением денежных показателей, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах или финансовом результате

Штраф для должностных лиц в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб. (за повторное нарушение от 15 тыс. до 30 тыс. руб.)

Представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности с грубым искажением денежных показателей, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах или финансовом результате

Штраф для должностных лиц в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб. (за повторное нарушение — от 30 до 50 тыс. руб.)

Для нарушений в сфере бюджетного учета ассигнований, ЛБО и обязательств используются разные составы, также добавлен новый состав для ГРБС. Размер штрафов оставили прежним.

Ранее должностные лица отвечали по одной статье за нарушения, связанные с бюджетными сметами и учетом бюджетных ассигнований, ЛБО и принятых обязательств. Эти составы разделили по разным частям данной статьи.

Так, могут штрафовать должностных лиц:

  • ГРБС — за нарушение порядка формирования или представления обоснований бюджетных ассигнований (новый состав);
  • казенных учреждений — за нарушение порядка работы с бюджетными сметами (состав применялся и ранее);
  • ПБС — за нарушение более чем на 10 рабочих дней срока постановки на учет обязательств или внесения в них изменений (новая формулировка состава).

За все указанные нарушения штраф остался прежним: от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Когда должностные лица могут избежать ответственности за нарушение порядка составления и представления отчетности?

Теперь не оштрафуют бухгалтеров, а также тех, с кем заключен договор на ведение учета, если искажения допущены по следующим причинам:

  • первичные документы, составленные другими лицами, не соответствуют фактам хозяйственной жизни;
  • первичные документы для регистрации в регистрах не были переданы или были переданы с опозданием.

Кроме того, предусмотрены случаи, когда должностные лица освобождаются от ответственности за нарушение порядка составления и представления бюджетной отчетности и бухотчетности.

Во-первых, это возможно, если подана уточненная налоговая декларация или расчет и уплачены недоимка, которая возникла из-за искажения данных в учете, и пени. Обязательное требование: должны быть соблюдены условия НК РФ.

Во-вторых, ответственность не наступит, если представить уточненную отчетность:

1) до принятия отчетности финорганом, ГРБС, органом с функциями и полномочиями учредителя или иным лицом, которое ответственно за формирование консолидированной отчетности;

2) после принятия отчетности, но до момента, когда орган, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях, обнаружил ошибки;

3) после проведения уполномоченным органом проверки отчетности, которая не выявила исправляемые ошибки.

Связанные новости