Новое в законодательстве Челябинской области

20 февраля 2024 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "КонсультантПлюсРегион", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Внесены изменения в постановление Губернатора Челябинской области "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Челябинской области, должности государственной гражданской службы Челябинской области и должность высшего должностного лица Челябинской области, и признании утратившими силу постановлений Губернатора Челябинской области".

Уточнен Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Челябинской области.

В перечень включены должности руководителей, специалистов, а также выборные должности, замещаемые на постоянной (штатной) основе, в государственных органах и органах местного самоуправления гражданами, ранее постоянно проживавшими на территории Республики Крым или города Севастополя, на территории Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, ранее состоявшими в гражданстве Украины и получившими гражданство Российской Федерации. Установлены периоды, включаемые в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.

Периоды службы в воинских и иных формированиях, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, периоды добровольного членства в организациях, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации экстремистскими, периоды участия в противоправных действиях против Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и их населения, периоды участия в боевых действиях в составе вооруженных сил и других формирований Украины против Российской Федерации в стаж не засчитываются.

Внесены изменения в Положение о назначении ежемесячной выплаты лицам, замещавшим государственные должности Челябинской области.

Ежемесячная выплата устанавливается пожизненно или на период инвалидности.

Выплата устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности) либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Размер ежемесячной выплаты увеличен до 75 процентов размера ежемесячной оплаты труда указанных лиц на день прекращения ими своих полномочий.

Внесены изменения в Положение о назначении и выплате ежемесячной выплаты лицу, замещавшему должность высшего должностного лица Челябинской области.

Лицу, замещавшему должность высшего должностного лица Челябинской области - Губернатора области, достигшему пенсионного возраста или потерявшему трудоспособность, полномочия которого не были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, после выхода на пенсию назначается ежемесячная выплата пожизненно (на период инвалидности). Уточнен размер указанной выплаты.

Выплата приостанавливается на период замещения Губернатором области, прекратившим исполнение своих полномочий, государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или должности государственной гражданской службы.

Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, участники специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и Украины и члены семей участников специальной военной операции.

Создание системы долговременного ухода осуществляется в целях обеспечения гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействия гражданам, осуществляющим уход.

Задачами создания системы долговременного ухода являются: совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе; определение их индивидуальной потребности в социальном обслуживании, предоставлении социальных услуг по уходу; осуществление контроля качества предоставления социальных услуг; организация содействия гражданам, осуществляющим уход; создание и развитие инфраструктуры системы долговременного ухода, в том числе на базе негосударственных организаций; подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода; организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников; обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.

Определены: участники системы долговременного ухода, принципы работы в системе долговременного ухода, способы выявления граждан, нуждающихся в уходе; основания для исключения гражданина из системы долговременного ухода, процедура определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, требования к эксперту по оценке нуждаемости, параметры, учитываемые при подборе социальных услуг по уходу; объем, периодичность и условия предоставления социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода; виды деятельности по социальному сопровождению граждан, нуждающихся в уходе; порядок составления гражданам индивидуальной программы и дополнения к ней.

Основанием для рассмотрения вопроса о включении гражданина в систему долговременного ухода является заявление данного гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания.

Включение гражданина, нуждающегося в уходе, в систему долговременного ухода осуществляется на основании договора о предоставлении социальных услуг.

Результатом определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании является признание его нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и установление ему уровня нуждаемости в уходе с последующим подбором социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, и иных социальных услуг.

При признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании ему устанавливается первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.

Предоставление социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется по месту жительства или месту пребывания гражданина.

Функционирование системы долговременного ухода обеспечивается уполномоченными органами, уполномоченными организациями и их работниками.

Финансовое обеспечение осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов, средств системы обязательного медицинского страхования, средств получателей социальных услуг.

Контроль качества предоставления социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется Министерством социальных отношений области, территориальными координационными центрами, поставщиками социальных услуг.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Внесены изменения в постановление Губернатора Челябинской области "О Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области".

Штатная численность Министерства дорожного хозяйства и транспорта области увеличена до 111 единиц, из них до 71 единицы - государственных гражданских служащих Челябинской области.

Скорректирована структура Министерства.

Внесены изменения в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

В перечень категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям включена категория высокого риска.

Установлена периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в четыре года и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в два года.

Уточнена периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для объектов контроля, отнесенных к категориям среднего и умеренного риска, - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года.

Главное управление проводит обязательный профилактический визит в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска.

Скорректированы Критерии отнесения деятельности контролируемых лиц к категориям риска при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Изложен в новой редакции Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты. К индикаторам риска отнесены: фиксация трех и более раз в течение шести месяцев при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом сведений о наличии у контролируемого лица свободного рабочего места, созданного или выделенного им в счет квоты для трудоустройства инвалидов, при условии направления областными казенными учреждениями Центрами занятости населения области на эту вакансию инвалида с целью трудоустройства в соответствующий период; фиксация двух и более раз при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом сведений о неразмещении им в течение двух месяцев подряд на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов; фиксация трех и более раз в течение календарного года при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом случаев несвоевременного представления им в Центр занятости информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Субсидия предоставляется в рамках реализации государственной программы "Повышение эффективности реализации молодежной политики в Челябинской области" на финансовое обеспечение затрат на осуществление мероприятий по развитию инфраструктуры и программных мероприятий, предусматривающих повышение эффективности реализации молодежной политики на территории Челябинской области, в том числе на создание и развитие действующих в Челябинской области молодежных центров и организацию их результативной содержательной деятельности по достижению целей и задач молодежной политики.

Определены: направления расходования средств, требования к их получателям, перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в отборе; основания для отказа учреждению в предоставлении субсидии, формула расчета ее размера, виды отчетности, условия и порядок возврата субсидии в областной бюджет.

Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного между Главным управлением молодежной политики области и получателем субсидии - некоммерческой организацией.

Результатом предоставления субсидии является проведение по состоянию на 31 декабря 2024 года не менее двух методических, просветительских и образовательных мероприятий по вопросам реализации молодежной политики.

Характеристики результата: численность сотрудников сферы молодежной политики, прошедших обучение и повышение квалификации; количество методических, просветительских и образовательных мероприятий по вопросам реализации молодежной политики.

Главное управление осуществляет в отношении некоммерческой организации проверку соблюдения условий и порядка предоставления субсидии, в том числе в части достижения результатов. Органы государственного финансового контроля проводят проверки в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Остаток субсидии, не использованный в 2024 году, подлежит возврату в областной бюджет.

Целевые субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета в рамках реализации регионального проекта "Безопасность дорожного движения" организациям дополнительного образования, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляются Министерством образования и науки области, на обучение учащихся образовательных организаций основам правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на дорогах, на обеспечение участия команд области во всероссийском конкурсе "Безопасное колесо", вовлечение детей в деятельность объединения "Юный инспектор движения".

Определены: требования к получателям средств, перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в отборе; основания для отказа учреждению в предоставлении целевой субсидии, внесения изменений в перечень получателей и объем целевых субсидий; формула расчета размера средств, виды отчетности.

Целевые субсидии предоставляются на основании соглашения, заключенного между Министерством образования и науки области и учреждением.

Результатом предоставления целевых субсидий является участие в мероприятиях детей, обучающихся в образовательных организациях, расположенных на территории области.

Показателями достижения результатов являются: количество детей, принявших участие в мероприятиях, в том числе направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма; количество команд Челябинской области, принявших участие во всероссийском конкурсе "Безопасное колесо"; количество детей, вовлеченных в деятельность объединения "Юный инспектор движения".

Субсидии не могут быть использованы на иные цели.

Не использованные учреждением в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат возврату в областной бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться учреждением в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели.

Министерством и Главным контрольным управлением области осуществляется обязательная проверка соблюдения целей и условий предоставления целевых субсидий.

Субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета в рамках реализации государственной программы "Обеспечение общественной безопасности в Челябинской области" на финансовое обеспечение затрат организаций при осуществлении участия народных дружинников в охране общественного порядка в Челябинской области.

Определены: направления расходования средств, требования к их получателям, перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в отборе; основания для отказа учреждению в предоставлении целевой субсидии, формула расчета размера средств, виды отчетности, условия возврата субсидии.

Результатом предоставления субсидии является количество часов, проведенных на охране общественного порядка членами добровольной народной дружины, - не менее 161904 часов по состоянию на 31 декабря 2024 года.

Организациям, а также иным юридическим лицам, получающим средства на основании договоров, заключенных с организациями, запрещено приобретать иностранную валюту за счет средств субсидии, за исключением операций, осуществляемых при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением результатов предоставления этих средств.

Министерство общественной безопасности области осуществляет в отношении организации проверки соблюдения условий и порядка предоставления субсидии, в том числе в части достижения результата. Органы государственного финансового контроля проводят проверки в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Субсидия предоставляется за счет средств областного бюджета на возмещение затрат некоммерческих организаций, связанных с предоставлением гражданам пожилого возраста и инвалидам услуг сиделками; на оплату труда штатных работников и привлеченных специалистов; расходов на обучение и повышение квалификации штатных работников; общехозяйственных расходов, связанных с предоставлением социальных услуг (коммунальные платежи, телефонная связь, мобильная связь, информационно-телекоммуникационная сеть Интернет, транспортные расходы, расходы, связанные с арендой и содержанием помещений, расходы на программное обеспечение, канцелярские принадлежности); на приобретение средств индивидуальной защиты, специальной одежды, инвентаря.

Получателем бюджетных средств на предоставление субсидий является Министерство социальных отношений области.

Субсидии выделяются некоммерческим организациям по результатам отбора, проведенного Министерством, на основании соглашения. За нецелевое использование субсидии получатели несут ответственность в установленном законодательством порядке.

Результатом предоставления мер поддержки является оказание социальных услуг гражданам старше трудоспособного возраста и инвалидам в количестве 26 человек.

Определены: требования к получателям субсидии, формула расчета размера выделяемых средств, условия их предоставления; перечень необходимых документов, представляемых получателями субсидии в Министерство, порядок и сроки их рассмотрения; основания для отказа в предоставлении средств; требования к содержанию соглашения, заключаемого между Министерством и получателями; порядок и сроки перечисления субсидии.

В случае нарушения условий предоставления субсидий или недостижения значения результата их предоставления, средства подлежат возврату в областной бюджет не позднее 10 рабочих дней с даты получения требования об их возврате.

Субсидия предоставляется Министерством дорожного хозяйства и транспорта области за счет средств областного бюджета на возмещение затрат авиаперевозчиков, связанных с выполнением рейсов по маршрутам воздушных перевозок.

Получателями субсидий являются организации воздушного транспорта, прошедшие отбор получателей и заключившие соглашение с Министерством.

Результатом предоставления субсидии является количество рейсов, совершенных авиаперевозчиком с 1 января 2024 года по 20 декабря 2024 года.

Определены: требования к получателям субсидий; перечень документов, необходимых для подтверждения соответствия требованиям и фактически понесенных расходов, порядок и сроки их рассмотрения; основания для отказа в предоставлении субсидии; порядок расчета размера выделяемых средств; требования к содержанию соглашения о предоставлении субсидий; порядок и сроки перечисления средств, подачи отчета о достижении значений результата их предоставления.

В случае нарушения условий предоставления средства подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней с даты получения требования об их возврате.

Порядком предоставления в 2024 году субсидий на создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства), определено, что субсидии выделяются некоммерческим организациям в рамках реализации государственной программы "Повышение эффективности реализации молодежной политики в Челябинской области" на финансовое обеспечение затрат на создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства).

Направлениями расходов являются подготовка, организация и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию молодых граждан, посвященных юбилейным и памятным событиям России, направленных на развитие движения студенческих трудовых отрядов области, по развитию волонтерства и добровольчества, молодежного парламентаризма, по борьбе с экстремизмом, терроризмом и асоциальными проявлениями у молодежи, в том числе антинаркотических мероприятий; направленных на поддержку школьных объединений.

Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного между Главным управлением молодежной политики области и получателем субсидии - некоммерческой организацией.

Результатом предоставления субсидии является проведение по состоянию на 31 декабря 2024 года 100 процентов мероприятий от общего числа мероприятий, предусмотренных в соглашении.

Характеристики результата: общая численность граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений в добровольческую (волонтерскую) деятельность; количество публикаций в средствах массовой информации о проведенных мероприятиях; количество мероприятий, зарегистрированных в автоматизированной информационной системе "Молодежь России", на которые использована субсидия; количество молодежи, охваченной мероприятиями, вовлеченной в социальную, общественно-политическую и культурную жизнь общества.

Порядком предоставления в 2024 году субсидий на формирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи определено, что средства выделяются некоммерческим организациям на финансовое обеспечение затрат по формированию системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, организации и проведению мероприятий, направленных на развитие и поддержку молодежного творчества, развитие движения Клуба Веселых и Находчивых в Челябинской области, интеллектуального творчества молодежи; с сельской молодежью; на развитие и поддержку студенческого творчества; региональных этапов всероссийских мероприятий и проектов; поддержку профсоюзного движения, молодежного современного искусства.

Результатом предоставления субсидии является проведение по состоянию на 31 декабря 2024 года 100 процентов мероприятий от общего числа мероприятий, предусмотренных в соглашении.

Характеристики результата: количество публикаций в средствах массовой информации о проведенных мероприятиях; количество мероприятий, зарегистрированных в автоматизированной информационной системе "Молодежь России", на которые использована субсидия; количество молодежи, охваченной мероприятиями, вовлеченной в социальную, общественно-политическую и культурную жизнь общества.

Определены: требования к получателям средств, перечень документов, прилагаемых к заявке на участие в отборе, основания для отказа в предоставлении целевой субсидии, формула расчета размера средств, виды отчетности, условия возврата субсидии.

Субсидия не может быть использована на иные цели. Некоммерческой организации, а также иным юридическим лицам, получающим субсидии, запрещено приобретать иностранную валюту за счет средств субсидии, за исключением операций, осуществляемых при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением результатов предоставления этих средств.

Главное управление осуществляет в отношении некоммерческой организации проверку соблюдения условий и порядка предоставления субсидии, в том числе в части достижения результата. Органы государственного финансового контроля проводят проверки в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Остаток субсидии, не использованный в 2024 году, подлежит возврату в областной бюджет.

Перечень и коды целевых статей расходов областного бюджета дополнены следующими позициями: "Обеспечение закупок диагностических средств для выявления, определения чувствительности микобактерии туберкулеза и мониторинга лечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, а также медицинских изделий в соответствии со стандартом оснащения", "Выполнение публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме (стипендии, иные выплаты социального характера)", "Региональный проект "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы", "Повышение квалификации педагогических работников в целях реализации образовательных процессов по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем", "Осуществление мероприятий по проведению капитального ремонта и брендированию зданий (помещений) и сооружений, закрепленных за профессиональными образовательными организациями на праве оперативного управления, оснащению образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы, расходными материалами для реализации образовательных процессов по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем", "Оснащение образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, за исключением образовательных программ дошкольного образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы, оборудованием для реализации образовательных процессов по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем", "Возмещение управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков части затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков" и др.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Стандартизированные тарифные ставки установлены на покрытие расходов сетевой организации: на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю и проверку сетевой организацией выполнения технических условий заявителем; на строительство воздушных линий электропередачи, кабельных линий электропередачи, пунктов секционирования, комплектных трансформаторных подстанций (КТП) с уровнем напряжения до 35 кВ, распределительных трансформаторных подстанций (РТП) с уровнем напряжения до 35 кВ, центров питания - двухтрансформаторных подстанций мощностью от 6,3 до 10 МВА и мощностью от 16 до 25 МВА включительно открытого типа, а также на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности).

Утверждены: территориальные сетевые организации Челябинской области, формулы определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций области.

С 1 января 2024 года прекращено действие постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 29.11.2022 N 103/1 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Челябинской области на 2023 год".

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Установлен порядок организации учета детей, получающих общее образование вне организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме семейного образования, в том числе сочетающих формы получения образования.

Родители (законные представители), выбирая получение ребенком общего образования в форме семейного образования, принимают на себя обязательства по обеспечению получения им общего образования.

Ребенок, получающий общее образование в форме семейного образования, на любом этапе обучения вправе продолжить образование в любой иной форме либо вправе сочетать формы получения образования и формы обучения.

При переходе на семейную форму образования учащийся отчисляется из образовательной организации (за исключением случая сочетания форм получения образования и форм обучения). Образовательная организация осуществляет прием заявлений родителей об отчислении учащегося.

Учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территории города в форме семейного образования, а также детей, сочетающих формы получения образования, осуществляет Комитет по делам образования города.

Определены: порядок и сроки информирования Комитета в момент перехода на семейное образование, перечень необходимых документов.

Для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации родители (законные представители) ребенка имеют право выбора образовательной организации, реализующей образовательные программы соответствующего уровня образования. Образовательная организация для прохождения аттестации может быть определена на один учебный год, на весь период получения общего образования либо на период прохождения конкретной аттестации.

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации в установленные сроки при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

Обучающиеся, не ликвидировавшие академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Приведена форма уведомления о выборе формы получения образования в форме семейного образования.