Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
Подборка наиболее важных документов по запросу Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 105 "Виды зон с особыми условиями использования территорий" ЗК РФ"Следовательно, исходя из толкований статей 104 и 105 ЗК РФ, следует, что зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются для защиты жизни и здоровья граждан."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 104 "Цели установления зон с особыми условиями использования территорий" ЗК РФ"Следовательно, исходя из толкований статей 104 и 105 ЗК РФ, следует, что зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются для защиты жизни и здоровья граждан.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.4.9. Зоны санитарной охраны источников питьевого
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.4.9. Зоны санитарной охраны источников питьевого
Статья: Правовой режим зон санитарной охраны источников водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании абз. 2 п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению исполнительного органа субъекта РФ. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании абз. 2 п. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению исполнительного органа субъекта РФ. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению исполнительного органа субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению исполнительного органа субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)14) в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)14) в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Статья: Побочные продукты животноводства: приняты новые документы
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Допускается временное размещение на период внесения побочных продуктов животноводства в почву не более 5 месяцев с момента фактического размещения обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства твердой фракции в буртах на землях сельскохозяйственного назначения, размещенных за пределами границ водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия, без соблюдения требований, установленных для специализированных площадок.
(Рябинин В.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве", 2023, N 1)Допускается временное размещение на период внесения побочных продуктов животноводства в почву не более 5 месяцев с момента фактического размещения обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства твердой фракции в буртах на землях сельскохозяйственного назначения, размещенных за пределами границ водоохранных зон водных объектов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на верхнем плодородном слое почвы без его снятия, без соблюдения требований, установленных для специализированных площадок.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Данными изменениями снято законодательное ограничение на приватизацию земель во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 4)Данными изменениями снято законодательное ограничение на приватизацию земель во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статьей 105 ЗК РФ в числе зон с особыми условиями использования территорий выделяются зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также зоны специальной охраны, устанавливаемые в случаях, предусмотренных ВК РФ, в отношении подземных водных объектов.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статьей 105 ЗК РФ в числе зон с особыми условиями использования территорий выделяются зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также зоны специальной охраны, устанавливаемые в случаях, предусмотренных ВК РФ, в отношении подземных водных объектов.
Статья: Охранные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ЗК РФ в пп. 16 ст. 105 предусматривает установление зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а не охранной зоны водопровода.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ЗК РФ в пп. 16 ст. 105 предусматривает установление зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а не охранной зоны водопровода.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья: Особенности правового режима использования и застройки земельных участков в зонах затопления и подтопления
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)<1> Так, с 1980 по 2010 г. (годы введения действующих ограничений по второму поясу зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Московского водопровода) в границах второго пояса зон санитарной охраны в Московской области были построены 7 466 объектов капитального строительства, включая 33 многоквартирных жилых дома, 5 255 индивидуальных жилых домов, 2 153 объекта нежилого назначения. См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона N 1260569-7 "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1260569-7 (дата обращения: 01.11.2023).
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)<1> Так, с 1980 по 2010 г. (годы введения действующих ограничений по второму поясу зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Московского водопровода) в границах второго пояса зон санитарной охраны в Московской области были построены 7 466 объектов капитального строительства, включая 33 многоквартирных жилых дома, 5 255 индивидуальных жилых домов, 2 153 объекта нежилого назначения. См.: Пояснительная записка к проекту федерального закона N 1260569-7 "О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1260569-7 (дата обращения: 01.11.2023).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд кассационной инстанции также не согласен с доводом заявителей жалобы о том, что при расчете суммы неосновательного обогащения необходимо было учитывать размер земельного налога, поскольку спорный земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте, а именно, расположен во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд кассационной инстанции также не согласен с доводом заявителей жалобы о том, что при расчете суммы неосновательного обогащения необходимо было учитывать размер земельного налога, поскольку спорный земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте, а именно, расположен во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Статья: Эколого-правовые проблемы формирования и функционирования водоохранных зон
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Такой режим не создает препятствий для оборотоспособности земельного участка, находящегося в водоохранной зоне. Исключением является наложение нескольких режимов, а именно нахождение в пределах водоохранной зоны зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ), тогда выкуп земельных участков может быть ограничен <11>, застройка таких территорий не разрешается. Не допускается приватизация и застройка земельных участков в пределах береговой полосы, которая по общему правилу составляет 20 м от береговой линии (п. 8 ст. 27 ЗК РФ).
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Такой режим не создает препятствий для оборотоспособности земельного участка, находящегося в водоохранной зоне. Исключением является наложение нескольких режимов, а именно нахождение в пределах водоохранной зоны зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ), тогда выкуп земельных участков может быть ограничен <11>, застройка таких территорий не разрешается. Не допускается приватизация и застройка земельных участков в пределах береговой полосы, которая по общему правилу составляет 20 м от береговой линии (п. 8 ст. 27 ЗК РФ).
Статья: Земельный участок как объект гражданского оборота: вопросы теории и практики
(Инжиева Б.Б.)
("Юрист", 2022, N 5)2. Категория земель населенных пунктов. Земельные участки в составе данной категории земель свободны в обороте, однако населенный пункт (особенно крупный город) является сложным и единым социальным и природным комплексом, в рамках которого необходимо выдерживать общую логику выстраивания баланса частных и публичных интересов. Это влечет как набор особых правовых инструментов для этого (генеральные планы, правила землепользования и застройки), так и значительное число ограничений (изъятий) из оборота земельных участков, имеющих различные виды разрешенного использования. Такие ограничения могут распространяться на оборот земельных участков, занятых различными инфраструктурными объектами (воздушного, морского транспорта, автомобильными дорогами и т.д.), зданиями (например, где расположены военные суды), зонами санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и т.д. Не могут быть предоставлены в частную собственность и земли общего пользования городов.
(Инжиева Б.Б.)
("Юрист", 2022, N 5)2. Категория земель населенных пунктов. Земельные участки в составе данной категории земель свободны в обороте, однако населенный пункт (особенно крупный город) является сложным и единым социальным и природным комплексом, в рамках которого необходимо выдерживать общую логику выстраивания баланса частных и публичных интересов. Это влечет как набор особых правовых инструментов для этого (генеральные планы, правила землепользования и застройки), так и значительное число ограничений (изъятий) из оборота земельных участков, имеющих различные виды разрешенного использования. Такие ограничения могут распространяться на оборот земельных участков, занятых различными инфраструктурными объектами (воздушного, морского транспорта, автомобильными дорогами и т.д.), зданиями (например, где расположены военные суды), зонами санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и т.д. Не могут быть предоставлены в частную собственность и земли общего пользования городов.
Статья: Источники питьевого водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 1.2 Постановления Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 "О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области" для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К примеру, согласно п. 1.2 Постановления Правительства Москвы и Правительства МО от 17.12.2019 N 1705-ПП/970/44 "О зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области" для определения границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории города Москвы и Московской области применяются границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения города Москвы и ограничения использования земельных участков в границах таких зон, установленные решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного советов народных депутатов от 17.04.1980 N 500-1143 "Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП".