Злоупотребление правом обращения граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Злоупотребление правом обращения граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Важным является отсутствие регламентации срока, в течение которого гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом. Таким образом, по усмотрению должностного лица сообщение о злоупотреблении правом, допущенным гражданином в своем обращении, может даваться на протяжении всего предусмотренного законом 30-дневного срока рассмотрения, что предоставляет возможность должностному лицу по своему усмотрению определять срок направления такого сообщения.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Важным является отсутствие регламентации срока, в течение которого гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом. Таким образом, по усмотрению должностного лица сообщение о злоупотреблении правом, допущенным гражданином в своем обращении, может даваться на протяжении всего предусмотренного законом 30-дневного срока рассмотрения, что предоставляет возможность должностному лицу по своему усмотрению определять срок направления такого сообщения.
Статья: О некоторых проблемах при рассмотрении обращений граждан в органах прокуратуры и вариантах совершенствования правового регулирования этих правоотношений
(Анисимов Г.Г.)
("Законность", 2022, N 1)Подобная активная сутяжническая деятельность в значительной степени снижает эффективность работы государственных органов, отвлекает силы и средства от реальной работы, что в конечном итоге может повлечь подрыв авторитета властных структур. В связи с этим полагаем, что назрела необходимость выработки четкого механизма защиты от недобросовестного поведения граждан, злоупотребляющих правом на обращение. Целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении правомочия органам государственной власти и местного самоуправления на обращение в суд с требованием о признании такого неправомерного поведения злоупотреблением правом, взыскании причиненных государству или муниципалитету убытков, наложении штрафных санкций. Действенным способом также может быть введение госпошлины за подачу обращений со стороны граждан, обращающихся не в защиту собственных прав или направляющих значительное количество однотипных (тождественных) или необоснованных обращений в различные инстанции.
(Анисимов Г.Г.)
("Законность", 2022, N 1)Подобная активная сутяжническая деятельность в значительной степени снижает эффективность работы государственных органов, отвлекает силы и средства от реальной работы, что в конечном итоге может повлечь подрыв авторитета властных структур. В связи с этим полагаем, что назрела необходимость выработки четкого механизма защиты от недобросовестного поведения граждан, злоупотребляющих правом на обращение. Целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении правомочия органам государственной власти и местного самоуправления на обращение в суд с требованием о признании такого неправомерного поведения злоупотреблением правом, взыскании причиненных государству или муниципалитету убытков, наложении штрафных санкций. Действенным способом также может быть введение госпошлины за подачу обращений со стороны граждан, обращающихся не в защиту собственных прав или направляющих значительное количество однотипных (тождественных) или необоснованных обращений в различные инстанции.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
(ред. от 28.12.2024)
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)При таком положении суды признали договор займа мнимой сделкой (пункт 1 статьи 170 Гражданского кодекса), а обращение гражданина с иском - злоупотреблением правом, что повлекло отказ в судебной защите.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)При таком положении суды признали договор займа мнимой сделкой (пункт 1 статьи 170 Гражданского кодекса), а обращение гражданина с иском - злоупотреблением правом, что повлекло отказ в судебной защите.
Ситуация: Как гражданин может обратиться в органы власти?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, то возможно оставление обращения без ответа по существу и сообщение гражданину о недопустимости злоупотребления правом;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, то возможно оставление обращения без ответа по существу и сообщение гражданину о недопустимости злоупотребления правом;
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за август 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)1. Если физическим лицом заявлен иск о защите чести, достоинства и деловой репутации в отношении другого лица, требование мотивировано тем, что ответчик путем обращения к полномочному представителю Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе распространил порочащие сведения о взятке, которую истец якобы дал должностному лицу местной администрации для приобретения земельных участков, то при отсутствии в действиях ответчика признаков злоупотребления правом в удовлетворении требования следует отказать. Обращение гражданина в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе в правоохранительные органы, по поводу предполагаемых нарушений закона в целях проведения проверки и устранения нарушений само по себе не является основанием для удовлетворения иска о защите деловой репутации и в том случае, если убеждения автора оказались ошибочными.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)1. Если физическим лицом заявлен иск о защите чести, достоинства и деловой репутации в отношении другого лица, требование мотивировано тем, что ответчик путем обращения к полномочному представителю Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе распространил порочащие сведения о взятке, которую истец якобы дал должностному лицу местной администрации для приобретения земельных участков, то при отсутствии в действиях ответчика признаков злоупотребления правом в удовлетворении требования следует отказать. Обращение гражданина в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе в правоохранительные органы, по поводу предполагаемых нарушений закона в целях проведения проверки и устранения нарушений само по себе не является основанием для удовлетворения иска о защите деловой репутации и в том случае, если убеждения автора оказались ошибочными.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом (ч. 3);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом (ч. 3);
Статья: Пределы применения Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)<47> Степкин С.П. Проблемы злоупотребления правом при реализации права граждан на обращения // Российский юридический журнал. 2019. N 1. С. 54 - 59.
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)<47> Степкин С.П. Проблемы злоупотребления правом при реализации права граждан на обращения // Российский юридический журнал. 2019. N 1. С. 54 - 59.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом (ч. 3);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом (ч. 3);