Журнал первичного учета движения отходов производства и потребления
Подборка наиболее важных документов по запросу Журнал первичного учета движения отходов производства и потребления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Постановление Верховного Суда РФ от 22.10.2024 N 11-АД24-47-К6
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление сведений (информации).
Решение: Производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.- журнал первичного учета движения отходов производства и потребления за период с 2022 г.;
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление сведений (информации).
Решение: Производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.- журнал первичного учета движения отходов производства и потребления за период с 2022 г.;
Подборка судебных решений за 2009 год: Статья 11 "Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов" Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
(О.М. Кабанов)Хозяйственное общество правомерно привлечено к административной ответственности за зафиксированные и подтвержденные фотоматериалами нарушения ст. 11 ФЗ "Об отходах производства и потребления" в форме отсутствия проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, неведения журнала первичного учета образования и движения отходов, отсутствия положения о контроле в области обращения с отходами производства и потребления, а также программы производственного экологического контроля, размещения отходов на открытом грунте насыпом, непрохождения персоналом обучения на право обращения с отходами, отсутствия паспортов на опасные отходы, образующиеся в результате производственной деятельности, передачи опасных отходов предприятиям, не имеющим лицензий на право обращения с опасными отходами.
(О.М. Кабанов)Хозяйственное общество правомерно привлечено к административной ответственности за зафиксированные и подтвержденные фотоматериалами нарушения ст. 11 ФЗ "Об отходах производства и потребления" в форме отсутствия проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, неведения журнала первичного учета образования и движения отходов, отсутствия положения о контроле в области обращения с отходами производства и потребления, а также программы производственного экологического контроля, размещения отходов на открытом грунте насыпом, непрохождения персоналом обучения на право обращения с отходами, отсутствия паспортов на опасные отходы, образующиеся в результате производственной деятельности, передачи опасных отходов предприятиям, не имеющим лицензий на право обращения с опасными отходами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В рамках деятельности по производству готового продукта/рекультиванта необходимо соблюдать требования в области обращения с отходами производства и потребления: учет, движение, отчетность принимаемых от сторонних организаций отходов, внесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду от производственной деятельности. Необходимо соблюдение требований по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов производства и потребления соответствующего вида и класса опасности, оформление необходимой эколого-разрешительной документации.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В рамках деятельности по производству готового продукта/рекультиванта необходимо соблюдать требования в области обращения с отходами производства и потребления: учет, движение, отчетность принимаемых от сторонних организаций отходов, внесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду от производственной деятельности. Необходимо соблюдение требований по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов производства и потребления соответствующего вида и класса опасности, оформление необходимой эколого-разрешительной документации.
Готовое решение: Как рассчитать сумму платы за НВОС при размещении отходов производства и потребления, хранении вскрышных и вмещающих горных пород, размещении побочных продуктов животноводства
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку для объектов IV категории не устанавливают лимиты на размещение отходов, то при расчете не применяйте повышающие коэффициенты, которые действуют при превышении нормативов и лимитов (п. 5 ст. 16.3, п. 5 ст. 22 Закона об охране окружающей среды, п. 6 ст. 18 Закона об отходах, Письмо Росприроднадзора от 06.12.2023 N РН-03-01-34/44278). Платежную базу по таким объектам определяйте как количество размещенных за отчетный год отходов производства и потребления по данным учета (Письмо Минприроды России от 03.02.2020 N 19-47/2482). Полагаем, что для расчета платы по данным объектам применяется формула из п. 28 Правил исчисления и взимания платы за НВОС:
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку для объектов IV категории не устанавливают лимиты на размещение отходов, то при расчете не применяйте повышающие коэффициенты, которые действуют при превышении нормативов и лимитов (п. 5 ст. 16.3, п. 5 ст. 22 Закона об охране окружающей среды, п. 6 ст. 18 Закона об отходах, Письмо Росприроднадзора от 06.12.2023 N РН-03-01-34/44278). Платежную базу по таким объектам определяйте как количество размещенных за отчетный год отходов производства и потребления по данным учета (Письмо Минприроды России от 03.02.2020 N 19-47/2482). Полагаем, что для расчета платы по данным объектам применяется формула из п. 28 Правил исчисления и взимания платы за НВОС:
Нормативные акты
"ИТС 22.1-2016. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения"
(утв. Приказом Росстандарта от 15.12.2016 N 1891)5) организация и осуществление первичного учета образования и движения отходов:
(утв. Приказом Росстандарта от 15.12.2016 N 1891)5) организация и осуществление первичного учета образования и движения отходов:
Вопрос: О регулировании вопросов бухучета отходов производства и потребления.
(Письмо Минфина России от 31.07.2024 N 07-01-04/71505)Вместе с тем обращаем внимание, что вопросы, регулируемые федеральными стандартами бухгалтерского учета, определены частью 3 статьи 21 Федерального закона "О бухгалтерском учете". В отношении бухгалтерского учета отходов производства и потребления (далее - отходы) данные вопросы регулируются системой федеральных стандартов бухгалтерского учета и иных документов в области регулирования бухгалтерского учета, принятых в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", а именно:
(Письмо Минфина России от 31.07.2024 N 07-01-04/71505)Вместе с тем обращаем внимание, что вопросы, регулируемые федеральными стандартами бухгалтерского учета, определены частью 3 статьи 21 Федерального закона "О бухгалтерском учете". В отношении бухгалтерского учета отходов производства и потребления (далее - отходы) данные вопросы регулируются системой федеральных стандартов бухгалтерского учета и иных документов в области регулирования бухгалтерского учета, принятых в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", а именно:
Статья: Эколого-правовые проблемы формирования и функционирования водоохранных зон
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)В рамках специального правового режима земельных участков может устанавливаться запрет на размещение скотомогильников и кладбищ; стоянку и движение транспортных средств; расположение объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых; выпас сельскохозяйственных животных и многие другие (ВК РФ).
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)В рамках специального правового режима земельных участков может устанавливаться запрет на размещение скотомогильников и кладбищ; стоянку и движение транспортных средств; расположение объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых; выпас сельскохозяйственных животных и многие другие (ВК РФ).
Статья: Значение комплексной геолого-экономической оценки для определения правового режима и дальнейшего использования отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Однако само по себе включение в классификационный каталог не говорит о том, что отходы недропользования становятся отходами производства и потребления, так как, несмотря на это, они могут содержать полезные ископаемые. В связи с чем лишь проведение ГЭО и отсутствие по ее результатам экономически обоснованной возможности извлечения полезных ископаемых из отходов недропользования позволяет изменить правовой режим данных объектов и отнести их к категории отходов производства и потребления. С учетом изложенного представляется необходимым отнесение отходов недропользования к категории отходов 5-го класса лишь после проведения ГЭО и получения отрицательного результата относительно наличия ресурсов недр, которые целесообразно и экономически выгодно добывать или использовать в промышленных или иных хозяйственных целях. Лишь в таком случае недропользователь становится собственником данных отходов, так как они приобретают правовой режим отходов производства и потребления. Дальнейший оборот данных отходов должен регламентироваться Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <6>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Однако само по себе включение в классификационный каталог не говорит о том, что отходы недропользования становятся отходами производства и потребления, так как, несмотря на это, они могут содержать полезные ископаемые. В связи с чем лишь проведение ГЭО и отсутствие по ее результатам экономически обоснованной возможности извлечения полезных ископаемых из отходов недропользования позволяет изменить правовой режим данных объектов и отнести их к категории отходов производства и потребления. С учетом изложенного представляется необходимым отнесение отходов недропользования к категории отходов 5-го класса лишь после проведения ГЭО и получения отрицательного результата относительно наличия ресурсов недр, которые целесообразно и экономически выгодно добывать или использовать в промышленных или иных хозяйственных целях. Лишь в таком случае недропользователь становится собственником данных отходов, так как они приобретают правовой режим отходов производства и потребления. Дальнейший оборот данных отходов должен регламентироваться Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" <6>.
Статья: Правовой режим отходов медицинской деятельности
(Пономарев М.В., Цомартова Ф.В.)
("Журнал российского права", 2019, N 9)Исходя из проведенного исследования, в указанных целях требуется закрепить самостоятельный понятийный аппарат, распространить на деятельность по обращению с медицинскими отходами большинство существующих публично-правовых требований, аналогичных требованиям в области обращения с отходами производства и потребления, в частности нормирование, лицензирование, учет, ведение и представление отчетности, а также предусмотреть возможность привлечения к административной ответственности за нарушение требований в сфере обращения с медицинскими отходами.
(Пономарев М.В., Цомартова Ф.В.)
("Журнал российского права", 2019, N 9)Исходя из проведенного исследования, в указанных целях требуется закрепить самостоятельный понятийный аппарат, распространить на деятельность по обращению с медицинскими отходами большинство существующих публично-правовых требований, аналогичных требованиям в области обращения с отходами производства и потребления, в частности нормирование, лицензирование, учет, ведение и представление отчетности, а также предусмотреть возможность привлечения к административной ответственности за нарушение требований в сфере обращения с медицинскими отходами.
Статья: Рискованные расходы по налогу на прибыль
(Максимова А.С.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 5)Но есть условие: выбросы в атмосферный воздух (сбросы в водные объекты) должны осуществляться в пределах нормативов, соответственно, и в расходах учитываются только суммы платежей за нормативные выбросы (сбросы). Аналогичное условие установлено в отношении платежа за размещение отходов производства и потребления. В составе налогооблагаемых расходов можно учесть только сумму за размещение отходов в пределах установленных лимитов.
(Максимова А.С.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 5)Но есть условие: выбросы в атмосферный воздух (сбросы в водные объекты) должны осуществляться в пределах нормативов, соответственно, и в расходах учитываются только суммы платежей за нормативные выбросы (сбросы). Аналогичное условие установлено в отношении платежа за размещение отходов производства и потребления. В составе налогооблагаемых расходов можно учесть только сумму за размещение отходов в пределах установленных лимитов.
Вопрос: Как внести исправления в книгу по учету движения трудовых книжек и вкладышей в них, в том числе если ошибка обнаружена после увольнения работника?
(Консультация эксперта, 2025)Порядок внесения исправлений в книгу (журнал) по учету движения трудовых книжек и вкладышей в них нормативно не установлен. Однако, по нашему мнению, для исправления ошибочных записей следует руководствоваться правилами внесения исправлений в первичные учетные документы.
(Консультация эксперта, 2025)Порядок внесения исправлений в книгу (журнал) по учету движения трудовых книжек и вкладышей в них нормативно не установлен. Однако, по нашему мнению, для исправления ошибочных записей следует руководствоваться правилами внесения исправлений в первичные учетные документы.
Готовое решение: Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду до 31 августа 2023 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)как количество размещенных за отчетный год отходов производства и потребления по данным учета.
(КонсультантПлюс, 2023)как количество размещенных за отчетный год отходов производства и потребления по данным учета.
Статья: Разрешение судами дел об административных правонарушениях, связанных с негативным воздействием на окружающую среду
(Широбоков А.С., Лю Хунянь)
("Правосудие/Justice", 2023, N 1)Поскольку в судебной практике нередко дается оценка таким не упоминающимся в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" критериям отходов, как наличие/утрата потребительских свойств, степень износа предметов, наличие/отсутствие документации предприятия, обосновывающей придание статуса продукта отходам, целесообразно указанные признаки или некоторые из них (с учетом правовых позиций высших судов по применению данных признаков) включить в правовое определение отходов производства и потребления.
(Широбоков А.С., Лю Хунянь)
("Правосудие/Justice", 2023, N 1)Поскольку в судебной практике нередко дается оценка таким не упоминающимся в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" критериям отходов, как наличие/утрата потребительских свойств, степень износа предметов, наличие/отсутствие документации предприятия, обосновывающей придание статуса продукта отходам, целесообразно указанные признаки или некоторые из них (с учетом правовых позиций высших судов по применению данных признаков) включить в правовое определение отходов производства и потребления.
Статья: Декларация о плате за НВОС обновлена
(Петрова Н.А.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2020, N 5)- уточнено, что декларация на бумажном носителе представляется лицами, обязанными вносить плату, в территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления (ранее - по месту учета).
(Петрова Н.А.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2020, N 5)- уточнено, что декларация на бумажном носителе представляется лицами, обязанными вносить плату, в территориальные органы Росприроднадзора по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления (ранее - по месту учета).
Статья: Самостоятельная утилизация отходов: угрозы окружающей среде как следствие правовой неопределенности
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров <12> предусматривают процедуру учета объектов утилизации. Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 451 <13> в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" <14> введена ст. 24.2-3, предусматривающая ведение реестра лиц, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров (реестра утилизаторов). Самостоятельная утилизация осуществляется лицом, включенным в реестр утилизаторов. Если это продукция, то статус утилизатора не требуется. Учет утилизаторов предусмотрен только при обращении с отходами, образовавшимися при использовании товаров. Для самостоятельной утилизации отходов производства учет не предусмотрен. Нет учета и в отношении побочных продуктов производства.
(Мисник Г.А.)
("Экологическое право", 2024, N 4)Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров <12> предусматривают процедуру учета объектов утилизации. Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 451 <13> в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" <14> введена ст. 24.2-3, предусматривающая ведение реестра лиц, осуществляющих утилизацию отходов от использования товаров (реестра утилизаторов). Самостоятельная утилизация осуществляется лицом, включенным в реестр утилизаторов. Если это продукция, то статус утилизатора не требуется. Учет утилизаторов предусмотрен только при обращении с отходами, образовавшимися при использовании товаров. Для самостоятельной утилизации отходов производства учет не предусмотрен. Нет учета и в отношении побочных продуктов производства.