Железнодорожный транспорт необщего пользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Железнодорожный транспорт необщего пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с железнодорожной перевозкой и сопутствующими договорами: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 330, 333, 421, 432, 445, 446, 779, 781, 784, 785, 790 - 793, 796, 1102, 1103, 1105 ГК РФ, ст. ст. 10, 15, 17, 23, 25 - 27, 30, 32 - 34, 39, 44, 54, 55, 56, 58, 60, 62 - 64, 68, 95 - 100, 102, 111, 118 - 120 Устава железнодорожного транспорта, ст. ст. 8, 23 Закона о железнодорожном транспорте, Правила перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом, Правила эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, Тарифное руководство (утв. Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1), Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 330, 333, 421, 432, 445, 446, 779, 781, 784, 785, 790 - 793, 796, 1102, 1103, 1105 ГК РФ, ст. ст. 10, 15, 17, 23, 25 - 27, 30, 32 - 34, 39, 44, 54, 55, 56, 58, 60, 62 - 64, 68, 95 - 100, 102, 111, 118 - 120 Устава железнодорожного транспорта, ст. ст. 8, 23 Закона о железнодорожном транспорте, Правила перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом, Правила эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, Тарифное руководство (утв. Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1), Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4 "Сферы деятельности субъектов естественных монополий" Федерального закона "О естественных монополиях""Таким образом, услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, не относится к железнодорожным перевозкам и не относятся к естественно монопольным. Указанные выводы подтверждаются решением Федеральной Антимонопольной Службы России от 05.04.2019 г. N ЦА/27811/19, решением Федеральной Антимонопольной Службы России от 29.01.2021 г. N СП/6283/21, решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.01.2020 г. N А40-257718/19-154-2128. Из этого следует вывод, что предоставление подъездного железнодорожного пути необщего пользования в аренду для транзита вагонов не относится к железнодорожным перевозкам и не относится ни к одной из сфер деятельности, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях, а потому не является естественно монопольным."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: На каких работников железнодорожного транспорта (общего пользования или необщего пользования) распространяется Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте, утв. Приказом N 428?
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)"Официальный сайт Минтранса России https://mintrans.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)"Официальный сайт Минтранса России https://mintrans.gov.ru", 2023
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 1. Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
(ред. от 31.07.2025)
"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 1. Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Приказ Минэкономразвития РФ от 13.12.2010 N 626
"Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.02.2011 N 19774)Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 февраля 2011 г. N 19774
"Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.02.2011 N 19774)Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 февраля 2011 г. N 19774
Статья: Правовое обеспечение транспортной безопасности в условиях цифровизации
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2023, N 1)Анализ содержания понятия "безопасность транспортного средства" вызывает вопрос о его соотношении с понятиями "транспортная безопасность" и "безопасность на транспорте". При обозначении их корреляции в первую очередь необходимо дать определения ключевых терминов "транспорт" и "транспортное средство". Понятие "транспорт" используется в действующем законодательстве. Оно раскрывается применительно к конкретному виду перевозки. Так, например, в Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" <5> в п. 2 ст. 1 указывается на то, что железнодорожный транспорт состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. В ст. 2 данного нормативного правового акта законодатель, раскрывая содержание терминов, перечисленных в п. 2 ст. 1, определяет железнодорожный транспорт как производственно-технологический комплекс. В зависимости от вида железнодорожного транспорта (общего пользования или необщего пользования) в него включаются инфраструктура железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, железнодорожные пути, иное имущество, предназначенные для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками, а также работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2023, N 1)Анализ содержания понятия "безопасность транспортного средства" вызывает вопрос о его соотношении с понятиями "транспортная безопасность" и "безопасность на транспорте". При обозначении их корреляции в первую очередь необходимо дать определения ключевых терминов "транспорт" и "транспортное средство". Понятие "транспорт" используется в действующем законодательстве. Оно раскрывается применительно к конкретному виду перевозки. Так, например, в Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" <5> в п. 2 ст. 1 указывается на то, что железнодорожный транспорт состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. В ст. 2 данного нормативного правового акта законодатель, раскрывая содержание терминов, перечисленных в п. 2 ст. 1, определяет железнодорожный транспорт как производственно-технологический комплекс. В зависимости от вида железнодорожного транспорта (общего пользования или необщего пользования) в него включаются инфраструктура железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, железнодорожные пути, иное имущество, предназначенные для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками, а также работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)Истец в обоснование заявленных исковых требований указал, что при расчете арендной платы ответчики необоснованно не применили Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 13.12.2010 N 626 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования", а также Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)Истец в обоснование заявленных исковых требований указал, что при расчете арендной платы ответчики необоснованно не применили Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 13.12.2010 N 626 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования", а также Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".