Земли ограниченные в оБороте земельный налог
Подборка наиболее важных документов по запросу Земли ограниченные в оБороте земельный налог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 389 "Объект налогообложения" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил земельный налог, сделав вывод, что принадлежащие налогоплательщику участки относятся к ограниченным в обороте, а не к изъятым из оборота. Суд признал доначисление земельного налога правомерным. Суд отметил, что сам по себе факт закрепления земельного участка за войсковой частью не подтверждает наличие на нем объектов, с которыми п. 4 ст. 27 ЗК РФ связывает изъятие земель из оборота. Не подлежат учету при исчислении земельного налога только находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Наличие у Минобороны России компетенции по отнесению участков к ограниченным в обороте не свидетельствует об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате налога по земельным участкам при наличии на то оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Поскольку налогоплательщик не представил доказательств, которые однозначно свидетельствовали бы о нахождении в пределах земельных участков объектов, с которыми п. 4 ст. 27 ЗК РФ связывает изъятие земель из оборота, участки подлежат налогообложению земельным налогом по ставке 0,3 процента, предусмотренной для земель, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил земельный налог, сделав вывод, что принадлежащие налогоплательщику участки относятся к ограниченным в обороте, а не к изъятым из оборота. Суд признал доначисление земельного налога правомерным. Суд отметил, что сам по себе факт закрепления земельного участка за войсковой частью не подтверждает наличие на нем объектов, с которыми п. 4 ст. 27 ЗК РФ связывает изъятие земель из оборота. Не подлежат учету при исчислении земельного налога только находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Наличие у Минобороны России компетенции по отнесению участков к ограниченным в обороте не свидетельствует об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате налога по земельным участкам при наличии на то оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Поскольку налогоплательщик не представил доказательств, которые однозначно свидетельствовали бы о нахождении в пределах земельных участков объектов, с которыми п. 4 ст. 27 ЗК РФ связывает изъятие земель из оборота, участки подлежат налогообложению земельным налогом по ставке 0,3 процента, предусмотренной для земель, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд кассационной инстанции также не согласен с доводом заявителей жалобы о том, что при расчете суммы неосновательного обогащения необходимо было учитывать размер земельного налога, поскольку спорный земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте, а именно, расположен во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Применяются ли правила определения арендной платы для федеральных земель к договорам аренды земель субъектов РФ, муниципальных образований и неразграниченных земель
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суд кассационной инстанции также не согласен с доводом заявителей жалобы о том, что при расчете суммы неосновательного обогащения необходимо было учитывать размер земельного налога, поскольку спорный земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте, а именно, расположен во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Вопрос: О признании объектом налогообложения по земельному налогу участка, занятого объектом культурного наследия.
(Письмо Минфина России от 23.01.2024 N 03-05-05-02/4941)Департамент налоговой политики на письмо ГБУК от 15.11.2023 о порядке применения подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в части непризнания объектом обложения земельным налогом земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 23.01.2024 N 03-05-05-02/4941)Департамент налоговой политики на письмо ГБУК от 15.11.2023 о порядке применения подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в части непризнания объектом обложения земельным налогом земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, сообщает следующее.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Суды исходили из того, что, поскольку предметом аукциона являлась только цена объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, истец приобрел право аренды земельных участков без проведения торгов как собственник объектов недвижимости, расположенных на данных участках. В таком случае арендная плата за спорные земельные участки должна исчисляться в размере, не превышающем размер земельного налога для земельного участка, ограниченного в обороте, занятого зданиями и сооружениями, сформированного с учетом площади, необходимой для их эксплуатации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)Суды исходили из того, что, поскольку предметом аукциона являлась только цена объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, истец приобрел право аренды земельных участков без проведения торгов как собственник объектов недвижимости, расположенных на данных участках. В таком случае арендная плата за спорные земельные участки должна исчисляться в размере, не превышающем размер земельного налога для земельного участка, ограниченного в обороте, занятого зданиями и сооружениями, сформированного с учетом площади, необходимой для их эксплуатации.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017)
(ред. от 26.04.2017)Подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) определено, что не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)24. В ч. 24 комментируемой статьи речь также идет об особенностях государственной регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположен гараж, возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ. Однако в данном случае следует учитывать, что в данном случае земельный участок является ограниченным в обороте и в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставлен гражданину в аренду. В п. 19 ст. 3.7 указанного Закона сказано, что в случае, если земельные участки являются ограниченными в обороте, такие земельные участки по правилам указанной статьи подлежат предоставлению гражданам в аренду с установлением арендной платы в размере не выше размера земельного налога за соответствующий земельный участок.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)24. В ч. 24 комментируемой статьи речь также идет об особенностях государственной регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположен гараж, возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ. Однако в данном случае следует учитывать, что в данном случае земельный участок является ограниченным в обороте и в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставлен гражданину в аренду. В п. 19 ст. 3.7 указанного Закона сказано, что в случае, если земельные участки являются ограниченными в обороте, такие земельные участки по правилам указанной статьи подлежат предоставлению гражданам в аренду с установлением арендной платы в размере не выше размера земельного налога за соответствующий земельный участок.
Ситуация: Как оформить в собственность земельный участок под гаражом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Если земельный участок под гаражом является ограниченным в обороте, то он может быть предоставлен только в аренду с установлением арендной платы в размере не выше размера земельного налога за соответствующий земельный участок (п. 19 ст. 3.7 Закона N 137-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Если земельный участок под гаражом является ограниченным в обороте, то он может быть предоставлен только в аренду с установлением арендной платы в размере не выше размера земельного налога за соответствующий земельный участок (п. 19 ст. 3.7 Закона N 137-ФЗ).
Вопрос: О земельном налоге в отношении земельных участков, входящих в территорию особо ценного объекта культурного наследия, включенного в Государственный свод.
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 03-05-05-02/129701)Одновременно отмечаем, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
(Письмо Минфина России от 29.12.2022 N 03-05-05-02/129701)Одновременно отмечаем, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
Вопрос: Об исчислении земельного налога на основании сведений о кадастровых номерах земельных участков, изъятых и ограниченных в обороте.
(Письмо ФНС России от 27.09.2023 N БС-4-21/12381@)Вопрос: Об исчислении земельного налога на основании сведений о кадастровых номерах земельных участков, изъятых и ограниченных в обороте.
(Письмо ФНС России от 27.09.2023 N БС-4-21/12381@)Вопрос: Об исчислении земельного налога на основании сведений о кадастровых номерах земельных участков, изъятых и ограниченных в обороте.
Статья: К вопросу о "гаражной амнистии"
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В случае если земельные участки, подпадающие под действие "гаражной амнистии", являются ограниченными в обороте, такие земельные участки подлежат предоставлению гражданам в аренду с установлением арендной платы в размере не выше размера земельного налога на планируемый к предоставлению земельный участок.
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В случае если земельные участки, подпадающие под действие "гаражной амнистии", являются ограниченными в обороте, такие земельные участки подлежат предоставлению гражданам в аренду с установлением арендной платы в размере не выше размера земельного налога на планируемый к предоставлению земельный участок.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Суд пришел к выводу, что спорные земельные участки не относятся к землям, изъятым из оборота, и, следовательно, подлежат обложению земельным налогом как ограниченные в обороте (Постановление АС СЗО от 23.03.2022 N Ф07-2587/2022 по делу N А05-7423/2021).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Суд пришел к выводу, что спорные земельные участки не относятся к землям, изъятым из оборота, и, следовательно, подлежат обложению земельным налогом как ограниченные в обороте (Постановление АС СЗО от 23.03.2022 N Ф07-2587/2022 по делу N А05-7423/2021).
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)Во-первых, федеральным законодательством одновременно с чисто налоговыми льготами установлен достаточно широкий перечень земельных участков, которые не могут быть объектами налогообложения и их пользователи, соответственно, не входят в число лиц, получивших налоговые льготы в соответствии с федеральным законодательством. В частности, в число освобожденных от уплаты налога на землю включены земельные участки, изъятые из оборота, а также ограниченные в обороте в связи с тем, что они заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками. Не признаны в качестве объектов налогообложения также и земельные участки из состава земель лесного фонда и занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, а также некоторые иные земельные участки.
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)Во-первых, федеральным законодательством одновременно с чисто налоговыми льготами установлен достаточно широкий перечень земельных участков, которые не могут быть объектами налогообложения и их пользователи, соответственно, не входят в число лиц, получивших налоговые льготы в соответствии с федеральным законодательством. В частности, в число освобожденных от уплаты налога на землю включены земельные участки, изъятые из оборота, а также ограниченные в обороте в связи с тем, что они заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками. Не признаны в качестве объектов налогообложения также и земельные участки из состава земель лесного фонда и занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, а также некоторые иные земельные участки.
Готовое решение: Какие земли облагаются земельным налогом, а какие - нет
(КонсультантПлюс, 2025)- земли, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками (Письмо ФНС России от 09.01.2024 N СД-4-21/37@);
(КонсультантПлюс, 2025)- земли, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками (Письмо ФНС России от 09.01.2024 N СД-4-21/37@);